Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туристский потенциал территории 5 Глава




1) ресурсы компонентов сфер Земли: литосферы, гидросферы и ат­мосферы;

2) ресурсы биосферы, представленные элементами различных при­родных комплексов, не испытывающих преобразующего воздействия человека;

3) метаморфный тип рекреационных ресурсов, возникающий при антропогенном воздействии на природные объекты и комплексы;

4) реституционно-динамический тип рекреационных ресурсов, воз­никающий с прекращением активного антропогенного воздействия на метаморфный тип рекреационных ресурсов;

5) конструкционный тип рекреационных ресурсов, возникающий в процессе хозяйственной деятельности человека и сохраняющий свое со­стояние благодаря частому или постоянному его присутствию;

6) деструкционный тип рекреационных ресурсов, связанный с ката­строфическими явлениями природы или просчетом в хозяйственной дея­тельности человека: следы землетрясений, оползней или извержения вулканов, а также техногенных аварий и катастроф;

7) эпиантропоморфный тип рекреационных ресурсов в прошлом испытывал антропогенное воздействие, однако за длительный период времени с момента прекращения он смог восстановить свое естественное состоя­ние или находится в стадии естественной переходной формации к нему.

На основании приведенных данных рекреационные ресурсы можно подразделить на две большие группы - природные и куль­турно - исторические.

Природные рекреационные ресурсы - это элементы природного комплекса, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и которые могут быть использо­ваны для целей рекреации и туризма.

Под природными рекреационными ресурсами также понимаются природно-территориальные комплексы, их компоненты и свойства, такие как привлекательность (аттрактивность), контраст­ность и чередование ландшафтов, экзотичность, уникальность, размеры и формы туристских объектов, возможность их обзора. Выделяют следующие группы природных условий организации отдыха: орографические; гидрологические; климатические (биоклимат); бальнеологические; комплексные (ландшафтные); приморские; фаунистические и флористические (более редкие).

Культурно-исторические ресурсы - это культурные объекты, памятники, исторические местности, этнографическое разнооб­разие и др. В качестве рекреационных ресурсов они могут рассмат­риваться лишь при анализе их как средств удовлетворения рекре­ационной потребности некоторого множества людей в течение некоторого времени.

Культурно-исторические ресурсы включают в себя:

а) материальные ресурсы - все средства производства и мате­риальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства);

б) духовные ресурсы - достижения в науке, культуре, искусстве.

Кроме того, существуют социально-экономические объекты, которые в процессе отдыха туристов выступают то как условия, то как ресурсы. Так, население курортной местности выступает как условие рекреационной деятельности, а часть его, которая может быть занята в учреждениях отдыха, - как трудовые ресурсы этого хозяйства. Рекреационные ресурсы состоят из трех групп: А- интенсивно используемые, Б - экстенсивно используемые и В - неиспользуемые.

Рекреационные ресурсы обладают емкостью, т.е. способнос­тью принимать определенное количество рекреантов и выдержи­вать определенные антропогенные нагрузки без нарушения со­стояния экологического и природного равновесия. Емкость рекре­ационных ресурсов является важным фактором предельной на­грузки туристских потоков в системе природных комплексов и тесно связана с величиной рекреационных ресурсов, которая оп­ределяется следующими нагрузками:

• антропогенной, которая определяется применительно к раз­личным биогеоценозам в различных природных зонах (прогулоч­ным, пешеходным и экскурсионным);

• предельно допустимыми, увеличение которых приводит к на­рушению устойчивости геосистем разного уровня, а также к нео­братимым изменениям в состоянии здоровья человека.

Антропогенная нагрузка называется в туризме рекреационной. Предельно допустимые рекреационные нагрузки не определяют­ся в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как они различны для каждого ландшафта, а имеющиеся нор­мативы касаются единичных случаев, например пляжей, приро­доохранных зон.

