Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Туристский потенциал территории 13 Глава




Туристско-экскурсионные перевозки на автобусах широко ис­пользуются турфирмами при организации туров на внутренних и международных маршрутах.

Продолжительность большинства туров на внутренних маршру­тах обычно колеблется от одного до десяти дней. Например, наи­более известным многодневным автобусным маршрутом (4... 5 дней) является маршрут по городам Золотого кольца. Большим разнообразием отличается и тематика автобусных туристско-экс-курсионных маршрутов. Туроператорами предлагаются програм­мы религиозной тематики (посещение монастырей и культовых сооружений страны), паломнические туры, космические туры (по­сещение космодромов, музеев авиации и космонавтики), теат­ральные туры (посещение известнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга), природные туры (выезды на природу, уик-энд и др.), развлекательные туры (участие в праздничных мероприятиях) и др. Предлагаются также и нетрадиционные автобусные туры - бан­ный тур, джиппинг, туры рыболовов, охотников, дегустацион­ные и гастрономические туры.

Помимо организации автобусных туристско-экскурсионных со­провождаемых туров на внутренних маршрутах организуются чартер­ные несопровождаемые туры и экскурсионные поездки для неза­висимо сформированных групп туристов. В первом случае автобусы используются для организованной доставки спортивных болельщи­ков, бизнесменов, ученых, участников фестивалей. Во втором слу­чае автотранспортные предприятия или турфирмы организуют крат­ковременную поездку всех желающих по какому-либо интересному городскому или пригородному маршруту в сопровождении гида.

Туры на международных маршрутах отличаются продолжитель­ностью, экскурсионных программ и условиями обслуживания во

время поездки. С точки зрения этих факторов все международные автобусные туры можно подразделить на экономичные, стандарт­ные, фирменные и эксклюзивные.

В экономичных турах путешествие включает разнообразную экскурсионную программу, размещение в двух- или трехзвездоч­ных отелях, расположенных на окраинах городов, ночные переезды.

В стандартных турах предполагается один ночной переезд, раз­мещение в двух- или трехзвездочных отелях вблизи станций метро или линий городского транспорта, разнообразная экскурсионная программа и свободное время в крупных городах.

В фирменных турах отсутствуют ночные переезды, проживание организуется в трех- или пятизвездочных отелях, расположенных в центре города, предоставляется насыщенная экскурсионная программа и свободное время в посещаемых населенных пунктах.

Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, с по­желаниями туристов.

В настоящее время в России предоставляются в основном два вида международных пассажирских перевозок автобусами: нере­гулярные и регулярные.

В отличие от нерегулярных перевозок туристов международные регулярные автобусные перевозки получили широкое распрост­ранение.

Автобусные компании предлагают следующие пакеты туров и службу проката автобусов:

. чартерные туры - обслуживание вечеров, однодневные поезд­ки на соревнования, недельные поездки - праздничные туры;

. сопровождаемые туры - поездки заранее запланированных групп продолжительностью от пяти дней до одного месяца в со­провождении руководителя;

. независимо сформированные туры, куда включается посеще­ние городов и достопримечательностей с использованием рейсо­вых автобусов;

. гибкие туры - сочетание автобусного транспорта с другими транспортными средствами.

Автомобильный туризм и прокат автомобилей дает возможность путешественникам быть независимыми во времени, маршрутах и графике движения. Основными формами автотуризма являются:

. индивидуальный туризм, когда турист, отправляясь в путе­шествие, знает, что ему никто не гарантирует ночлега и питания (при условии, что это длительное путешествие);

• организованный туризм - поездка одной или нескольких ма­шин по точному графику и с полным комплексом обслуживания во время остановок;.

• караванинг - вид автомобильного туризма, при котором в качестве средства размещения используется караван (автокара­ван).

Инфраструктура водных видов транспорта. Турбизнес имеет раз­ные формы организации путешествий и одна из них - круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пасса­жирского судна.

В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов, вместимостью от 70 до 2 000 - 3 000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки прак­тически в любой регион мира.

В базовую стоимость круиза включено комплексное обслужива­ние на борту судна: проезд на судне, проживание в каюте (в зави­симости от выбранного класса), трехразовое питание, развлече­ние и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).

