Проверочный расчет передачи на прочность.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Исходные данные для проектирования «Спроектировать привод ленточного конвейера». Требуемые: - Скорость движения ленты n = 0,35 м/с - Диаметр колеса Dб= 315 мм. - Окружное усилие на барабане F = 175 даН=1750 Н. Схема привода:
Выбор электродвигателя Ресурс приводного устройства в часах: Lh=365LГtcLc=365×5×8×1=14600, где LГ – срок службы привода, LГ =5 лет. tc – продолжительность смены, ч Lс – число смен. Т.к. предполагается мелкосерийный выпуск Þ Lс=1. Из полученного значения следует вычесть 10-25% часов на профилактику, текущий ремонт, нерабочие дни. Т.о. Lh=13140…10950. Принимаем Lh=12000 ч. Определяем требуемую мощность ковшового элеватора (мощность на выходе) , Определяем требуемую мощность электродвигателя. , где h - КПД всего привода: , где hчп = 0,8 – КПД червячной передачи; hм = 0,98 – КПД муфты; hпк = 0,99 – КПД, учитывающий потери пары подшипников качения; В итоге: Рдв. = 612,5 / 0,753 = 813,4 Вт. Выбор электродвигателя Следуя справочным данным, выбираем электродвигатель 80В6 с синхронной частотой вращения nc=1000 об/мин., для которого номинальная мощность Рдв = 1,1 кВт, асинхронная частота вращения nдв = 920 об/мин. Определение передаточных чисел привода. Общее передаточное число uобщ=nдв/nвых = 920/ 23 = 40 где nвых – частота вращения выходного вала: Таким образом передаточное отношение редуктора: uр = 40. Кинематический расчет Быстроходный вал редуктора: - мощность P1=Pдв×hм×hпк=1100×0,98×0,99=1067,22 Вт. - частота вращения n1= nдв = 920 об/мин. - угловая скорость w1=p×n1/30=p×920/30 = 96,3 c-1. - крутящий момент T1=P1/w1=1067,22/96,3 = 11 Н×м. Тихоходный вал редуктора: - мощность P2=P1×hр×hпк=1067,22×0,8×0,99=845,24 Вт. - частота вращения n2= n1/uр=920/40 = 23 об/мин.
- угловая скорость w2=p×n2/30=p×23/30=2,4 c-1. - крутящий момент T2=P2/w2=845,24/2,4=352,2 Н×м. Приводной вал: - мощность P3=P2×hм×hпк=845,24×0,98×0,99=820 Вт. - частота вращения n3= n2=23 об/мин. - угловая скорость w3=w2=2,4 c-1. - крутящий момент T3=P3/w3=820/2,4=341,7 Н×м. Расчет червячной передачи Исходные данные: – вращающий момент на колесе Т2 = 352,2 Н×м; – частота вращения колеса n2 = 23 об/мин; – передаточное число uч = 40; Материалы червяка и колеса. В качестве материала для червяка применяем ст.40Х. С целью повышения КПД, применяем закалку до твердости HRC 45, шлифование и полирование витков червяка. Механические свойства: sT = 750 МПа. Так как выбор материала для колеса связан со скоростью скольжения, то предварительно определяем ожидаемое ее значение Т.к. vs > 2м/с, но vs < 5м/с то в качестве материала для червячного колеса используем латунь ЛАЖМц66-6-3-2 (способ отливки – центробежный). Механические свойства: sВ = 500 МПа, sТ = 330 МПа. Допускаемые напряжения. Вычисляем допускаемые контактные напряжения. Для червяка допускаемые напряжения: - допускаемые контактные напряжения: [s]H = 14HRC+170 = 14×45+170=800МПа - допускаемые напряжения на изгиб: [s]F = 370 МПа; Для колеса допускаемые напряжения: - допускаемые контактные напряжения: [s]H = 275 - 25vs = 200 МПа - допускаемые напряжения на изгиб [s]F: [s]F = 0,25sT +0,08sB = 122,5 МПа; Межосевое расстояние (м) где [s]H = 200·106 Па; при постоянном режиме нагружения Kb=1,0. Эквивалентный момент на колесе ТНЕ2 = КHдT2 Здесь, T2 — номинальный момент на колесе; Коэффициент долговечности для латуни КHд = 1,0. Т.о. ТНЕ2 = T2 = 352,2 Н. Полученное расчетом межосевое расстояние округляем до стандартного значения: aw = 125 мм. Основные параметры передачи. Т.к. u = 40, следовательно число витков червяка z1 = 1. Число зубьев колеса z2=z1u = 1×40 = 40. Предварительные значения: модуля передачи (получаем интервал значений)
Принимаем стандартное значение модуля m=5 мм. коэффициента диаметра червяка Полученное значение q округляем до ближайшего стандартного: q=10. Минимально допустимое значение q из условия жесткости червяка qmin = =0,212z2=8,48<10. Коэффициент смещения: , |x| < 1 Размеры червяка и колеса. - диаметр делительный червяка d1 = qm; d1 = 10×5=50 мм. - диаметр вершин витков da1 = d1 + 2m; da1 = 50 + 2×5= 60 мм. - диаметр впадин df1= d1 - 2,4m. df1= 50 - 2,4×5= 38 мм. Находим длину b1 нарезанной части червяка. Т.