Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Театрализованная игра.




По мере развития самостоятельности у детей появляются все но­вые и новые замыслы театрализованных игр, толчком для разверты­вания которых являются сказки, рассказы, истории, мультфильмы, вызвавшие своими яркими образами и интересными сюжетами жела­ние играть. К этому возрасту, как правило, дети переиграли в инсце­нировках немало ролей. Показывая преимущество той или иной ро­ли, воспитатель призывает их меняться ролями, чтобы попробовать себя в другом амплуа, научиться по-разному истолковывать один и тот же образ. Привычка действовать в роли только по показу воспи­тателя, склонность к стандартному поведению рождают шаблонность мышления. Обмен ролями предоставляет шанс почувствовать себя другим и в этой «оболочке» осваивать новые роли, подбирая средст­ва выразительности, характерные для данного образа, – интонацию, жесты, позу.

В старшей группе воспитатель действует преимущественно с помо­щью косвенных методов педагогического руководства, активизируя восприятие и воображение ребенка, давая простор для выхода его творческой энергии. Побуждая детей к осмыслению событий, игровых ситуаций, воспитатель постоянно заботится о том, чтобы перевопло­щение притягивало их, не стало скучным делом. С этой целью необхо­димо отводить место новым элементам, усложнять учебный материал, ставить новые перспективные художественные задачи. В этой группе можно добиваться от детей более выразительного исполнения путем неоднократного повторения текста, движений, интонаций в целях на­ибольшего вживания в роль. Меняя тактику и приемы работы, воспи­татель не оставляет места для скуки. Это способствует эффективности занятий театрализованной игрой.

Полезно использовать в работе с детьми «ситуации погружения в роль». Например, педагог предлагает инсценировать русскую народ­ную песню «Как на тоненький ледок». Для этого нужно выделить глав­ных героев и продумать общий план хоровода. Исходя из текста песни, дети определяют ее основных героев – Ваню и двух его подружек, кото­рые выбираются из числа желающих. Воспитатель просит детей объяс­нить характер героев, их эмоциональное состояние в ходе действия, ро­левое поведение и взаимодействие. Вот Ваня – добрый молодец, он едет на коне. Кругом зима, морозно, красиво, поэтому у Вани хорошее настроение, он едет и напевает. Вдруг – неудача, упал! Но веселые по­дружки подоспели вовремя, и у Вани нет времени огорчаться – он пля­шет вместе с ними. Подружки провожают Ваню, машут рукой. Стоя­щие в кругу дети – свидетели событий – выражают свое отношение в движениях, подбадривают героев пением. Такова общая фабула инсце­нировки, и в процессе осуществления действий воспитатель на первых порах постоянно обращается к хору, к героям. Со временем дети все более уверенно действуют в рамках общего плана. В ролях Вани и по­дружек могут выступать всякий раз новые желающие, задача которых – предложить свои варианты в решении данных образов.

В старшей группе у детей появляются первые оригинальные наход­ки в ролевом воплощении, в оформлении игры. Этому способствует творческая атмосфера занятий, если воспитатель приветствует всякое нестандартное решение, самостоятельно выдвинутую идею, ориги­нальный ответ на поставленный вопрос, умение воплощать один и тот же сюжет разными средствами. Создавая обстановку свободы и раско­ванности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющего­ся опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает ге­рой, вводить в действие новых персонажей. Не сводя процесс творче­ства в драматизации к простой переделке сюжетов и изменению роле­вого поведения конкретного героя, педагог должен стремиться к тому, чтобы в результате такой трансформации возникло свежее решение, качественно иной образ, открылись новые возможности роли, интерес­ные подходы к оформлению спектакля. Воспитатель, ориентируя де­тей на драматизацию, применяет различные педагогические методы: выразительное чтение, иллюстрированное рассказывание, фрагментарно-эпизодное обыгрывание, беседу по сказке с анализом ситуаций, драматизацию с объединением детей в ролевые творческие группы.

