Театрализованная игра.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Дети подготовительной к школе группы живо интересуются театром как видом искусства; их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, специальные экскурсии, фото- и видеоматериалы, повествующие о внешних признаках театрального здания (реклама, название театра, репертуарный список), внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримерная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссер, актер, гример, художник и др.). Их привлекает приобретение элементарных знаний и умений в этих профессиях (наложить грим, подобрать музыку, придумать оформление), востребованных в непосредственной подготовке к спектаклю. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища. Т.А. Марченко в своих исследованиях выделяет в подготовке детей к восприятию спектакля следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем. -ij. Детям этого возраста доступно понимание того, что искусство театра влияет на формирование нравственных качеств людей, что каждый спектакль несет определенную идею, нравственный вывод, который преподносится зрителям со сцены и вкладывается в уста актеров. Используемые средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь актеров, выразительные движения; музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы) помогают зрителю глубже понять идею, усвоить содержание пьесы. Дети подготовительной группы знают, что полное понимание происходящего в спектакле приходит при погружении в его атмосферу, внимании к выразительным средствам.
Специалисты советуют задавать детям в ходе подготовительных и последующих бесед о пьесе вопросы на понимание заложенных в ней нравственно-художественных задач, образного языка («Как вы узнали того или иного героя? Откуда он появился? Каким он был вначале и каким стал потом? Почему он так поступил?») и на осмысление идеи спектакля («Кто в сказке главный герой? О чем эта сказка? Веселая она или грустная? Кто из героев вам больше понравился?») и т. д. Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры-беседы, викторины: «Как Лисенок ходил в театр», «Правила поведения в зрительном зале», «Смотрим и слушаем сказку» и др. Специалисты считают театр важным фактором воспитательного воздействия и советуют посещать спектакли с детьми не менее 4-6 раз в год. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому воспитанию. В течение года дети смотрят кукольные и драматические спектакли в исполнении педагогического театра, сами участвуют в театрализованных представлениях. Это позволяет говорить о наличии в детском саду нескольких разновидностей театральных сообществ: театр взрослых (педагогический), театр детей и смешанный тип – театр детей с участием взрослых. О возможностях педагогического театра мы уже говорили, поэтому остановимся на особенностях театра детей и театра детей с участием взрослых. Детский театр в дошкольном учреждении – явление неоднозначное: ребята проявляют большой интерес к выступлениям, но они не способны к однообразной деятельности, повторам, длительным репетициям, в процессе которых многократно эксплуатируются эмоции ребенка. В рекомендациях для старшей группы мы привели пример систематической, целенаправленной работы по постепенному вхождению в роль и заучиванию текста через применение различных форм драматизации. При использовании такой методики выступление детей на сцене будет логически оправданным, эстетически выдержанным, технически выстроенным, педагогически и психологически защищенным. Следует предостеречь педагогов от такого подхода к детским театральным постановкам, который способствует превращению постановки в заученное трафаретное зрелище, где нет места импровизации, свободе личностного выражения, свежести и артистизма и, самое главное, творческому отношению к действительности.
Театр взрослых и детей – одна из наиболее привлекательных форм общения через театр как искусство. Большая часть его состава – дети, а педагоги играют организующую роль. В таком театре детям работать легко и интересно, ведь мудрый взрослый всегда рядом, они играют намного свободнее, так как подпитываются энергией старшего; быстрее перенимают навыки ролевого и сценического поведения, не теряются в трудных ситуациях. Взрослый играет на сцене роль опоры, стержня, вокруг которого объединяются остальные актерские силы. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Она выделяется в методической литературе как заключительный этап праздника, зрелищного мероприятия. Педагог выясняет степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Воспитатель выясняет, какие средства выразительности были использованы в данном спектакле, каким образом они влияли на его качество, что было бы, если одно из них отсутствовало («Если в новогоднем спектакле убрать музыку метели, то насколько пострадает от этого художественный замысел? Если погасить светящийся зеркальный шар, то останется ли у зрителя ощущение завьюженности и холода?»). Дети в ходе обмена впечатлениями выявляют художественные особенности произведения, первостепенность постановки художественно-эстетических задач; углубляются их познания в области театрального искусства, обобщается нравственно-эстетический опыт.
Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, воспитатель на отдельном занятии вспоминает вместе с ними весь сюжет спектакля, сопровождая свой рассказ музыкальными произведениями, звучавшими в ходе него, и используя те же атрибуты, которые были на сцене. В таких занятиях отражаются впечатления детей от просмотренных в детском саду спектаклей, происходит анализ содержания, используемых средств выразительности и обобщение мнений. Дети как бы заново проживают просмотренный спектакль, и это помогает им глубже понять его. Воспитатель просит их продемонстрировать по памяти некоторые сцены и диалоги из спектакля, по-своему отразить тот или иной художественный образ в движении. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию ее содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, дает возможность снова пережить испытанные чувства. Этот метод позволяет вызвать творческую активность детей, проявляющуюся в импровизации. Способность творить новое, как известно, являющееся в дошкольном возрасте субъективным, то есть имеющее, по выражению Н. А. Ветлугиной, характер «открытий для себя», дает ребенку возможность совершенствоваться в дальнейших самостоятельных играх. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои; педагог должен предоставлять для этого необходимые условия: • нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссерской настольной театрализованной игры и предоставлять необходимые оборудование и материалы;
• знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла; • давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании; • проявлять инициативу и творчество как пример для подражания. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра (настольный, бибабо, стендовый); придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя. Используя знакомые произведения малых форм, в свободной игре они выбирают претендентов на роль, учитывая их предыдущий опыт и желание. Дошкольники часто показывают драматизации, пьесы-диалоги, в которых они научились выразительно строить вопросо-ответную интонацию. Например, в песенке-игре «Котятки» ребята с удовольствием играют в пальчиковый театр; им нравится, как пальчики «кланяются», а дети говорят за них, играя интонацией, которая «взлетает вверх» в вопросе и «падает вниз» при ответе. Любые диалоги являются интересным упражнением на выразительность интонации, например, диалог в английской песенке «В гостях у королевы»:
– Где ты была сегодня, киска? – У королевы у английской. – Что ты видала при дворе? – Видала мышку на ковре.
Воспитатель. Дети, подумайте, кто беседует с киской, и скажите, с какой интонацией заданы эти вопросы? Как киска на них отвечала? Миша и Лера, вы будете вести диалог. Покажите нам героя песенки и его киску. Выберите себе кукол для спектакля.
В этом случае детям предоставляется право выбора не только характеров и интонаций, но и самих героев. Выбирая куклу, ребенок должен уметь ей управлять. Педагог по-прежнему учит детей основным приемам кукловождения и предлагает различные упражнения с верховой куклой (водить по грядке (по краю ширмы), вести в глубь сцены, делать характерные движения и жесты, отражать в интонации и во внешнем поведении куклы изменения внутреннего состояния персонажа, сопровождать выступление пением). В работе с верховыми куклами следует заботиться о том, чтобы ширма скрывала юного артиста, а его рука была поднята на необходимую высоту и не перенапрягалась в неудобном положении. К играм с куклами дети могут придумывать музыкальное сопровождение. Воспитатель должен посоветовать, соответствует ли оно замыслу или нуждается в корректировке. Например, можно попросить детей из двух знакомых контрастных музыкальных произведений выбрать наиболее созвучное настроению данного эпизода произведение из знакомого музыкального репертуара, подобрать подходящее произведение для заключительной песенки героев, придумать новые слова на известную мелодию.
Дети подготовительной группы, соревнуясь, любят показывать друг другу придуманные спектакли. Воспитатель может предложить им устроить вечер развлечений для детей младших групп и показать наиболее удачные драматизации. Такие мини-спектакли представляют собой синтез различных видов деятельности: изобразительной (декорации), музыкальной (сопровождение музыкой), речевой (слово), собственно драматической, которая является стержневой и вокруг которой объединяются другие виды деятельности. Синтетический характер проявляется в объединении творческих действий (перцептивных, продуктивных, исполнительских). Это совершенствует эмоциональную сферу детей, способствует развитию важнейших психических качеств (самостоятельности, инициативы, воображения). Применение этюдов способствует обогащению исполнительских умений детей. Ритмопластические этюды, перерастающие впоследствии в спектакли с музыкальным сопровождением, усложняют задачу воплощения в роли без выразительного средства – слова, но дают больше возможностей проявить свои способности в движении, опираясь в основном на музыку. Подбирая музыкальные характеристики, воспитатель и музыкальный руководитель предлагают детям для самостоятельного воплощения некоторые из них, побуждают объединить их одним сюжетом – так получаются целые музыкальные рассказы.
