Задача: использовать недостаток
как достоинство
Важно, что: - биологический, интеллектуальный и психологический возрасты - явления разные, - что их развитие не идет параллельно, - что инфантилизм может оказываться чрезвычайной помехой спонтанности, - но и его можно использовать в помощь творчеству!
Подростки, родители, преподаватели три направления работы
Поэтому, включившись в программу, мы считали особо важной работу не только - с подростком и группой подростков, но и, во-первых, - с его родителями и их группой и - с группой преподавателей - участников программы.
Задача: диагностика и Самодиагностика инфантилизма
Психологический возраст, то есть степень инфантилизма можно измерить. Для решения этой задачи я разработал критерии измерения психологического возраста развития и тотальной или парциальной его задержки[170]. Они настолько просты, что пользоваться ими для диагностики и самодиагностики могут не только психотерапевты и психологи, но и другие участники программы: сами подростки, их родители, преподаватели.
КАК ПОНИМАЕШЬ, ТАК И ДЕЙСТВУЕШЬ!
Человек, как видит, так и действует. Поведение каждого из нас соответствует тому, каким мы воспринимаем, ощущаем, представляем поле деятельности. Нашему субъективному виденью мира соответствует и то, чему и как мы учимся - совершенствование прежних навыков, освоение новых, отказ от действий, потерявших приспособительный смысл - ненужных. Основное внимание психотерапевта, воспитателя, всех, кого заботят задачи нравственно-психологического роста и приспособительная деятельность, должно быть сосредоточено не на привычном вопросе «Что делать?».
Внимание необходимо отдать совершенно другому вопросу: «Где мы находимся?». - С чем мы или наш сотрудник имеем дело? - В какой поре жизни, в каком месте, в каком времени действуем? - Какой картине мира адекватно привычное поведение пациента, клиента (в этой программе - нашего сотрудника, так я и буду его далее называть)? - В какую пору жизни, в каких обстоятельствах оно действительно имело приспособительный смысл? - Насколько теперешняя актуальная ситуация отличается от той - по-прежнему привычно прогнозируемой? Как видим, так и действуем! Чем больше наша субъективная картина мира соответствует реальности, тем точнее будут и наши средства. Таким образом, психологическая помощь должна быть, во-первых, ориентирующей. Пробуждать интерес к реальным внешним и внутренним обстоятельствам (в отличие от давно несуществующих привычных). Поддерживать желание реалистично ориентироваться в своих собственных нуждах, побуждениях, в результатах действий, а не только во внешних событиях! Это понимание определило основные стратегии нашей работы. Понимание роли нравственного чувства в становлении сознания подростка, стиля его социального функционирования, понимание влияния этого несознаваемого чувства на энергетику и жизнедеятельность организма растущего человека определило наше особое внимание к проблемам его динамики[171]. Работая, мы стремились нигде не упускать из виду все те нравственные стереотипы, которые препятствовали решению наших задач, запрещая инициативу и творчество[172]. Понимание механизмов непреднамеренного подавления роста личности ребенка всеми общественными институтами (родителями в семье, педагогами в школе, псевдоколлективизмом, насаждаемым повсеместно во всех детских и подростковых учреждениях), понимание механизмов удержания детей на инфантильных фазах развития определило всю нашу психодидактическую и психотерапевтическую работу.
Критерии измерения психологического возраста подробно изложены в соответствующем разделе раньше[173]. В следующей главе я их только напомню в соответствии с надобностями этой программы. Еще одна глава посвящена основным принципам организации психотерапевтической работы с детьми, занятыми совместным и индивидуальным решением творческих задач. Одновременно это оказался и еще один повод подумать над Терапией поведением как способом восприятия действительности.
Критерии измерения психологического возраста в группах подростков, Родителей и преподавателей
Психологический возраст и Основные периоды Детско-подросткового развития
Психологический возраст мы различали соответственно основным периодам детско-подросткового развития: от О до 5 лет /дошкольный период/, от 6 до 10 лет /младший школьный/, от 11 до 12 /ранний подростковый/, от 13 до 14 лет /поздний подростковый/, потом юность, и, наконец, зрелость. В соответствии с нашими задачами и психологический возраст развития и возраст задержки мы определяли по особенностям отношения ребенка или взрослого имитатора (4) к его человеческому окружению и к самому себе. Это отношение к себе и к другим, как уже известно, мы выявляли, отвечая на три вопроса. 1. Кто заботится о ребенке? 2. Как он относится к людям? 3. Как он заботится о себе сам? Ответами на эти вопросы определялись основные преимущества и ограниченность данного возраста. А при инфантилизме, когда достижения предшествующего возраста частично или полностью снимались новшествами последующего, выявлялась только ограниченность данной фазы задержки развития.
Подростки и взрослые
В группе подростков нас интересовало влияние этого отношения к себе и своему окружению - на характер зависимости подростка от авторитетов, от старших и от сверстников; - на характер зависимости сверстников и старших от него; - на его спонтанность, на открытость своему и чужому творчеству. В группе родителей и преподавателей нам было важно влияние этого отношения - на их (родителей и преподавателей) зависимость от авторитетов, от других взрослых, - на их отзывчивость к информации, исходящей от детей, - на характер влияния на детей, - на открытость иному мнению, всему проблематичному, новому.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|