Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туристский потенциал территории 10 Глава




17. Что такое биоклимат? Каковы его основные компоненты?

18. Каковы важнейшие метеорологические элементы и их воздействие на организм человека?

19. Каковы особенности оценки водных ресурсов для развития спортив­ного туризма?

20. Каковы водные ресурсы туризма и каковы их характеристики?

21. В чем заключается привлекательность растительности для целей развития туризма?

22. Как проводится оценка биологических ресурсов территории?

23. Какие природные ресурсы туризма относятся к лечебным?

24. В чем сущность методики оценки природных лечебных ресурсов?

25. Каковы основные типы лечебных минеральных вод?

26. Какова методика комплексной оценки природных условий, пред­ложенная Ю.А.Ведениным и Н.Н.Мирошниченко?

27. Какие существуют методы комплексной оценки природных ланд­шафтов для целей развития туризма и отдыха?

28. Проведите классификацию природных рекреационных ресурсов своего региона. Постарайтесь составить кадастр туристских ресурсов ре­гиона.

29. Проанализируйте природные ресурсы туризма своего региона и выделите наиболее значимые природоориентированные виды туризма, получившие развитие в регионе.

30. Примените одну из приведенных в учебном пособии методик ком­плексной оценки природных ландшафтов к условиям вашего региона. Проведите аналогичную оценку по отношению к соседнему региону. Ре­зультаты работы выразите в виде сравнения условий своего региона и pei иона-соседа. Сделайте соответствующие выводы.

 

5 Глава

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА И ИХ ОЦЕНКА

5.1. Элементы культуры, вызывающие интерес у туристов*

 

Наибольший интерес у туристов вызывают различные элемен­ты культуры и искусства.

Изобразительное искусство - один из важных видов культуры, связь которого с туризмом проявляется в том, что на известных курортах, например в помещениях гостиниц, выставляются про­изведения национального изобразительного искусства в целях оз­накомления туристов с культурой региона. Также популярнь^ фе­стивали, широко представляющие разнообразные виды нациойаль-ного изобразительного искусства. Например, характерной особен­ностью эдинбургского фестиваля, который регулярно проходит в Шотландии, является то, что он знакомит с произведениями/мест­ных художников, а также с другими видами искусства, вызываю­щими интерес у туристов.

Музыка и танцы также являются привлекательными видами куль­туры. Известные музыкальные фестивали ежегодно собирают тыся­чи участников. Во многих гостиницах туристов знакомят с нацио­нальной музыкой во время вечерних развлекательных программ, на фольклорных вечерах и концертах. Этнические танцы - хара|к-терный элемент национальной культуры. Практически каждый йе-гион имеет свои национальные танцы. Яркими примерами музы­кальной и танцевальной культуры являются танцы народов Афри­ки, полинезийские, японский театр «кабуки», русский балет и)др.

Народные промыслы - народное творчество в виде изгото^ле-ния разных товаров, выполненных местными мастерами, напри­мер сувениры, которые пользуются особым спросом у турис/тов. В некоторых туристских центрах создаются специальные магдзи-ны в национальном стиле, где местные мастера изготовляют из­делия непосредственно в присутствии покупателей.

Историческое наследие является культурным потенциалом ре­гиона. Наличие уникальных исторических объектов может предоп­ределить успешное развитие туризма в регионе.

Национальные туристские организации должны заниматься распространением информации об историческом потенциале мест­ности. В числе интересных нововведений в сфере презентации ис­торического наследия и привлечения туристов можно выделить специальные светозвуковые шоу-программы, получившие распро­странение в Европе и странах Средиземноморья. Специфика та­ких шоу заключается в особом воспроизведении отдельных стра­ниц истории с использованием различных спецэффектов. Целесо­образно проводить культурные мероприятия, традиционные для мест туристского назначения.

