Функции управления ассортиментом товара
Управление ассортиментом на предприятиях различных форм собственности – это основной и один из самых сложных процессов протекающих в коммерческой деятельности. В нем очень тесно взаимоувязаны такие этапы коммерческой деятельности, как информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами. Поэтому процесс управления ассортиментом является центральным звеном в сложной и многоуровневой цепочке содержания коммерческой деятельности предприятия. От его результатов зависит, какой товар и в каком объеме будет предложен потребителю. Изучение процесса управления ассортиментом необходимо рассматривать по аналогии с понятием «управление». В широком смысле слова под управлением следует понимать процесс, состоящий из определенных функций. Состав функций может изменяться в зависимости от целей и задач, которые ставит пред собой управляющая система. Таким образом, управление ассортиментом следует понимать как комплекс функций управления, к которым на промышленном предприятии относятся: - планирование; - организация; - контроль, направленный на изучение эффективности планирования и организации мероприятий в рамках ассортиментной политики предприятия. Основные элементы, отражающие структуру процесса управления ассортиментом, можно представить схематично на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Структура процесса управления ассортиментом в промышленности.
Функция планирования ассортимента промышленного предприятия предусматривает следующие мероприятия: - определение занимаемой доли на рынке товаров и услуг; - изучение потребностей покупателей к товарам, системам сбыта, сервису, дополнительным услугам; - определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность их производства; - определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях жизненных циклов; - выбор наиболее эффективного метода формирования ассортимента с учетом современных принципов; - разработку стратегии сбыта товаров. Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу, и в своей основе в течение определенного времени остается неизменной, однако при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может измениться. Функцию организации можно рассматривать как формирование и реализацию ассортимента товаров. Процесс формирования ассортимента включает: - установление оптимального ассортимента в соответствии со спросом потребителей; - разработку структуры ассортимента; - организацию эффективных хозяйственных связей с поставщиками и дистрибьюторами. Важнейшим элементом маркетинга промышленности является формирование товарного ассортимента, эффективного для участников товаропроводящей цепи. Непременным фактором, определяющим эту эффективность, становится различие в понимании критериев ее оценки самими участниками процесса производства и товародвижения. Методически обоснованным будет обозначение интересов в формировании товарного ассортимента, начиная с первого уровня товаропроводящей цепи – товаропроизводителя. Целью товарного производства является получение прибыли от хозяйственной деятельности за счет насыщения товарных рынков, произведенными в результате собственной производственной деятельности средств, для реализации определенной потребности потенциальных потребительских сегментов. Прибыльность реализуемого товарного ассортимента определяется следующими факторами:
- стоимостью ресурсов, требуемых для товарного производства; - широтой и глубиной производимого товарного ассортимента; - масштабом производственной деятельности; - ценностью совокупности свойств товара для конечного потребителя; - конъюнктурой товарного рынка в выбранном региональном масштабе; - этапом жизненного цикла товара на рынке и другими факторами, представляющими своеобразие внутренней и внешней среды компании-товаропроизводителя. Взаимная заинтересованность участников товаропроводящей цепи позволяет повысить эффективность их кооперации при соблюдении приоритетности интересов конечного потребителя. Функция контроля дает возможность проверки в конце отчетного периода правильности выбранной предприятием стратегии в области формирования товарного ассортимента и внести своевременные плановые корректировки. Процесс управления ассортиментом товаров, как видно из вышесказанного, довольно трудоемкий и сложный. В нем находят применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который обеспечивает жизнестойкость предприятию, но и как основу повышения его конкурентоспособности. Все этапы процесса управления ассортиментом товаров необходимо проводить последовательно, так как именно через последовательность раскрывается их взаимосвязь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|