Самостоятельное изучение дисциплины
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки (специальность)
| |
Профиль подготовки (специализация)
|
|
Квалификация (степень) выпускника
| Бакалавр
|
Форма обучения
| Очная
|
Разработчик (и)
Танашев Виктор Радиевич, доцент кафедры охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности, кандидат военных наук, доцент
Ростов-на-Дону
Содержание
1. Рабочая программа дисциплины.
2. Краткое изложение программного материала с методическими указаниями студенту.
3. Методические указания по видам управляемой самостоятельной работы.
4. Методические рекомендации по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям.
5. Методические рекомендации преподавателю.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Академия физической культуры и спорта
| УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
«» 2015 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направление подготовки
Уровень образования
БАКАЛАВРИАТ
Форма обучения ОЧНАЯ
Программа разработана Танашевым Виктором Радиевичем
доцентом кафедры охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности,
кандидатом военных наук, доцентом
Рекомендована к утверждению на заседании кафедры
охраны здоровья человека и безопасности жизнедеятельности
протокол заседания от ___ __________ 2015 г. № __
Заведующий кафедрой Бондин В.И.
Ростов-на-Дону
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
| стр.
|
|
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
| стр.
|
|
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
| стр.
|
|
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
| стр.
|
|
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
| стр.
|
|
VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
| стр.
|
|
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
| стр
|
|
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
| стр.
|
|
IX. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
| стр.
|
|
|
|
|
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины - формирование у выпускников убеждения о неразрывном единстве эффективной профессиональной и повседневной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для сохранения жизни и здоровья человека в различных условиях.
В результате освоения дисциплины выпускники для обеспечения требований безопасности при осуществлении профессиональной деятельности должны выполнять задачи:
- идентификация опасностей по виду, пространственным и временным координатам, масштабу, возможному ущербу, вероятности возникновения;
- прогнозирование развития негативных воздействий и оценка их последствий;
- профилактика идентифицированных опасностей предупредительными мероприятиями;
- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- действия в условиях чрезвычайных ситуаций;
- оказание само- и взаимопомощи.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
2.1. Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.
2.2. Изучение данной дисциплины основывается на полученных в общеобразовательных учебных заведениях знаниях по основам безопасности жизнедеятельности, физике, химии, биологии. Для изучения дисциплины необходимы знания теоретических основ механики, электричества, теории колебаний и волн, атомной физики, основ экологии. Дисциплина взаимосвязана с культурой здоровья по знаниям и умениям оказания первой помощи, с экологией по знаниям основ защиты окружающей среды.
2.3. Знания, умения и навыки, формируемые безопасностью жизнедеятельности необходимы при прохождении производственной практики, лабораторных практикумов.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ОП ВПО по данному направлению подготовки:
• способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· знать:
- причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- правила поведения и действия населения в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- основные вредные и опасные производственные факторы, способы защиты от них;
- виды социальных опасностей и способы их недопущения и снижения тяжести последствий;
- поражающие факторы современных видов оружия массового уничтожения, способы защиты от них;
- основы организации гражданской обороны, защиты населения и территорий, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- правила применения средств индивидуальной защиты;
- порядок и правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
· уметь:
- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их возникновения;
- выбирать правильные способы защиты и правила поведения при угрозе и при возникновении опасностей и чрезвычайных ситуаций в повседневной деятельности.
· владеть:
- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности жизнедеятельности;
- законодательными и правовыми основами защиты человека от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, охраны труда, пожарной безопасности.
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа
Форма отчетности: зачет
Структура дисциплины
№
п/п
| Раздел дисциплины/темы
| Неделя семестра
| Виды учебной работы
(в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям
семестра)
|
Лекции
| Семинар
| Практические занятия
| В интерактивной форме
| Самостоятельная работа
|
| Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях.
|
|
|
|
|
|
| Выполнение задания на СР
|
| Чрезвычайные ситуации природного характера.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вредные и опасные производственные факторы.
| 4,5
|
|
|
|
|
|
|
| Чрезвычайные ситуации социального характера.
|
|
|
|
|
|
| Письменный опрос по т. 1.4
|
| Особенности воздействия современных средств поражения на людей и объекты.
| 7,8
|
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Рубежный контроль по разделу 1.
