Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Первая младшая группа




Игровая деятельность

В детском саду

 

 

Программа

и методические

рекомендации

 

 

Для занятий с детьми 2-7 лет

 

 

Издательство Мозаика-Синтез

Москва 2006


ББК 74.100.5

 

 

Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

 

 

Под общей редакцией:

доктора педагогических наук Т. С. Комаровой, кандидата педагогических наук В. В. Гербовой.

 

Программа «Игровая деятельность в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

 

Губанова Н. Ф.

Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекоменда­ции. — М.: Мозаика-Синтез, 2006. — 128 с.

 

 

В пособии представлены программа и методические рекомендации по руководству игровой деятельностью детей 2-7 лет. В каждой возрастной группе определены виды, задачи и содер­жание работы с детьми, приведены примеры игр и упражнений.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студен­там педагогических колледжей и вузов.

 

ISBN 5-86775-351-4

 

 

© Губанова Н. Ф.. 2006

© «Мозаика-Синтез», 2006


Предисловие

Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005), которая в соответствии с современ­ными задачами дошкольного образования предусматривает всесторон­нее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индиви­дуальных способностей.

Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, форми­рование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обще­стве, к школе.

«Программа» рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации для учреждений дошкольного образования.

К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекоменда­ции» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2005), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах до­школьного детства.

Более подробные методические руководства к «Программе» содер­жатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразитель­ная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т. С, Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.

 

 


Программа

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осу­ществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая дея­тельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно орга­низовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Стратегия программы в области развития игровой деятельности де­тей строится на основе исследований отечественных ученых (Л. С. Вы­готский, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова и др.), рассматривавших игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка. В соответствии с содержанием программы дети овладевают необходимыми для полноценного умственного и лично­стного развития умениями и навыками в организации сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с правилами, игр-драматизаций, а так­же игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.

 

Первая младшая группа

(от двух до трех лет)

 

Сюжетно-ролевая игра

Удовлетворять потребность детей в разнообразном общении со взрослым. Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы упо­требления предметов и их назначение.

Учить выполнять несколько действий с одним предметом и перено­сить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с по­мощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжет­ной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать началь­ные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

 

К концу года дети могут

• Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым; об­щаться с ним в диалоге.

• Подражать действиям взрослого с предметами.

• Самостоятельно выполнять игровые действия с предметами, осуще­ствлять перенос действий с объекта на объект.

• Использовать в игре замещение недостающего предмета.

• Проявлять интерес к игрушкам, к играющим рядом сверстникам.

 

 

Театрализованная игра

Пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), рас­ширением контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревен­ский двор).

Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музы­ку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм).

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Создавать условия для систематического восприятия театрализо­ванных выступлений педагогического театра (взрослых).

 

К концу года дети могут

• Следить за действиями героев кукольного театра.

• Эмоционально отзываться на действия взрослого с персонажем-иг­рушкой.

• Имитировать повадки животных (мишек, зайцев) и птиц.

• Активно действовать с предметами (игрушками, музыкальными ин­струментами, атрибутами) в обозначенной взрослым предметно-игро­вой ситуации («Сыграем пляску для мишки»; «Дует ветер»; «Приеха­ли в осенний лес»).

• Создавать элементы предметно-пространственной среды по предло­жению и с помощью взрослого («Построим домик для сказочного героя»; «Повяжем мишке в праздник нарядный шарфик»; «Сделаем площадку для игры»).

 

Дидактическая игра

В играх с дидактическим материалом обогащать чувственный опыт детей. Закреплять знания о величине, форме, цвете предметов. Учить собирать пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины; ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометричес­кой мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); состав­лять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных куби­ков); сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных призна­ков (цвет, форма, величина).

Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый – холодный», «Легкий – тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

 

К концу года дети могут

• Проявлять интерес к игре.

• Осваивать действия с предметом.

• Принимать игровую задачу.

• Эмоционально-положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

 

 

Вторая младшая группа

(от трех до четырех лет)

 

Сюжетно-ролевая игра

Способствовать возникновению игр на темы из окружающей жиз­ни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, ска­зок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объеди­нения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействиям в сюжетах с двумя действу­ющими лицами (шофер – пассажир, мама – дочка, врач – больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями учить испол­нять роль за себя и за игрушку.

Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в не­продолжительной совместной игре.