В этом возрасте у дошкольников появляется желание участвовать как в самостоятельных мини-спектаклях, так и в более продолжитель­ных постановках, осуществляемых с помощью педагога для показа младшим детям, сверстникам или родителям. Ребятам нравится наря­жаться в костюмы, изображая определенных персонажей; разыгрывать в лицах понравившуюся сказку или фильм; готовить элементарную ат­рибутику, украшать место для выступления. В драматизации дети про­являют себя очень эмоционально и непосредственно, особенно если это игра не «на показ», а «для себя», то есть проводится в группе. Сам процесс драматизации захватывает ребенка гораздо сильнее, чем ре­зультат. Проживание в роли, взаимодействие с другими детьми-персо­нажами, игровая ситуация, возможность проявить себя – все это при­влекает его внимание, дает чувство удовлетворенности и душевного комфорта при условии чуткого отношения воспитателя, создающего вокруг себя атмосферу любви и доверия.

Дети любят не только играть «для себя», но и выступать. К сожале­нию, выступление детей в детском саду иногда подчиняется задаче удивить взрослых и превращается в процесс бесконечных изматываю­щих репетиций, в котором нет места выдумке, терпеливому взращива­нию талантов, а есть следование указаниям «давать план», «показы­вать свою работу». Выступления могут стать поистине радостным событием и для самих ребят, если работу по подготовке к сценической деятельности вести систематически, поэтапно, сочетая импровизацию с заучиванием, соблюдая меру в прямых указаниях, направляя процесс подготовки в творческое русло. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению, но важнее всего – удер­жать их интерес к игре, к готовящемуся театральному представлению. Предстоящий спектакль должен родиться, «выйти» из набросков и эс­кизов, сложиться из этюдной работы. Методы и приемы обращения к тексту произведения при помощи разного рода обыгрываний (чтение в лицах, разыгрывание фрагментов и т. д.) и постановки всякий раз но­вых художественных задач способствуют ненавязчивому, постепенно­му, все более глубокому знакомству с предлагаемым произведением и параллельному непроизвольному запоминанию роли. Во время обсуж­дения и пересказа содержания сказки воспитатель каждый раз уточня­ет с детьми их ролевое поведение, побуждает вступать в диалоги и по­степенно подводит к заключительной части работы над пьесой: она превращается в спектакль. Для того чтобы воодушевить на спектакль детей, которые уже давно знают сюжет и обсудили все его тонкости, переиграли в разных вариантах роли, воспитатель должен:

• загореться идеей постановки спектакля на сцене;

• предложить эту идею детям, объяснив, как это интересно – высту­пать на сцене в костюмах, среди декораций;

• в течение года рассказывать о театре, о театральных профессиях, о магическом воздействии театрального искусства на человека;

• предложить детям самим обустроить спектакль и привлечь к этому творческому делу родителей;

• убедить детей показать спектакль не только родителям, но и дру­гим детям;

• призвать их не бояться трудностей и подготовить хороший спек­такль.

После того как дети переиграли разные роли в сказке, которую ре­шили поставить на сцене, воспитатель предлагает им определить окон­чательный состав выступающих. В этом возрасте ребята уже могут до­статочно адекватно оценивать игру сверстников, поэтому при распределении ролей они учитывают личностные качества претенден­тов: соответствующая внешность (подходит для данной роли), артис­тические данные (сумеет выразительно сыграть роль), чувство товари­щества (не подведет в игре), уверенность и деловитость (лидирует среди претендентов).

Наметив состав играющих, воспитатель говорит, что многим ребя­там не досталось ролей, поэтому они должны сами решить, каким об­разом будут участвовать в спектакле. Общими усилиями выясняется, что в театре существует много профессий, которые являются очень важными, так как для создания спектакля нужен свет, грим, костюмы, декорации, музыка, массовка. Дети по желанию распределяются в творческие группы декораторов, гримеров, костюмеров, постановщи­ков, актеров, музыкантов, осветителей. В свободное от занятий время они под руководством воспитателя продумывают общий план подго­товки: какие нужны декорации, что можно взять для музыкального со­провождения, какие обязанности у режиссеров-постановщиков, когда и где будут репетировать актеры, какое оборудование нужно для осве­щения, где взять грим и т. д. Затем идет работа с отдельными группа­ми, творческая активность которых должна проявиться в разработке собственных проектов. Например, в «Сказке о бобовом зернышке» не­обходимо изобразить боб, который ежедневно растет и к концу сказки пробивается над крышей. Таким образом, перед декораторами встает за­дача осуществить этот замысел не только художественно, но и техниче­ски. Для этого можно сделать коллективное полотно, изображающее растущий боб и состоящее из нескольких частей, которые могут надст­раиваться в ходе спектакля, имитируя его рост. С группой костюмеров нужно решить, во что одеть актеров, чтобы их костюмы соответствовали эпохе разыгрываемой пьесы. С музыкантами, прежде чем подбирать сопровождение, нужно составить список музыки. Если нужные номера отсутствуют, можно предложить детям сочинить музыку для спектакля самостоятельно.

