Туристский потенциал территории 12 Глава
В большинстве стран мира информационным ресурсам туризма уделяется большое внимание. Страны, специализирующиеся на приеме туристов, огромными тиражами издают путеводители по основным регионам и туристским центрам, буклеты, справочники, карты, листовки, каталоги, рекламный материал. Зачастую эти материалы раздаются туристам бесплатно или за символическую плату в информационных киосках, музеях, переходах метро и т.д. Информационное обеспечение туризма на территории РФ пока не получило должного развития. К трудовым ресурсам туризма относятся кадры туристских предприятий - как штатный персонал, так и работники, привлекаемые для работы в туристский сезон. Сразу следует сказать, что индустрия туризма охватывает огромное количество как основных, так и сопутствующих производств и отраслей экономики. Именно по этой причине учет общего количества занятых в сфере туризма представляется затруднительным. С трудовыми ресурсами туризма тесно связаны образовательные ресурсы. Необходимым условием для организации туристского предприятия и успешной работы на нем профессиональных кадров является профильное образование. В России и ряде стран мира создано большое количество учебных заведений, осуществляющих многоуровневую подготовку специалистов для сферы туризма и гостеприимства. Хороший уровень туристского образования характерен для Швейцарии, Австрии, Германии, Польши, Франции. В России более 300 учебных заведений занимаются подготовкой специалистов как с высшим, так и со средним специальным образованием. Финансовые ресурсы туризма составляют денежные средства, которые могут поступать в сферу туризма и расходоваться различными путями. Существует несколько основных путей поступления денежных средств в сферу туризма: а) инвестированием, которое может быть как государственным, так и частным; б) благодаря доходам от пребывания иностранных туристов; в) с помощью денежных средств, которые могут быть получены от деятельности как основных, так и сопутствующих производств.
Материальные ресурсы составляют основные фонды индустрии туризма. В настоящее время широко используется понятие «материально-техническая база туризма (МТБ)». Под материально-технической базой туризма понимается совокупность материальных и вещественных элементов производительных сил, используемых для производства туристских услуг. Материально-техническая база используется только туристами в отличие от инфраструктуры туризма, которая используется как туристами, так и производителями туристских услуг. К материально-технической базе туризма относятся: туристские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, транспортные предприятия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, пункты реализации туристских путевок, туристские клубы, станции и др. В основу классификации объектов материально-технической базы туризма положены три основных признака: виды предоставляемых услуг, экономические элементы и виды собственности хозяйствующих субъектов. Управленческие ресурсы достаточно редко включаются авторами в структуру социально-экономических ресурсов туризма. Под ними часто понимают иерархическую структуру управления индустрией туризма, сложившуюся в определенной стране или регионе. Инфраструктура туризма лежит в основе социально-экономических ресурсов туризма и состоит из пяти взаимосвязанных отраслей: а) транспортно-коммуникационной инфраструктуры; б) инфраструктуры размещения; в) инфраструктуры питания; г) инфраструктуры досуга и развлечений; д) спецализированной инфраструктуры.
В рамках данного учебного пособия не рассматриваются трудовые, образовательные, финансовые, материальные и управленческие ресурсы. Все эти группы ресурсов туризма рассматриваются в ряде учебных дисциплин, таких, как менеджмент туризма, управления персоналом, экономика туризма и др. В предлагаемом учебном пособии подробно рассматривается инфраструктура туризма, которая является, как было сказано, основой социально-экономических ресурсов. Кратко охарактеризуем каждый из блоков.
6.2. Инфраструктура туризма как основа
социально-экономических ресурсов - Из истории формирования инфраструктуры туризма. Формирование, потребление и воспроизводство туристских ресурсов непосредственно связано с наличием развитых инфраструктуры и индустрии туризма. В иерархии управления туризмом в бывшем СССР инфраструктура и индустрия туризма были жестко централизованы в нескольких монопольных туристских ведомствах. В этих условиях существовали такие понятия, как единое туристское пространство, единая туристская транспортная система и др. На балансе туристских организаций были не только объекты индустрии туризма (средства размещения, предприятия общественного питания, транспортные структуры и др.), но и ряд дорожно-коммуникационных объектов инфраструктуры туризма (канатные дороги, фуникулеры, подземный экскурсионный электротранспорт, горноспасательные станции, средства связи и др.). В условиях рыночной экономики понятия «инфраструктура туризма» и «индустрия туризма» приобрели несколько иное содержание. В настоящее время практически не существует единой системы предприятий индустрии туризма. Это самостоятельные предприятия с разнообразной деятельностью, где туристская деятельность подразумевается «в том числе» и в ряде случаев не является основной для данного предприятия. Это касается транспортных предприятий, предприятий общественного питания, организаций сферы досуга и развлечений, быта и сервиса и, частично, средств размещения, которые взаимодействуют с организаторами туризма (туроперато-рами и турагентами) в части предоставления туристских услуг на основе возмездных договоров или договоров аренды (фрахта).
