Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ассортиментная политика предприятия

 

На сегодняшний день переработку молока в Республике Беларусь осуществляют около 90 молокоперерабатывающих предприятий, на которые приходится 90 % всего перерабатываемого молока. Два года назад их было 114. Уменьшение произошло за счет присоединения небольших и отстающих заводов к более сильным предприятиям.

Как итог в Беларуси в 2005 году достигнут самый высокий рост валового производства молока за последние 9 лет. По сравнению с 2004 годом его объемы увеличились на 18 % и составили 3,6 млн. тонн молока.

По оценкам экспертов, Беларусь стала производить в два раза больше молока, чем может потребить внутренний рынок. Поэтому перед всеми предприятиями-переработчиками молока сегодня стоит задача наращивания экспорта.

Основной экспортный рынок для отечественных предприятий – российский. На этот рынок свою продукцию поставляют 67 предприятий молочной отрасли. Из рис. 2.1видно, что экспорт молочных продуктов в 2005 году составил 246 млн. USD. Рост по сравнению с 2004 годом составил 118 %.

 

Рис. 2.1. Динамика экспорта молочных продуктов из Республики Беларусь в 2000-2005 гг.

 

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в 2005 году в Россию было экспортировано 46,8 тыс. тонн сливочного масла (в 2004 году – 30 тыс. тонн), 53,4 тыс. тонн сыра (в 2004 году – 37,5 тыс. тонн), 117 тыс. тонн сырого молока (в 2004 году – 74 тыс. тонн), а также 93,1 тыс. тонн молока и сливок сгущенных (2004 году – 76,5 тыс. тонн). Следует отметить, что поставки молока и сливок сгущенных из Беларуси в Россию превысили общий объем импорта аналогичной продукции из других стран в 2,1 раза.

Что касается стран дальнего зарубежья, то на эти рынки белорусские молочные предприятия поставляют лишь сухое молоко и казеин. Дело в том, что в странах ЕС действуют определенные требования к импортируемой животноводческой продукции, касающиеся всей цепочки ее производства – от выращивания животных, получения сырья до выхода готовой продукции. Кроме того, для поставок продукции в эти страны производители должны иметь экспортный ветеринарный номер.

Рассматривая будущее молочной отрасли Беларуси, следует понимать, что одним из перспективных направлений ее развития может быть экспортная ориентация, и для этого есть объективные предпосылки, связанные с развитой производственной базой и товарно-сырьевой конъюнктурой.

В целом, если говорить о производстве молочной продукции в Гродненской области, следует отметить, что в области функционируют 7 молочных предприятий, крупнейшими из которых являются ОАО «Гродненский молочный комбинат» и ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», перерабатывающие в совокупности половину сырья Гродненской области (202,2 из 439,4 тыс. тонн). Для сравнения: ОАО «Щучинский МСЗ» перерабатывает шестую часть сырья области.

Основными рынками сбыта продукции ОАО «Щучинский МСЗ» в Республике Беларусь являются Гродненская и Минская области. Наибольший удельный вес реализации приходится на Гродненскую область – 58,9 %, в Минской области реализуется 39,2 % продукции. Незначительная доля продукции реализуется в Витебской области (1,8 %), а также в Брестской (0,1 %).

За январь-декабрь 2005 года 64 % сыра российского, 15,4 % масла, 77,4 % молочной сыворотки, а также 54,7 % молочного сахара производства ОАО «Щучинский МСЗ» было отгружено в Российскую Федерацию (табл. 2.1).


Таблица 2.1

Динамика экспорта продукции ОАО «Щучинский МСЗ» в 2004-2005 гг., тонн

 

Наименование продукции

Период

Изменение (гр.3-гр.2)

2004 год

2005 год

1

2

3

4

1. Сыр российский

4110,9

4370

259,1

2. Масло животное

15

40

25

3. Сухая молочная сыворотка

611,4

790

178,6

4. Молочный сахар

26

0

-26

 

В общем объеме продаж за январь-декабрь 2005 года 54 % произведенной продукции реализовалось на российском рынке.

По состоянию на 01.01.2006 года ассортиментный перечень молочной продукции, производимой ОАО «Щучинский МСЗ», составляет около 40 наименований. Всю продукцию завода можно разделить на следующие основные ассортиментные группы:

§ цельномолочная продукция;

§ масло животное;

§ твердые сыры;

§ мягкие сыры;

§ сыр диетический;

§ сухое обезжиренное молоко;

§ молочный сахар;

§ молочная сыворотка;

§ альбумин и др.

Из цельномолочной продукции на предприятии производятся молоко 2,5 % и 3,5 %-ой жирности, кефир 2, 5% и 3,5 %-ой жирности, сметана 20 % и 25 %-ой жирности, творог нежирный 5 %, 9 и 18%-ой жирности.

Стандартно по ассортименту масло животное выпускается следующих наименований: бутербродное, любительское и крестьянское.

Ассортимент выпускаемых сыров включает в себя сыр российский 50 %-ой жирности (твердый) и клинковый 30 %-ой жирности (мягкий).