В старшей группе описанные выше виды работы только намечаются: сказывается отсутствие у детей опыта деятельности в некоторых обла­стях, поэтому основная нагрузка по осуществлению подготовки к пред­стоящему спектаклю ложится на воспитателя, который корректирует, дополняет, изменяет, поддерживает и вдохновляет творческий процесс. Он должен помочь ребенку войти в какую-либо творческую группу, позволять переходить из группы в группу для того, чтобы определить­ся, где работать интереснее. В своем творческом порыве воспитатель не может быть одинок, ведь рядом с ним работает коллектив единомыш­ленников, целый детский сад. Спектакль в детском саду – это настоя­щее событие для всего коллектива, и здесь не может быть равнодуш­ных. Как артисты со стажем, имеющие большой опыт творческой работы в педагогическом театре, воспитатели других групп во главе с музыкальным руководителем являются хорошо организованной, про­фессиональной силой, в опоре на которую и должен работать каждый воспитатель. Театр взрослых – образец не только сугубо театральных умений педагогов, но и, что самое важное, образец сплоченности, про­фессионального педагогического мастерства, творческих качеств. До­школьники, столько раз видевшие своих любимых воспитателей в теа­тральных постановках, доверяют их мнению, признают авторитет, восхищаются их артистизмом и поэтому всегда рады сотрудничать с та­кими творческими людьми. Воспитатель всегда может рассчитывать на помощь коллег, которые конкретным делом, советом помогут в подго­товке и проведении спектакля.

Педагог должен установить тесный контакт с родителями воспи­танников. Планируя работу по осуществлению постановки, он рас­пределяет усилия таким образом, чтобы спектакль, по выражению Л. С. Выготского, «от занавеса и до развязки был сделан руками де­тей», и только часть приготовлений была произведена с помощью взрослых. Поэтому воспитатель поручает родителям только ту рабо­ту, которую не в силах выполнить дети, а также ту, которую полезно делать родителям вместе со своими детьми, чтобы она увлекла их об­щим интересом. Например, к спектаклю «Волк и семеро козлят» не­обходимо сделать фартучки козляткам. Воспитатель предлагает это задание родителям, сообщая о намерении группы подготовить спек­такль. Дети дома рассказывают о предстоящем спектакле, воодушев­ляя родителей на совместное творчество.

При подготовке спектакля большая нагрузка ложится на самых глав­ных участников – актеров-исполнителей, ведь им придется не только репетировать, учить роли, чтобы не ошибаться во время спектакля, но и, что самое тяжелое, вынести груз психологического дискомфорта, кото­рый испытывают почти все выступающие артисты, особенно начинаю­щие. Для преодоления страха детей перед сценой воспитатель своевре­менно предпринимает некоторые шаги: путем постепенного освоения содержания сказки определяются роли и выучивается текст; постоян­ный взаимообмен ролями в процессе работы позволяет не бояться ли­шиться исполнителя какой-либо роли в ответственный момент выступ­ления, например, из-за болезни маленького актера. Дети уже имеют некоторый опыт выступлений в своей группе в небольших сценках, а также в младших группах. Педагог активно включает их во все моменты подготовки и проведения спектаклей. Дошкольники, не оснащенные знаниями и умениями в театрализованной деятельности, которым вос­питатели «навязывают», чтобы ускорить выступление, не только саму постановку, но и все ее наполнение, диктуют шаблоны, демонстрируют отсутствие эстетического вкуса и приобретают отрицательный опыт.