Из системы инфраструктуры туризма выведены все предприятия и организации, обеспечивавшие безопасность самодеятельного, походного, спортивного и иных видов туризма; они стали структурными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Поэтому границы инфраструктуры и индустрии туризма стали условными. Особое значение при производстве туристских услуг имеет инфраструктура туризма с классической триадой туризма транспорт- приют-развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристских организаций. Непосредственно туристские организации производят в основном информационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.). Остальные же услуги, входящие в состав туристского продукта, производят предприятия инфраструктуры туризма. Определение инфраструктуры туризма. По законодательно закрепленному определению, инфраструктура туризма - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагент-скую деятельность, а также организаций, представляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков. В более общем понимании инфраструктура туризма - это группа производств, обеспечивающих пассивный туристский баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития национальной промышленности и высоком уровне доходов на душу населения. К инфраструктуре туризма, как особому виду предпринимательской деятельности, предъявляются следующие требования: • должна обеспечить условия не только для функционирования туристских предприятий, действующих на базе различных форм собственности, но и их эффективное и устойчивое развитие;
• должна способствовать возникновению и появлению новых партнерских связей, взаимодействующих с ее составляющими элементами; • должна быть адекватна потребностям туристских предприятий с учетом их функциональной специализации, пропускной способности туристских объектов и др.; • должна быть не только доступна всем предпринимательским структурам туристского рынка (по дислокации, стоимости деловых услуг, информированности о реальных возможностях и т.д.), но и обеспечивать возможности решения важнейших проблем развития туристского бизнеса; • должна обеспечивать достоверными и своевременными статистическими данными, а также осуществлять мониторинг деятельности субъектов рынка туристских услуг. Виды и функции инфраструктуры туризма. Во многих страна мира и в России объекты инфраструктуры туризма в самом общем виде подразделяют на три группы: • основная группа - объекты, предоставляющие основные туристские услуги: размещение, питание, перевозку, экскурсионное обслуживание, услуги туристских фирм; • дополнительная группа - объекты, существенно дополняющие и повышающие полезность услуг основной группы для потребителей; анимационные услуги, продажа сувениров, фототоваров, информационные услуги, услуги спортивно-оздоровительных учреждений и т.д.; • сопутствующая группа - объекты, непосредственно не оказывающие туристских услуг, но создающие определенные удобства для туристов: банковские, финансовые, торговые, медицинские, коммунально-бытовые учреждения. Благодаря инфраструктуре туризма обеспечивается размещение, питание, отдых, информационное и транспортное обслуживание туристов. Инфраструктура туризма способствует нормальному функционированию механизмов международного экономического и научно-технического сотрудничества развитых стран. Наряду с удовлетворением разнообразных туристских потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей инфраструктура туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйственного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты. В целом инфраструктура туризма выполняет обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция инфраструктуры туризма -•- создание необходимых условий для организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрасли, формирование территориальных туристских комплексов; регулирующая - создание новых рабочих мест, влияние на потребительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы потребления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
Инфраструктура туризма оказывает прямое и косвенное влияние на экономику страны или региона. Прямое влияние - привлечение средств от услуг туристского предприятия, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений; косвенное влияние - межотраслевое взаимодействие. Критерии оценки инфраструктуры туризма. Каждый компонент инфраструктуры туризма имеет свои критерии оценки. Так, транспортное обеспечение определяется густотой сети автомобильных, железных дорог и водных путей, их качеством, уровнем подвижного состава, экологичностью и обустройством. Система связи включает почтово-телеграфную и телефонную связь, вызов аварийного транспорта вдоль автомагистралей и т.д. Система общественного питания определяется развитием пунктов питания в регионе: ресторанов, столовых, кафе, баров, бистро, трактиров и др. При этом учитывается общее количество пунктов питания и посадочных мест; равномерность размещения их по территории региона; наличие пунктов питания вблизи туристских центров; техническое оснащение пунктов питания; уровень предлагаемых услуг. К местам размещения туристов относятся муниципальные и ведомственные гостиницы, частные пансионы, постоялые дворы, деревенские гостиницы, палаточные лагеря, кемпинги, приюты и т.п. При их оценке учитывается общее количество предприятий гостеприимства с общим числом мест; дифференцированная оценка предприятий гостеприимства с учетом количества мест каждого класса и предоставляемых услуг; степень технического оснащения; размещение предприятий гостеприимства по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов. Далее мы рассмотрим основные отрасли инфраструктуры туризма, к которым относятся транспортная инфраструктура, инфраструктура размещения и инфраструктура питания туристов. В рамках главы сознательно не рассматривается инфраструктура досуга и развлечений, так как она не относится к определяющей и отличается весьма большим разнообразием типов учреждений.