Рекреационный ресурс, как и любой другой, требует изучения, но ресурсом он будет независимо от того, исследован или нет. Так, если водопад известен и манит туристов - это ресурс независимо от того, измерена ли его высота и каково количество человек, ко­торые могут его посетить; если пляж привлекает людей для отдыха и купания - это ресурс, независимо от того, известна ли его пло­щадь, длительность пляжно-купального сезона и рекреационная • емкость. Неверно утверждение, что природное условие становится ресурсом только тогда, когда оно изучено, что климатические ус­ловия становятся ресурсом лишь в том случае, если известна про­должительность периода с комфортными условиями.

При этом существует и другая точка зрения. Многие специали­сты указывают на то, что существует несколько критериев пре­вращения категории «условия» в категорию «ресурсы». Во-первых, условия переходят в ресурсы в случае перехода от косвенного их использования к непосредственному. Во-вторых, условия стано­вятся ресурсами только после проведения соответствующей сто­имостной (экономической) их оценки. В-третьих, условия пре­вращаются в ресурсы по мере улучшения их инфраструктурного оснащения.

Каждая точка зрения имеет право на существование. Поясним это следующим примером. Уголок черноморского побережья, не имеющий туристской инфраструктуры, не оборудованный для приема туристов и избежавший соответствующей экономической оценки, будет привлекательным для туристов, организующих свой отдых самостоятельно (так называемых «дикарей»). С точки зрения развития неорганизованного туризма, такой «забытый богом уго­лок» является ресурсом. Однако для развития организованного ту­ризма данная территория не обладает ресурсами, так как здесь не хватает соответствующей туристской инфраструктуры. Следователь­но, соотношение категорий «условия» и «ресурсы», а также про­цессы перехода одной категории в другую находятся в зависимости от конкретных факторов внешней среды и туристского бизнеса.

 

3.6. Картографический метод оценки туристских ресурсов

 

Картография - наука о географических картах, методах их со­здания и использования.

Под картой понимается математически определенное, умень­шенное, генерализованное изображение поверхности Земли, дру­гого небесного тела или космического пространства, показываю­щее расположенные или спроецированные на них объекты в при­нятой системе условных знаков. При этом под объектами понима­ются любые предметы, явления или процессы, изображенные на картах. Картографические произведения (карты, атласы, турист­ские схемы, буклеты, рекламные проспекты и др.) являются наи­более наглядными, емкими и концентрированными носителями информации.

Характеристика туристских карт. Туристские карты по сути яв­ляются географическими картами, предназначенными для целей туризма.

К туристским картам предъявляются особые требования в от­ношении выразительности и читаемости; они сопровождаются рисунками, фотографиями, указателями, текстом и различными справочными сведениями.

Характерной особенностью собственно туристских карт явля­ется преобладание в их числе крупномасштабных карт, содержа­щих подробную информацию о конкретном регионе. Это могут быть карты комплексного туристского содержания, отражающие весь набор необходимых сведений (памятники природы и культу­ры, транспортная сеть и места размещения и отдыха, объекты общественного питания, связи, медицинской помощи и др.).

К крупномасштабным туристским картам относятся также кар­ты, посвященные отдельным видам отдыха и туризма, например карты для рыболовов (с детальной информацией о местах лова различных видов рыб, глубине водоемов, скорости течения рек и др.), грибников (с подробной характеристикой видового соста­ва леса, популярных мест сбора грибов и др.), для горного туриз­ма (с указанием рекомендуемых маршрутов разной категории слож­ности, пещер, опасных склонов, мест возможных ночевок и др.).

Среднемасштабные и реже мелкомасштабные туристские кар­ты используются для первоначального ознакомления со страной или регионом предполагаемого посещения туристами, а также для маршрутов значительной протяженности. Эти карты дают обзор­ную информацию и относятся к типу комплексных карт. На таких картах помимо общегеографической нагрузки указываются объек­ты, представляющие интерес для туристов. Эти объекты можно подразделить на две основные группы.