Маленьким актерам следует объяснить, что поведение артиста на сцене отличается от поведения человека в игре, так как в первом слу­чае надо играть роль для зрителей, а во втором – для себя. Актер дол­жен быть артистичным, уметь выразительно говорить, двигаться в со­ответствии с игровой ситуацией, не теряться на сцене. Для того чтобы обезопасить себя от излишнего волнения, нужно репетировать. Воспи­татель должен объяснить детям, что репетиции должны быть эффек­тивными, правильно организованными: их нельзя пропускать; следует не отвлекаться во время работы, прикладывать старание, трудиться, общими усилиями постепенно достигать поставленной цели, ладить друг с другом, создавая дружелюбную атмосферу. Даже заключитель­ные репетиции не могут преследовать только тренировочные цели: они должны быть организованы как творческое дело. На любой стадии работа с детьми не исключает творческого «прорабатывания» матери­ала. Долгое «ведение» одной и той же сказки притупляет чувствитель­ность к ней даже у взрослых, не говоря уже о детях, поэтому лучше иногда оставлять ее на время, а потом брать отдельные части для отра­ботки элементов. Эпизоды можно постепенно соединять в единое це­лое, каждый раз увлекая детей новыми художественными задачами («Сегодня будем репетировать с музыкой и внимательно ее слушать», «Давайте попробуем сыграть в костюмах и посмотрим, как это повли­яет на выразительность игры»).

На любом этапе работы нужно предоставлять детям возможность импровизировать, обдумывать ролевые ситуации. Так, обсуждая оформление театральной постановки, педагог просит их представить и описать обстановку действия, чтобы продумать декорации и правильно расставить их на сцене. Составляя план музыкального сопровождения, нужно учитывать стилевые особенности произведения. Например, при постановке русской народной сказки «Хвосты» следует использовать в музыкальном оформлении русскую народную музыку, подбирая для разных персонажей соответствующий характер звучания, настроение. Например, под мелодию песни «Заинька по сеничкам» бежит заяц, под мелодию песни «Уж вы сени», сыгранную в низком регистре и в мед­ленном темпе, может выйти медведь, а под песню «Светит месяц» идет выбирать себе хвост свинья и т. д. При постановке сказок зарубежных писателей, например, сказки Ш. Перро «Золушка», логично взять клас­сическую западноевропейскую музыку, например, клавесинную.

В этом возрасте дети могут не только оценивать игру сверстников, но и подсказывать верное решение, в некотором смысле даже руково­дить творческой группой. Так, ребята из группы режиссеров-постанов­щиков, просматривая фрагменты спектакля, анализируют вместе с воспитателем игру детей-актеров, делают замечания, показывают, как, по их мнению, надо играть, продумывают постановочное решение спектакля: где размещать декорации, куда направлять свет, когда включать музыку, какие нужны костюмы.

При распределении ролей следует учитывать возможности детей, с одной стороны, не давая большие или сценически сложные роли менее опытным, слабым детям и, с другой стороны, привлекая даже самых пассивных ребят к участию в общем деле. Все это лучше обдумать за­ранее; найти компромисс помогает наличие творческих групп (декора­торов, костюмеров и т.д.), в которых может найти себе применение любой, даже самый слабый ребенок; при достаточном количестве ро­лей можно выбрать самую легкую роль или сочинить ее, например, в сказке о бобовом зернышке предложить такому ребенку роль самого боба: сначала он сидит на корточках, затем встает, потом становится на скамеечку и раскидывает руки в стороны – боб «растет». После испол­нения такой роли пассивный ребенок проявляет активность, у него по­является радость творчества.

Важным этапом работы является извещение будущих зрителей о предстоящем спектакле. Дети по инициативе взрослого коллективно рисуют афишу и придумывают оформление пригласительных биле­тов. На афише можно указать имена исполнителей ролей, а пригласи­тельные билеты – украсить рисунком на сюжет сказки.