6.3. Инфраструктура транспорта в туризме
Инфраструктура авиационного транспорта. Согласно статистике, темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта, что обусловливается все большим расширением географии путешествий и существующей тенденцией к сокращению сроков путешествия. Вследствие этого воздушный транспорт - наиболее динамично развивающийся вид транспорта. Сеть международных перевозок охватывает более 150 стран мира. В инфраструктуру транспорта входят авиакомпании, аэродромы и аэропорты. Число авиакомпаний в мире достигает более 1 300. Почти в каждой стране мира существует авиакомпания, чья надежность, пунктуальность, сервис и комфорт соответствуют самым высоким международным стандартам. Такими авиакомпаниями в разных странах считаются: французская «Air France», немецкая «Lufthansa», британская «British Airways», австрийская «Austrian Airlines», испанская «Iberia», швейцарская «Swiss», финская «Finnair», российская «Аэрофлот - Российские авиалинии» и др. Три четверти имеющихся авиалайнеров размещены в Северной и Южной Америке. В США крупнейшими авиакомпаниями являются «Federal Express», «United Airlines», «Delta Air Lines», «American Airlines», «Continental Airlines», «Nortwest Airlines», «US Airways», «Southwest Airlines», TWA (Trans World Airlines), «America West Airlines», «Alaska Airlines»; в Канаде - «Air Canada» и «Canadian Airlines»; в Бразилии - «Varig» и «Brasilian Airlines». Крупнейшими авиакомпаниями Европы считаются «British Airways» (Великобритания); «Lufthanza German Airlines» (Германия); «Air France» (Франция); SAS (Scandinavian Airlines System - Швеция, Дания, Норвегия); «Alitalia» (Италия); «Iberia Airlines» (Испания); «KLM - Royal Dutsh Airlines» (Нидерланды); «Crossair», «Swiss» (Швейцария); «Sabena Belgian World Airlines» (Бельгия); «Finnair» (Финляндия). Из стран Восточной Европы наиболее крупным самолетным парком располагают Болгария и Венгрия. В Азии крупнейшими авиакомпаниями считаются: ANA («All Nippon Airways») и JAL («Japan Airlines») (Япония); «Korean Air» (Республика Корея); «Saudia - Saudi Arabian Airlines» (Саудовская Аравия); «Malaysia Airlines» (Малайзия); «China Southern Airlines», «Air China» (Китай); «Cathay Pacific Airways» (Гонконг); JAS («Japan Air System») (Япония); «Singapore Airlines» (Сингапур); «Thai Airways International» (Таиланд); «Iraqi Airways» (Ирак); «THY - Turkish Airlines» (Турция); «Philippine Airlines» (Филиппины). На Африканском континенте крупные авиакомпании имеются в Ливии, ЮАР, Египте, Алжире. В Австралии и Океании также есть сравнительно крупные авиакомпании: в Австралии - «Qantas Airways» и «Ansett Australia», в Индонезии - «Garuda Indonesia», в Новой Зеландии - ANZ («Air New Zealand»). Среди авиакомпаний можно выделить общественные, т.е. регулируемые государством, и частные. В Европе деятельность авиакомпаний во многом регулируется правительствами европейских стран. Британские авиакомпании и все авиакомпании США приватизированы и являются частными. В большинстве стран функционирует три основных типа авиакомпаний, выполняющих регулярные полеты по расписанию: • крупные - национальные компании, совершающие рейсы по всей стране и за границу; «региональные - авиакомпании, функционирующие в пределах отдельных регионов одной страны; • местные - небольшие местные авиакомпании, совершающие рейсы на короткие расстояния с небольших пригородных аэродромов. Как правило, они эксплуатируют небольшие винтовые самолеты вместимостью до 40 пассажиров, которых доставляют в аэропорты для последующей пересадки на рейсы крупных авиакомпаний. В список лучших авиакомпаний мира традиционно входят: • по общему впечатлению: «British Airways» и «Virgin Atlantic» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), KLM (Голландия) и некоторые другие; • по дальности перевозок: «Virgin Atlantic», «British Airways» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), «Cathay Pacific» (Гонконг, Китай), «Qantas» (Австралия); • по наличию первого и бизнес-класса: «Virgin Atlantic», «British Airways», «Singapore Airlines», «Emirates» (ОАЭ), «Cathay Pacific» (Китай); • по экономическому классу: «Virgin