В инфраструктуру водных видов отдыха чаще всего входят круиз-ные компании и круизные лайнеры, которыми они владеют. В на­стоящее время из существующих круизных компаний 85 % прихо­дится на долю североамериканских компаний.

Морские круизы в зависимости от стоимости дня проживания на корабле подразделяются на четыре категории: экономичные, классические, премиум-круизы и круизы-люкс. Первой в между­народных списках компаний класса люкс значится компания «Silversea Cruises» - единственная компания, имеющая категорию «шесть звезд» и предлагающая высококлассный, но более демо­кратичный вид отдыха.

Категорию круизных кораблей определяют по количеству звезд - от 1 до 6 звезд: Standart (2...4 звезды), Premium (5 звезд - 5 звезд плюс), Lux и Superlux (6 звезд). Всего четыре судна в мире имеют категорию 6 звезд (Superlux). Здесь пассажиры размеща­ются только в апартаментах. Суда такой категории рассчитаны на 200 пассажиров и 150 членов экипажа.

6.4. Инфраструктура размещения и питания туристов

Инфраструктура размещения туристов. Гостиничная индустрия - это предоставление гостиничных услуг и организация за вознаг­раждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для при­езжих и т. д.

В международной практике принята Стандартная классифика­ция средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 6.1). В России на основе указанной выше классификации разработан ГОСТ «Средства размещения», введенный в действие в 1999 г.

 

Таблица 6.1 Стандартная классификация средств размещения туристов

 

Категория   Разряд   Группа  
Коллективные средства размещения туристов   Гостиницы и аналогичные средства размещения   Гостиницы Аналогичные заведения  
Специализированные заведения   Оздоровительные заве­дения Лагеря труда и отдыха Общественные средства транспорта Конгресс-центры  
Прочие коллективные заведения   Жилища, предназначен­ные для отдыха Кемпинги Прочие  
Индивидуаль­ные средства размещения туристов   Индивидуальные средства размещения V   Собственные жилища Арендуемые комнаты Арендуемые жилища Размещение у родствен­ников и знакомых Прочие  

 

Гостиница - это предприятие для временного проживания приезжающих с определенным количеством комнат (номеров). Го­стиница имеет единое руководство, предоставляющее набор ус­луг (минимум - заправку постелей, уборку номера и санузла). В зависимости от уровня оказываемых услуг гостиницы подразде­ляются на несколько типов, причем основной услугой является предоставление размещения.

Прочие услуги так или иначе способствуют повышению каче­ства основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе.

Ниже приводится характеристика разных типов гостиниц.

Гостиница люкс - находится в центре города, имеет 100...400 номеров, обслуживание ведется на высоком уровне хорошо обу­ченным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов цена очень высокая. Как правило, в таких гостиницах проживают руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне. Условия проживания в таких гостиницах - элитарные.

Гостиница высокого уровня - находится в пределах города, имеет 400...2000 номеров, предоставляется широкий набор услуг обу­ченным персоналом, цена выше среднего. В таких гостиницах проживают бизнесмены, индивидуальные туристы, участники кон­ференций. В номерах дорогая мебель и оборудование.

Гостиница среднего уровня - руководство стремится снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе путем сокращения рабочей силы, а также за счет автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего.

Апарт-отелъ - имеет 100...400 номеров, чаще всего использу­ется самообслуживание, цена зависит от времени размещения. В го­стиницах этого типа проживают бизнесмены и семейные турис­ты, останавливающиеся на длительный срок. Условия прожива­ния аналогичны полностью меблированной квартире.

Гостиница экономичного класса - находится на окраине или в средней части города, имеет 10... 150 хорошо оборудованных но­меров, набор услуг ограниченный, цена на 25...30% ниже сред­ней по региону, из-за чего эти гостиницы пользуются спросом. В гостиницах этого типа проживают экономные туристы, не нуж­дающиеся в полном пансионе. Как правило, питание в этих гости­ницах не предоставляется.

Категорию гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и улучшением оборудования гостиницы. Категория гостиницы устанавливается от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд.

В зависимости от категории гостиницы устанавливается оплата номеров и других услуг.

Количеству звезд в европейской гостинице соответствует оп­ределенный американский термин.