Первую группу составляют исторические и архитектурные памятники, музеи, наиболее интересные природные объекты - водопады, пещеры, горные вершины, заповедники, являющиеся целью туристского посещения.

Во вторую группу входят объекты инфраструктуры, обеспечи­вающие возможность посещения интересующей туристов местно­сти (турбазы и кемпинги, гостиницы, кафе и рестораны, медпун­кты, узлы связи и др.).

Содержание и назначение туристских карт. По содержанию и назначению туристские карты можно подразделить на общие и специализированные.

Общие туристские карты передают общегеографиче­ские элементы (дорожную сеть, населенные пункты, реки, озе­ра, леса, рельеф и др.) и объекты туристского назначения (архи­тектурные и исторические памятники, заповедники, национальные парки, музеи, гостиницы, туристские базы, кемпинги и т.д.). Эти карты используются для ознакомления с районом, выбора марш­рута путешествий, получения различных справок о размещении достопримечательностей и системе обслуживания туристов.

По охвату и характеру изображения территории общие турист­ские карты можно подразделить на обзорные, маршрутные и пла­ны городов.

Обзорные карты (масштабы от 1:200 000 до 1:1 000 000) охва­тывают страну в целом, отдельные административно-территори­альные единицы и географические регионы, представляющие осо­бый интерес для туристов.

Маршрутные туристские карты - схемы, показывающие уз­кую полосу маршрутов (пешеходных, лыжных, водных, автомобильных, железнодорожных, комбинированных). Туристские карты пешеходных маршрутов обычно издаются в масштабах от 1:100 000 до 1:400 000, а другие - в более мелких.

Туристские планы городов издаются отдельно или помещаются в виде дополнений на обзорных и маршрутных картах или в атласах.

Специализированные туристские карты издают­ся для иностранных туристов в целях рекламы и пропаганды ту­ризма. Они предназначены для популяризации мест отдыха, до­стопримечательностей, объектов туризма, соревнований по ори­ентированию на местности.

Издаются тематические туристские карты отдельных видов ту­ристских объектов, например туристские карты архитектурных памятников различных районов.

Для организации и планирования туризма разрабатываются сле­дующие карты:

а) бонитировочные, которые оценивают природные, социаль­но-культурные, экономические условия и инженерные предпо­сылки для развития туризма;

б) показывающие связи между туристскими ресурсами и тури­стскими потоками (например, карты устойчивости природных ком­плексов к туристским нагрузкам);

в) туристского районирования, которые содержат комплекс­ную информацию о возможностях территориальной организации туризма.

Для удобства пользования туристские карты выпускаются, как правило, в виде буклетов или портативных тетрадей. Часто турист­ские карты помещаются в комплексных атласах и отличаются друг от друга красочным оформлением и особым стандартом дизайна. Особенность туристских карт состоит и в том, что они довольно часто загружены рекламной информацией.

Области применения туристских карт весьма разнообразны. Можно выделить два основных направления в картографическом обеспечении туристской деятельности: карты для туристов и экс­курсантов (собственно туристские карты) и карты для обеспече­ния управления туристским бизнесом, планирования его разви­тия и инвестиций (научно-туристские карты, или карты для ту­ристского бизнеса).

Описание карт. Описание карт - традиционный и общеизвест­ный качественный способ анализа картографического изображе­ния. Цель описания состоит в том, чтобы выявить наличие на кар­те изучаемых явлений, особенности их размещения и взаимосвя­зи. В описание могут вводиться количественные характеристики, прочитанные по карте.

Техника описания проста, но подчинена некоторым обязатель­ным требованиям. Приступая к описанию, необходимо оценить качество самой карты, серии карт или атласа, получить представление об их современности, детальности, принципах составле­ния, характере искажений, вызываемых картографической про­екцией.

