Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «щучинский маслосырзавод»
В целях выработки эффективных рекомендаций по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия проведем общую оценку перспектив развития основных его рынков сбыта. Оценивая перспективы развития российского «молочного» рынка необходимость отметить следующее: Рынок столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, близок к насыщению и возможности его роста почти исчерпаны. Возможен некоторый рост рынка сокосодержащих молочных напитков, в том числе многокомпонентного состава. Существуют перспективы роста рынка в крупных городах страны, однако эти перспективы существенно зависят от общих макроэкономических тенденций, а они несколько настораживают: § замедлилась интенсивность роста потребления молочной продукции у населения; § растут цены на основное сырье – молоко; § происходит тотальная активизация конкуренции, особенно что касается российских поставщиков молочных изделий на белорусский рынок. Рост рынка в малых городах и в сельской местности маловероятен так как у этой части населения развито производство молочных напитков в домашних условиях, рассчитывать на изменение в этой сфере пока не приходится. В сложившихся условиях, с целью недопущения падения сбыта производимой молочной продукции, ОАО «Щучинский МСЗ» просто необходима служба маркетинга в функциональные задачи которой бы входило: § изучение спроса потребителей; § ориентация деятельности предприятия на требования потребителей и их удовлетворение; § организация выпуска новых видов молочных изделий; § целенаправленное воздействие на формирование спроса; § определение уровня цен приемлемых для потребителя и обеспечивающего достаточную прибыль производителю.
В реализации основной стратегии развития ОАО «Щучинский МСЗ» в 2006-2010 гг. особое место должно отводится выработке и реализации активной маркетинговой политики, основанной на следующих принципах: § сохранение и расширение рынков сбыта путем использования различных форм поддержки и стимулирования потребителей; § поиск гибких форм взаиморасчетов с потребителям; § проведение адресной работы с крупными торговыми предприятиями республик, установление с ними долгосрочных взаимовыгодных связей; § создание режима наибольшего благоприятствования постоянным крупным потребителям; § участие в специализированных сельскохозяйственных выставках; § периодическое проведение рекламных кампаний. В производственно-хозяйственной деятельности основные направления политики стимулирования продаж должны в себя включать: § обеспечение жесткого контроля качества поставляемой продукции и ее соответствия по качеству требованиям покупателей; § сертификация продукции на соответствие отечественным и российским стандартам; § установление долгосрочного сотрудничества с постоянными партнерами; § безоговорочное выполнение всех условий заключенных контрактов. На сегодняшний день большую роль играет престижность марки молочной продукции, которая зависит от рекламы, упаковки и внешнего вида товара. Покупатели предпочитают проверенный, надежный и относительно дешевый товар. В праздничные дни престижность становится преобладающей мотивацией, в будни преобладающей мотивацией покупки становится – надежность, качество и стоимость. С этой целью ОАО «Щучинский МСЗ» рекомендуется разработать собственный логотип, марочную концепцию и перейти к интенсивному брендингу. Помимо этого необходимо проводить активную мощную рекламу. И если торговая марка будет «на слуху» и товар качественный, то под этой маркой можно смело расширять ассортимент и увеличивать объемы реализации молочной продукции.
Для оценки возможностей реализации намеченных мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия, что позволит обеспечить сбыт готовой продукции в соответствии с предусмотренным ростом объемов выпуска молочной продукции в 2006-2010 гг., проведен SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон ОАО «Щучинский МСЗ»). Сильные стороны: Наличие базовой производственной и инженерной инфраструктуры технических и технологических заделов для наращивания производства молочной продукции. Наличие устойчивого спроса на продукцию во всех регионах Беларуси. Наличие подготовленного инженерно-технического персонала и рабочих. Поддержка со стороны «Гроднопищепрома», а также в целом руководства Гродненской области. Наличие материального обеспечения банковских кредитов, необходимых для финансирования дорогостоящей реконструкции производства. Высокие показатели платежеспособности и ликвидности предприятия. Слабые стороны: Нехватка собственного капитала для осуществления крупных инвестиционных проектов. Зависимость эффективности хозяйственной деятельности от качества работы сельхозпредприятий Щучинского района. Высокая капиталоемкость производства. Возможности: Финансовая поддержка на Правительственном уровне. Повышение эффективности производства за счет существенного роста объема производства – «эффект масштаба». Снижение себестоимости и повышение ценовой конкурентоспособности продукции. Расширение объемов производства и сбыта продукции, освоение внешних рынков сбыта. Угрозы: Сокращение сырьевой базы и удорожание основного сырья, в случае массового падения крупно-рогатого скота в Щучинском районе. Рост цен на топливно-энергетические ресурсы и закупочных цен на сельхозпродукцию. Неудовлетворительное состояние расчетов бюджетных потребителей за отгружаемую продукцию. Проведенный SWOT-анализ не выявил существенных препятствий в плане реализации мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Щучинский МСЗ». Более того, в целях обеспечения роста продаж производимой молочной продукции на 40 % до 2010 года, в соответствии с общей стратегией развития, необходима маркетинговая служба.