Atlantic», «Emirates Airways» (ОАЭ), «British Airways», «Swissair» (Швейцария), «Singapore Airlines» (Сингапур); • лучшие по программе поощрения часто летающих пассажиров: «British Airways», «American Airlines» (США), «Virgin Atlantic», «Swissair» (Швейцария), KLM (Голландия). Аэродром - это земельный участок с комплексом инженерных сооружений и зданий, специально выделенный и оборудованный для взлета и посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов. Аэродромы, находящиеся на высоте свыше 1000 м, считаются горными, находящиеся в пересеченной местности с относительными превышениями свыше 500 м - аэродромами в горной местности. Аэродромы подразделяются на основные (на которые посадка предусмотрена планом полета) и запасные (предназначенные для посадки, когда таковая на основной аэродром невозможна по каким-либо причинам; к запасным относится обычно и аэродром вылета). Главное сооружение аэродрома - взлетно-посадочная полоса (ВПП) - одна или несколько, а также пространство для вырули-вания и стоянки воздушных судов. ВПП должна иметь твердое покрытие для взлета и посадки самолетов и оборудуется световыми и электронными средствами навигации и обеспечения полетов. На современных аэродромах, располагающих надлежащим оборудованием, лайнер может быть посажен в автоматическом режиме без участия пилота. Аэропорт - комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок. Аэропорт в комплексе имеет аэродром, аэровокзал, наземные сооружения технического обслуживания воздушных судов, а также необходимое оборудование, авиационный персонал и других работников. Существуют внутренний и международный аэропорты. Внутренний аэропорт предназначен для обслуживания внутренних рейсов воздушных судов (в пределах территории данного государства). Международный аэропорт - аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль. В мире насчитывается около 1 000 международных аэропортов. Крупнейшие аэропорты обслуживают более 10 млн. пассажиров в год. Шесть крупных аэропортов пропускают свыше 30 млн. пассажиров ежегодно. Например, аэропорт О-Хара в Чикаго обладает самой высокой пропускной способностью - 60 млн. пассажиров в год. В Европе самым мощным считается аэропорт Хитроу близ Лондона (Великобритания). В России находится 76 международных аэропортов, и количество их постоянно увеличивается. Российские авиалинии осуществляют рейсы в 120 стран мира. Число аэропортов в мире практически не увеличивается, но растет пассажироемкость, развивается их инфраструктура, совершенствуется технология обслуживания. Как считают специалисты, аэропорт XXI в. должен быть и становится уже чем-то большим, чем просто место посадки в самолет и высадки из него. В десятку крупнейших аэропортов входят семь американских, два европейских и один азиатский. Однако то, что аэропорт - самый крупный в мире, не означает, что он лучший по обслуживанию пассажиров. Это подтверждается ежегодно проводимыми опросами большого количества пассажиров. Аэропорты, лучшие по обслуживанию пассажиров, определяются по нескольким критериям: информационный сервис, организация питания, наличие разнообразных магазинов, услуги связи и т.д. Результаты исследований показали, что лучшие аэропорты мира расположены в следующих городах: Дубай (ОАЭ), Сингапур, Гонконг, Копенгаген (Дания), Куала-Лумпур (Малайзия), Сеул (Южная Корея), Афины (Греция), Ванкувер (Канада), Цинциннати (США), Сидней (Австралия). В задачи аэропорта входит: обслуживание пассажирских перевозок, грузов и почты; обеспечение полетов воздушных иностранных и национальных авиакомпаний; обеспечение регулярности и безопасности полетов, метеорологических наблюдений; обеспечение надлежащей работы средств связи и световой сигнализа- ции; осуществление технического обслуживания воздушных судов и заправка их топливом; смена танков туалетов и уборка мусора; оперативное приготовление и подача питания на каждый полет. В каждом аэропорту имеются следующие подразделения: отряд, обслуживающий взлетно-посадочную полосу и поле; персонал по обеспечению светотехники; аэронавигационная служба; технический персонал по обслуживанию пассажиров на посадке и высадке из воздушного