Литературные памятники региона имеют более ограниченную по сравнению с другими элементами культуры привлекательность, но все же могут служить причиной организации разноплановых туристских программ и маршрутов. Литературные произведения обладают силой создавать впечатление о стране и ее культуре. Дока­зано^ что наличие или отсутствие определенного рода литературы в стране указывает на состояние ее культурной и политической систем. В развлекательные программы для туристов целесообразно включать литературные вечера, тем более что некоторые гостини­цы располагают прекрасно оборудованными библиотеками.

В рамках познавательного туризма рекомендуется организовы­вать литературные туры по местам, связанным с именами авторов и героями известных литературных произведений.

Паломничество - древнейший вид путешествий, известный человечеству не одно тысячелетие. Мотивом к паломничеству яв­ляется стремление посетить святые для конкретной религии мес­та, например каждый мусульманин должен совершить хадж в Мекку.

Уровень индустриального развития региона является серьезным мотивом для посещения этого региона туристами, особенно ино­странными, интересующимися состоянием экономики другой стра­ны), промышленностью, производимой продукцией и т. п. Турфир­ма^ следует способствовать организации и проведению специа­лизированных туров на заводы, фабрики, промышленные и дру­гие i объекты.

Уровень развития сельского хозяйства может привлечь внима­ние ' фермеров и производителей сельскохозяйственной продук­ции \ интересующихся агрокультурой региона. Например, Данию как мирового лидера в области свиноводства ежегодно посещают фермеры из разных стран. В программу тура следует включать раз­личные мероприятия, во время которых туристу будет интересно познакомиться с ассортиментом выпускаемой в этой местности продукции, принять участие в процессе ее производства, напри-

мер в сборе урожая. Такая практика существует на Гавайях, где программой тура предусмотрено знакомство туристов с сортами выращиваемых на местных плантациях ананасов и участие в их сборе.

Объекты образования (колледжи, университеты и др.) и науки (специализированные музеи и выставки) могут стать элементами культуры. Например, всемирно известные университеты Оксфорд и Кембридж давно стали самостоятельными объектами показа для туристов.

Экскурсии на научные объекты могут быть организованы как для специалистов в конкретной области знаний, так и для массо­вых туристов. Например, космический Центр управления полета­ми имени Джона Кеннеди во Флориде ежегодно привлекает ог­ромное число туристов и предлагает образовательную и научную информацию даже неискушенным в этой области знаний турис­там.

Объекты питания с национальной кухней вызывают большой интерес у туристов. Туристы любят пробовать национальные блю­да страны, по которой путешествуют. Например, почти все тури­сты, посещающие впервые Россию, желают отведать борщ и пель­мени.

Некоторые рестораны, предлагая иностранным туристам на­циональные блюда, поясняют, из каких продуктов и как они при­готовлены. Особый интерес у туристов вызывают кафе, ресто­раны, трактиры, оформление которых гармонирует с предлагае­мым меню, например ресторан, специализирующийся на блюдах русской кухни и оформленный в национальных традициях с эле­ментами фольклора.

Туристы считают питание важным элементом культуры, по­этому особенности национальной кухни, ассортимент блюд, их качество обязательно оставят след в воспоминаниях не только об отдыхе, но и о стране.

Таким образом, сохранение культурного наследия в регионе имеет определяющее значение для привлечения туристских пото­ков.

 

5.2. Культурно-исторические ресурсы туризма

 

Классификация культурно-исторических ресурсов туризма. Куль­турно-исторические ресурсы представляют собой наследие про­шлых эпох общественного развития. Пространства, образуемые культурно-историческими объектами, в известной мере опреде­ляют направление экскурсионных маршрутов.

Под культурно-историческими ресурсами туризма следует по­нимать совокупность объектов и явлений, связанных с деятельно-

стью человека и являющихся ее результатами материального и нематериального (духовного) характера.

Материальные культурно-исторические объекты охватывают совокупность средств производства и других материальных цен­ностей общества на каждой исторической стадии его развития.

Нематериальные (духовные) культурно-исторические объекты - это совокупность достижений общества в образовании, науке, ис­кусстве, литературе, в организации государственной и обществен­ной жизни, труде и быте.

Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принад­лежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наи­большей привлекательностью и служат главным средством удов­летворения потребностей познавательно-культурного туризма. Памятники истории и культуры подразделяются на пять основ­ных видов: истории, археологии, градостроительства и архитек­туры, искусства, документальные памятники.

К памятникам истории относятся здания, сооружения, памят­ные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техни­ки, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей госу­дарства.

К памятникам археологии относятся городища, курганы, ос­татки древних поселении, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскаль­ные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

К памятникам градостроительства и архитектуры относятся: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и за­стройки городов и других населенных пунктов, сооружения граж­данской, промышленной, военной, культовой архитектуры, на­родного зодчества, а также связанные с ними произведения мо­нументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

К памятникам искусства относятся произведения монументаль­ного, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

К документальным памятникам относятся акты органов госу­дарственной власти и управления, другие письменные и графи­ческие документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музы­ки, редкие печатные издания.

К культурно-историческим относятся и другие объекты: ори­гинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства и транспорта; театры; научные и образовательные учреждения; спортивные сооружения; ботанические сады и др.

Все объекты, используемые в культурно-историческом туриз­ме, подразделяются на две группы - движимые и недвижимые.

Первую группу составляют памятники искусства, археологи­ческие находки, минералогические, ботанические и зоологиче­ские коллекции, документальные памятники и другие вещи, пред­меты и документы, которые можно легко перемещать. Использо­вание туристских ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов.

Ко второй группе относятся памятники истории, градострои­тельства и архитектуры, археологии и монументального искусст­ва и другие сооружения, которые нельзя перемещать.

Оценка культурно-исторических ресурсов. Для оценки огром­ного количества разнородных объектов, составляющих культур­но-исторические ресурсы туризма, проводят их учет, дают харак­теристику и проводят типологию.

Сначала учитывают и характеризуют культурно-исторический объект. Для этого указывают название объекта, его местоположение, маркировку, обладателя, литературные и прочие источники по объекту, схему местоположения, дают краткую характеристику объекта.

Затем проводят типологию объектов. За ее основу принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уни­кальность, типичность среди объектов данного вида, познаватель­ное и воспитательное значение, аттрактивность.

Информативность культурно-исторических объектов для целей туризма может быть измерена количеством необходимого и достаточного време­ни на их осмотр Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжи­тельность осмотра. Можно выбрать два классификационных признака: степень организации объекта для показа и место положения экскурсан­тов по отношению к объекту осмотра

По степени организации объекты подразделяются на специально орга­низованные и неорганизованные для показа Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии Неорганизованные объекты служат со­путствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения

По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на инте-рьерные (внутренний осмотр объекта) и экстерьерные (внешний осмотр объекта) Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда боль­ше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключе­нием музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

Методика оценки культурно-исторических ресурсов в между­народной практике разработана достаточно хорошо. В отечествен­ной практике детально разработана лишь методика оценки при­родных ресурсов туризма. Поэтому разработка методов оценки куль-

турно-исторических ресурсов в Российской Федерации остается актуальной и по сей день. Это связано с тем, что культурно-исто­рические ресурсы в системе туризма имеют большое значение, а для некоторых видов туристской деятельности - определяющее.

Далеко не все виды оценок могут быть применены к культур­но-историческим ресурсам. Невозможной является медико-био­логическая оценка культурно-исторических ресурсов, потому что данный тип оценки характеризует влияние исключительно при­родных факторов на организм человека. Однако вполне возможно проводить технологическую и эстетическую оценки. Уместным в этой ситуации будет и проведение экологической оценки.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов туриз­ма может осуществляться по следующим критериям: степень физи­ческой сохранности объекта (высокая, средняя, низкая); время комфортного срока использования объекта; пропускная способ­ность (количество человек в день); количество экспонатов для показа; удобство осмотра объектов туристами; процент объектов показа, доступных для туристов на данный момент; возможность улучшения технологических свойств объекта.

Технологическая оценка культурно-исторических ресурсов важ­на для характеристики степени технологической готовности, при­годности, комфортности туристских ресурсов для приема турис­тов. С помощью критериев оценки можно показать, в каком тех­нологическом состоянии находятся туристские объекты или ком­плексы, готов ли объект к принятию посетителей.