Можно показать подготовленный спектакль родителям, сверстни­кам, младшим детям, жителям микрорайона, на территории которого находится детский сад. Родители всегда с интересом смотрят выступ­ление своих детей, а те в свою очередь любят выступать перед родите­лями, показывать им свои достижения. Выступая перед сверстниками, дети стараются продемонстрировать актерские умения, показать свою взрослость. Когда их выступление смотрят малыши, дети становятся особенно серьезными, деловито приходят к ним в группу, приглашая на спектакль.

И вот наконец наступает торжественный день премьеры. В этот день в детском саду царит доброжелательная, праздничная атмосфера, отме­няются все занятия. Детям предоставляется возможность спокойно подготовиться к спектаклю, который проводится утром или во второй половине дня. Родителям нужно посоветовать не приводить участвующих в спектакле детей непосредственно перед началом выступления, потому что они не успеют проникнуться атмосферой ожидания празд­ника и вместо этого будут в спешке надевать костюмы, заставляя пере­живать других. С самого утра воспитатель настраивает детей на удач­ное выступление, вселяет в них уверенность в собственных силах, умело планирует день так, чтобы они не переутомились, ожидая празд­ник и участвуя в нем. Учитывая напряженное состояние выступающих, следует предоставить им в этот день наиболее комфортные условия, не привлекая к лишней работе (накрывать на стол, выполнять дополни­тельные задания). Во время праздника воспитатель поддерживает де­тей, помогает им в случае недоразумений, задает своим присутствием верный тон. По окончании спектакля выводит их на поклон и объявля­ет имена исполнителей. Затем можно предоставить слово родителям, которые поблагодарят детей за интересное выступление. Хорошим за­вершением праздника будет совместное чаепитие, которое позволит де­тям расслабиться, поможет снять напряжение.

Работа по развитию театрализованной деятельности и формирова­нию творческих способностей детей приносит ощутимые результаты. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетическо­го воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театра­лизованной деятельности складывается особое, эстетическое отноше­ние к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, внимание, память и др.

Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная рабо­та по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Детям интересно учиться у взрослых, а взрослым – видеть, как быстро развиваются способности ребят, как из достаточно разрозненной группы складывается крепкий коллектив, с которым легко не только вести работу по драматизации и проводить другие занятия (дети становятся более дисциплинированными, умеют выражать свое мнение, чувствуют поддержку товарищей), но и вопло­щать самые смелые проекты, требующие высокой работоспособности, слаженности детского коллектива.

 

Дидактическая игра

Дети 5-6 лет проявляют в дидактических играх самостоятельность и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умствен­ных задач. Если в средней группе детей в основном увлекал сам про­цесс игры, то теперь важнее оказывается результат, выигрыш, приз. Де­ти 4-5 лет в процессе игры действуют эмоционально, радуясь самому действию, а в 5-6 лет проявляют сосредоточенность и целенаправлен­ность, стремясь произвести действие наиболее точно. У них возраста­ет желание преодолеть препятствия, справиться с заданием. Это поло­жительно влияет на качество проведения игры и вызывает желание играть самостоятельно. Е. И. Радина отмечает самостоятельность и об­щительность у детей данного возраста, положительно влияющую на способность к самоорганизации. Эти качества характерны лишь для тех детей, у которых есть некоторый опыт дидактической игры. Воз­росшее стремление более точно соблюдать правила свидетельствует о развитии произвольности психических процессов.

Дети этого возраста могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, выявлять закономерности, анализировать, срав­нивать, обобщать и делать простейшие выводы. Они не только составля­ют целое из частей, но и учатся делить его на равные части, воспринимая соотношение целого и части. Дидактические упражнения типа «Мы де­лили апельсин», «Каждому гостю – по куску пирога», «Поделись с това­рищем» помогут детям решить поставленную задачу путем создания со­ответствующей игровой ситуации. Для измерения величины предмета используются приемы наложения и приложения предметов (подходит ли Мишке кроватка, машине – гараж, какой кукле подойдет платье).

В дидактической игре «Выбери ленточки» дети действуют с предме­тами, накладывая их или прикладывая к образцу; ищут ленточку друго­го (такого же) цвета и размера, более или менее широкую и т. д. В дру­гих играх, сравнивая предметы по форме, они различают овалы, круги, треугольники, четырехугольники. Дидактические упражнения помогут детям подобрать фигуры в соответствии с игровой задачей («Круги и овальчики для лисы и зайчика», «Коврики с углами») разной степени сложности. Усложнить задачу можно, предлагая им подобрать фигуры определенной величины (два больших овала и один маленький), цвета (синий кружок, красный кружок и зеленый четырехугольник – по вы­бору), материала (все фигуры деревянные и одной величины).