Следует изучить легенду, уделяя главное внимание принципам классификации изображаемых явлений и самим способам изоб­ражения.

Описывая какое-либо явление или территорию, очень важно соблюдать порядок от общего к частному, т. е. сначала дать харак­теристику основных, определяющих черт, затем детально про­анализировать отдельные особенности и частности. В заключение четко формулируются выводы. Основными принципами, которым должно удовлетворять научное описание, являются: логичность, упорядоченность и последовательность описания; отбор и систе­матизация фактов; введение в описание элементов сравнения, аналогии, сопоставления с использованием количественных по­казателей; оценка описываемых явлений или процессов с точки зрения конкретных задач исследования; четкая формулировка выводов и рекомендаций.

Описания по картам широко используются на предварительной стадии исследования для общего ознакомления с изучаемым объек­том, планирования исследования, определения рациональной ме­тодики, выбора исходных картографических материалов. Описание совершенно необходимо и на заключительном этапе, когда требу­ется дать содержательную интерпретацию полученных результатов. При хорошо спланированном исследовании математические при­емы сочетаются с описаниями, не подменяя и не вытесняя их. Это обеспечивает необходимое равновесие между качественными и ко­личественными методами картографического анализа.

Требования, предъявляемые к туристским картам. Основное требование, предъявляемое к туристским картам, - давать досто­верную и исчерпывающую исходную информацию о местности, возможностях ознакомления с нею, объектах туристского интере­са, размещении объектов туристского сервиса. Туристские карты должны обеспечить решение всего комплекса задач, стоящих пе­ред туристом в ходе планирования и осуществления путешествия: выбор оптимального маршрута и средств передвижения; расчет необходимого и достаточного для комфортного путешествия вре­мени; обеспечение возможности отдыха; организация питания; обеспечение безопасности и коммуникационных возможностей во время прохождения маршрута и др.

В зависимости от решаемых потребителями информационно-поисковых задач могут создаваться и использоваться различные типы картографических произведений - от простейших схем и планов местности и маршрутов до топографически точных карт, комплексных и специализированных атласов. Тем не менее все карты и картографические произведения, предназначенные для потребления в сфере туризма, должны отвечать ряду требований: достоверность, точность и тематическая полнота (в соответствии с типом картографического произведения); эффективный карто­графический дизайн и читаемость; удобство пользования (фор­мат, фальцовка карт и др.); необходимое количество дополни­тельного справочного материала.

Мысленные карты. Относительной новинкой современной науки о туризме можно считать создание метода мысленных (ментальных) карт. Этот метод появился и стал развиваться в странах Запада со второй по­ловины 1960-х гг. Возможности этого метода исследования явно недоис­пользованы. Но он исключительно важен и интересен для туристского ресурсоведения.

Мысленные карты - фиксированные образы пространства, сохраня­емые в сознании людей. Для исследования мысленных карт применяют­ся следующие наиболее традиционные методики:

• углубленное интервью с респондентом, во время которого выясня­ются представления человека об определенном месте. Итогом может быть словесное описание, которое затем переводится в графическую или кар­тографическую форму самим исследователем;

• составление респондентом планов-образов определенного простран­ства. В таком варианте очень мало слов, но есть персональное графиче­ское отражение образа определенного пространства;

• опрос методом семантического дифференциала, т.е. изучение ассо­циаций того или иного места с соответствующими словами, чувствами, эмоциями.

Эти три основные методики исследования мысленных карт могут при­меняться с некоторыми вариациями.

Приведем примеры использования отмеченных методик исследова­ния мысленных карт.

Углубленное интервью с респондентом проводится по заранее состав­ленной программе, включающей вопросы, на которые респондент дает ответы. Они фиксируются самим респондентом или интервьюером и впо­следствии анализируются исследователем.