Показывать детям способы ролевого поведения, используя обучаю­щие игры. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атри­буты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недоста­ющими предметами, игрушками.

Усложнять, обогащать предметно-игровую среду за счет использо­вания предметов полифункционального назначения и увеличения ко­личества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины), простейшие деревянные и пласт­массовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода); раз­нообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу; лепить из снега заборчик, домик; пускать по воде игрушки).

 

К концу года дети могут

• Проявлять эмоции в игровом взаимодействии со взрослым.

• Пользоваться готовыми постройками для возникновения замысла.

• Отражать в игре действия с предметами и человеческие взаимоот­ношения (копать лопаткой – копать, как дядя Миша – копать огород у бабушки).

• Принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстниками в игре; называть себя именем героя.

• Разыгрывать простейшие сюжеты в режиссерской сюжетно-ролевой игре.

• Подбирать игровой материал; использовать предметы полифунк­ционального назначения для организации предметно-пространствен­ной среды.

 

Театрализованная игра

Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать ус­ловия для ее проведения. Развивать умение следить за развитием дей­ствия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных си­лами взрослых и старших детей.

Увлекать детей образным преподнесением художественного мате­риала (сказки, песенки, музыкальной игры), попутно вовлекая их в процесс драматизации при помощи различных форм обыгрывания (обыгрывания в лицах – по ходу рассказывания воспитателем сказки; фрагментарного обыгрывания после знакомства со всем произведени­ем целиком и др).

Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птич­ки летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние че­ловека (мимикой, позой, жестом, движением).

Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой.

Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли.

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты пе­сен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстни­ками, обустраивая место для выступления.

 

К концу года дети могут

• Следить за развитием театрализованного действия (кукольный, драматический театр взрослых и старших детей) и эмоционально на него отзываться.

• Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знако­мых песенок и сказок; имитировать движения, интонацию, мимику изображаемых героев.

• Усложнять имитацию образов животных и птиц через воспроизведе­ние характерных действий и настроений (птички летают – взволнован­ные птички летают – взволнованные птички летают над гнездом).

• Активно действовать с игрушками-персонажами, говорить от их имени.

• Создавать для игры элементы предметно-пространственной среды по предложению взрослого.

• Выражать одобрение по поводу участия в совместной игре со свер­стниками.

• Вступать в беседу о театре («Что такое театр», «Кто становится зри­телем», «Как вести себя в зрительном зале»).

• Использовать полученные знания и применять изготовленные на занятиях поделки в своей самостоятельной деятельности.

 

Дидактическая игра

Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пира­мидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.).

В совместных дидактических играх учить детей выполнять посте­пенно усложняющиеся правила.

 

К концу года дети могут

• Эмоционально, с интересом включаться в игру.

• Принимать игровую задачу и адекватно выполнять игровое действие.

• Придерживаться игровых правил.

• Использовать в самостоятельной игре дидактические материалы.

• Сохранять интерес к процессу игры; осознавать результат игры.

• Реагировать на оценку своих действий со стороны взрослого.

• Взаимодействовать со сверстниками в коллективной игре.

 

Средняя группа

(от четырех до пяти лет)

Сюжетно-ролевая игра

Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; исполь­зуя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов. В совместных с воспитателем играх, содер­жащих две-три роли, совершенствовать умение объединяться в игре, рас­пределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, посту­пать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Учить подбирать предметы и атрибуты для игры. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Побуждать детей создавать постройки разной конструк­тивной сложности (например, гараж для нескольких автомашин, дом в два-три этажа, широкий мост для проезда автомашин или поездов, идущих в двух направлениях, и др.). Учить договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовы­вать действия и совместными усилиями достигать результата.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, разви­вать умение считаться с интересами товарищей.

Расширять область самостоятельных действий детей в выборе ро­ли, разработке и осуществлении замысла, использовании атрибутов; развивать социальные отношения играющих за счет осмысления про­фессиональной деятельности взрослых.

Развивать эмоционально-положительное отношение к игровому персонажу.

 

К концу года дети могут

• Тесно взаимодействовать со взрослым, добиваясь его расположения.

• Вести режиссерскую игру, опираясь на замысел; соединять замыслы в едином сюжете, охватывая ситуацию целом; планировать игру.

• Принимать на себя роль, выступая от лица персонажа; владеть спо­собами ролевого поведения.

• Перекраивать игру на свой лад, применяя предметы-заместители.