Категория европейской Категория американской,

гостиницы гостиницы

*****....................................... Super deluxe

****......................................... Deluxe

i ***........................................... Expensive

**........................................... Moderate

*........................................... Inexpensive

В разных странах категорию гостиницы определяют по следую­щим основным параметрам: площадь номеров, наличие комму­нальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров, оборудование и оформление интерьера, информационное обес­печение, в том числе связь; наличие лифта, характеристика об­щественных помещений, наличие и характеристика предприятий питания, обеспечение возможности дополнительных услуг быто­вого обслуживания, содержание здания и подъездных путей, раз­витие инфраструктуры, обустройство прилегающих территорий.

По месту расположения бывают гостиницы, располо­женные в центре города; придорожные (малой этажности с от-

крытыми автостоянками); в окрестностях города и в аэропортах; плавучие отели - плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера. Вместимость гостиницы определяется числом постоян­ных спальных мест. Различают крупные, средние и малые гостини­цы. ВТО рекомендует считать малой гостиницей - с количеством номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малая гостиница - это гостиница, которая может обслуживаться и уп­равляться членами одной семьи. В большинстве своем малые гос­тиницы, как правило, являются независимыми. В разных странах вместимость гостиниц определяют следующим образом: в Швей­царии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считают­ся малыми, 100...200 мест - средними, более 200 мест - круп­ными; в Чехии - до 120 мест - малыми, до 500 мест - средними, свыше 500 мест - большими; в США - до 100 номеров - малыми, до 500 номеров - средними, свыше 500 - крупными. В РФ нет официальной классификации гостиниц по их вместимости.

По продолжительности пребывания клиентов бы­вают гостиницы для длительного и для кратковременного пребы­вания клиентов.

По продолжительности функционирования в течение года гостиницы подразделяются на: работающие круглогодично и работающие в сезон (летом, зимой).

По способу предоставления п и т а н и я клиентам го­стиницы подразделяются на обеспечивающие полный пансион, предоставляющие только завтрак, и вовсе не предлагающие пита­ния (как правило, ввиду отсутствия предприятия питания).

По этажности здания гостиниц бывают: малоэтажные (1... 2 этажа); средней этажности (3...5 этажей); повышенной этажно­сти (6...9 этажей); многоэтажные (первой категории - 10... 16 эта­жей; второй категории - 17...25 этажей; третьей категории - 26...40 этажей); высотные (более 40 этажей).

По уровню комфорта и стоимости услуг бывают гостиницы дешевые, которые предлагают минимум услуг (нали­чие предприятий питания при таких гостиницах не обязательно), и гостиницы люкс, построенные по индивидуальным проектам, с высококачественной мебелью, хорошо оборудованными поме­щениями и хорошо обученным персоналом.

По форме собственности бывают гостиницы муници­пальные, государственные, частные и арендованные.

Инфраструктура питания туристов. Питание не является обяза­тельной услугой при проведении туристского тура. Туристские пред­приятия питания можно классифицировать следующим образом:

• по типу предприятия - рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, фабрики-кухни;

• виду собственности - собственные и арендованные;

«месту расположения - в составе туристского гостиничного комплекса, в составе гостиниц, в составе других средств разме­щения; автономные;

• способу обслуживания - обслуживание официантами, само­обслуживание, смешанное обслуживание;

• классу - люкс, высший, первый, вне категории;

• ассортименту - блюда широкого выбора, комплексные блю­да, блюда национальной кухни, экзотические блюда;

• режиму обслуживания - завтрак, полупансион, полный пан­сион, шведский стол (буфет), специальное питание (диетичес­кое, вегетарианское и т.д.), детское питание.

Рассмотрим основные типы предприятий питания, используе­мые в практике организации туристских путешествий*.

Ресторан - общедоступное предприятие питания обычно с разнообразным, широким ассортиментом блюд сложного приго­товления, с кондитерскими и винно-водочными изделиями, фрук­тами, минеральной водой, соками, мороженым, десертом. В рес­торанах широко практикуется изготовление блюд по индивиду­альным заказам, а также фирменных и национальных блюд, пре­дусмотренных в меню.

По количеству посадочных мест существуют как очень малень­кие рестораны (10... 15 мест), так и большие (500 мест и более). Часто в ресторанах высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей.

В ресторанах проводят обслуживание семейных торжеств, офи­циальных вечеров, приемов, конференций, тематических вечеров.