Исследование мысленных карт посредством черчения планов-образов в основном сводится к просьбе отразить на листе бумаги определенную часть пространства, например начертить карту юга России. Важны вопросы, связанные с мысленным определением расстояний от одного места до другого. Мысленные искажения физического пространства при этом мо­гут быть реально значимыми.

Исследование мысленных карт посредством метода семантического дифференциала связано с выявлением и описанием ассоциаций. Напри­мер, задается вопрос: «С какими словами у вас ассоциируется Черно­морское побережье?» Нужно назвать 3, 5, 10 или неограниченное коли­чество слов. На основании количества ассоциаций, собранного при оп­росе различных респондентов, и осуществляется анализ образа опреде­ленного места.

Итогом всех перечисленных методик является определение образов пространства у опрошенных. Так, может быть определена степень конкретности представлений человека о месте, эмоциональная загрузка, ас­социации и многое другое в восприятии места.

При исследовании мысленных карт достаточно четко выделяются два подхода - структурный и оценочный. Структурный подход акцентирует внимание на том, какая информация об определенных местах содержится в сознании людей: действительно важно знать, какой информацией пользу­ются люди при принятии решений в повседневной жизни. Оценочный подход акцентирует внимание на том, какие факторы влияют на форми­рование определенных образов пространства. Эти подходы тесно связаны.

Основные типы карт и решаемые ими задачи. В туристской кар­тографии можно выделить три основных типа карт - аналитичес­кие, комплексные и синтетические.

Аналитические карты дают наиболее детальную характеристи­ку совокупности однородных туристских объектов по ограничен­ному (либо одному) числу показателей (например, размещение всех гостиниц с характеристикой их вместимости).

На комплексных картах представлена вся совокупность объек­тов, значимых с точки зрения туриста (объектов туристского ин­тереса и туристской инфраструктуры).

Синтетические карты отражают результаты синтеза большого количества информации и дают интегральную характеристику тер­ритории или явлений. Наиболее характерным примером синтети­ческих карт могут служить карты рекреационно-туристского рай­онирования.

С помощью туристских карт туристы могут решить следующие задачи:

1) оценить район предполагаемого посещения; выбрать опти­мальный (по времени, расстоянию, степени сложности) марш­рут; ознакомиться с имеющейся туристской инфраструктурой (ме­ста размещения, питания и др.);

2) ориентироваться на местности; получить информацию о точ­ной локализации различных природных, хозяйственных и куль­турно-исторических объектов; визуально оценить расстояния и направления;

3) определить абсолютные и относительные высоты, крутизну склонов и других параметров, связанных с рельефом; получить характеристики природных объектов, являющихся целью турист­ского посещения (например, параметры гидрографических объек­тов - для водного туризма); получить необходимую информацию об историко-культурных объектах (например, хронологические сведения).

Контрольные вопросы и задания

1. В чем выражается ярко выраженная ресурсная ориентация туризма?

2. Как можно определить понятие «туристские ресурсы»?

3. Как соотносятся понятия «туристские ресурсы» и «рекреационные ресурсы»?

4. Что такое «туристский интерес»?

5. Как классифицируют туристские ресурсы отечественные специали­сты?

6. Каковы принципы выделения туристских ресурсов?

7. Какими свойствами обладают туристские ресурсы?

8. Какие требования предъявляются потребителями к туристским ре­сурсам?

9. Каковы структура и особенности составления кадастра туристских ресурсов?

10. Как можно охарактеризовать рекреационные ресурсы?

11. Обоснованно ли включение в рекреационные ресурсы социально-экономических?

12. Что показывает и как определяется емкость рекреационных ресурсов?

13. Как определяются понятия «карта» и «туристская карта»?

14. Каково значение карт для туристского бизнеса?

15. Как классифицируют туристские карты?

16. Какие разновидности туристских карт вы знаете?

17. Каковы важнейшие особенности туристских карт?

18. Как осуществляется оценка туристских ресурсов с помощью карт и атласов?