Эстетическая оценка зависит от таких показателей, как уни­кальность, эстетическая емкость и способность к психологичес­кому воздействию, разнообразие пейзажей и гармония с окружа­ющей средой. Понятие «эстетическая емкость» предполагает фи­зическое и культурное состояние осматриваемого объекта, коли­чество деталей и фрагментов, из которых он состоит.

Чем более грандиозным является объект, чем больше предме­тов для осмотра он включает, тем больше времени требуется для его осмотра, тем более он красив и интересен для туристов (выше его эстетическая емкость). Однако эстетическая оценка имеет один большой недостаток - субъективизм при оценке объектов людь­ми в силу различий эстетического восприятия у каждого отдельно взятого человека.

При оценке территории сначала выявляют культурные ареалы, затем составляют кадастр культурных объектов, определяют объек­ты, выполняющие функции культуры, оценивают их значимость и сохранность, пропускную способность, а также экологическую емкость ландшафта. Затем изучают туристскую инфраструктуру - наличие объектов питания, мест для проживания туристов в со­ответствии с потребностями и т.д. В зависимости от этого опреде­ляют содержание маршрута и его продолжительность [23].

 

5.3. Роль культурного наследия в развитии туризма

 

Слагаемые компоненты культурного наследия. В последние годы

интенсивное развитие туризма в большинстве стран мира активно содействовало пересмотру отношения к культурному наследию. Культурное наследие складывается из материальных и нематери­альных (духовных) компонентов.

Если учитывать материальные компоненты, то под культурным наследием (Конвенция об охране Всемирного куль­турного и природного наследия, принятая в 1972 г.) понимаются три вида объектов: памятники, комплексы и достопримечатель­ные места.

К памятникам могут быть отнесены произведения архитекту­ры, монументальной скульптуры и живописи, элементы и струк­туры археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

Среди памятников культурного наследия можно выделить:

• памятники археологии; ^ • культовую и гражданскую архитектуру;

• памятники ландшафтной архитектуры; j, • малые и большие исторические города; П1 • типичные сельские поселения;

• музеи, театры, выставочные залы, объекты социокультурной инфраструктуры;

• этнографические объекты, народные промыслы и ремесла, центры декоративно-прикладного искусства;

• технические комплексы и сооружения.

К комплексам относятся группы изолированных или объеди­ненных строений архитектуры, единство или связь с пейзажем которых представляет выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, науки или искусства.

В культурные комплексы составной частью входит и природа: в городах это и парки и скверы, зеленые насаждения во дворах и на улицах; в сельской местности - приусадебные участки; в ста­ринных усадьбах и монастырях - ландшафтные рукотворные пей­зажные парки и сады. Нарушение исторического ландшафта нега­тивно влияет на аттрактивность культурного объекта.

Оценка культурных комплексов для целей гуризма произво­дится двумя основными методами:

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в ми­ровой и отечественной культуре, что производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регио­нального и местного значения;

2) необходимым временем для осмотра; этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности культур­ного наследия для развития туризма.

Для культурных комплексов так же, как и для природных, важ­ными характеристиками являются надежность и емкость. Надеж­ность культурных комплексов обусловливается двумя факторами: устойчивостью к туристским нагрузкам и стабильностью его соот­ветствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

Емкость культурного комплекса определяется продолжитель­ностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возмож­ностей человека, которые отличаются значительной индивиду­альностью и имеют определенный предел.

К достопримечательным местам могут быть отнесены объекты, представляющие собой дело рук человеческих или совместного творения природы и человека, а также зоны, включая археологи­ческие достопримечательные места, представляющие выдающу­юся ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии.

Культурное наследие включает в себя не только материальные (памятники, комплексы, достопримечательности), но и нема­териальные (духовные) компоненты (нравственные и эс­тетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалек­ты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла).