Воспитатель. У Володи – музыка танцующего мотылька (Р.Шуман. Бабочки), у Наташи – музыка нежного цветка (Ф. Шопен. Прелюдия № 7, Ля мажор), у Коли – музыка усатого жука (К. Вебер. Экосез до минор). (После знакомства с этими музыкальными произведениями дети по очереди показывают свои импровизации.) Теперь давайте придумаем рассказ, в котором соединятся все три героя. Вот мотылек порхает, кружится в воздухе, выбирая место для отдыха. Вдруг он видит в саду цветник. Мотылек выбирает цветок. Почти утонув в нежных лепестках, мотылек пьет душистый сок и засыпает в закрывающемся на ночь цветке. Проснувшись рано утром, он окидывает взглядом волшебное место, где так сладко спал, и видит, что раскрывшийся навстречу солнцу цветок необычайно красив. Он кружится над ним и любуется свежими розовыми лепестками. Но вот к цветку ползет усатый жук, он рвет своими лапками нежные листья. Цветок не может защитить себя, он колышет листьями и опускает стебелек. Мотылек машет крылышками и отгоняет усатого жука, снова садится и качается на нежных лепестках. (Дети воплощают образы под музыку согласно сюжетной линии.)
Получившийся рассказ объединяет в себе три разных образа и три вида искусства (танец, музыку и слово). Используя оценочные умения детей, педагог привлекает их к разбору воплощенных образов героев детских сочинений. Дети сравнивают полученные результаты и оценивают их с точки зрения оригинальности, артистичности исполнения и степени самостоятельности создания. Наибольшим успехом и у зрителей, и у самих выступающих пользуются детские музыкальные спектакли, в которых музыка, движение и слово взаимно дополняют друг друга. По мнению Т. С. Комаровой, интегрирование разного содержания в воспитательно-образовательной работе соответствует характеру мышления дошкольников, которое является наглядно-действенным и наглядно-образным; вместе с тем и восприятие, и мышление, лежащие в основе детского творчества, достаточно синкретичны. В работе над музыкальным спектаклем наряду с произведениями профессиональных композиторов можно использовать номера, сочиненные самими детьми. Например, в музыкальную сказку «Волк и семеро козлят» (муз. М. Коваля) может быть вставлен придуманный детьми «Вальс бабочек и цветов», а в сказку «Кошкин дом» (муз. В. Золотарева) – «Танец пожарных и огня». Интересные воплощения в танце, песне, драматизации у детей рождаются под воздействием захватывающего рассказа воспитателя, когда начинает интенсивно работать воображение. Дети любят отражать свои впечатления в рисунках. Это свидетельствует о сильном воздействии, оказанном на них театральной постановкой. Рисование дает возможность еще раз пережить изображаемые события, а значит, глубже усвоить художественный образ произведения. К концу дошкольного возраста дети с интересом разыгрывают различные приключенческие сюжеты. Их уже не устраивают «гладкие» сюжетные линии; им нужны крутые повороты, неожиданные смены событий. Читая соответствующую литературу, воспитатель побуждает детей к придумыванию сказок-сериалов, рассказов с последующей игрой. Например, можно озадачить детей вопросом: «А как бы поступили другие сестры главной героини, окажись они в замке чудовища?» и предложить проиграть сказку с изменениями в сюжете («Аленький цветочек». С. Т. Аксаков). Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Исследователи считают, что радость от соприкосновения с искусством с возрастом часто теряется, если в ней не упражняться сознательно. Работая над воплощением средств выразительности, над конкретными навыками, важно не упускать из виду воспитание отношения к театру как к храму искусств; не упрощать и не принижать его воздействие на духовно-нравственное развитие детей. Следует помнить, что дети этого возраста ищут в театре героя, на которого им хотелось бы быть похожими, и, если такой встречи не происходит, они обращаются к фильмам-боевикам, вынужденно перенимают повадки супергероев и активно им подражают. Театрализованная игра в детском саду должна дать ребенку положительного героя, которому хотелось бы подражать и верить.