19. Что такое ментальные карты и как они составляются?

20. Какие задачи решают туристы и исследователи с помощью турист­ских карт?

21. Используя существующие варианты классификации туристских ресурсов, постарайтесь предложить собственную их классификацию.

22. На основе табл. 3.1 составьте кадастр туристских ресурсов региона (населенного пункта) своего проживания. Старайтесь ориентироваться на выделение трех основных блоков туристских ресурсов: природного, историко-культурного и социально-экономического.

23. Пользуясь перечнем основных свойств туристских ресурсов, при­водимым в учебном пособии, дайте первичную оценку туристских ре­сурсов своего района (населенного пункта), а также определите их важ­нейшие характеристики и целевую направленность.

24. Проанализируйте любую туристскую карту или схему (по выбору), последовательно выполнив задания и ответив на вопросы. Прежде всего укажите:

  • общие сведения о карте (название, год издания, страна и город изда­ния, картографируемая территория, картографическая фабрика, тираж карты, автор, если есть);
  • тип картографического издания и обоснованность его выбора;
  • масштаб карты, его величина и оптимальность подбора;
  • элементы, легенда и дополнительные свдения карты;
  • картографическое изображение и его свойства;
  • наглядность, читаемость, дизайн и техническое оформление карты;
  • генерализацию и непрерывность картографического изображения;
  • способы картографического изображения и оптимальность их выбора;
  • условные знаки.

Какие рекреационные и туристские объекты показаны на карте? Ка­кие качественные и количественные показатели позволяет измерить ваша карта?

Каковы наиболее значимые достоинства и недостатки изучаемой карты?

Пользуясь картой, попробуйте составить туристское описание изоб­раженной на ней территории.

 

 

4 Глава

ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ТУРИЗМА И ИХ ОЦЕНКА

4.1. Понятие о природных рекреационных ресурсах туризма

 

В научных публикациях понятию «природные ресурсы», как правило, сопутствует понятие «природные условия» - разнооб­разные природные явления, тела или природные процессы, су­щественные на данном уровне развития процесса производства туристского продукта, но непосредственно не участвующие в этом процессе.

Природные ресурсы, с одной стороны, входят в состав при­родной среды в качестве ее компонентов (водные ресурсы - часть гидросферы, минеральные ресурсы - часть литосферы), а с дру­гой - являются составной частью социально-экономической жиз­ни общества. При этом природные тела, явления, процессы и от­дельные элементы рельефа часто выступают то как природные условия, то как ресурсы. Это имеет решающее значение для пони­мания механизма превращения природных условий в ресурсы.

Исходя из определения «природные ресурсы», говорить об от­дельных видах ресурсов, например климатических, можно лишь в том случае, если известна продолжительность периода с комфорт­ными для рекреационной деятельности погодными условиями, проявляющимися на конкретной площади. Только в этом случае можно говорить о переходе от понятия, например, «климатиче­ские условия» к понятию «рекреационные ресурсы».

Приведем еще один пример - морской пляж, который не бу­дучи предварительно исследован и оценен с точки зрения воз­можного его использования, является природным объектом, эле­ментом ландшафта, одной из форм рельефа аккумулятивного бе­рега. Как только специалисты определяют количество возможных посещений этого пляжа в течение летнего периода (число дней с температурой воды 17°С и выше), данный пляж может рассмат­риваться как рекреационный ресурс.

Таким образом, природные рекреационные ресурсы, кото­рые иногда называют ресурсы туризма, можно охарактеризовать как элементы природного комплекса, которые проявляются на определенной площади в течение определенного времени и ко­торые могут быть использованы для целей рекреации и туризма. Данное определение справедливо и для культурно-исторических рекреационных ресурсов (памятники архитектуры, истории, эт­нографии и др.). К тому же оно не противоречит и определению «туристские ресурсы», приведенному в федеральном законода­тельстве.