Кафетерий - предприятие, в ассортименте напитков которого обязательно присутствует кофе нескольких наименований, а так­же спиртные напитки, такие как ром, ликер, коньяк, которые подаются к кофе. В кафетерии приготовляют и реализуют для по­требления на месте горячие и холодные напитки, хлебобулочные и кулинарные изделия несложного приготовления в ограничен­ном ассортименте. В меню включаются горячие и холодные на­питки, мучные изделия, горячие блюда. В меню обязательно име­ется широкий выбор минеральной воды, соков, фруктов. Обслу­живание осуществляется официантом.

Кафе бывает нескольких типов. Например, в кафе-кондитер­ской кроме кофе представлен широкий ассортимент (до 15 наи­менований и более) кондитерских изделий. Посетителям предла­гаются свежие газеты и журналы. В таких кафе горячие блюда обычно не предлагаются.

В ассортименте кафе-мороженого много видов мороженого, горячие напитки, фруктово-ягодные соки, минеральная вода, спиртное (коньяк, ром, ликер, шампанское). Возможно как об­служивание с помощью официанта, так и самообслуживание. В вит­ринах кафе, как правило, представлены кондитерские изделия, которые можно выбрать самим. Это используется, когда в кафе есть большой ассортимент кондитерских изделий.

Столовая - предприятие питания, на котором приготовляется и реализуется продукция в основном собственного производства. Столовые обычно организуются в гостиницах первого класса, иногда на курортах, на предприятиях, в учебных учреждениях. Это довольно большие по своей вместимости предприятия питания. В столовых часто организуется питание туристов, например при посещении ими каких-то промышленных предприятий. Могут предлагаться комплексные меню. Нередко используется циклич­ное меню, а также полный рацион: завтрак, обед, ужин; закуски предлагаются по принципу «шведского стола», а одно основное блюдо можно выбрать на раздаче.

Пиццерия - предприятие питания, специализирующееся по приготовлению и реализации для потребления на месте пиццы. Итальянская пицца получила столь широкое распространение, что многочисленные пиццерии, где туристы могут недорого поесть, стали активно открываться по всему миру. Пиццерия может быть организована по принципу ресторана, т.е. с обслуживанием офи­циантом и индивидуальным приготовлением блюда, либо по типу самообслуживания, когда весь ассортимент представлен на разда­че. Ассортимент включает несколько видов пиццы, минеральную воду, соки, вино.

Буфет является по сути небольшой закусочной, представляю­щей собой длинный стол или стойку. Основное назначение буфе­та - быстрое обслуживание посетителей, которые могут приоб­рести холодные закуски, бутерброды, горячие и охлажденные на­питки, хлебобулочные, кондитерские изделия. В буфете реализу­ются также горячие блюда несложного приготовления (котлеты, сосиски). Подобные буфеты организуются как в гостиницах, так и при бензозаправочных станциях.

Кофейная лавка, или кофейня, - предприятие питания с огра­ниченным ассортиментом, специализирующаяся главным обра­зом на приготовлении кофе. В ассортименте кофейни большой выбор кофе, чая, а также выпечки и кондитерских изделий. Не исключены спиртные напитки. Выпечка и кондитерские изделия могут приготовляться на месте или заказываться у поставщика. Иногда могут приготовлять несложные блюда, например бутерб­роды и сэндвичи.

Бары - специализированные предприятия быстрого обслужи­вания, предназначенные для реализации смешанных напитков в

широком ассортименте. В баре могут реализовываться кондитер­ские изделия, а иногда даже закуски и горячие блюда. Главное назначение бара - дать гостям возможность отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку или посмотреть футбольный матч. Бары бывают расположены и в центре города, и на побережье, если речь идет о курорте.

Бары в зависимости от ассортимента подразделяются на пив­ные (знаменитые английские пабы), винные, а также коктейль-холлы и коктейль-бары, различающиеся по размеру и разнообра­зию оборудования.

Как правило, туристы любят посещать бары. В ряде стран, на­пример в Великобритании, посещение баров может входить в ту­ристскую программу.

Предприятия быстрого обслуживания становятся в мире все бо­лее популярными. Туристы посещают их как индивидуально, так и в составе тургрупп при организованных групповых поездках. Ассортимент обычно ограничен несколькими блюдами: холодные и горячие блюда, бутерброды, напитки, мороженое и т.д. На та­ких предприятиях применяют самообслуживание со свободным выбором блюд с раздаточной стойки. Эти предприятия имеют высокую пропускную способность и размещаются в оживленных местах на пути движения интенсивных покупательских потоков.