Дидактическая игра У детей 6-7 лет начинают складываться личностные механизмы поведения, в которых основное место занимают осознанность и опосредованность собственного поведения. На смену непроизвольно-произвольному приходит произвольное поведение. В последний год перед школой у детей нередко проявляются возрастные кризисные признаки, выражающиеся в неадекватном поведении, негативной реакции на указания взрослых, что, по мнению Л. С. Выготского, связано с потерей детской непосредственности и стремлением ребенка утвердить себя в роли более взрослого человека. Ребенок начинает осознавать себя членом общества взрослых. Это отражается в обостренном интересе к общественной деятельности людей, к событиям, происходящим в мире; новых социальных контактах детей (с педагогами – руководителями кружков, секций и студий; со сверстниками и более старшими детьми во дворе и в кружках вне детского сада; со знакомыми и незнакомыми людьми непедагогических профессий и др.). Ребенок готов контактировать с этим новым для него миром, согласен принимать его правила. В детском саду важным моментом для детей подготовительной группы является сам факт прохождения последнего дошкольного этапа жизни. Несмотря на то что школа пока привлекает детей лишь внешней атрибутикой, в дальнейшем в совместной учебной деятельности учитель представит им новое содержание учебных предметов. Воспитатель должен направить свои усилия на главные звенья подготовки к школе: развитие произвольности поведения, повышение интеллектуально-творческой активности детей, выражающейся в стремлении познать новое, в овладении способами познавательной деятельности, в умении преобразовывать, варьировать – то есть творить, действовать самостоятельно, инициативно, иметь свою точку зрения на происходящее, воспринимать мнение другого. В старшем дошкольном возрасте произвольность поведения и интеллектуальная активность эффективно развиваются в играх с правилами. Е. О. Смирнова пишет о том, что развивающий эффект игр с правилами обуславливается характерной позицией взрослого: педагог является одновременно участником и организатором игры; ему принадлежит инициатива в планировании, организации и проведении дидактических игр на занятиях. При этом в разных видах деятельности обучение дошкольников имеет свою специфику. Например, воспитатель должен научить детей не только правильно считать, определять основные свойства предметов и т. д., но и рассуждать, формулировать арифметическое действие, давать развернутый ответ, устанавливая взаимосвязь явлений. К подготовительной группе дети имеют определенные представления об основных признаках предметов (цвет, форма, величина, количество), различают свойства отдельных предметов и целых групп предметов; выделяют признаки отдельных частей предмета и соотносят части с целым предметом. Педагог должен систематизировать, расширять и углублять знания, полученные детьми в предыдущих группах. Большое значение приобретают дидактические упражнения, в которых дети постепенно оттачивают необходимые навыки (счета, классификации, определения состава числа и т.д.). Они с удовольствием упражняются в нахождении последующего или предыдущего числа (на конкретном материале и с цифрами), в различении цифрового эквивалента количества предметов. От занятия к занятию дети действуют точнее, у них развивается сноровка, необходимая для перехода к следующим, более сложным этапам обучения. Дидактические игры «Покажи с помощью цифры», «Раздели квадрат на части», «Сколько стоит?» и др. знакомят детей с новыми для них заданиями, учат проявлять смекалку, развивают сообразительность. В дидактических играх закрепляются полученные знания и умения; развиваются восприятие, мышление, память, внимание. Особенность дидактической игры состоит в том, что старшие дошкольники будут играть в нее, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей. Тогда появится усидчивость, некоторая сдержанность в выполнении игровых действий (чтобы не пропустить и продумать свой ход в игре, сообразить и дать верный ответ, успеть опередить товарища). Воспитатель во время подготовки к дидактической игре должен особенно внимательно продумывать все тонкости ведения игры, учитывать реакцию детей, эффективность созданных условий, а также рассчитывать продолжительность игры. Если дети не уяснили правила игры, то нарушение порядка действия приведет к хаотичности, понижению результативности в выполнении учебной задачи, к потере общего эмоционально-положительного фона игры. Например, в дидактической игре «Сколько стоит?» дети, спросив о цене, должны заплатить за товар, правильно посчитав его стоимость, которую продавец сообщает в виде условия задачи: один окунь стоит 8 рублей, а щука стоит меньше на 1 рубль. Если дети не поняли, что основная задача заключается в умении правильно соотнести условие задания и вопрос (от этого будет