судна, а также по загрузке и выгрузке багажа; служба «карго» (обслуживание грузов); авиатехники; метеорологическая служба; медицинская служба; справочная служба. В каждом аэропорту в тесном сотрудничестве с работниками самого аэропорта работают представительства авиакомпаний, совершающих рейсы на линиях, к которым относится аэропорт. В международных аэропортах работают службы контроля (пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фито-санитарного и др.). Территория каждого аэропорта строго разделяется на две зоны: а) зону прибытия (прилета) и б) зону отправки (вылета). В каждом аэропорту выделяется специальное место - так называемая зона ожидания (для встречающих, транзитных пассажиров и др.). Особой зоной каждого международного аэропорта является нейтральная зона. Вылетающие пассажиры после таможенного и паспортного контроля до вылета самолета, а прибывшие пассажиры - до таможенного и паспортного контроля обязаны находиться в этой зоне. На этой нейтральной территории обычно располагаются всевозможные магазинчики «duty free», освобожденные от налогов и пошлин. Инфраструктура железнодорожного транспорта. Железные дороги с различной плотностью сети и уровнем технической оснащенности построены в большинстве стран мира, но есть ряд стран, где железных дорог нет. К таким странам относятся: Афганистан, Бахрейн, Белиз, Бутан, Бруней, Бурунди, Центрально-Африканская Республика, Чад, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гвинея, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гайана, Конго (Заир), Кувейт, Лесото, Ливия, Маврикий, Нигер, Оман, Папуа-Новая Гвинея, Йемен, Катар, Руанда, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Суринам, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Уругвай. До интенсивного развития автомобильного и воздушного транспорта с середины XIX в. и в первой половине XX в. железная дорога была одним из основных средством перемещения путешествующих от их основного места жительства в другую местность или страну. Благодаря техническому прогрессу значительную долю перевозок взяли на себя автомобильный и воздушный транспорт. Создание скоростных железнодорожных магистралей вернуло железной дороге конкурентоспособность. В пределах основных европейских стран (Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании) путешествие между крупными столицами и туристскими центрами сегодня даже удобнее совершать на поезде, чем на автобусе или самолете Поездка из Милана в Рим занимает всего немногим более 2 ч при следовании поезда со скоростью более 200 км/ч. Причем поезд передвигается по достаточно прямой трассе, которая всегда короче любой автомобильной дороги, соединяющей два населенных пункта. При наличии скоростных поездов наибольшая эффективность передвижения по железной дороге наблюдается при путешествиях на расстояния до 500 - 600 км В этом случае высокоскоростные железнодорожные магистрали позволяют преодолеть этот маршрут за 2 - 3 ч, что достаточно удобно для туристов. К тому же поезда обычно прибывают на вокзалы, традиционно расположенные прямо в самом центре крупных городов и столиц, что и создает существенные преимущества по сравнению с авиацией. Если к этому еще прибавить в несколько раз более низкую (по сравнению с авиационным транспортом) оплату за проезд, то преимущества железнодорожного транспорта (особенно при передвижении на средние и относительно небольшие расстояния) очевидны. Кроме собственно прямого назначения (перевозки) железная дорога активно используется в развлекательных целях Неспешные «поездки под паром» на старинных составах (ретро-поездах) с уникальными локомотивами по национальным паркам стали отличным развлечением для туристов, избалованных суперскоростными магистралями. Во всем мире организовались клубы любителей железных дорог, нашлись активные коллекционеры старых паровозов и даже владельцы небольших частных дорог, укомплектованных подвижным составом конца XIX - начала XX вв. Предметом туристского интереса являются фото- и видеосъемки ретро-локомотивов со шлейфом черного дыма из трубы на фоне красивых ландшафтов, при этом могут записываться фонограммы оригинальных и характерных звуков механизмов при движении. В Российской Федерации железнодорожный транспорт продолжает оставаться основным видом транспорта при реализации как внутренних (в большей степени), так и международных туристских поездок. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходится почти 50 % пассажирских перевозок. Инфраструктуру железнодорожного транспорта образуют линейные и узловые элементы. К линейным элементам относятся железнодорожные магистрали страны или региона, к узловым и точечным - пассажирские станции, вокзалы, технические службы железной дороги Рассмотрим их и выполняемые ими функции более подробно. Пассажирские станции - пункты железных дорог, где осуществляется формирование, прием и отправка, транзит, техниче- ское обслуживание подвижного состава, обслуживание пассажиров. Для обслуживания пассажиров сооружают специальные вокзалы. Железнодорожный вокзал - комплекс зданий и сооружений, специально предназначенных и надлежаще оборудованных для обслуживания пассажиров. В здании вокзала находятся залы ожидания, билетные кассы, пункты питания, багажные службы, служебные помещения, платформы, вокзальные тоннели и переходы. Железнодорожные вокзалы бывают раздельные (для обслуживания пассажиров дальних и пригородных поездов), полураздельные, когда вокзал конструктивно разделен на две части для обслуживания пассажиров дальних и пригородных поездов, а также единые, когда вокзал не разделен на зоны для пассажиров дальних и пригородных поездов, в этом случае все платформы расположены вместе и используются комплексно. Крупные железнодорожные вокзалы имеют огромную пропускную способность - до 20 млн пассажиров в год и более. При этом интенсивные пассажирские потоки возникают по мере отправки и прибытия поездов. Для упорядочения этих поездов на вокзалах существуют зоны отправки и прибытия пассажиров. Это важно, когда из поезда одновременно выходят более 1 000 пассажиров с багажом. Вокзальные переходы связывают платформы, вокзальные помещения, залы ожидания и привокзальную площадь. Среди них выделяют переходы на одном уровне с путями или на уровне платформ, мосты и конкорсы, виадуки, пандусы, тоннели, лестницы, эскалаторы. Залы ожидания предназначены для пассажиров различных категорий, в том числе транзитных, залы для отдыха пассажиров с детьми и комфортабельный зал ожидания для VIP-персон. В них или смежных помещениях вокзала размещают туалеты, магазины, пункты питания, бары, рестораны, билетные кассы, информационные и сервисные службы, бизнес-центры, пункты обмена валюты, пункты медицинской помощи и охраны. Технические службы железной дороги весьма разнообразны. Кроме собственно организации движения поездов и технического содержания подвижного состава эти службы выполняют множество обязанностей по бронированию и продаже билетов пассажирам, информированию пассажиров, снабжению поездов топливом, водой, постельным бельем и продуктами питания, уборке в поездах мусора и отходов. Инфраструктура автомобильного транспорта. К автоуслугам, используемым в туризме, относятся: организация автобусных путешествий или туров (включая автокараваны); организация автомобильных путешествий с использованием собственного автомобиля или путем проката автомобиля в месте постоянного проживания или в месте отдыха. Путешествие на автобусе - наиболее популярный вид путешествия в РФ. В большинстве случаев туристские автобусы является собственностью крупных туристских компаний, объединений, концернов и ассоциаций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов. Обладая высокой маневренностью и мобильностью, туристские автобусы вне конкуренции на маршрутах до 500 км. Высококомфортабельные туристские автобусы используются и на длинных маршрутах (туры по Европе, Золотому Кольцу и др.). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожных отелях). Согласно международной классификации, по ряду признаков автобусы сертифицируются по категориям (числу звезд). Преимущества автобусных туров заключаются в их относительной дешевизне: автобусное путешествие стоит примерно в 1,5...2 раза дешевле, чем обычный тур с авиаперелетом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|