Кейтеринг - это обслуживание чаще всего вне помещений пред­приятий питания. В странах Восточной Европы ему соответствует комплексное обслуживание. Различают кейтеринг в помещении, кейтеринг вне помещения, индивидуальный кейтеринг, разъезд­ной кейтеринг, розничную продажу.

К кейтерингу можно отнести продажу прохладительных напитков и бутербродов на спортивной арене, а также продажу через автома­ты сигарет, печенья, соков в пакетах и газированных напитков.

 

6.5. Туристские объекты, комплексы, и учреждения

 

Туристские объекты. Туристский объект - особое градострои­тельное образование, ориентированное на предоставление турис­там заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ.

Существует множество типов туристских объектов в зависимо­сти от характеризующих их признаков, таких как вместимость, стационарность, сезонность эксплуатации и др. Эти признаки на­званы у ряда авторов и являются основой классификаций, пред­ставленных в специальной литературе (табл. 6.2).

Туристские объекты бывают стационарными и нестационар­ными.

Такой признак туристских объектов, как вместимость, выра­жается количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик сезона. Вместимость туристских объектов самым заметным обра­зом влияет как на саму структуру, систему обслуживания, орга­низацию транспортной связи, так и на характер и масштабы пре­образования природного окружения.

Стационарные объекты - это неперемещаемые объекты, к ко­торым принадлежат все капитальные здания, рассчитанные на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации.

Нестационарные объекты можно перемещать на другое место, к ним относят все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-раз­борные домики и т. п. В свою очередь нестационарные туристские объекты подразделяют на стабильные (палатки, домики и пр.) и мобильные (автоприцепы, туристское судно и т.д.).

В зависимости от сезонности эксплуатации туристские объекты бывают круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и се­зонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты.

Стационарные и нестационарные туристские объекты в раз­ных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют туристские комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих.

Туристские комплексы. Туристские комплексы представляют со­бой строительные образования различного функционального про­филя, состоящие из туристских учреждений, объединенных еди­ным архитектурно-планировочным решением, общей простран­ственной композицией и организацией обслуживания.

Под туристским комплексом также понимают совокупность разных (в зависимости от выполняемых функций) туристских уч­реждений вместимостью более 1 000 мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия).

По функциональному профилю туристские комплексы следует подразделить на полифункциональные (совмещены функции ку­рортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей) и специализированные (центры детского от­дыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения и др.).

Существуют различные рекомендации по оптимальной вместимо­сти туристских комплексов. Так, для приморских территорий с об­ширными пространствами акваторий и большими пляжами вмести­мость туристских комплексов в пределах от 2 до 10 тыс. мест.

Туристские центры, сформированные на основе использова­ния для отдыха озер и рек, где туристские ресурсы ниже, имеют

обычно меньшую вместимость и подразделяются на малые - до 0,5 тыс. мест, средние - 0,5...2,5 тыс. мест и большие - более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вме­стимость туристских центров: для центров круглогодичного ис­пользования - 2... 15 тыс. человек, для центров сезонного (зимне­го или летнего) использования - 1...7 тыс. человек, для специа­лизированных центров - 0,5...2 тыс. человек.

По числу отдыхающих туристские комплексы допустимо клас­сифицировать на миникомплексы вместимостью до 500 человек, комплексы вместимостью 500...2000 человек, макрокомплексы вместимостью 2 000...5 000 человек и мегакомплексы вместимос­тью свыше 5000 человек. Термин «туристский центр», который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова «комплекс», относится к макро- и мегакомплексам.

Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отече­ственной, практике строительства в последнее время стала тен­денция к снижению популярности больших туристских комплек­сов в пользу малых, в частности таких, как некрупные пансиона­ты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые по­селки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети туристских объектов небольших туристских комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению.

Туристские комплексы - это не только совокупность туристс­ких объектов, но и сама территория со всеми особенностями ее природного ландшафта. При этом именно качество ландшафта яв­ляется побуждающей причиной выбора места для размещения ту­ристского комплекса. Местоположению туристских комплексов специалисты придают исключительно важное значение, тем бо­лее, если речь идет о размещении элитных туристских комплексов.

