Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как мы побуждаем человека остановиться в развитии




 

Второй вопрос: каким педагогическим, воспитательским воздействием мы побуждаем ребенка остановиться в развитии?

Или иначе: каким образом один человек побуждает другого (еще не зрелого) человека (зрелый сам выбирает свои пути) остановиться в развитии, стать имитатором, добиваться не пользы, а оценки?

Если мы проследим путь открытого опыту человека, то станет ясно, что он (и втайне!) достаточно уверен в себе.

Не умея быть рабом, он не хочет господствовать над другим. Хозяйски бережен к этому миру. Любя себя, любит другого.

 

 

Представим его учителем, ставящим двойку  

 

Такой учитель видит возможности ребенка. И от постановки двойки не получает удовольствия.

Видя таланты ребенка, ведет себя по принципу: «Александр Македонский тоже был великий полководец, но стулья ломать зачем!?»

Видя ошибку ребенка, такой педагог двойкой говорит: «Ты замечателен, способен на гораздо большее, но пока вот этого не умеешь!»

Такое сообщение, одаривая искренним признанием, оказывается поддержкой и с радостью используется ребенком. Учит его учиться, открывает опыту.

Оценка ставится за действие, но не оценивает негативно человека.

 

 

Посмотрим путь развития имитатора и представим его потом учителем

 

Это - втайне неуверенный в себе, пыжащийся человек.

Всякое допущение состоятельности другого - угроза его самооценке.

Несостоятельность другого утверждает имитатора в том, что он «лучше».

Такой учитель втайне боится успехов талантливых детей. Он хочет видеть их слабость. (Его в собственных глазах возвышают успехи только тех, кто еще несостоятельнее его -кого он «спасает»)!

Но и, видя ошибку ребенка, он воспринимает ее как доказательство своей педагогической слабости. И тогда облегчает свой страх несостоятельности, доказывая себе и ученику, что это ученик, а не он - бездарь! Тогда двойка - не только оценка ошибки, но доказательство безнадежной бестолковости ученика!

Такой учитель двойкой говорит: «ты - двоечник и у тебя нет перспектив!»

Такую безбудущность никто не может принять (а отделить оценку действия от оценки его самого незрелый человек не в состоянии).

Ученик говорит такому «учителю» - «сам ты бездарь, лгун и двоечник...»

Имитатор негативно оценивает не действие, но самого человека, зачеркивает его возможности, лишает перспективы и тем побуждает того к защите отверганием такой, унижающей его, лишающей будущего оценки. Оценивая так же себя, он и себя обесценивает, лишает ощущения перспектив - будущего.

 

 

В обыденной жизни  

 

Если перенести эту ситуацию в обыденную жизнь, которая полна взаимными сообщениями, текстами и подтекстами словесными, эмоциональными, поведенческими, то станет ясно, что каждомгновенно в общении зрелые люди поддерживают себя и других, делятся опытом. А имитаторы, самоутверждаясь, обижают всех и закрывают других от любых своих, а потом и чужих сообщений.

Это проделывается с детьми, с близкими, друзьями, любимыми, начальниками и подчиненными.

Если мы говорим о воспитателе, педагоге, психологе, психотерапевте, то становится ясным, какое значение для результатов его общения с учеником, клиентом, воспитуемым, пациентом, сотрудником имеет то, кто он сам - открытый опыту человек или темпераментно самоутверждающийся за счет других имитатор.

 

 

Как имитатор читает

 

Интересно, как имитатор читает текст, который мог бы сообщить ему о его ошибках и подсказать пути их исправления!

Если уверенные в своих возможностях, открытые опыту люди в любом человеческом сообщении находят информацию о себе, в том числе и в сообщении об ошибках. Им такое знание помогает исправлять промахи, избегать их - лучше жить.

То люди с тайным чувством малоценности все читают «про них», а не про себя! Привыкнув всякое негативное сообщение относить не к действию, а на счет самого человека, они в любом критическом замечании рискуют услышать критику не своих действий, а самих себя. Поэтому, читая острый текст, они либо с радостью и хорошо понимают его как критику кого угодно другого, либо, получив даже намек, что текст о них, перестают его понимать! Загодя, таким образом, спасаются от угрозы снизить самооценку. Но и лишаются шанса воспользоваться спасительной информацией для себя. Все нужное - не про них!

 

 

Общая болезнь

 

 

Позволю себе еще одну цитату с той конференции.

«Мне пришлось провести несколько психотерапевтических марафонов с заикающимися в период их медленноговорения. Это очень медленная по темпу работа.

Совпало, что на следующий день после одного из таких марафонов я вел аналогичные занятия с логопедами и планировал успеть во много раз больше. А успел гораздо меньше. Потом этот парадокс повторялся.

Что же случилось?

Как, по-вашему, заикающиеся люди чаще ответят на вопросы:

- Кто добрее, они или окружающие их люди?

- Кто ранимее?

- Чьи обязанности они помнят, во-первых? Свои - перед людьми и миром или людей - перед собой?..

Совершенно верно.