зависеть правильность решения), а также правила (делать покупки по очереди; давать продавцу-воспитателю время объяснить покупателю-ребенку, сколько стоит товар; рассуждать вслух, определяя стоимость товара), то не получится порядка в игре: в суете дети не сориентируются в счете –одни не смогут верно решить поставленную задачу из-за того, что не услышали условие, другие потому, что торопились быстрее дать ответ; в итоге игра не принесет ожидаемого результата. В изучении величин помогут дидактические игры с меркой. Воспитатель поручает детям организовать ателье для кукол; руководит постройкой новой школы, в которой надо распланировать разные по форме классы. Измерение материалов (фанера, бумага, ткань, картон, пластилин, вода, песок и др.) разными мерками дает детям возможность установить зависимость между математическими категориями: мерой, величиной и количеством. Практические действия измерения, вводимые в содержание игры, поддерживают интерес к ней, так как носят характер опытной работы, экспериментирования и делают игру творческой, развивающей. Дети, у которых еще недостаточно развит глазомер, не сразу могут определить без специального измерения соответствие предметов по величине, поэтому в дидактической игре с замерами обычно создается атмосфера удивления и радости. Очень важно добиваться в таких играх точных практических результатов (решить задачу, измерить правильно), но не менее важен для детей и другой результат игры – победа, выигрыш. В играх дети подготовительной группы стремятся опередить товарищей по игре, когда возможность стать первым есть у всех членов команды. В таких играх проявляются коллективистские качества, играющие важную роль в их жизни. Чувство локтя, гордость за товарищей, удовлетворение от победы и понимание того, что трудный путь к выигрышу не напрасен, – вот моральные итоги коллективных дидактических игр, придающие им воспитывающий характер. Не менее важен заключительный этап игры, когда подводятся итоги, дается оценка работы команд. Воспитатель должен выслушать мнение всех желающих и, подводя итоги, подчеркнуть преимущества совместной работы. Коллективный характер творчества, проявляющийся в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать чужое мнение, просить совета и помощи. Исследуя коллективную деятельность детей в изобразительном искусстве, Т. С. Комарова и А. И. Савенков отмечают, что интерес к ней значительно повышается, если ее результат имеет общественную ценность. В процессе коллективного изобразительного творчества дети подготовительной группы создают красочные панно, яркие плакаты, элементы оформления для спектаклей, праздников; декорации и маски для игр-драматизаций, придуманных ими или поставленных по народным, авторским сюжетам. Результат совместной работы значительно превышает потенциальные возможности каждого участника. Совместно выполненная работа гораздо привлекательнее и выразительнее, чем индивидуальная, и значительно сильнее воздействует на зрителей. Дидактические игры органично вплетаются в занятия по изобразительной деятельности. Приведем пример.
Дети терпеливо готовят подарки имениннице Насте: вырезают фигурки кукол и разрисовывают их, вырезают сарафаны и украшают их узорами; у каждого ребенка получается своя кукла. Дидактическая игра «Сложи узор» позволяет детям вспомнить и использовать в украшении одежды элементы народной росписи. Затем ребята наклеивают кукол на основу так, чтобы получился кукольный хоровод. В конце занятия дети берутся за руки и заводят настоящий хоровод – это замечательный подарок имениннице. При этом каждый ребенок ощущает радость творчества и участия в общем деле.
В играх детей подготовительной группы значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает им в виде карт, чертежей, рисунков, схем – наглядных пространственных моделей. В процессе работы с моделями они усваивают соотношение части и целого, существенные черты изучаемых явлений. Дети могут построить с помощью чертежа необходимую конструкцию, определить местонахождение какого-либо предмета по плану. Им интересна как индивидуальная, так и коллективная форма обучения. Воспитатель варьирует задания, а дети проявляют все большую самостоятельность, внося в игру новое содержание, выполняя новые для них роли (например, ведущего, организатора, советчика). На занятиях, посвященных знакомству с предметным окружением, дети погружаются в игры-путешествия в историю предметов («Что было до...»), в игры-проекты современных жилищ («Дворец техники»). Изучая явления общественной жизни, они учатся составлять генеалогическое древо своей семьи, знакомятся с историей родного города (поселка); у них формируются такие качества, как патриотизм, уважение к старшим, любовь к Родине. Дидактические игры на данную тематику способствуют повышению познавательной активности детей, закреплению и систематизации