Туристские учреждения и их типы. К туристским учреждениям прежде всего относятся учреждения для лечебно-оздоровительно­го отдыха, спортивного, природного и познавательного туризма.

К учреждениям для лечебно-оздоровительного отдыха относятся санатории, санатории-профилактории, пан­сионаты с лечением, пансионаты и дома отдыха, базы отдыха.

Санатории имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию. Территория санаторно-курор­тного учреждения делится на три основные функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную (заселенную). Самая об­ширная зона - лечебная, в которой размещаются спальные и лечебный корпуса, зимний и летний спорткомплексы, столовая, досуговый центр, климатосооружения и обширный санаторный парк. Спальные корпуса представляют собой гостиничный комп­лекс со всем необходимым оснащением. Столовая отличается от ресторана обязательным предоставлением отдыхающим соответ­ствующего диетического питания.

Хозяйственная и селитебная зоны должны быть удалены от лечебной зоны на значительное расстояние и отделены от послед­ней густой полосой зеленых насаждений. В хозяйственной зоне находятся котельная, гаражи, мастерские, прачечные и складс­кие помещения. Селитебная зона предназначена для проживания обслуживающего персонала.

В санатории самое большое количество обслуживающего пер­сонала по отношению к другим туристским учреждениям: врачи-курортологи различных специальностей; медсестры; специалисты по диетическому питанию; горничные; аниматоры, занимающие­ся организацией досуга отдыхающих; гидрогеологи, следящие за работой скважин с минеральной водой; работники бухгалтерии и др. Санатории создавались в основном как предприятия кругло­годичного отдыха. Цикл лечения в них составлял от 21 до 24 дней. В настоящее время сроки лечения более разнообразны. Возможно сокращение лечения до одной - двух недель.

Медицинское оснащение санаториев зависит от двух причин: основных природных лечебных факторов, которые применяются в здравнице, и от ее профиля. По доминирующему природному лечебному ресурсу санатории подразделяются на климатические, где основным лечебным фактором выступает биоклимат, бальне­ологические, в которых лечение основывается на применении минеральных вод, и грязевые.

Возможно сочетание различных природных ресурсов: климато-бальнеологические или климатогрязевые, климатобальнеогрязе-вые. Профиль санатория определяется заболеваниями, которые в нем лечат: туберкулезные, нервные, желудочно-кишечные, кар­диологические, органов дыхания.

Санатории-профилактории организовывались при предприяти­ях и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утрен­нее и вечернее нерабочее время. Следовательно, их отличитель­ной особенностью является приближенность к предприятиям: они не могут быть удалены от производства более чем на одночасовую доступность. Как правило, для их размещения выбирались озеле­ненные территории в ближайшей окрестности. Территория сана­ториев-профилакториев и их вместимость существенно меньше, чем санаториев.

Пансионаты с лечением имеют несколько меньшую лечебную базу по сравнению с санаториями, но если они находятся в крупных курортных зонах, располагающих поликлиниками, то могут обога­щать курс лечения отдыхающих прикреплением к этим поликли­никам.

Сеть учреждений отдыха включает дома отдыха, пансионаты и базы отдыха.

Пансионаты и дома отдыха рассчитаны прежде всего на отдых людей. Дома отдыха появились в 20-х гг. XX в., сразу после Октябрьской революции, а пансионаты - после Великой Отечествен­ной войны. Эти учреждения ориентированы на оздоровительный отдых населения.

Как и санатории, дома отдыха и пансионаты имеют достаточно развитую материально-техническую базу, состоящую из спальных корпусов, столовой, кино-концертного и танцевального залов, игротеки, библиотеки, спорткомплекса и нескольких врачебных кабинетов (терапевтического, стоматологического, массажа, аэро­солярия). Многие дома отдыха и пансионаты располагают бассей­нами, саунами, теннисными кортами, лодочными станциями, пун­ктами проката спортинвентаря. По их территории прокладываются дорожки здоровья, а в окрестностях - маршруты ближнего туризма.

Базы отдыха - материально наименее оснащенные учрежде­ния отдыха, как правило, принадлежащие различным предприя­тиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Большая часть баз отдыха принимает отдыхающих на выходные дни или на срок от 1 недели до 12 дней. Правда, в настоящее время срок проживания на базах отдыха неограничен.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...