Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение и смысл социального поведения




В разных культурах социальное поведение не означает однозначно одно и то же. Триандис, Василиоу и Нассикоу (Triandis, Vassiliou, Nassiakou, 1968) изучили содержательное понимание различных видов поведения в Греции и Соединенных Штатах. Они просили респондентов выборок из этих двух стран ранжировать каждый вид поведения по ряду переменных. Например, переменная «ассоциация-диссоциация» определялась категориями «любить», «обожать», «помогать» и «ненавидеть», «презирать», «быть предубежденным». Другая переменная «близость-формальность» определялась категориями «иметь сексуальные отношения», «быть женатым», «любимым» и «указывать на различие статуса», «посылать письма-приглашения на ужин», «приглашать вступить в члены своего клуба». Третья переменная «подчинение-доминирование» определялась такими видами поведения, как «подчинение командам», «принятие критики» и «угроза неподчинения», «стремление командовать», «отклонение совета». В исследовании использовалась также четвертая переменная – «враждебность» («разрушение», «нанесение вреда», «исключение из круга соседей»). В каждой культуре каждый вид поведения ранжировался по шкалам. Например, является ли «приглашение на ужин» более похожим на «подчинение» или «следование команде»? В результате были выявлены многочисленные культурные различия в содержательном понимании разных видов поведения.

Так, греки показали б о льшую ориентацию на «уважение статуса» в связи с поведением «вступать в конкуренцию с …» и меньшую значимость категории «уважение статуса» в ситуации «принять как близкого родственника на основании брака / женитьбы». В целом, можно отметить следующее: (1) в разных культурах существуют устойчивые различия в понимании и значимости социального поведения и (2) разные способы идентификации и «измерения» этих различий для обучения людей эффективному взаимодействию с представителями других культур.

Проблема адаптации к инокультурной среде была босуждена ранее. В этой связи возникает вопрос о частоте встречаемости различных видов поведения в культуре в зависимости от уровня адаптации. Там, где люди часто приглашают друг друга на обед в гости, уровень адаптации к этому обычаю будет традиционным. Поэтому индивид, которого не приглашают, будет чувствовать себя отвергаемым. Эту логику можно использовать к оценке любого типа социального поведения. Частота встречаемости того или иного поведения в конкретной культуре – это главная детерминанта его значимости.

Зная различия в понимании социального поведения, можно обучать людей взаимодействию с представителями иной культуры (см. глава 10). Например, тот факт, что греки по сравнению с американцами придают меньшую значимость поведению «приглашение на ужин», является весьма важной информацией. Это означает, что американцам не следует считать, что их принимают за близких друзей, когда приглашают на ужин в Греции. Каждая культура имеет свои собственные стандарты социального поведения. Например, считается, что приглашение на ужин во Франции является более «интимным» (близким) типом поведением, чем в США. Поэтому не стоит ожидать таких приглашений во Франции, если вы находитесь с коллегами в профессиональных взаимоотношениях. Понимание таких значимых различий в социальном поведении может способствовать социальному взаимодействию и помогать избегать недопонимания во взаимоотношениях представителей разных культур.

Субъективная культура и социальное поведение

Наличие информации о том, как люди категоризируют (классифицируют) события, какие связи между категориями для них значимы, какие нормы, роли и ценности они разделяют, позволяет предсказывать некоторые виды поведения. Например, Хейс (Heise, 1979) использовал критерии оценивания, действенности и активности различных видов поведения (полученные при опросах респондентов конкретной культуры)* в качестве базовой информации для предсказания поведения

__________________________________________________________________

* заимствовано из работы Осгуда и др. (1975), см. ранее.

__________________________________________________________________

личности в ответ на поведение другого человека. Его прогнозы оказались достаточно успешными. Другие элементы субъективной культуры также помогают прогнозировать поведение человека. Модель поведения (Триандис, 1972, 1977, 1980), рассмотренная в главе 8, показывает, как можно интегрировать эти прогнозы. Здесь достаточно представить краткую информацию в отношении модели. На рисунке 4-5 показано, что ситуация и прошлый опыт интерпретируются с точки зрения индивидуальной (субъективной) культуры индивида. Эти факторы активируют различные психологические процессы, способствующие принятию индивидом решения о выборе той или иной формы поведения. Поведение будет реализовано, если ситуация способствует его осуществлению. В главе 8 эти психологические процессы будут обсуждены подробнее.

--------------------------------------------------------------------------------------------

Далее ксерокс рис. 4-5 со стр. 117 книги и перевод обозначений:

1-рисунок 4-5. Субъективная культура и социальное поведение.

2- Субъективная культура

3- Ситуация

4- Психологические процессы

5- Ситуация облегчает / затрудняет осуществление поведения

6- Прошлый опыт (модели вознаграждения за поведение, проявленное в подобной ситуации)

7- Поведение

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Заключение

В этой главе рассмотрен ряд концепций, которые необходимо использовать для анализа культуры. Эти концепции не только достаточно известны, но действительно дают своеобразное введение в проблему культуры. Необходимо обращать внимание на категоризацию, ассоциации, убеждения, оценивание, нормы, роли, цели, ценности и другие элементы, которые могут иметь значение при взаимодействии с представителями другой культуры.

Следует стремиться к овладению иностранными языками, поскольку язык изучаемой культуры содержит информации в отношении категоризации, и позволяет выделять ряд других конструктов. При взаимодействии с представителями иной культуры проявляйте интерес к выявлению их убеждений, критериев оценки, нормах, исполняемых ролей, целей и ценностей. Не считайте заранее, автоматически, что их субъективная культура похожа на субъективную культуру вашей собственной группы. Будьте открыты и готовы к тому, что столкнетесь с культурными различиями. Вместе с тем нельзя забывать и об атрибутах сходства. Если вы делаете акцент только на различиях, то возникают трудности с представлением полученной информации в логически связанном виде. Более того, это может означать, что вы использовали неправильные методы для своего исследования (см. главу 3).

В следующей главе более подробно будут рассмотрены культурные различия по ряду параметров субъективной культуры.

Вопросы и упражнения.

1. Представьте компании, в которой есть и мужчины и женщины, и используйте некоторые из методов, предложенных в этой главе, для определения значений интересующих вас категорий. Например: какие события включаются в категорию «флирт»? Какие ассоциации возникают в связи с этой категорией? Какое коннотативное (дополнительное) значение этой категории (используйте семантический дифференциал)? Каково денотативное (основное) значение категории?

2. Повторите упражнение № 1 в отношении категории «сексуальное беспокойство, тревога, неуверенность».

3. Каковы ваши личные ценности? (обратитесь к ценностному опроснику Шварца, обсужденному в этой главе).

4. Используя правила, представленные в таблице 4-3, проанализируйте, как вы сами и ваши друзья используете эти правила для оценивания следующих видов взаимоотношений: гетеросексуальная пара, живущая вместе; однополая пара, живущая вместе; пара, решившая заключить брачные отношения; близкие друзья; дети в одной семье; отношения «студент-преподаватель»; отношения «руководитель-подчиненный»; «подчиненный-руководитель».

ГЛАВА 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...