Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система показателей для оценки бизнеса. Рейтинговая оценка финансово-экономической деятельности организации




 

На этапе разработки базы показателей для комплексного анализа составляется таблица с данными, характеризующими деятельность организации за отчетный период, включающими исходные затраты (материальные затраты, топливо, энергия на технологические цели), промежуточные результаты (готовая и реализованная продукция), конечные результаты (фонд оплаты труда, прибыль от продажи) (таблица 42). На ее основе проводится ранжирование показателей роста и прироста за анализируемый период по 6 бальной оценке (наивысший темп роста – 1 балл, низший – 6 баллов). Данные для анализа были взяты из формы №7 «Отчет о расходах в организациях промышленности и ее финансовых результатах».

 

Таблица 42

Анализ основных показателей производственной деятельности организации

 

(тыс. руб.)

  Показатели     кв.     кв.     кв.     кв. Цепные темпы роста, % Цепные темпы прироста, %  
 
кв. к 1 кв. к 2 кв. к 3 кв. к 1 кв. к 2 кв. к 3  
                       
Материаль-ные затраты         126,9   104,0 26,9 21,0 4,0  
Топливо, энергия на технологи-ческие цели           106,2   101,2   162,1   6,2   1,2   62,1  
Готовая продукция         126,3 116,2 113,3 26,3 16,2 13,3  
Реализован ная продукция           124,3   116,5   113,4   24,3   16,5   13,4  
Фонд оплаты труда         101,8 135,4 151,2 1,8 35,4 51,2  
Прибыль от продажи             27,3     -72,7  

 

Ранги движения показателей отражают, какие из них изменялись за анализируемый период в большей степени, суммы рангов и средний ранг движения по каждой из совокупностей – какая из выделенных совокупностей показателей изменялась быстрее. Данный аналитический инструментарий обработки информации позволит решить задачи, связанные с оценкой состояния и динамики производства, определить перспективы роста экономической динамики, а также произвести сравнение фактической динамики групп показателей роста и прироста с нормативными.

 

Таблица 43

Результаты аналитического ранжирования

показателей роста и прироста производственной деятельности организации

 

Показатели Ранжирование
По цепным темпам роста По цепным темпам прироста Отклонений цепных темпов роста Отклонений цепных темпов прироста
  Ранги 2 кв. к 1 3 кв. к 2 4 кв. к 3 3 кв. к 2 4 кв. к 3 3 кв. к 2 4 кв.к 3 3 кв. к 2 4 кв. к 3
1 группа Материальные затраты                  
Топливо, энергия на техноло-гические цели                                    
2 группа Готовая продукция                  
Реализованная продукция                  
3 группа Фонд оплаты труда                  
Прибыль от продажи                  

 

Результаты ранжирования представим в таблице 43, на основе которой получаем интегральные (по группам показателей) и относительные ранги движения показателей, являющиеся основой для оценки режимов функционирования изучаемого показателя движения показателей, которые представим в таблице 44.

Таблица 44

Интегральные ранги движения показателей

 

Показатели Интегральные ранги движения показателей Ранги движения отклонений показателей
По темпам роста По темпам прироста По темпам роста По темпам прироста
2 кв. к 1 кв.к 2 4 кв.к 3 3 кв.ко 2 4 кв.к 3 кв.к 2 4 кв.к 3 кв.к 2 4 кв.к 3
Исходные затраты 3,5 3,5   3,5   2,5   2,5  
Промежуточные результаты   3,5   3,5   3,5   3,5   3,5   4,5   3,5   4,5   3,5
Конечные результаты 3,5 3,5   3,5   3,5   3,5  

 

За весь отчетный период исследуемая организация оставалась прибыльной, росли выручка от продажи продукции, фонд оплаты труда. Сопоставление результатов оценки по группам показателей позволяет сделать вывод, что данная стабильность не сопровождалась значительными прекосами внутри групп показателей, что также свидетельствует о нормальном функционировании организации. В четвертом квартале темп роста группы конечных результатов был ниже темпа роста исходных затрат и промежуточных результатов, это было обусловлено снижением размера прибыли и значительным увеличением фонда оплаты труда, что не может оцениваться положительно.