• Использовать атрибуты для реализации роли; соотносить сюжет с действиями и атрибутикой, которые диктует роль.

• Знать взаимозависимые роли и их ролевое соподчинение (папа – дети, продавец – покупатель), воплощать роли через ролевой диалог.

• Использовать в игре готовый литературно-художественный материал.

• Взаимодействуя со сверстниками, распределять роли в игре, брать на себя инициативу в развитии сюжета.

• Придерживаться в игре соблюдения игровых правил.

 

Театрализованная игра

Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализо­ванной игре путем приобретения более сложных игровых умений и на­выков (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей).

Проводить этюды для развития необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкаль­ные, словесные, зрительные образы.

Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя бытовые, героические, исто­рические, фантастические сюжеты; применяя для воплощения образа выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Побуждать к инициативе и самостоятельности в выборе роли, сю­жета, средств перевоплощения; предоставлять детям возможность для экспериментирования при создании одного и того же образа. Учить детей чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, всту­пать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.

Способствовать разностороннему развитию детей в театрализован­ной деятельности путем прослеживания количества и характера ис­полняемых каждым ребенком ролей.

Содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предо­ставляя место, игровые материалы и возможность объединения не­скольких детей в длительной игре.

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластмассы, пластилина, игрушки из киндер-сюрпризов.

Продолжать использовать возможности педагогического театра взрослых для накопления эмоционально-чувственного опыта детей, понимания комплекса выразительных средств, применяемых в спек­такле.

 

К концу года дети могут

• Адекватно воспринимать изображенный в театре (кукольном, дра­матическом) художественный образ в действии, развитии и взаимо­действии с другими образами.

• Осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определенной роли, производя соответствующие ролевые действия.

• Воплощаться в роли, используя выразительные средства (интона­цию, мимику, движение), применяя атрибуты, реквизит.

• Сопровождать свое выступление музыкой (песенкой, инструмен­тальной импровизацией).

• Пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать.

• Владеть способами действий с различными игрушками, театраль­ными куклами.

• Обустраивать место для игры (режиссерской, драматизации).

• Отражать полученные впечатления (от окружающей жизни, от ху­дожественных произведений, от театральных постановок) в своей са­мостоятельной деятельности.

• Взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрали­зованной игре.

• Иметь представления о театральных профессиях, входить в мигри­рующие творческие группы по созданию своих спектаклей.

 

Дидактическая игра

Учить детей дидактическим играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравни­вать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, паззлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения де­тей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблю­дательность и внимание («Что изменилось», «У кого колечко»).

Поощрять стремление детей освоить правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

 

К концу года дети могут

• Находить удовольствие от процесса и результата игры.

• Изменять свое поведение согласно вводимым правилам игры.

• Связывать решение игровой задачи с результатом игры.

• Стремиться к достижению результата игры, вступая в соревнование со сверстниками.

• Противостоять трудностям в игре, принимая усложнение игровых задач, действий, правил

• В самостоятельных играх выступать в роли ведущего, объяснять правила игры.

• Самостоятельно играть, налаживать отношения, взаимодействуя группами по 2-4-6 человек.

 

 

Старшая группа

(от пяти до шести лет)

Сюжетно-ролевая игра

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.

Поощрять выбор темы для игры; учить развивать сюжет на основе зна­ний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произ­ведений и телепередач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.

Учить детей согласовывать тему игры; распределять роли, подготав­ливать необходимые условия, договариваться о последовательности сов­местных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятель­но разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать ук­реплению устойчивых детских игровых объединений.

Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

Учить усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюже­том игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями (участием взрослого, изменением атрибутики, внесением предметов-заместителей или введением новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения детей; для возникновения новых игр и их развития.

Учить детей коллективно возводить постройки, необходимые для иг­ры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное. Учить применять конструктивные умения, полученные на занятиях.

Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.

 

К концу года дети могут

• Договариваться с партнерами по игре о создании игрового замысла; вносить предложения по его совершенствованию.

• Отбирать и придумывать сюжеты для игры; объединять несколько отдельных сюжетов в общую смысловую линию; вносить изменения в сюжет в ходе игры.

• Изменять содержание игры в зависимости от количества играющих детей, от особенностей сюжета.

• Использовать различные источники для развития сюжета игры (экскурсии, кино, литературу, впечатления из окружающей жизни).