знаний. Дидактические игры, связанные с темой Родины, России, с воспитанием чувства долга перед людьми, защищавшими нашу землю в разные времена, должны быть тщательно продуманы, проведены без спешки, так как в этом возрасте детям доступны глубокие переживания, серьезные намерения, обдуманные поступки. Беседуя с ними, например, о Российской армии, нельзя обойти стороной проблему объединения и укрепления всех военных сил под Российским флагом. Многие современные дети не знают названий родов войск, не различают виды военной техники, не слышали военных солдатских песен. Изучая материал по теме, воспитатель должен рассчитывать на то, что многое придется сообщать детям впервые. Поэтому на него возлагается особая миссия: систематизируя имеющиеся знания и восполняя пробелы в знаниях, подходить к данным вопросам неформально, проявлять свои глубокие убеждения и гражданские чувства, быть убедительным, подходить к упражнениям и играм на данную тематику чутко и ответственно. В таких играх победителем может стать тот, кто может вспомнить рассказы своих родственников о военной службе, литературные произведения по теме, вспомнить военные праздничные даты, привести примеры музыкальных произведений, отражающих военную тематику. Можно провести с детьми дидактические игры «Назови и расскажи о современных родах войск», «Конкурс военной песни», «Кто плавает, кто летает». Изучая родную страну, дошкольники учатся беречь ее природу, знакомятся с ее растительным и животным миром, получают представление об экосистеме как особом природном комплексе. Знания о конкретных представителях мира животных и растений должны опираться на представления о среде их обитания, о поддержании экологической чистоты на планете, бережном использовании природных ресурсов. Дидактические игры по данной теме часто включают в себя обсуждение экологических ситуаций, возможной помощи по охране природы и т. д. Например, в игре «Подбери пару» дети ищут парные картинки, на которых изображены хорошие и плохие поступки людей, отдыхающих на природе: на водоеме, в лесу, в парке, в поле. Дети должны найти как можно больше пар картинок, раскладывая их в разные места (картинки с изображением хорошего поступка кладут в коробку, а картинки с изображением плохого поступка – на полку). В игре нужно соблюдать правила: ошибка при подборе пары грозит штрафом (минус одно очко), к подобранным парам в конце игры даются исчерпывающие комментарии (что изображено, почему так поступили, можно ли исправить ситуацию, как надо было поступить, каковы последствия поступка). Выбранный судья считает очки, регулирует соблюдение правил игры, присуждает штрафы и выигрыши. Зрители (дети, не участвующие в данный момент в подборе пар) по знаку судьи могут дополнять комментарии и также получать очки. В дидактических играх детей подготовительной группы основная дидактическая задача, которая ставится воспитателем для углубления знаний и развития навыков в какой-либо деятельности, сопровождается одной или несколькими сопутствующими задачами. Например, в игре по экологии «Подбери пару» ребенок, кроме экологических знаний, получает возможность поупражняться в развитии речи. Воспитатель намеренно вводит правило: объяснение своего выбора нужно сопровождать хорошо изложенными краткими комментариями. Тогда главная задача (закрепить представления о долге человека быть защитником природы и о способах сохранения природных ресурсов) дополняется побочной (уметь ясно рассказать о пользе хорошего поступка). В ролевых играх дети проигрывают различные ситуации, в которых иногда требуется разрешить противоречие, урегулировать откровенный конфликт, найти выход из сложного положения. Здесь на помощь ребенку приходит воображение, которое подскажет ему, как герой должен поступить в конкретной ситуации. Дидактическая игра может представить ситуацию комично, фантастично или даже нелепо, тогда задача играющих будет состоять в том, чтобы разобраться в реалистичности событий, например, в игре в небылицы. Если в старшей группе дети сравнивали в такой игре 2-3 небылицы, то в теперь они запоминают 6-7 и более нелепиц, а также придумывают их самостоятельно. Если «переложить» на музыку настроение таких игр, то дети смогут определить, какая музыка больше подходит к небылицам. Это может быть гротесковая, юмористическая, шутливая музыка, которая поможет оттенить интонацию, создать нужное настроение. Можно подобрать подходящую музыку из некоторых произведений С. Прокофьева, В. Гаврилина, Д. Шостаковича и др. Воспитатель, вслушиваясь в строчки небылицы, может подобрать музыку, в которой, например, слышен громкий вой летящих по небу медведей, и радостный визг поросят, и свист ветра, и хохот зрителей, показывающих на происходящее пальцами:
Медвежата летят, толстопятые кричат: «У-у-у, мы летим в Москву!» Поросята летят, еще больше кричат: «Хрю-хрю-хрю, полетим на Луну!».