Далее необходимо произвести нормативное упорядочение выделенной группы показателей, при котором темпы роста промежуточных результатов (ПР) должны опережать конечные результаты (КР) и темпы роста исходных затрат (ИЗ):

ПР>КР>ИЗ

Таблица 45

Результаты сравнения фактической динамики групп показателей

роста и прироста

 

Показатели Норм. ранги движения Темпы роста Темпы прироста
2 кв. к 1 3 кв. ко 2 4 кв. к 3 3 кв. ко 2 4 кв. к 3
Исходные затраты            
Промежуточные результаты            
Конечные результаты            

 

Приведенные в таблице 45 результаты расчетов, свидетельствуют о том, что ранги движения во втором и третьих кварталах были одинаковы. Ситуация изменилась в четвертом квартале – здесь фактические ранги движения противоположны нормативным, что связано с резким снижением темпа роста прибыли, увеличением темпов роста затрат, необоснованным ростом фонда оплаты труда.

Руководству организации для сохранения и повышения прибыльности производства необходимо сохранять равновесие между ростом объема производства и фонда оплаты труда, усилить контроль за расходами на топливо и энергию на технологические цели.


Таблица 46

Матрица основных показателей деятельности

(тыс. руб.)

Показа-тели Реализо-ванная продук-ция Готовая продук-ция Матери-альные затраты Прибыль от продажи Топливо, энергия на тех-нологи-ческие цели Фонд оплаты труда
Квартал
1 кв.            
2 кв.            
3 кв.            
4 кв.            

 

Диагностику, произведенную на базе изучения динамики показателей, ранговых оценок необходимо дополнить составлением матрицы показателей, способной представить более корректные количественные и качественные оценки экономической динамики.

На основании данных таблицы 42 производится обоснование оценочных показателей и формирование исходных данных а ij , то есть таблицы, где по строкам отражаются номера систем (i =1, 2, …, n), а по столбцам – номера показателей (j =1, 2, …m).

Таблица 47

Матрица стандартизованных коэффициентов

 

Показа- тели Реализо-ванная продук- ция Готовая продук- ция Матери-альные затраты Прибыль от продажи Топливо, энергия на техноло- гические цели Фонд оплаты труда
Квартал
1 кв. 0,610 0,602 0,623 0,182 0,574 0,480
2 кв. 0,757 0,760 0,791   0,610 0,489
3 кв. 0,882 0,883 0,962   0,617 0,661
4 кв.       0,272    

Далее в каждой графе определим максимальный элемент, который принимаем за единицу, затем все элементы графы а ij делим на максимальный элемент эталонной системы max а ij и создаем матрицу стандартизованных коэффициентов x ij.

После чего все элементы матрицы возводим в квадрат. Если значимость показателей, составляющих матрицу, различна, тогда каждому показателю присваивается весовой коэффициент k, который определяется экспертным путем. Рейтинговая оценка по каждой системе определяется по формуле:

В нашем случае значимость коэффициентов одинакова, поэтому достаточно их возвести в квадрат, сложить по строкам и определить рейтинговые оценки.

Таблица 48

Матрица квадратов и рейтинговая оценка исследуемых систем

 

Показа-тели Реализо-ванная продук-ция Готовая продук-ция Матери-альные затраты При- быль от про-дажи Топливо, энер- гия на техноло- гические цели Фонд оплаты труда Ri Мес-то
Квартал
1 кв. 0,372 0,362 0,388 0,033 0,329 0,230 1,714  
2 кв. 0,573 0,578 0,626   0,372 0,239 3,380  
3 кв. 0,778 0,780 0,925   0,381 0,437 4,301  
4 кв.       0,075     5,075  

 

В результате сравнительного анализа определяется поквартальный рейтинг работы организаций. Из этого следует, что худшим признан первый квартал с последующей тенденцией на ухудшение.

Завершающий этап комплексного экономического анализа представляет заключение о проведенных расчетах, вырабатывает рекомендации по улучшению дальнейшей деятельности организации, использованию ее ресурсов, определяет резервы повышения эффективности производства, вырабатывает меры его регулирования.

Таким образом, из результатов проведенной диагностики следуют следующие выводы:

1. В исследуемой организации темпы роста затрат пропорциональны темпам роста производства, однако темпы роста фонда оплаты труда в третьем и четвертом кварталах больше темпов роста прибыли, что оценивается нами негативно.

