Как мы побуждаем человека остановиться в развитии
Второй вопрос: каким педагогическим, воспитательским воздействием мы побуждаем ребенка остановиться в развитии? Или иначе: каким образом один человек побуждает другого (еще не зрелого) человека (зрелый сам выбирает свои пути) остановиться в развитии, стать имитатором, добиваться не пользы, а оценки? Если мы проследим путь открытого опыту человека, то станет ясно, что он (и втайне!) достаточно уверен в себе. Не умея быть рабом, он не хочет господствовать над другим. Хозяйски бережен к этому миру. Любя себя, любит другого.
Представим его учителем, ставящим двойку
Такой учитель видит возможности ребенка. И от постановки двойки не получает удовольствия. Видя таланты ребенка, ведет себя по принципу: «Александр Македонский тоже был великий полководец, но стулья ломать зачем!?» Видя ошибку ребенка, такой педагог двойкой говорит: «Ты замечателен, способен на гораздо большее, но пока вот этого не умеешь!» Такое сообщение, одаривая искренним признанием, оказывается поддержкой и с радостью используется ребенком. Учит его учиться, открывает опыту. Оценка ставится за действие, но не оценивает негативно человека.
Посмотрим путь развития имитатора и представим его потом учителем
Это - втайне неуверенный в себе, пыжащийся человек. Всякое допущение состоятельности другого - угроза его самооценке. Несостоятельность другого утверждает имитатора в том, что он «лучше». Такой учитель втайне боится успехов талантливых детей. Он хочет видеть их слабость. (Его в собственных глазах возвышают успехи только тех, кто еще несостоятельнее его -кого он «спасает»)! Но и, видя ошибку ребенка, он воспринимает ее как доказательство своей педагогической слабости. И тогда облегчает свой страх несостоятельности, доказывая себе и ученику, что это ученик, а не он - бездарь! Тогда двойка - не только оценка ошибки, но доказательство безнадежной бестолковости ученика!
Такой учитель двойкой говорит: «ты - двоечник и у тебя нет перспектив!» Такую безбудущность никто не может принять (а отделить оценку действия от оценки его самого незрелый человек не в состоянии). Ученик говорит такому «учителю» - «сам ты бездарь, лгун и двоечник...» Имитатор негативно оценивает не действие, но самого человека, зачеркивает его возможности, лишает перспективы и тем побуждает того к защите отверганием такой, унижающей его, лишающей будущего оценки. Оценивая так же себя, он и себя обесценивает, лишает ощущения перспектив - будущего.
В обыденной жизни
Если перенести эту ситуацию в обыденную жизнь, которая полна взаимными сообщениями, текстами и подтекстами словесными, эмоциональными, поведенческими, то станет ясно, что каждомгновенно в общении зрелые люди поддерживают себя и других, делятся опытом. А имитаторы, самоутверждаясь, обижают всех и закрывают других от любых своих, а потом и чужих сообщений. Это проделывается с детьми, с близкими, друзьями, любимыми, начальниками и подчиненными. Если мы говорим о воспитателе, педагоге, психологе, психотерапевте, то становится ясным, какое значение для результатов его общения с учеником, клиентом, воспитуемым, пациентом, сотрудником имеет то, кто он сам - открытый опыту человек или темпераментно самоутверждающийся за счет других имитатор.
Как имитатор читает
Интересно, как имитатор читает текст, который мог бы сообщить ему о его ошибках и подсказать пути их исправления! Если уверенные в своих возможностях, открытые опыту люди в любом человеческом сообщении находят информацию о себе, в том числе и в сообщении об ошибках. Им такое знание помогает исправлять промахи, избегать их - лучше жить.
То люди с тайным чувством малоценности все читают «про них», а не про себя! Привыкнув всякое негативное сообщение относить не к действию, а на счет самого человека, они в любом критическом замечании рискуют услышать критику не своих действий, а самих себя. Поэтому, читая острый текст, они либо с радостью и хорошо понимают его как критику кого угодно другого, либо, получив даже намек, что текст о них, перестают его понимать! Загодя, таким образом, спасаются от угрозы снизить самооценку. Но и лишаются шанса воспользоваться спасительной информацией для себя. Все нужное - не про них!
Общая болезнь
Позволю себе еще одну цитату с той конференции. «Мне пришлось провести несколько психотерапевтических марафонов с заикающимися в период их медленноговорения. Это очень медленная по темпу работа. Совпало, что на следующий день после одного из таких марафонов я вел аналогичные занятия с логопедами и планировал успеть во много раз больше. А успел гораздо меньше. Потом этот парадокс повторялся. Что же случилось? Как, по-вашему, заикающиеся люди чаще ответят на вопросы: - Кто добрее, они или окружающие их люди? - Кто ранимее? - Чьи обязанности они помнят, во-первых? Свои - перед людьми и миром или людей - перед собой?.. Совершенно верно. Заикающиеся чаще ощущают: - себя добрее (человечнее), - себя ранимее, и - лучше помнят чужие обязанности перед собой. Других они ощущают более черствыми, чем они, по- человечески - хуже себя. Они сетуют на то, что другие с ними ведут себя не бережно. Своей небережности к другим они не замечают. Это проявления «комплекса различия». В результате, такой человек, живущий «ходячей укоризной», оказывается всеми принимаемым в штыки. И не из-за заикания! А из-за своей недоброты, которую он идеологически оправдал мнимой жестокостью с ним мира. Но оказалось! Что и большая часть логопедов на эти вопросы отвечают также! То есть, логопеды тоже в претензии к миру. Часто даже в большей претензии, чем их клиенты. И, как всякий живущий в «комплексе различия» имитатор, в своих обидах упорствуют.
А, будучи часто очень стеничными, талантливыми людьми и упорствуя в обиде, поддерживают психопатические установки своих пациентов. Таким образом, одаряя с одной стороны речью, с другой делают тех еще более больными, вовлекая их в противостояние людям, в конфликт с людьми. Почему это произошло? Ну, отчасти, известно, что лечить часто берется более больной. Он или, леча других, вылечивается. Или за чужой болезнью маскирует свою. Но есть другое. У меня есть товарищ, который оказывал психологическую поддержку людям после землетрясения в Армении. Он ел с ними хлеб и пил с ними воду. Он сам увлекся их мифологией: подозрениями, что землетрясение - происки их врагов! Логопеды, разделяя боль заикающихся, вовлекаются в их мировосприятие, заражаются их обидами. А в результате, будучи спасителями, любимыми людьми, «давшими» человеку речь, невольно поддерживают того в имитаторстве - в неврозе! Я снова повторю, что желание помочь заикающемуся человеку должно быть вооруженным. Педагог, воспитатель, психотерапевт, логопед непременно нуждаются в том, чтобы уметь диагностировать имитатора в себе (свой, слава богу, парциальный, инфантилизм) и иметь возможность открыть опыту себя, открыть себя развитию, то есть миру, другому человеку. Эффективнее это делается в психотерапевтической группе с участием психологов и психотерапевтов. «Cure te ipsum» - «исцелися сам» - одна из первых заповедей врачевания. Самарские психотерапевты готовы к осуществлению этой программы психодидактической помощи родителям, воспитателям, педагогам, врачам, психологам, логопедам[162]. Благодарю за доброжелательное и заинтересованное внимание! Любви вам!»
«ГАДКИЙ УТЕНОК» Принципы Терапии поведением в работе с одаренными подростками [163]
ЭКСПЕРИМЕНТ
Род Человеческий взялся за удивительный эксперимент - сотворить человека! Любой из нас, мы всякое мгновение либо творим небывалый новый мир и новых себя в нем, либо не выдерживаем изменения и новизны - становимся жертвами эксперимента: заболеваем... гибнем.
Быть или не быть! Жажда жизни побуждает, рискуя изменением самооценки, обращаться к чужому знанию, книге, заветам предтеч, опыту других. Ищем учителя, психолога, врачевателя-психотерапевта. Так мы обнаруживаем или, молча, признаем догадку, что причина наших терзаний не в устройстве мира, а в нас самих. Практика психотерапевта - это всегда соучастие в поиске страждущим человеком здоровых сил и средств освоения нового, одоления трудностей, лишения беды и несчастья их кощунственно победительного значения. Практика психотерапевта, как бы трагична или обнадеживающа она ни была, открывает, что жертвой вышеназванного эксперимента Рода Человеческого оказывается тот и те, кто по любым причинам не принял его (эксперимента) необходимости, кто попытался избежать участия, избежать тревоги изменения и новизны, попытался уберечь себя от муки поиска, непременного риска, инициативы, творчества и осознанной ответственности, от участия в акте творения. Практика психотерапевта обнаружила, что все мы в любое мгновение нашей жизни и любым движением, всегда отвечаем на вопрос: «быть или не быть?!». «Не быть» - беречься от жизни, сетовать, болеть и стареть. «Быть» - означает продолжать своим изменением всех, кто был до нас. И, уже никогда не отступаясь от жизни, вслед за нашей прародительницей Евой вновь и вновь срывать запретное яблоко с Древа: вновь и вновь преступать привычное, еще вчера непременное, успокаивающе надежное, с младенчества любимое, казалось бы Богом данное. Никогда не отступаясь от движения, становиться ступенью для будущих любимых нами людей. Творчество или болезнь - другой альтернативы страданью мы не видели. И потому с энтузиазмом включились в программу, поставившую задачей раскрепощение творческой инициативы человека в период, когда он еще не завершил своего становления не только личностно, но и биологически. Люди, с которыми нам предстояло сотрудничать, были подростками от 12 до 15 лет.[164], их преподаватели и родители. Для себя эту программу мы назвали «Гадкий утенок», памятуя сказку Г.Х. Андерсена. Ниже я изложу понимание, которое определило наши задачи.
ПОНИМАНИЕ И ЗАДАЧИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|