Ориентировку в пространстве развивают упражнения на определе­ние положения различных предметов относительно друг друга или от­носительно самого ребенка. В таких играх дети могут, как бы проверяя друг друга, дать товарищу задание («Встань так, чтобы видна была улица») и затем спросить: «Где ты стоишь?» («перед окном», «сзади стола», «сбоку от шкафа», «справа от стула», «у левой стороны окна»).

Интересны детям игры, в которых надо определить, что изменилось. Для таких игр воспитатель вместе с детьми может придумывать специ­альные сюжеты, обозначая их жанр («детективный», «военный»). Нео­жиданность игровой ситуации и интересное содержание вызывают у детей ощущение новизны, азарт, а конечная цель – выйти победителем в игре, «разгромить вражеские полки», придумав лучший план, – при­дает уверенность в своих силах, увлекает сюжетом. Для таких игр необ­ходима предварительная подготовка: детям читают сказки, рассказывают о знаменитом сыщике, проводят игры-драматизации, в которых про­игрываются прочитанные сюжеты, ситуации. В сюжетно-дидактических играх можно использовать музыкальное сопровождение (напри­мер, звук трубы как сигнал сбора полков), стихотворный текст для создания эмоционального фона («Лязг и скрежет металла, вой и грохот орудий – все смешалось сначала, затемняя рассудок», «И пошли полки ровной линией: положить врага на чужой земле!»), танцевальные дви­жения для ощущения накала обстановки (например, можно придумать «танец воинов»). При этом активизируется воображение детей, появ­ляется свобода движений, артистизм.

Дети этого возраста стремятся использовать в играх подручные ма­териалы, подбирают интересные игрушки. Для игр в воинов они само­стоятельно изготавливают необходимые атрибуты. Знакомя детей с историей страны, рассказывая о жизни древнерусских государств, о богатырях, о походах, воспитатель может провести дидактические иг­ры («Собери воина в поход»), в которых нужно подобрать коня, одеж­ду, оружие для воина. Изучая с детьми народные песни, игры, хорово­ды, воспитатель проводит дидактические упражнения и игры на знание пословиц, потешек и поговорок на разную тематику («Кто больше назовет»), на использование песен в контексте народного ка­лендаря. Например, педагог раздает ребятам разные картинки с сюже­тами народных праздников. Дети слушают песню (в исполнении взрослого или в аудиозаписи), находят и поднимают соответствую­щую карточку («У наших ворот всегда хоровод»). Усложнением игры может быть введение нового правила: ребенок, поднимающий карточ­ку, называет пословицу про праздник, изображенный на карточке (или про досуговое время вообще, например, «Всякая душа празднику ра­да»). Различные народные игры (с мячами, луками) как средство пере­дачи духовного опыта поколений способствуют развитию нравствен­ных и физических качеств (отваги, смелости, дисциплинированности, меткости, подвижности и ловкости). Самодельные баклуши, трещот­ки, свистульки знакомят детей с необычным звучанием, открывают технические возможности народных инструментов. Игры-загадки «Угадай, на чем играю» позволяют выделить и запомнить тембр редко звучащего инструмента. Такие игры проводятся без поспешности, в них дидактическая задача ставится одновременно с художественной. Персонажи выступают в игре в стихотворных образах:

 

Волк забрался на скамейку,

В лапы взял свою жалейку.

Чтобы стало веселей,

Сил, жалейка, не жалей!

(Т. Собакин и др.)

 

Игры в куклы всегда были любимы детьми. В ролевой игре дети изображают разные периоды взросления куклы-дочки: кукла-младенец, воспитанница детского сада, кукла-школьница. Воспитатель подсказывает, что требуется для куклы того или иного возраста. При этом девочки старательно входят в роль мамы, а мальчики моделируют поведение отца куклы-ребенка.

