Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Homo moralis и его нравственное чувство




 

Вместе с А.Д. Зурабашвили[165] я считаю, что человек, во-первых, не «Homo sapiens» - разумный, но «Homo moralis» - нравственный, и в этом его специфика.

На любых ступенях индивидуального развития и деградации после того, как сформировалась первая приобретенная человеческая потребность - потребность в маме, всегда -и в абсолютной запрограммированности, и в творчестве, и в болезни, и в здоровье, и невольно и сознательно - всегда человек в своих поступках и переживаниях направляется не «презренной пользой» (A.C. Пушкин), но ощущением Добра и Зла.

И Ад безучастия, смерти, забвения и Рай творчества, жизни, бессмертия, участия в человеческой истории, и болезнь, и здоровье человека, и тонус организма - вся его энергетика движутся в самой непрерывной зависимости от часто несознаваемых нравственных направленностей - нравственного чувства.

В терапевтическом процессе от него (нравственного чувства) зависит и отношение к лечению, и участие в нем.

В воспитательном, педагогическом взаимодействии, в любом сотрудничестве от нравственного чувства зависит, насколько раскроются потенции участника сотрудничества, насколько он будет участвовать в процессе.

То, что для человека достойно, лестно, престижно наконец, он предпочитает здоровью, выгоде, порой даже жизни.

Задача; повысить нравственный статус творчества

Этим определялась задача повысить нравственный статус творчества (в «сердце» родителей, в нормах группы, в ощущении лидеров групп, в ощущении подростка), перевести его в разряд высших личностно и социально необходимых ценностей[166].

 

 

ВЫБОР СЕБЯ И ОБЫЧАЙ

Нравственное чувство, определяющее всю жизнедеятельность человека с его организмом, то есть и сам человек, формируется под влиянием социокультуральных нравственных стереотипов, реально существующих в формирующей человека общественной среде.

 

Программирование забытым

 

Большинство из этих нравственных стереотипов не осознаны - на уровне общественного сознания не отрефлексированы.

Многие из этих стереотипов антагонистичны современному человеку.

Будучи детищем античеловечных культур, неосознанные, непонятые и незамеченные, такие нравственные стереотипы тормозят психологическое, нравственное развитие каждого. Задерживают нас пожизненно на инфантильных фазах роста. Предопределяют индивидуальную неприспособленность, безбудущность, болезнь. Делают для всех затруднительным, а для многих и невозможным творчество. Снижают суммарный энергетический потенциал общества. Задерживают или останавливают общественное развитие (в том числе и экономическое).

Некоторые из этих нравственных стереотипов, прежде известные, порой на словах даже отвергнутые, а потом и забытые, продолжают, тем не менее, «подпольно» существовать в нравах, привычных, общественных ритуалах. Пронизывают собой произведения литературы, искусства («обычай - деспот меж людей» A.C. Пушкин).

Так они (эти нравственные императивы) не только осуществляют «связь времен», но и, из-за невнимания к этой связи, приковывают человечество и каждого человека к давно потерявшим свой приспособительный смысл штампам. Разрывают связь будущего с прошлым, запрещают человеку, расти. Сковывают нас на уровне главного регулятора человеческого переживания и поведения - на уровне нравственного чувства.

 

Из чего мы себя лепим

 

Вместе с М.С. Каганом[167] я уверен в том, что «формирование личности происходит в процессе активного освоения человеком той или иной культуры».

Как человек сформирует себя, зависит, с одной стороны,

- от того, как он умеет выбирать, насколько внутренне не стеснена его инициатива (человек с подавленной инициативой навсегда остается имитатором человека!), с другой

- от того, что ему предлагается и доступно.

В этом смысле Христос или Гитлер, Пушкин или Герострат могут влиять на становление личности больше, чем близкие люди.

 

 

Чем мы иначим друг друга

 

Но совершенно бесконтрольно, а поэтому наиболее неотвратимо влияют на формирование личности неосознанные нр а вы, чувства и вкусы людей. Скрытые, действительные пристрастия наших близких и далеких могут влиять и влияют больше, чем все их вместе взятые слова, лозунги и явные действия.

Невольно мы выражаем себя, куда больше, чем преднамеренно. Куда неотвратимее и воздействуем друг на друга этим непроизвольным выражением наших подлинных отношений.

 

 

Сладчайшая благость самоощущения

 

При этом я не ставлю под сомнение благость намерений подавляющих и узурпирующих друг друга на деле людей.

Просто стало ясно, что благость лозунгов сочетается сплошь и рядом с полным (благостным) невниманием к реальности действий и результатов. Что «путь в Ад вымощен искренно благими нашими намерениями» благих людей. Что благость самоощущения мы предпочитаем тревоге обучения воплощать намерения в результаты! Предпочитаем эту благость самоощущения и контролю за безбожными (и недопустимыми) будущими результатами наших дел.

 

 

Задача: выявить нравственные запреты

 

Таким пониманием определялась задача сделать для всех участников программы явными те нравственные стереотипы, которые, будучи неосознанными, тем не менее, пропитывают отношения в семье, в школе, в отношениях подростков - в обществе и затрудняют или делают невозможным творчество. Выявить те внутренние нравственные запреты, которые незамеченные и неосознаваемые стесняют самовыражение подростка изнутри.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...