2. Сравнение фактической динамики групп показателей роста и прироста с нормативными показало, что на протяжении девяти месяцев динамика показателей значительно не отличалась, в четвертом же квартале ситуация радикально изменилась, что говорит о необходимости сохранения равновесия между ростом объема производства и фондом оплаты труда, организации рационального использования топлива, энергии, установив счетчики воды и теплоэнергии, проверив исправность счетчиков электроэнергии.

3. К числу первоочередных мер по оздоровлению экономического положения организаций являются – усиление контроля за издержками производства, проведение факторного анализа роста фонда оплаты труда, обоснованности нормативов производительности труда, определение воздействия структурных сдвигов на производственные результаты.

4. Особое внимание в регулировании процесса производства необходимо уделять ассортиментному планированию и рационализации выполнения производственной программы с точки зрения соблюдения заключенных договоров на поставку продукции.

Таким образом, проведение анализа финансово-экономической деятельности позволят установить основные тенденции динамики, перспективные направления развития, эффективность производства и выработать оздоровительные мер по его урегулированию.

Контрольные вопросы:

 

1. Представьте характеристику этапов проведения комплексного системного экономического анализа.

2. Опишите состав группировки показателей исходных затрат, промежуточных показателей, конечных показателей. Какое соотношение должно быть между ними?

3. Представьте характеристику основных методов комплексного экономического анализа.

4. Назовите основные показатели, по которым производится комплексная оценка бизнеса.

5. В чем состоит анализ основных показателей производственной деятельности организации?

6. Каким образом определяются результаты аналитического ранжирования показателей роста и прироста производственной деятельности организации?

7. Как рассчитать интегральные ранги движения показателей?

8. Какими свойствами обладают матрицы показателей?

9. Каким образом определяется рейтинговая оценка показателей?

10. В чем состоит суть завершающего этапа комплексного экономического анализа?

 

Тесты:

1. Методы комплексного анализа направлены:

1) на формирование информации о финансовом положении организации,

2) на выявление резервов роста эффективности производства и хозяйственной деятельности в целом,

3) на формирование информации об эффективности использования производственного потенциала организации,

4) на формирование информации об эффективности использования финансовых ресурсов организации.

2. К методу сравнительной комплексной оценки суммы мест относят:

1) учет абсолютных значений показателей при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности,

2) заданные шкалы для оценки каждого показателя,

3) ранжирование по показателям-стимуляторам в порядке возрастания и по показателям-дестимуляторам – в порядке убывания,

4) использование исходной информации и систему показателей для рейтинговой оценки, для классификации организаций по рейтингу и расчета итоговой рейтинговой оценки.

 

3. К методу сравнительной комплексной оценки суммы баллов относят:

1) учет абсолютных значений показателей при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности,

2) заданные шкалы для оценки каждого показателя,

3) ранжирование по показателям-стимуляторам в порядке возрастания и по показателям-дестимуляторам – в порядке убывания,

4) использование исходной информации и систему показателей для рейтинговой оценки, для классификации организаций по рейтингу и расчета итоговой рейтинговой оценки.

 

4. К методу сравнительной комплексной рейтинговой оценки относят:

1) учет абсолютных значений показателей при оценке конечных результатов хозяйственной деятельности,

2) заданные шкалы для оценки каждого показателя,

3) ранжирование по показателям-стимуляторам в порядке возрастания и по показателям-дестимуляторам – в порядке убывания,

4) использование исходной информации и систему показателей для рейтинговой оценки, для классификации организаций по рейтингу и расчета итоговой рейтинговой оценки.

 

5. К первой группе аналитического ранжирования показателей роста и прироста производственной деятельности организации относят:

1) фонд оплаты труда, прибыль от продажи,

2) готовая продукция, реализованная продукция,

3) материальные затраты, топливо и энергия на технологические цели,

4) уровень себестоимости продаж.

 

6. Ко второй группе аналитического ранжирования показателей роста и прироста производственной деятельности организации относят:

1) фонд оплаты труда, прибыль от продажи,

2) готовая продукция, реализованная продукция,

3) материальные затраты, топливо и энергия на технологические цели,

4) уровень себестоимости продаж.

 

7. Нормативное упорядочение темпов роста групп показателей промежуточных результатов (ПР,) конечные результаты (КР) и исходные затрат (ИЗ) должно иметь следующее соотношение:

1) ПР>КР>ИЗ,

2) ПР<КР>ИЗ,

3) ПР<КР<ИЗ,

4) ПР≤КР≤ИЗ.


Практические задачи:

Задача 1

 

На основании данных таблицы определите недостающие показатели, произведите аналитическое ранжирование показателей роста и прироста, определите интегральные ранги движения показателей. Сделайте выводы.

 

  Показатели     кв.     кв.     кв.     кв. Цепные темпы роста, % Цепные темпы прироста, %  
 
кв. к 1 кв. к 2 кв.к 3 кв.к 1 кв.к 2 кв.к 3  
                       
Материальные затраты                      
Топливо, энергия на технологические цели                      
Готовая продукция                      
Реализованная продукция                      
Фонд оплаты труда                      
Прибыль от продажи                      

 

Задача 2

На основании условия задачи 1 произведите сравнение фактической динамики групп показателей роста и прироста, рассчитайте матрицу основных показателей деятельности. Результаты оформите в виде таблиц. Сделайте выводы.

 

Задача 3

 

По данным нижеприведенной таблицы:

1. Рассчитайте темпы роста показателей финансово-хозяйственной деятельности структурных подразделений холдинга;

2. Определите интегральный показатель оценки финансово-хозяйственной деятельности;

3. Произведите ранжирование подразделений.

Сделайте выводы.

 

Показатели 1 орг. 2 орг. 3 орг. 4 орг.
1. Выручка от продажи, тыс. руб.: Прошлый год Отчетный год Темп роста, %                
2. Производительность труда, тыс. руб./чел.: Прошлый год Отчетный год Темп роста, %                
3. Фондоотдача, руб.: Прошлый год Отчетный год Темп роста, %   3,50 3,60     1,80 1,75     2,40 2,50     4,50 4,80
4. Рентабельность продаж, %: Прошлый год Отчетный год Темп роста, %   8,0 8,05     6,5 6,0     12,0 14,0   5,5 4,9

 


Глоссарий

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду

Банкротство (несостоятельность) – удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность организации-должника или неудовлетворительная структура ее баланса, то есть такое состояние имущества и обязательств, когда за счет реализации имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества организации

Бизнес-план – это структурированное описание основных аспектов деятельности и развития организации, разрабатываемое на основе ее стратегии

Виды экономического анализа:

- горизонтальный (динамический) – сравнение результатов хозяйственной деятельности в динамике, с показателями плана, показателями конкурирующих организаций и аналогичных отраслей

- вертикальный (структурный) – определение влияния каждой позиции отчетности на результат в целом

- трендовый – определение основной тенденции динамики показателя, формирование возможных значений показателей в будущем

- факторный – выявление влияния отдельных факторов на результативный показатель

- маржинальный – метод оценки эффективности управления, учитывающий взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли

- функционально-стоимостной – метод выявления резервов, управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок

Детерминированный факторный анализ – представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер

Директ-костинг – ориентирован на покрытие переменных затрат и последующую оптиматизацию прибыли-брутто, эффективен при принятии долгосрочных управленческих решений, обеспечивает контроль связей между производством и реализацией для краткосрочного периода, позволяет установить нижнюю границу цены, обеспечивает оперативный контроль за счет простой сигнальной информации, ориентирует администрацию на поиск оптимальных решений путем адаптации производственной программы к меняющимся условиям рынка, является простым инструментом текущего управления хозяйственной деятельности организации, используется в текущем и внутрипроизводственном планировании

Дисконтирование – метод приведения поступлений будущих периодов к текущему уровню.

Затраты – расход материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения процесса расширенного воспроизводства

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Инвестиционный проект приоритетный – инвестиционный проект, суммарный объем капитальных вложений, в который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Инвестиции валовые – это общий объем инвестированных средств в определенном периоде, направленный на новое строительство, приобретение средств производства и на прирост товарно-материальных запасов.