В связи с этим важнейшим событием стало принятие 17 октября 2003 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО Международной кон­венции об охране нематериального культурного наследия. В кон­венции перечислены следующие основные компоненты нематери­ального культурного наследия: устные традиции и формы выраже­ния, включая язык в качестве носителя нематериального культур­ного наследия; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празд­нества; знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

На начало 2007 г. в списке шедевров нематериального культур­ного наследия ЮНЕСКО значилось более 50 позиций. Российских среди них пока только один - этнокультурный феномен «семей-ские», представляющий собой жизнь староверов в одном из сел Забайкалья и отражающий уклад их быта, фольклор, народные и религиозные обряды, ремесла, народную медицину и др.

Оценка культурного наследия. Существует система критериев оценки культурного наследия, в соответствии с которой каждый объект культуры, представленный для включения в Список Все­мирного наследия ЮНЕСКО (организация по образованию, на­уке и культуре при ООН), должен:

1 1) представлять собой шедевр творчества, характерный для некоторой культуры;

2) показывать важность процесса передачи во времени или гео­культурном ареале общечеловеческих ценностей в области куль­туры, архитектуры, монументального искусства, градостроитель­ства или ландшафтного дизайна;

3) являться уникальным или ислючительно важным свидетель­ством существования или исчезновения некоторой цивилизации или культурной традиции;

4) представлять собой архитектурный или ландшафтный ан­самбль, знаменующий один из периодов истории развития чело­вечества;

5) быть непосредственно или косвенно связанным с события­ми, традициями, идеями, верованиями или творческими актами выдающегося мирового значения;

6) представлять собой выдающийся пример формирования с участием человека ландшафта или поселения, которые характе­ризуют некоторую культуру, особенно, если эта культура оказа­лась беззащитной перед лицом необратимых исторических изме­нений.

Прежде чем дать оценку культурному наследию определенных территорий (страны, района, города), необходимо изучить этапы их развития:

1) гражданскую и военную историю объекта;

2) историко-архитектурный аспект развития туристского объекта;

3) основные архитектурные стили, встречающиеся на терри­тории объекта (в связи с историческим прошлым страны, райо­на, города);

4) наиболее важные и интересные для туристов памятники архитектуры;

5) процессы развития духовной культуры (в том числе и в ее взаимовлияниях с иными культурами);

6) основные этапы развития духовной культуры и важнейших ее памятников (фольклор, литературное и музыкальное наследие, изобразительное искусство всех типов и др.);

7) творчество крупнейших представителей культуры и искус­ства страны, района, города.

Государственная политика Российской Федерации по сохране­нию культурного наследия. Политика сохранения культурного на­следия в его современном понимании начала формироваться в Российской Федерации в 1970-е гг. после принятия Конвенции ЮНЕСКО об охране Всемирного культурного и природного на­следия (1972 г.). Первым нормативно-правовым актом РФ стал Закон № 51 от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятни­ков истории и культуры». Однако в течение долгого времени по­нятие «культурное наследие» в РФ не только не имело определен-

ного правового статуса, но и не было четко определено в специ­альной литературе.

Ситуация стала меняться к лучшему после присоединения СССР в 1988 г. к названной выше Конвенции ЮНЕСКО, правовые нор­мы которой, в соответствии с международным правом, вошли в отечественное законодательство. Начиная с 1990 г. в Списке Все­мирного наследия ЮНЕСКО появились первые российские объек­ты, общее число которых к настоящему времени достигло 27 наи­менований. Активное вхождение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО стало одним из основных направлений реа­лизации российской политики по сохранению наследия. Другим направлением стало формирование национального Списка особо ценных объектов культурного наследия народов России, ведущего­ся с 1992 г. Сейчас в этом списке насчитывается более 60 объектов.

Важнейшим событием стало принятие в 2002 г. Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного насле­дия (памятниках истории и культуры) народов Российской Феде­рации». В этом законе впервые в отечественной практике понятие «культурное наследие» выполняет роль основной функциональ­ной категории.

Согласно названному закону к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-приклад­ного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических со­бытий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры.

