И индивидуальнейшего в ребенке
Подросток, как и всякий человек, сочетает в себе свойства всеобщие, индивидуальные и индивидуальнейшие -особые. Умение любить в себе всеобщие свойства и безбоязненно принимать особые определяет эффективность ориентировки и адаптации среди людей, способность приобщаться к их индивидуальнейшему и свободно реализовать в творчестве себя. Те же свойства подростка можно понять как свойственные всем людям (всеобщие), свойственные только матери (индивидуальные материнские), свойственные отцу (индивидуальные отцовские) и свойственные только самому подростку (особые). Все свойства подростка имеют биологический и социальный компоненты. В биологическом плане материнские, отцовские и всеобщие свойства - все наследуются от отца и матери. Индивидуальные же, сколь бы они ни были значительны или мизерны - результат индивидуальных биологических подвижек. Существенно, что присвоение или неприсвоение всех этих биологических свойств от сознательного и несознательного произвола ребенка, от его выбора не зависит. Напротив, именно этими природными свойствами определяется вся исходная избирательность будущего человека. Избирательный от природы ребенок далее поминутно в процессе обретения опыта и в зависимости от него изменяет стиль собственной избирательности. В соответствии с этим, всякий раз иным, но свойственным только ему стилем он в дальнейшем уже сам сознательно или неосознанно, но сам выбирает, какие свойства мамы, папы и других людей перенимать, а какие нет. Какие из биологических или благоприобретенных свойств, своих и чужих, принимать и свободно осуществлять, а какие отвергать, сознательно подавлять или даже не допускать в сознание.
Сам выбирает и наличие каких свойств, не имея их, демонстрировать - бессодержательно имитировать.
Приятие и неприятие особого в себе и в других - Результат внутриличностного моделирования родительских отношений
Особое влияние на стиль всех последующих его выборов, на отношение ко всему миру и к собственным свойствам, на освоение и реализацию этих своих и чужих свойств, оказывает характер присвоения свойств родительских. Их взаимодополнение ил и игнорирующая друг Друга конфронтация. Взаимопризнание родителей /их интерес к отличному, проблематичному, незнакомому друг в друге, взаимная поддержка этого отличного - их любовь друг к другу/, присваивался интериоризируется. Взаимопризнание родителей становится основой содружественных отношений сознательного и неосознанного, всех свойств личности: материнских, отцовских, всеобщих и индивидуальнейших, новых и старых. Взаимопризнание родителей оказывается тем первым опытом человека и тренингом его отношения, который навсегда обеспечивает открытый опыту, инициативе, новизне, творческий способ существования. Напротив, взаимное непризнание родителями друг друга, интериоризируясь, останавливает развитие ребенка на инфантильных фазах, оставляет его пожизненным имитатором. С детства программируют у него такой способ жить, который рождает весь спектр агрессивных отношений человека с миром и с самим собой - всегдашнюю его стесненность, безбудущность и болезнь.
Сознание, субъективный образ общества и спонтанность
Подчеркну, что, если в первом случае сознание как «комплекс социально значимых деятельностей»[169] формируется в качестве орудия всего круга биологических, индивидуально и личностно значимых потребностей человека, в качестве инструмента, помогающего ему включиться в свою общественную среду, стать ее полноценной, равноответственной и потому равноправной частью. То во втором - сознание только имитирует эту свою основную функцию.
Как посредник ложно воспринятого общественного интереса оно тогда становится орудием насильственного подчинения всех свойств человека игнорирующему его интересы, враждебному ему обществу. Сознание становится инструментом подавления всего индивидуального, спонтанного, творческого. Это понимание двух принципиально различных стилей отношений: - сознания и индивидуальнейшего, - сознания и спонтанности, - сознания и творчества, понимание причин становления того или другого стиля отношений с самим собой оказалось определяюще важным для нашей работы и стало причиной особого внимания к работе с родителями.
ДРУГИЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Задача: интеграция стремлений подростка
Нашей целью было способствовать интеграции всех свойств подростка в единую направленность, которой является активно сформировавшая себя личность, умеющая подчинять себя выбранной, в том числе и творческой задаче. Для этого мы стремились поддержать и в группе родителей атмосферу открытости друг другу, опыту, новизне, творчеству детей. Характер этой интеграции и помех ей коррелирует с психологическим возрастом ребенка и с возрастом задержки психологического развития у подростка и взрослого. Действенность разных средств социально-психологического воздействия тоже стоит в жесткой связи с психологическим возрастом.
Фрагментарность инфантилизма
Важно. Тотальный инфантилизм - явление редкое. В наших группах, как и обычно в жизни, мы сталкивались с инфантилизмом фрагментарным, касающимся определенного круга проблем, отношений и дел. Нередко подростки, в чем-то отставая, в другом психологически обгоняли свой биологический возраст.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|