Рассчитаем суммарный экономический эффект от ее внедрение, учитывая что рентабельность продаж производимой продукции в 2005 году составила в среднем по предприятию 3 %, а объем реализации 42292 млн. руб.: 0,03 * 42292 = 1269 млн. руб. ежегодно. В силу общности спроса на производимую ОАО «Щучинский МСЗ» продукцию в условиях неоднородности рынков сбыта, наиболее эффективной формой организации отдела маркетинга является специализация его по рынкам сбыта в составе 3-х штатных сотрудников (рис. 4.1):
Рис. 4.1. Предлагаемая структура отдела маркетинга на ОАО «Щучинский МСЗ».
Рассчитаем чистый экономический эффект от деятельности будущего отдела, учитывая что среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника по предприятию в 2005 году составила 0,51 млн. руб.: 0,03*42292-0,51*3*12 = 1250 млн. руб. ежегодно. Таким образом, организация отдела маркетинга и выход на прогнозные показатели по сбыту в 2010 году принесут ОАО «Щучинский МСЗ» 1250 млн. руб. дополнительной прибыли. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева Л.И. Планирование деятельности фирмы. – М: Финансы и статистика, 1997. 2. Алексеева Л.И. Планирование деятельности фирмы. – М: Финансы и статистика, 2001. 3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2001. 4. Белялов А.З. Как убыточному предприятию выйти из кризиса и стать прибыльным. – М: МВЦ «Айтолан», 1992. 5. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – М.: «Инфра-М», 1999. 6. Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия. – М.: ПРИОР-СТРИКС, 2000. 7. Вахрин П.И. Финансовый анализ в коммерческий и некоммерческих организациях: Учебное пособие. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. 8. Волков О.И. Экономика предприятия: курс лекций. – М.: «ИНФРА-М», 2004. 9. Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы. – С-Пб.: Специальная литература, 1995. 10. Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: БГЭУ, 2001.
11. Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.: ВЛАДОС, 2003. 12. Идрисов А.Б. Картышев С.В.. Постников А.В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНЪ», 1996. 13. Кивачук В.С. Оздоровление предприятия. Экономический анализ. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2002. 14. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Зеркало, 2000. 15. Ковалев В.В. Как читать баланс. – М.: ЮНИТИ, 2000. 16. Крейнина М.Ф. Финансовый менеджмент. Учеб. Пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Деловой сервис, 2001. 17. Пракина Л.В. Экономический анализ предприятия. –М.: ЮНИТИ, 2003. 18. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: «ЮНИТИ», 1998. 19. Риболь-Сарагоси Ф.Б. Основы финансового и управленческого анализа. – М.: Издательство ПРИОР, 2000. 20. Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Менеджмент организации. – М.: «Инфра-М», 1996. 21. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. 22. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учеб. / Г.В.Савицкая. – 11-е изд., испр. и доп. – Мн.: ООО Новое знание, 2005. 23. Самуэльсон П.А. Основания экономического анализа. – М.: Экономическая школа, 2003. 24. Семочкин В. Н. Гибкое развитие предприятия: Анализ и планирование. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. 25. Ткачук М.И., Киреева Е.Ф. Основы менеджмента: Учеб. пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002. 26. Финансовый менеджмент: Учебник для ВУЗОВ / Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А. Краева и др.; Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. 27. Финансы предприятий: Учебник Л.Г. Колпыгина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лопко и др.; Под общ. ред. Л.Г. Колпыгина. – 2-е изд., дораб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2004. 28. Финансы предприятий: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц и др.; под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. – Мн.: Высш. шк.., 2005. 29. Финансы / Под ред. Ромоновского М.В. и др. – М.: Юрайт, 2000. 30. Швандер В.А. Экономика предприятия. – М.: «ЮНИТИ», 1999. 31. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М, 2000. 32. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. Градова А.П. – СПб.: Специальная литература, 1999. 33. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Финансы и статистика, 1999. 34. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Перспектива, 2004. 35. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник./ Под ред. Е.С. Стояновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Перспектива, 2004. 36. Зарук Н., Винничек Л. Управление финансовой устойчивостью предприятий // АПК: экономика, управление, 2002, N 12, с. 51-59.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|