Эффективность использования культурного наследия в туризме. Одним из возможных способов повышения эффективности освое­ния культурного наследия может стать создание территориальных образований нового типа (культурно-исторические территории, национальные или рекреационные парки), где в комплексе соче­тались бы культурно-исторические объекты, культурные ландшаф­ты, умения ремесленников, поваров, а также национальные праз­дники, традиции.

Деятельность этих территориальных образований должна быть направлена на сохранение, возрождение, туристское освоение памятников и их естественной среды, воссоздание традиционно­го природопользования, циклов обыденной жизни и всего быто­вого уклада с одновременным органичным вхождением в совре­менные хозяйственные и социальные процессы. Экономическая деятельность в данном случае является важной частью комплекс­ного процесса, включающего сохранение и использование турист­ского потенциала культурного наследия.

Памятники истории и культуры и окружающий их ландшафт являются национальным достоянием. Современное освоение тер­риторий требует особо бережного подхода по принципу «сохра­ни - восстанови - не навреди».

Любой регион содержит следующие виды уникальных истори­ческих территорий: древние малые города с богатым историчес­ким прошлым; усадебные и дворцово-парковые комплексы; мо­настырские комплексы. Обзор и характеристика указанных терри­торий проводится ниже [39, 49].

Организация уникальных исторических территорий предпола­гает сочетание возрождения и развития традиционных форм дея­тельности, сформировавшихся исторически, с инновационными видами - туризмом, сельскохозяйственным и промышленным производством. Новые виды деятельности должны дополнять, а не подавлять сложившиеся природные, хозяйственные и социо-культурные процессы.

В основу современного освоения уникальных исторических тер­риторий должны быть положены исторический, экологический и ландшафтный принципы.

Малые города центральной части России, как правило, сохра­нили архитектурный облик прошлых веков. Неповторимый коло­рит им придает разнообразие природных ландшафтов.

Многие малые города находятся в окружении известных па­мятников истории и культуры, а также ценных природных объек­тов, удаленных от города на расстояние 5... 20 км. Это делает воз­можным создание в городах туристских центров.

При развитии необходимой туристской инфраструктуры важ­но не нарушить исторический архитектурный облик города. Каж­дый вновь создаваемый объект должен вписываться в сложившийся городской ансамбль по этажности, архитектурному стилю, интерь-ерному оформлению. Должны учитываться национальные и реги­ональные особенности и традиции данной территории. Необходи­мо, чтобы каждый создаваемый туристский центр имел свой не­повторимый облик. Исключается применение типовых архитек­турных проектов для объектов туристской инфраструктуры в гра­ницах уникальных исторических территорий.

В расположенных вблизи малых городов дворцово-парковых и усадебных комплексах целесообразно создавать природно-истори-ческие парки. В основу их создания могут быть положены геогра­фический (несколько комплексов, объединенных одним геогра­фическим объектом - рекой, озером и пр.), исторический (серия комплексов, связанных одним историческим событием) и мемо­риальный (серия комплексов, объединенных памятью об одной и той же исторической личности, места работы одной группы ху­дожников) принципы. Площадь этих уникальных исторических территорий колеблется от сотен до тысяч гектаров.

Природно-исторические парки могут быть компактными, со­стоящими из одного исторического комплекса и его ландшафтно­го окружения, и дисперсными, в которых территория парка охва­тывает несколько близко расположенных исторических памятни­ков.

Создание природно-парковых комплексов позволяет спасти ценнейшие памятники истории и культуры как целостные архи­тектурно-ландшафтные и культурные комплексы. В природно-пар­ковых комплексах предусматривается охрана и восстановление как памятников истории и культуры, так и окружающего историче­ского рукотворного или природного ландшафта, который также рассматривается как непреходящая историческая и экологическая ценность, национальное достояние.

При возрождении усадебных и природно-парковых комплексов должно применяться индивидуальное проектирование каждого объекта инфраструктуры. В последнее время была выдвинута кон­цепция освоения уникальных исторических территорий как особой формы организации культурного ландшафта. Эта концепция пред­полагает полифункциональное использование усадеб для деятель­ности научно-просветительской, культурной и хозяйственной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...