Дифференциация ролей по половому признаку в сюжетно-ролевой игре, по мнению ученых, предлагающих этические беседы и игры, поз­воляющие мальчикам и девочкам проявить себя согласно своему полу, проявляется довольно рано. В дидактических играх, моделирующих различные полоролевые поведенческие ситуации («Как поступить», «Красивые слова», «Ссоримся-миримся», «Уголок мастера и мастери­цы»), дети не только узнают о внешних признаках мужского или жен­ского типа поведения (проявлять заботу, уступать место и т.д.), об ат­рибутах, обозначающих принадлежность к тому или иному полу, но и познают себя в игре, проявляя особенности характера («Мужчина должен поступить так, но смогу ли я это сделать в действительнос­ти?»). В таких играх нужно объединять детей, предоставляя им воз­можность побыть вместе вдвоем-троем («молодецкой» или «девичь­ей» компанией), чтобы подумать, как поступить.

Детям этого возраста необходимо предоставить возможность про­явить себя в положительном с точки зрения окружающего общества (коллектива) поступке. Воспитатель знакомит их с лучшими образца­ми художественной литературы, учит делать нравственный выбор в той или иной ситуации, создавая условия, раскрывающие в ребенке те или иные нравственные качества: осведомленность о характере прояв­ления того или иного качества (внешние признаки), о душевном состо­янии человека, совершившего какой-либо поступок (внутренние при­знаки), и последствиях этого поступка.

Дидактические игры по известным сказкам могут придумывать взрослые вместе с детьми; в этих играх ребята могут подбирать послови­цы и поговорки, отражающие нравственный смысл сказки (пословица «Белые руки чужие труды любят» подходит к сказке «Лиса и дрозд»; по­словица «Что посеешь, то и пожнешь» – к сказке «Лиса и кувшин»). Ди­дактические игры и упражнения на формирование коллективистских качеств («Помоги товарищу»), воспитание гуманных или патриотичес­ких чувств («Вежливые звери», «Гжельские сувениры») способствуют развитию комплексных социокультурных качеств, в основе которых ле­жит отношение к человеку, природе, окружающему миру.

В старшей группе дети продолжают знакомиться с жизнью живот­ных, птиц и растений. Свои впечатления они отражают в календарях наблюдений за сезонными явлениями. Например, в разное время года дети следят за поведением птиц. Составляя календарь наблюдений за зимующими птицами, они не только узнают о том, какие птицы оста­ются зимовать или прилетают на холодное время года к нам, но и опи­сывают их внешний вид, окраску и повадки. Эти знания закрепляются в дидактических играх «Каких птиц знаешь», «Опиши повадки птиц». За лето дети накапливают знания о многих овощах и фруктах. В это время года воспитатель может организовать экскурсии на принадле­жащий детскому саду огород. В играх «Вершки и корешки», «Съедоб­ное–не съедобное», выявляя знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, педагог использует элементы драматизации, и игра становится более живой, интересной. Для сохранения интереса к ней можно придумать некоторые изменения хода игры (например, выби­рать желающих на роли мужика и медведя при помощи считалки; вве­сти ведущего; заканчивать игру русской народной игрой). Развитию интереса детей к живому миру способствует чтение книг о животных и растениях, применение драматической формы обучения. Например, драматизация рассказа В. Бианки «Чей нос лучше?» позволяет детям живее представить обитателей лесов, озер и болот.

Неравнодушное отношение воспитателя к родной природе, родным местам передается детям в постоянном общении с ним и проявляется в различных видах деятельности: в чтении художественной литерату­ры, в беседах на разные темы, в приобщении к искусству, где игра яв­ляется связующим звеном, соединяющим вымысел, фантазию и реаль­ное чувство. Дидактические игры, выявляющие знания детей об истории родного края, могут охватывать путешествия по «большой» и «малой» Родине. В них синтезируются разные виды и приемы работы: рассказывание по картинке, устное рисование, применение схем, раз­работка планов-карт. Так, в игре «Путешествие по нашему микрорайо­ну» дети разрабатывают план поездки по наиболее интересным местам района, описывают достопримечательности, виды используемого транспорта. Ребенок, разработавший наиболее интересный маршрут, награждается знаком «Почетный житель микрорайона» и получает приз. В этой игре есть место словесной, музыкальной, изобразитель­ной деятельности. Синтезированное содержание, развернутость ди­дактических игр являются их характерными особенностями.