• Осуществлять выбор ролей, эмоционально проживать принятую роль; иметь в творческом опыте несколько постоянно проигрываемых ролей.

• Взаимодействуя с партнерами по ходу игры, подчиняться прави­лам, анализировать игровой процесс, корректировать ролевые дейст­вия и правила игры.

• Использовать в игре неоформленный, полифункциональный мате­риал, предметы-заместители, создавая творческую предметно-игро­вую среду.

 

Театрализованная игра

Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем ак­тивного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать у них жела­ние попробовать себя в разных ролях.

Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще никем не раскрыта»); смены тактики работы над игрой, спектаклем.

Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, про­цесса игры.

Учить детей создавать творческие группы для подготовки и прове­дения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Учить выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощрять импровизацию, умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий по­тенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представ­ления: игры в концерт, цирк; показ сценок из спектаклей. Предостав­лять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями

 

К концу года дети могут

• Подходить к пониманию образного строя спектакля, оценивая игру ак­теров, используемые средства художественной выразительности (пластику, интонацию голоса), элементы художественного оформления спек­такля (музыкальное сопровождение, грим, свет, декорации, костюмы).

• Заботиться о качественном исполнении роли; интерпретировать роль; принимать новые художественные задачи, поставленные ре­жиссером-воспитателем; иметь в творческом опыте несколько сыг­ранных ролей.

• Распределять между собой роли в театрализованной игре, догова­риваясь о линии поведения в роли.

• Выделять фабулу игры и действовать сообразно замыслу. Видоиз­менять драматургический материал (сюжет, ролевой состав, игровые ситуации) и на его основе создавать новую игру.

• Достигать в кукловождении выразительности (движений, интонаций) создаваемого образа.

• Оформлять свой спектакль, используя подручный материал, сде­ланные своими руками поделки, готовые атрибуты, реквизит.

• Участвовать в творческих группах («режиссеров», «актеров», «деко­раторов», «костюмеров» и др.) по созданию спектаклей.

• Взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в общем спектакле.

 

Дидактическая игра

Обогащать и систематизировать знания детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира.

Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруп­пы по 2-4 человека; учить выполнять правила игры.

Развивать память, внимание, воображение, мышление, речь, сен­сорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать не­значительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, мате­риал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, паззлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку).

Формировать желание действовать с разнообразными дидактически­ми играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.). Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие и материал.

Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дру­желюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного со­перничества в играх-соревнованиях.

 

К концу года дети могут

• Эмоционально реагировать на процесс и результат игры.

• Анализировать возможность получения выигрыша.

• Оценивать результат игры.

• Воспринимать словесные объяснения в игре без опоры на зритель­ный показ.

• Подчиняться правилам игры, как регуляторам деятельности.

• Совершенствовать процесс игры (вводить новые правила, изменять игровые задачи, действия, роль ведущего).

• Самостоятельно придумывать и оформлять отдельные игры.

• Действовать, договариваясь с участниками игры.

• Объяснять содержание и правила игры сверстникам.

 

Подготовительная к школе группа

(от шести до семи лет)

Сюжетно-ролевая игра

Продолжать учить исполнять различные роли в соответствии с сюже­том игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал.

Побуждать детей по-своему обустраивать собственную игру, само­стоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы, детали (овощи и фрукты для игры в магазин, угощения для игры в се­мью, билеты для игры в театр, деньги для разных игр).

Способствовать творческому использованию в играх представле­ний об окружающей жизни, впечатлений от произведений художест­венной литературы, мультфильмов. Обращать внимание детей на до­стоверность и качество исполняемых ролей, социальную значимость изображаемых в игре персонажей.

Развивать творческое воображение, способность совместно развер­тывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, плани­ровать и обсуждать действия всех играющих.

Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимо­помощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить то­варища; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

 

К концу года дети могут

• Проявлять инициативу в создании игрового замысла, увлекая парт­неров по игре его новизной и необычностью.

• Согласовывать свой замысел с замыслами сверстников; придерживаться в процессе игры намеченного замысла, оставляя место для творческой импровизации.

• Отражать в содержании игры взаимоотношения людей, эмоцио­нально передавая их внутреннее состояние.

• Самостоятельно отбирать, придумывать разнообразные сюжеты для игры; намечать поворотные моменты в их развитии.