В виду того, что для работы с ассортиментом наиболее существенными с точки зрения маркетинга являются следующие цели: объем сбыта, прибыль и доля рынка, следует проанализировать структуру произведенной продукции по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение тех или иных товарных групп в процессе формирования величины обозначенных показателей.

В табл. 2.2 приведен анализ структуры производства по укрупненным группам молочных изделий ОАО «Щучинский МСЗ»:

 

Таблица 2.5

Анализ структуры производства по укрупненным группам молочных изделий ОАО «Щучинский МСЗ» за 2004-2005 гг., тонн.

 

Товарная группа

2004 год

2005 год

Отклонения

факт

удельный вес, %

факт

удельный вес, %

по факту

по удельному весу

1. Сыр жирный

5204

12,59

7076

16,96

1872

4,38

2. Масло животное

222

0,54

375

0,90

153

0,36

3. Цельномолочная продукция

9248

22,37

6949

16,66

-2299

-5,71

4. Творог нежирный

0

0,00

17,5

0,04

17,5

0,04

5. Молочный сахар

67

0,16

91

0,22

24

0,06

6. Сыр диетический

8

0,02

14

0,03

6

0,01

7. Сыворотка

25854

62,53

26038

62,42

184

-0,11

8. Альбумин

744

1,80

1153

2,76

409

0,96

Итого

41347

100,00

41713,5

100,00

366,5

0,00

 

Для наглядности представления информации анализ структуры производства по товарным группам изображен на рис 2.1:

Рис. 2.1. Структура производства по различным группам товаров ОАО «Щучинский МСЗ» за 2004-2005 гг.

 

По данным табл. 2.2 видно, что на конец 2005 года производство молочных изделий увеличилось на 366,5 тонн или приблизительно на 0,89 %. Это преимущественно произошло за счет увеличения выпуска сыров жирных на 1872 тонны, альбумина на 409 тонн, сыворотки на 184 тонны, однако ее удельный вес в структуре производства снизился на 0,11 % и по сравнению с 2004 г. и составил 62,42 % по абсолютному удельному весу.

На втором месте в общей величине товарной продукции находится цельномолочная продукция, доля которой составляет 16,96 %. Удельный вес сыров жирных по данным на конец 2005 г. составил 16,66 %. На оставшиеся группы приходится 3,96 % или 1650,5 тонн в валовом выпуске.

 Стоит отметить, что на предприятии практически совпадают объемы
производства и реализации продукции. Это говорит о правильной ассортиментной и сбытовой политике ОАО «Щучинский МСЗ». По мнению экспертов завода, снижение производства цельномолочной продукции говорит о том, что рынок Гродненской области насыщен, и предприятие направляет сырье на более выгодные и доходные продукты, такие как сыр и сухая сыворотка.

Для того, чтобы проанализировать эффективность работы предприятия с ассортиментом, следует рассмотреть количество наименований продукции, реализуемой в течение года, количество вновь реализуемой продукции и рассчитать коэффициенты обновляемости продукции за последние два года. Результаты анализа динамики обновляемости продукции ОАО «Щучинский МСЗ» приведены в табл. 2.3:

 

Таблица 2.3.

Динамика обновляемости ассортимента ОАО «Щучинский МСЗ»

 

Наименование показателя

Период

2004 г. 2005 г.
1. Количество наименований производимой продукции 41 44
2. Количество вновь производимой продукции 4 3
3. Коэффициент обновляемости продукции 0,073 0,068

 

Из данных таблицы можно сделать вывод, что коэффициент обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне, а значит, каждый год в торговый ассортимент добавляется и извлекается примерно одинаковое количество наименований молочных изделий. Функционируя в условиях жесткой конкуренции со стороны остальных 7 производителей молочной продукции в Гродненской области, ОАО «Щучинский МСЗ» в свою очередь стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды молочных изделий, так и изымая старые.

Из данных табл. 2.3 также следует, что ОАО «Щучинский МСЗ» постоянно работает над увеличением ассортимента производимой продукции, и, оставаясь приверженным стратегии «развития продукта» [ансоф], с ноября 2007 года планирует расширить ассортиментный ряд молочных товаров, добавив дополнительную ассортиментную группу – «сывороточно-белковый концентрат».

Планируемый к производству сывороточно-белковый концентрат будет в 2007 году на 100 % реализовываться на внутреннем рынке. Начиная с 2008 года, 10-15 % сывороточно-белкового концентрата будет реализовываться на экспорт.

Для увеличения экспорта новой продукции ОАО «Щучинский МСЗ» в страны ближнего и дальнего зарубежья, специалисты предприятия разработали ряд маркетинговых условий:

1. Содержание в концентрате токсичных элементов, микотоксинов, антибиотиков, пестицидов не должны превышать допустимых уровней, установленных СанПиН 11-63 РБ.

2. Дифференцированный подход в ценообразовании на новую продукцию: цены устанавливаются индивидуально, на приемлемой для стран-импортеров уровне.

3. Продукция будет упакована в современную привлекательную и качественную упаковку класса Ecolean.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...