Инвестиции чистые – это объем валовых инвестиций, уменьшенных на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде.

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Комплексный анализ обеспечивает информационную прозрачность различных направлений хозяйственной деятельности и процедур управления на всех его уровнях. Поэтому знание методологии анализа и умение его применять при исследовании различных сторон хозяйственной деятельности коммерческой организации являются одним из важнейших элементов управления

Корреляционно-регрессионный анализ – применяется для измерения влияния факторов и взаимосвязи между результатами и факторными признаками, имеющими статистическую зависимость

Ликвидность – наличие у организации оборотных средств в размере, теоретически достаточном для своевременного погашения своих обязательств

Ликвидность баланса – сравнение средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположения в порядке возрастания сроков

Маржинальный доход (валовая маржа, маржа покрытия) – это разница между выручкой и переменными затратами, отнесенная на весь выпуск или на единицу продукции

Маркетинг (англ. marketing, от market – рынок) – современная система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятий, основанная на комплексном анализе рынка

Маркетинговое исследование – исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга, то есть система сбора, обработки, сводки, анализа и прогнозирования данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии

Методика экономического анализа – совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов

Мониторинг как метод сбора, систематизации и анализа информации – представляет собой непрерывный процесс наблюдения за значениями ряда выбранных величин (индикаторов), отражающих текущее состояние какой-либо отрасли или системы

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории РФ

Основные средства – это часть имущества, используемого в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев

Платежеспособность – наличие у организации денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения или способность погашать долгосрочную задолженность при наступлении срока

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации

Производственная мощность организации – возможный выпуск продукции при достигнутом или намеченном уровне техники, технологии и организации производства

Производительность оборудования – объем работы, производимой в единицу времени данным оборудованием в соответствии с его конструктивными особенностями, технической характеристикой и определенными организационно-производственными условиями

Резервы роста объема производства – это количественно измеримые возможности его увеличения за счет улучшения использования ресурсов организации

Ритмичность производства – предусматривает выполнение плановых заданий за период и не только в целом по организации, но и по каждому подразделению в соответствии с заданными сроками и показателями качества продукции

Себестоимость промышленной продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты организации на ее производство и реализацию

Срок окупаемости инвестиционного проекта – срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска

Технико-организационный уровень производства – это относительная характеристика производства, основанная на сопоставлении значений показателей технического и организационного развития производства с соответствующими базовыми значениями

Точка безубыточности («критическая точка», «точка равновесия», «порог рентабельности», «мертвая точка», «точка перелома» и прочие) – это объем производства (продаж) обеспечивающий организации нулевой финансовый результат, то есть она уже не несет убытков, но еще не имеет и прибыли

Трудоемкость – затраты рабочего времени на единицу или весь объем изготовленной продукции

Финансовая устойчивость – это определенное состояние счетов хозяйствующего субъекта, гарантирующие его постоянную платежеспособность

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем, направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Центр ответственности – это сфера, участок деятельности, возглавляемый ответственным лицом (менеджером), имеющим право и возможность принимать решения


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………….…………...  
Тема 1. Научные основы экономического анализа………  
Тема 2. Теоретические и методические основы экономического анализа …...…………………………...…  
Тема 3. Структура комплексного бизнес-плана и роль анализа в разработке и мониторинге основных его показателей…………………………………………..……..    
Тема 4. Анализ в системе маркетинга..…………………...  
Тема 5. Анализ и управление объемом производства и продаж ……………………………………………………...  
Тема 6. Анализ технико-организационного уровня и других условий производства ………………………….…  
Тема 7. Анализ основных фондов и материальных ресурсов организации …………………………………..…  
Тема 8. Анализ трудовых ресурсов организации……..….  
Тема 9. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции ……………….………………………………….  
Тема 10. Анализ финансовых результатов коммерческой деятельности организации.………………………..………..  
Тема 11. Анализ эффективности капитальных и финансовых вложений………………………..……………  
Тема 12. Анализ финансового состояния и деловой активности организации……………………………………..  
Тема 13. Методы комплексного анализа и оценка бизнеса……………………………………………………….  
Глоссарий……………………………………………………  
Рекомендуемая литература.……….……………………….  
   

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...