• Выполнять одновременно несколько игровых ролей (водитель–диспетчер, конструктор – летчик); уделять внимание их качественному и оригинальному исполнению; соотносить роль и свои реальные действия.

• Осуществлять поиск необходимой атрибутики, реквизита; пользо­ваться ими для агентирования социальной значимости роли.

• Взаимодействовать с товарищами в коллективной режиссерской игре, ведя диалогическое общение.

• Моделировать предметно-игровую среду, внося в нее многофунк­циональные материалы.

 

Театрализованная игра

Развивать самостоятельность дошкольников в организации теат­рализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихо­творение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обя­занности и роли; развивать творческую самостоятельность, эстети­ческий вкус в передаче образа; отчетливость произношения; учить использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).

Воспитывать любовь к театру. Широко использовать в театрализо­ванной деятельности детей разные виды театра (бибабо, пальчиковый, баночный, театр картинок, перчаточный, кукольный и др.).

Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к театраль­ному искусству через просмотр театральных постановок, видеомате­риалов; рассказывать детям о театре, театральных профессиях.

Учить постигать художественные образы, созданные средствами те­атральной выразительности (свет, грим, музыка, слово, хореография, декорации и др.) и распознавать их особенности.

Использовать разные формы взаимодействия детей и взрослых в театрализованной игре.

Способствовать формированию оценочных суждений в процессе анализа сыгранных ролей, просмотренных спектаклей.

Развивать воображение и фантазию дошкольников в создании и ис­полнении ролей.

 

К концу года дети могут

• Понимать образный строй спектакля: оценивать игру актеров, ре­жиссерский замысел, нравственную идею, используемые средства выразительности и элементы оформления спектакля; приводить убеди­тельные аргументы в качестве доказательства.

• Выбирать драматургический материал для последующей драмати­зации.

• Использовать средства художественной выразительности для пере­дачи образа героя.

• Создавать предметно-пространственную среду для игры.

• Владеть навыками театральной культуры: определять внешние и внутренние признаки театрального помещения; знать театральные профессии, правила поведения в театре; владеть навыками оформле­ния спектакля.

• Использовать опыт педагогического театрального коллектива, его отдельных участников в самодеятельной постановке.

 

Дидактическая игра

Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Формировать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.

Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и дру­гих участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение са­мостоятельно решать поставленную задачу.

Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной ак­тивности. Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности детей.

К концу года дети могут

• Предвосхищать эмоционально насыщенное общение в последую­щем ходе игры, настраиваться на игру.

• Самоорганизовываться в процессе игры, подчиняться правилам.

• Планировать самостоятельную игру, налаживая контакты с партне­рами по совместной игре; договариваться с участниками коллектив­ной игры об очередности ходов, выборе позиций, карт, схем, ролей.

• Совершенствовать игру (изменять функции компонентов игры), комбинируя свои действия в наиболее целесообразном направлении.

• Использовать имеющийся у них игровой опыт при создании и про­ведении новых видов дидактических игр.

• Анализировать результат коллективной игры, обсуждая роль каж­дого участника.

 


Методические рекомендации

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры использу­ются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в приду­манные ими игры. Исследователи (Л.С. Выготский, Д.В. Эльконин, А. П. Усова, Д.В. Менджерицкая, Л.А. Венгер, Н.Я. Михайленко и др.) отмечают, что именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное значение для развития ребенка. В таких играх, называемых «жизненной лабораторией» (С.Т. Шацкий), наиболее полно проявляет­ся личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

В теории игра рассматривается с различных позиций. С точки зре­ния философского подхода игра ребенка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъек­тивности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его про­извольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные сто­роны человеческих отношений, которые будут реализованы впослед­ствии. Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как фор­мы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности лежат, по мнению Д. В. Менджерицкой, следующие по­ложения: игра призвана решать общевоспитательные задачи, перво­очередной среди которых является развитие нравственных и общест­венных качеств; игра должна носить развивающий характер и прохо­дить под пристальным вниманием педагога; особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды де­ятельности (труд, учеба, быт).

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производствен­ной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, те­атрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с пред­метами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессю­жетные, с элементами спорта).

Помогая становлению детских игр, воспитатель должен уделять внимание активизации творческих проявлений детей, самостоятель­ной игре, развитию педагогического творчества. В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и ак­тивной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребенка.

В программе определены задачи развития всех видов игр с учетом возраста детей. В данном пособии даются общая характеристика сюжетно-<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...