В играх со словом ставятся задачи развития фонематического слу­ха, пополнения словаря, освоение речевых конструкций. В дидактиче­ской игре «Кто заметил больше небылиц?» (А. К. Бондаренко) перед детьми стоит следующая игровая задача: заметить как можно больше нелогичных ситуаций (небылиц), отличить реальное от выдуманного, что само по себе довольно сложно, ведь в тексте все перемешалось. Используя прием драматизации, воспитатели нацеливают ребят про­чувствовать проигрываемую ситуацию, осознавая действия персона­жей: бывает такое на самом деле или не бывает. Интерес к игре возра­стает, если дети могут самостоятельно моделировать реальные и вымышленные ситуации. Творческий подход к игре делает ее более живой, расширяет границы фантазии, направляет мышление детей по нешаблонному пути.

В старшей группе воспитатель и музыкальный руководитель ис­пользуют в музыкально-дидактических играх специальные наглядные пособия, позволяющие ребенку чувствовать себя уверенно в мире му­зыкальных звуков. В дидактических играх, разработанных Л. Н. Комис­саровой, например, «Кто поет?», «Лесенка», дети определяют звуковысотные соотношения, особенности регистров. В игре «Ритмические кубики» развивается представление о ритме, в игре «Сложи песенку» – о форме музыкального произведения. Применение наглядности всегда вызывало бурные споры в педагогике, потому что наглядные средства часто используются формально, формируя у детей своего рода шабло­ны восприятия. Одна из задач методики использования наглядных средств состоит в том, чтобы воспитатели (музыкальные руководите­ли) имели четкую цель их применения.

Если педагог знает, в каких случаях целесообразно использовать наглядное средство обучения, понимает необходимость его примене­ния именно в этот момент занятия (например, до звучания музыкаль­ного произведения или после него), то дидактическая задача решается наиболее успешно. Например, если дети несколько раз играли в игру «Серый волк и Красная Шапочка» (музыка Г. Левкодимова), то они уже хорошо запомнили музыку, характеризующую героев. Поэтому на следующих этапах применение карточек, изображающих сказочных героев, будет нецелесообразным, так как дети хорошо отличают один музыкальный образ от другого и могут проследить их чередование на слух. Главной задачей обучения на этом этапе становится более близ­кое знакомство с музыкой: выявление общего характера каждого му­зыкального образа (Волк, Красная Шапочка), сравнение двух настро­ений (тревожно-зловещее и веселое) этих музыкальных образов, определение формы музыкального произведения, вычленение его структуры путем восприятия и усвоения очередности появления тем-образов (Красная Шапочка – Волк – Красная Шапочка).

Интересна детям игра на основе программной музыки Р. Шумана «Дед Мороз». В ней дети узнают два главных музыкальных образа (Дед Мороз и Метель), которые появляются поочередно, образуя трехчастную репризную форму с контрастной серединой. На первом прослуши­вании («Встреча с героями») дети выясняют, какие музыкальные темы-образы они услышали. Затем эти образы схематично представляются на карточках, и ребята выкладывают порядок появления музыкальных тем-образов, выясняя, что образ Деда Мороза появляется в музыке дважды – в начале и в конце, а образ метели один раз – в середине пьесы.

Дети 5-6 лет уже умеют самостоятельно играть в дидактические иг­ры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижные дидактичес­кие игры, повторяют действия, которые усвоили на занятиях с воспи­тателем. Постепенно осваиваясь, они играют более уверенно, придумывают дальнейшие игровые ситуации, вводят новые правила игры. Воспитатель должен расширять круг имеющихся в обиходе детей дидактических игр, продумывать перспективу их развития так, чтобы содержание становилось более интересным, вводились новые правила, изменялись игровые условия. В ходе игры педагог отмечает, каким обра­зом включался в игру каждый ребенок, чего ему не хватало для активно­го участия; какие умения и навыки закрепились, развились; оценивает результативность игр в формировании коллективистских качеств.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...