к. z1=1, x=0, то b1 ³ (11+0,06z2)m = 67 мм. Для фрезеруемых и шлифуемых червяков полученную расчетом длину b1 при m<10мм увеличивают на 25мм, следовательно b1 = 67 + 25 = 92мм. Принимаем значение из ряда линейных размеров b1 = 95 мм. - диаметр делительной (начальной) окружности колеса d2 = z2m; d2 = 40×5 = 200 мм. - диаметр окружности вершин зубьев da2 = d2+2(1+х)m; da2 = 200 + 2×1×5 = 210 мм. - диаметр колеса наибольший daM2 £ da2+ 6m / (z1 + 2); daM2 £ 210+6×5/(1+2) £ 220 мм - диаметр впадин df2=d2 - 2m(1,2-x). df2=200 - 2×5×(1,2-0) = 188 мм. - ширина венца b2=ψaaw=44,4, где для z1=1 значение ψa=0,355. Принимаем b2 =45 мм. Проверочный расчет передачи на прочность. Определяем скорость скольжения в зацеплении vs=v1/cosg, где v1=pn1d1/60 (v1 — окружная скорость на червяке, м/с; n1= 920 об/мин; d1=50мм); g—угол подъема линии витка для z1=1 и q=10 значение g = 5°43'). v1=pn1d1/60 = 3,14×920×0,05/60 = 2,4 м/с Следовательно vs=2,4/cos 5°43' =2,41 м/с По полученному значению vs уточняют допускаемое напряжение: [s]H = 275 - 25vs = 215 МПа Определяют расчетное напряжение где dw1= m×(q + 2х) = 5×(10+2·0) = 50 мм – начальный диаметр червяка; Kb — коэффициент концентрации нагрузки; Kb = 1 – (1-X)×(z2/q)3 = 1 Здесь: q = 108 – коэффициент деформации червяка; Х–коэффициент режима. При постоянной нагрузке Х = 1 и Kb = 1,0. КV — скоростной коэффициент. При v2<3 м/с коэффициент КV =1. Окружная скорость (м/с) колеса v2=pd2n2/60 = 3,14×0,2×23/60=0,24м/с. Таким образом: условие выполняется. КПД передачи. Коэффициент полезного действия червячной передачи где gw — угол подъема линии витка на начальном цилиндре, gw=arctg[z1/(q+2x)] = arctg[1/(10+2×0)] = 5°42'; r—приведенный угол трения, определяемый экспериментально. В него включены также относительные потери мощности в зацеплении, в опорах и на перемешивание масла. Значение угла трения r между стальным червяком и колесом из латуни принимают в зависимости от скорости скольжения. Т.к. vs = 2,41 м/с, следовательно r=1°44'.
Таким образом КПД: Силы в зацеплении. Окружная сила на колесе, равная осевой силе на червяке: Ft2 = Fa1 = 2T2/d2. Ft2 = Fa1 = 2×352,2/0,2 = 3522 Н. Окружная сила на червяке, равная осевой силе на колесе: Ft1=Fa2 = Ft2 ×z1/(q×h). Ft1 = Fa2 = 3522×1 / (10×0,765) = 460,4 Н. Радиальная сила Fr = Ft2tga. Для стандартного угла a=20°, Fr = 0,364Ft2 = 0,364×3522 = 1285,5 Н. 3.9. Проверка зубьев колеса по напряжениям изгиба. Расчетное напряжение изгиба: где коэффициенты нагрузки Kb = 1 и Kv = 1; m = 0,005 м., dw1 = 0,05 м.; YF — коэффициент формы зуба, принимают в зависимости от zv2=z2/cos3gw = 40/cos35°42' ≈ 41, следовательно YF = 1,54. FtE2= KFдFt2 — эквивалентная окружная сила на колесе, где коэффициент долговечности KFд = 1, в связи с тем, что режим работы постоянный. Т.о. FtE2= Ft2 = 3522 Н. В итоге условие выполняется Тепловой расчет. Червячный редуктор в связи с невысоким КПД и большим выделением теплоты проверяют на нагрев. Мощность (Вт) на червяке Р1 = 0,1T2n2/h = 0,1×352,2×23 / 0,765 = 1058,9 Вт. Температура нагрева масла без искусственного охлаждения где y=0,3 — коэффициент, учитывающий отвод теплоты от корпуса редуктора в металлическую плиту или раму; [t]раб =95° - максимальная допустимая температура нагрева масла. Поверхность охлаждения корпуса А (м2) равна поверхности всех его стенок, кроме поверхности дна, которой он крепится к плите или раме. Поверхность охлаждения корпуса определим по соотношению А = 12аw1,71, где aw — межосевое расстояние, м. А = 12аw1,71 = 12×0,1251,71 = 0,343 м2 Коэффициент теплоотдачи KT=9...17 Вт/(м2·°C) (большие значения при хороших условиях охлаждения). Таким образом , т.е. условие выполняется. Проектный расчет Диаметры валов Диаметры различных участков валов редуктора определяем следующим образом: Быстроходный вал Диаметр d выходного конца: d ³ (7…8) 3ÖТБ = (7…8) 3Ö11 = 15,5…17,8 мм. Принимаем значение из ряда нормальных линейных размеров d = 24 мм. Ориентировочная длина под полумуфту: l1 = (1,2…1,5)d= 28,8…36 мм.
Принимаем l1 = 30 мм. Диаметр вала под подшипник dп ³ d + 2t ³ 28 мм, где высота буртика t = 2 мм; Принимаем dп = 30 мм. Диаметр dбп ³ dп + 3 r ³ 36 мм. где координата фаски подшипника r = 2 мм; Принимаем dбп = 36 мм. Тихоходный вал. Диаметр d выходного конца: d³(5…6)3ÖТТ = (5…6) 3Ö352,2 =35,3…42,4 мм. Принимаем d = 40 мм. Диаметр вала под подшипник dп ³ d + 2 t ³ 45 мм, где высота буртика t = 2,5 мм; Принимаем dп = 45 мм. Диаметр dбп ³ dп + 3r ³ 54 мм. где координата фаски подшипника r = 3 мм; Принимаем dбп = 56 мм. Диаметр dк ³ dбп Принимаем dк = 56 мм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|