Заикающиеся чаще ощущают:

- себя добрее (человечнее),

- себя ранимее, и

- лучше помнят чужие обязанности перед собой.

Других они ощущают более черствыми, чем они, по-

человечески - хуже себя.

Они сетуют на то, что другие с ними ведут себя не бережно. Своей небережности к другим они не замечают.

Это проявления «комплекса различия».

В результате, такой человек, живущий «ходячей укоризной», оказывается всеми принимаемым в штыки. И не из-за заикания!

А из-за своей недоброты, которую он идеологически оправдал мнимой жестокостью с ним мира.

Но оказалось! Что и большая часть логопедов на эти вопросы отвечают также! То есть, логопеды тоже в претензии к миру. Часто даже в большей претензии, чем их клиенты. И, как всякий живущий в «комплексе различия» имитатор, в своих обидах упорствуют.

А, будучи часто очень стеничными, талантливыми людьми и упорствуя в обиде, поддерживают психопатические установки своих пациентов.

Таким образом, одаряя с одной стороны речью, с другой делают тех еще более больными, вовлекая их в противостояние людям, в конфликт с людьми.

Почему это произошло?

Ну, отчасти, известно, что лечить часто берется более больной. Он или, леча других, вылечивается. Или за чужой болезнью маскирует свою.

Но есть другое. У меня есть товарищ, который оказывал психологическую поддержку людям после землетрясения в

Армении. Он ел с ними хлеб и пил с ними воду. Он сам увлекся их мифологией: подозрениями, что землетрясение - происки их врагов!

Логопеды, разделяя боль заикающихся, вовлекаются в их мировосприятие, заражаются их обидами.

А в результате, будучи спасителями, любимыми людьми, «давшими» человеку речь, невольно поддерживают того в имитаторстве - в неврозе!

Я снова повторю, что желание помочь заикающемуся человеку должно быть вооруженным.

Педагог, воспитатель, психотерапевт, логопед непременно нуждаются в том, чтобы уметь диагностировать имитатора в себе (свой, слава богу, парциальный, инфантилизм) и иметь возможность открыть опыту себя, открыть себя развитию, то есть миру, другому человеку.

Эффективнее это делается в психотерапевтической группе с участием психологов и психотерапевтов.

«Cure te ipsum» - «исцелися сам» - одна из первых заповедей врачевания.

Самарские психотерапевты готовы к осуществлению этой программы психодидактической помощи родителям, воспитателям, педагогам, врачам, психологам, логопедам[162].

Благодарю за доброжелательное и заинтересованное внимание!

Любви вам!»

 

 

«ГАДКИЙ УТЕНОК»

Принципы Терапии поведением в работе с одаренными подростками [163]

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТ

 

 

Род Человеческий взялся за удивительный эксперимент - сотворить человека!

Любой из нас, мы всякое мгновение либо творим небывалый новый мир и новых себя в нем, либо не выдерживаем изменения и новизны - становимся жертвами эксперимента: заболеваем... гибнем.

Быть или не быть! Жажда жизни побуждает, рискуя изменением самооценки, обращаться к чужому знанию, книге, заветам предтеч, опыту других. Ищем учителя, психолога, врачевателя-психотерапевта. Так мы обнаруживаем или, молча, признаем догадку, что причина наших терзаний не в устройстве мира, а в нас самих.

Практика психотерапевта - это всегда соучастие в поиске страждущим человеком здоровых сил и средств освоения нового, одоления трудностей, лишения беды и несчастья их кощунственно победительного значения.

Практика психотерапевта, как бы трагична или обнадеживающа она ни была, открывает, что жертвой вышеназванного эксперимента Рода Человеческого оказывается тот и те, кто по любым причинам не принял его (эксперимента) необходимости, кто попытался избежать участия, избежать тревоги изменения и новизны, попытался уберечь себя от муки поиска, непременного риска, инициативы, творчества и осознанной ответственности, от участия в акте творения.

Практика психотерапевта обнаружила, что все мы в любое мгновение нашей жизни и любым движением, всегда отвечаем на вопрос: «быть или не быть?!».

«Не быть» - беречься от жизни, сетовать, болеть и стареть.

«Быть» - означает продолжать своим изменением всех, кто был до нас. И, уже никогда не отступаясь от жизни, вслед за нашей прародительницей Евой вновь и вновь срывать запретное яблоко с Древа: вновь и вновь преступать привычное, еще вчера непременное, успокаивающе надежное, с младенчества любимое, казалось бы Богом данное. Никогда не отступаясь от движения, становиться ступенью для будущих любимых нами людей.

Творчество или болезнь - другой альтернативы страданью мы не видели. И потому с энтузиазмом включились в программу, поставившую задачей раскрепощение творческой инициативы человека в период, когда он еще не завершил своего становления не только личностно, но и биологически. Люди, с которыми нам предстояло сотрудничать, были подростками от 12 до 15 лет.[164], их преподаватели и родители.

Для себя эту программу мы назвали «Гадкий утенок», памятуя сказку Г.Х. Андерсена.

Ниже я изложу понимание, которое определило наши задачи.

 

 

ПОНИМАНИЕ И ЗАДАЧИ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...