Рекреационные занятия требуют для своего осуществления со­ответствующих комфортных условий природной среды (природ­ных факторов). Наличие их в пределах какой-то территории в определенное время достаточно для оценки возможностей ис­пользования этой территории в интересах одного отдыхающего. Если возникает задача организации отдыха для некоторого мно­жества отдыхающих, то необходимо найти достаточно простор­ную территорию, обладающую комфортными условиями. При этом она должна отвечать требованиям стационарных учрежде­ний отдыха, а именно обладать комфортными свойствами в те­чение максимально большого (или, по меньшей мере, в течение заданного) периода времени. Характеристика рекреационных ресурсов должна включать данные о качестве природных усло­вий, площади (или объеме), которую эти качества характеризу­ют, и длительности периода, в течение которого эти качества проявляются.

Все природные рекреационные ресурсы подразделяются на прямые, опосредованные и комплексные.

Прямые рекреационные ресурсы - это те тела и силы природы, которые непосредственно способствуют восстановлению и разви­тию физических и духовных сил человека. К ним относятся гео­морфологические, климатические, гидрологические и энергоин­формационные, флористические, фаунистические и комплекс­ные.

Опосредованные рекреационные ресурсы оказывают влияние на формирование прямых ресурсов. К ним относятся следующие ре­сурсы: геологические, почвенные, частично геоморфологические, энергоинформационные, флористические и фаунистические.

Комплексные рекреационные ресурсы - это сочетание всех при­родных рекреационных ресурсов, неразрывно связанных между собой потоками вещества и энергии, имеющих медико-биологи­ческую, психоэстетическую и научную ценность для восстановле­ния духовных и физических сил человека.

Природные рекреационные ресурсы достаточно разнообразны, что требует их детальной классификации. Один из многочислен­ных вариантов классификации природных рекреационных ресур­сов приводится на рис. 4.1.

Среди природных ресурсов туризма можно выделить три груп­пы - первозданные, находящиеся в естественном состоянии; облагороженные в результате возведения различного рода сооруже­ний; искусственно созданные (водохранилища, пруды, лесопар­ки и лесополосы). Только учитывая все вышесказанное, можно говорить о количественной характеристике рекреационных при­родных ресурсов.

 

 

4.2. Методы оценки природных ресурсов туризма

 

Этапы оценивания природных ресурсов. Для использования при­родных ресурсов необходима их оценка. Процедура оценивания состоит из следующих обязательных этапов:

1) выделение объектов оценки - природных комплексов, их компонентов и свойств;

2) выделение субъекта, с позиции которого ведется оценка;

3) формулирование критериев оценки, которые определяются как масштабом и целью исследования, так и свойствами субъекта;

4) разработка параметров оценочных шкал градаций. Шкалы показывают оценочные отношения между субъектом и объектом. Каждая ступень является показателем интенсивности взаимодей­ствия свойства данного объекта с состоянием субъекта. Пятиступенчатая шкала оценки предпосылок для рекреации включает следующие градации: наиболее благоприятные; благоприятные; умеренно благоприятные; малоблагоприятные; неблагоприятные.

Типы оценки природных ресурсов туризма. Существует четыре основных типа оценки природных ресурсов туризма: медико-био­логическая, эстетическая, технологическая и экономическая.

При медико-биологической оценке исследуют воз­действие природных факторов на организм человека, их комфор­тность. Ведущую роль при этом играет оценка рекреационных кли­матических ресурсов.

Под климатом понимают многолетний режим погоды, свой­ственный для данной территории. Его воздействие на человека может проявляться через конкретную погоду, под которой пони­мается комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных метеорологических явлений (состояние нижнего слоя тропосферы в данное время на определенной территории). Особое внимание уде­ляется состоянию организма человека как ответной реакции на погодные условия. При оценке климата большое значение прида­ется не только физическим факторам погоды, но и ее воздей­ствию на эмоциональное состояние людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...