Дети в таких играх под музыку должны внимательно следить за каждой строчкой, чтобы успеть вовремя сменить движения и мимику. Интерес к таким играм долго не угасает, если воспитатель обладает хорошим воображением и не только разбирает с детьми все ситуации, которые исходят из смыслового содержания небылицы (бывает или не бывает), но и пробует изобразить драматически каждую сцену, чтобы детям было интересно играть, а не просто стало смешно. Для этого надо отдельно работать над каждым образом, пытаться его раскрыть в ролевом воплощении. Неисчерпаемая фантазия воспитателя и детей поможет совершенствовать игровую ситуацию и сделать ее учебной. Обучение созданию художественного образа требует особой атмосферы доверия, радости, тепла и внимания. Можно использовать в играх не только словесные небылицы, небылицы с музыкальным фоном-сопровождением, но и просто музыкальные небылицы. Например, мы разработали музыкально-дидактические игры под общим названием «Перевертыши» (из серии «Узнай мое настроение»). В этих играх словесный и музыкальный тексты несут противоположную интонационно-смысловую нагрузку, происходит несовпадение музыки и слов. Ребятам нелегко распознать подлинное состояние персонажа, от имени которого ведется повествование. Вот первый перевертыш – «Я плачу...»: Я плачу целый вечер, Совсем не хохочу. Я очень загрустила, Гулять я не хочу.
Музыка этой игры прямо противоположна тексту по интонации: она веселая. Перевертыш «Песенка моя»:
Ах, какая в парке музыка играла, Пели и смеялись все мои друзья. Веселей была всех я, Со мной – песенка моя, Самая веселая моя.
В этой игре словесная интонация имеет оптимистичный, радостный, а музыкальная – грустный характер. Примером перевертыша, в котором не просто разобраться, может служить песенка Е. Попляновой на слова Б. Заходера «Кискино горе»:
Плачет киска в коридоре, У нее большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.
Фабула проста на первый взгляд, но можно разыграть целый оперный спектакль на тему «Киска и сосиски». Исходя из содержания словесного и музыкального текста, трактовка может быть двоякой; можно представить, что киска действительно несчастна: люди бессердечны, ни за что ее не пожалеют, но в связи с тем, что музыка – это открытая для прочтения система, возможна прямо противоположная интерпретация: киска – проныра, сколько не дай, ей все мало. «Ах, жадные людишки, не дают мне, киске, стащить чего-нибудь повкуснее!» – возмущается оскорбленная кошка. Это прочтение подтверждается музыкальным сопровождением (динамика «форте», аккордовая фактура и т.д.), и песня может быть трактована как небольшая комическая оперная сцена, в которой роль обиженной, горделивой кошки, не понятой людьми, музыкальный руководитель должен исполнять, комично имитируя оперный голос. Современная дидактическая игра, как отмечают исследователи, в частности, О. В. Дыбина, должна раздвинуть рамки традиционности. Для того чтобы «синтезировать элементы познавательного, игрового и учебного взаимодействия детей, исследования, экспериментирования и общения со взрослым» с целью развития важных для современного человека качеств, нужны новые игры. Художественно-эстетическое взаимодействие также не всегда укладывается в рамки познавательных, только игровых, жестко дидактических задач. В воспитании старших дошкольников важное место занимает дидактическая игра с элементами драматизации. Использование драматических элементов (принятие на себя роли) в дидактической игре вносит разнообразие в игровую деятельность детей. Например, для того чтобы научить детей различать мажорный и минорный лады, мы успешно использовали разработанную нами дидактическую игру «Торт», в которой мелодия движется по ступеням мажорных и минорных трезвучий, всякий раз задерживаясь на каждой отдельно, чтобы более устойчиво почувствовать себя на этих ступенях:
(Мажор, радостно) Торт, торт, торт! Мы купили торт! Начинаем есть вершочки – очень вкусные цветочки, А на самой серединке – шоколадная начинка, А внизу – помадка, тоже очень сладко!
(Минор, уныло) Торт, торт, торт. Мы доели торт. Где же тут вершочки? Где же серединка? И куда исчезла помадная начинка?
Очень важным моментом в этой игре является использование наглядного пособия – трехслойного торта, сделанного из поролона, оформленного «кремовыми» розами и раскрашенного. Торт очень похож на настоящий. Воспитатель (музыкальный руководитель) использует воздействие пособия на детей с целью внимательного интонирования у
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|