|
|
|
|
|
|
| Подготовка реферата
Письменное тестирование
|
| Итого по разделу 1
|
| 6
| 2
| 10
|
| 18
|
|
| Раздел 2. Защита населения и территорий от опасностей и чрезвычайных ситуаций.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона
| 10,11
|
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Основные способы и средства защиты населения
|
|
|
|
|
|
|
|
| Обеспечение безопасности трудовой деятельности
|
|
|
|
|
|
| Письменный опрос по т. 2.2
|
| Обеспечение пожарной безопасности
|
|
|
|
|
|
|
|
| Первая помощь пострадавшим при жизнеопасных состояниях
|
|
|
|
|
|
|
|
| Устойчивость функционирования объектов экономики.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Деятельность руководителя организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
|
|
|
|
|
|
| Устный опрос
|
| Рубежный контроль по разделу 2
|
|
|
|
|
|
| Подготовка реферата,
тестирование
|
| Итого по разделу 2
|
| 6
| 2
| 10
|
| 18
|
|
| Итого
| |
|
|
| |
|
|
План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Недели
| Название раздела, темы
| Самостоятельная работа обучающихся
| Формы контроля
|
Вид самостоятельной работы
| Сроки выполнения
| Затраты времени (час.)
|
| Раздел 1. Опасности и чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.
|
| | |
|
| 1. Возрастание роли безопасности жизнедеятельности в современных условиях.
| Проработка текста лекций
Выполнение задания на СР
Изучение УМК дисциплины
| к следующему занятию
| 0,5
0,5
| Проверка выполнения задания на СР
|
| 2. Чрезвычайные ситуации природного характера.
| Работа с учебной литературой
| к следующему занятию
|
| В ходе рубежного контроля
|
| 3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
| Работа с учебной литературой
| к следующему занятию
|
| В ходе рубежного контроля
|
4,5
| 4. Вредные и опасные производственные факторы.
| Проработка текста лекций
Работа с учебной литературой, нормативной базой
| к следующему занятию
| 0,5
1,5
| Письменный опрос
|
| 5. Чрезвычайные ситуации социального характера.
| Работа с учебной литературой
| к следующему занятию
|
|
|
7,8
| 6. Особенности воздействия современных средств поражения на людей и объекты.
| Проработка текста лекций
Подготовка к семинарскому занятию
| к семинарскому занятию
| 0,5
1,5
| Устный опрос
|
8,9
| Рубежный контроль по разделу 1.
| Повторение учебного материала, работа с конспектами, учебной литературой
|
|
| Письменное тестирование
|
| Раздел 2. Защита населения и территорий от опасностей и чрезвычайных ситуаций.
|
|
|
|
|
10,11
| 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона
| Проработка текста лекций Работа с нормативной базой
Подготовка к семинару
| К семинарскому занятию
| 0,5
0,5
| Устный опрос
|
| 2. Основные способы и средства защиты населения
| Работа с учебной литературой
| к следующему занятию
|
| Письменный опрос
|
| 3. Обеспечение безопасности трудовой деятельности
| Проработка текста лекций Работа с нормативной базой
| к следующему занятию
| 0,5
0,5
| В ходе рубежного контроля
|
| 4. Обеспечение пожарной безопасности
| Работа с учебной литературой, нормативной базой
| к следующему занятию
|
| В ходе рубежного контроля
|
| 5. Первая помощь пострадавшим при жизнеопасных состояниях
| Работа с учебной литературой
| к следующему занятию
|
| В ходе рубежного контроля
|
| 6. Устойчивость функционирования объектов экономики.
| Проработка текста лекций.
Работа с нормативной базой
| к следующему занятию
| 0,5
0,5
| В ходе рубежного контроля
|
3-16
| Подготовка и написание реферата
| Изучение требований к реферату, выбор темы, утверждение плана, подготовка и оформление реферата
| к 16 неделе
|
| Проверка (защита) реферата
|
| 7. Деятельность руководителя организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
| Работа с конспектами, учебной литературой
| к занятию
|
| Устный опрос
|
| Рубежный контроль по разделу 2
| Повторение учебного материала, работа с конспектами, учебной литературой
|
|
| Письменное тестирование
|
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час)
|
|
|
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час)
|
|
|
Самостоятельное изучение дисциплины
№
| Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение
| Количество
часов
|
| Примеры реализации принципов обеспечения безопасности
|
|
| Правила поведения и меры безопасности при стихийных бедствиях
|
|
| Правила поведения при транспортных авариях
| 0,5
|
| Величины и единицы измерения ионизирующих излучений.
| 0,5
|
| Правовые основы самообороны (УК РФ, Закон «Об оружии»)
|
|
| Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
|
|
| Обязанности руководителя организации (учреждения) по обеспечению пожарной безопасности
|
|
| Требования к микроклимату и освещению производственных помещений.
| 0,5
|
| Реанимационные мероприятия при утоплении
| 0,5
|
| Мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта при возникновении чрезвычайных ситуаций.
|
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: