Туристский потенциал территории 13 Глава
Туристско-экскурсионные перевозки на автобусах широко используются турфирмами при организации туров на внутренних и международных маршрутах. Продолжительность большинства туров на внутренних маршрутах обычно колеблется от одного до десяти дней. Например, наиболее известным многодневным автобусным маршрутом (4... 5 дней) является маршрут по городам Золотого кольца. Большим разнообразием отличается и тематика автобусных туристско-экс-курсионных маршрутов. Туроператорами предлагаются программы религиозной тематики (посещение монастырей и культовых сооружений страны), паломнические туры, космические туры (посещение космодромов, музеев авиации и космонавтики), театральные туры (посещение известнейших театров Москвы и Санкт-Петербурга), природные туры (выезды на природу, уик-энд и др.), развлекательные туры (участие в праздничных мероприятиях) и др. Предлагаются также и нетрадиционные автобусные туры - банный тур, джиппинг, туры рыболовов, охотников, дегустационные и гастрономические туры. Помимо организации автобусных туристско-экскурсионных сопровождаемых туров на внутренних маршрутах организуются чартерные несопровождаемые туры и экскурсионные поездки для независимо сформированных групп туристов. В первом случае автобусы используются для организованной доставки спортивных болельщиков, бизнесменов, ученых, участников фестивалей. Во втором случае автотранспортные предприятия или турфирмы организуют кратковременную поездку всех желающих по какому-либо интересному городскому или пригородному маршруту в сопровождении гида. Туры на международных маршрутах отличаются продолжительностью, экскурсионных программ и условиями обслуживания во
время поездки. С точки зрения этих факторов все международные автобусные туры можно подразделить на экономичные, стандартные, фирменные и эксклюзивные. В экономичных турах путешествие включает разнообразную экскурсионную программу, размещение в двух- или трехзвездочных отелях, расположенных на окраинах городов, ночные переезды. В стандартных турах предполагается один ночной переезд, размещение в двух- или трехзвездочных отелях вблизи станций метро или линий городского транспорта, разнообразная экскурсионная программа и свободное время в крупных городах. В фирменных турах отсутствуют ночные переезды, проживание организуется в трех- или пятизвездочных отелях, расположенных в центре города, предоставляется насыщенная экскурсионная программа и свободное время в посещаемых населенных пунктах. Эксклюзивные туры формируются на основе фирменных, с пожеланиями туристов. В настоящее время в России предоставляются в основном два вида международных пассажирских перевозок автобусами: нерегулярные и регулярные. В отличие от нерегулярных перевозок туристов международные регулярные автобусные перевозки получили широкое распространение. Автобусные компании предлагают следующие пакеты туров и службу проката автобусов: . чартерные туры - обслуживание вечеров, однодневные поездки на соревнования, недельные поездки - праздничные туры; . сопровождаемые туры - поездки заранее запланированных групп продолжительностью от пяти дней до одного месяца в сопровождении руководителя; . независимо сформированные туры, куда включается посещение городов и достопримечательностей с использованием рейсовых автобусов; . гибкие туры - сочетание автобусного транспорта с другими транспортными средствами. Автомобильный туризм и прокат автомобилей дает возможность путешественникам быть независимыми во времени, маршрутах и графике движения. Основными формами автотуризма являются:
. индивидуальный туризм, когда турист, отправляясь в путешествие, знает, что ему никто не гарантирует ночлега и питания (при условии, что это длительное путешествие); • организованный туризм - поездка одной или нескольких машин по точному графику и с полным комплексом обслуживания во время остановок;. • караванинг - вид автомобильного туризма, при котором в качестве средства размещения используется караван (автокараван). Инфраструктура водных видов транспорта. Турбизнес имеет разные формы организации путешествий и одна из них - круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по реке или морю, как правило, с заходом в порты, на борту специального пассажирского судна. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов, вместимостью от 70 до 2 000 - 3 000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира. В базовую стоимость круиза включено комплексное обслуживание на борту судна: проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.). В инфраструктуру водных видов отдыха чаще всего входят круиз-ные компании и круизные лайнеры, которыми они владеют. В настоящее время из существующих круизных компаний 85 % приходится на долю североамериканских компаний. Морские круизы в зависимости от стоимости дня проживания на корабле подразделяются на четыре категории: экономичные, классические, премиум-круизы и круизы-люкс. Первой в международных списках компаний класса люкс значится компания «Silversea Cruises» - единственная компания, имеющая категорию «шесть звезд» и предлагающая высококлассный, но более демократичный вид отдыха. Категорию круизных кораблей определяют по количеству звезд - от 1 до 6 звезд: Standart (2...4 звезды), Premium (5 звезд - 5 звезд плюс), Lux и Superlux (6 звезд). Всего четыре судна в мире имеют категорию 6 звезд (Superlux). Здесь пассажиры размещаются только в апартаментах. Суда такой категории рассчитаны на 200 пассажиров и 150 членов экипажа.
6.4. Инфраструктура размещения и питания туристов Инфраструктура размещения туристов. Гостиничная индустрия - это предоставление гостиничных услуг и организация за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. д. В международной практике принята Стандартная классификация средств размещения туристов, разработанная экспертами ВТО (табл. 6.1). В России на основе указанной выше классификации разработан ГОСТ «Средства размещения», введенный в действие в 1999 г.
Таблица 6.1 Стандартная классификация средств размещения туристов
Гостиница - это предприятие для временного проживания приезжающих с определенным количеством комнат (номеров). Гостиница имеет единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей, уборку номера и санузла). В зависимости от уровня оказываемых услуг гостиницы подразделяются на несколько типов, причем основной услугой является предоставление размещения. Прочие услуги так или иначе способствуют повышению качества основной услуги и могут предоставляться в том или ином наборе. Ниже приводится характеристика разных типов гостиниц. Гостиница люкс - находится в центре города, имеет 100...400 номеров, обслуживание ведется на высоком уровне хорошо обученным персоналом, который выполняет различные пожелания клиентов цена очень высокая. Как правило, в таких гостиницах проживают руководители крупных организаций, профессионалы высокого уровня, участники конференций на высоком уровне. Условия проживания в таких гостиницах - элитарные.
Гостиница высокого уровня - находится в пределах города, имеет 400...2000 номеров, предоставляется широкий набор услуг обученным персоналом, цена выше среднего. В таких гостиницах проживают бизнесмены, индивидуальные туристы, участники конференций. В номерах дорогая мебель и оборудование. Гостиница среднего уровня - руководство стремится снизить эксплуатационные расходы и, следовательно, цены, в том числе путем сокращения рабочей силы, а также за счет автоматизации. Цены на среднем уровне по региону или несколько выше среднего. Апарт-отелъ - имеет 100...400 номеров, чаще всего используется самообслуживание, цена зависит от времени размещения. В гостиницах этого типа проживают бизнесмены и семейные туристы, останавливающиеся на длительный срок. Условия проживания аналогичны полностью меблированной квартире. Гостиница экономичного класса - находится на окраине или в средней части города, имеет 10... 150 хорошо оборудованных номеров, набор услуг ограниченный, цена на 25...30% ниже средней по региону, из-за чего эти гостиницы пользуются спросом. В гостиницах этого типа проживают экономные туристы, не нуждающиеся в полном пансионе. Как правило, питание в этих гостиницах не предоставляется. Категорию гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и улучшением оборудования гостиницы. Категория гостиницы устанавливается от одной до пяти звезд, для мотелей - от одной до четырех звезд. В зависимости от категории гостиницы устанавливается оплата номеров и других услуг. Количеству звезд в европейской гостинице соответствует определенный американский термин. Категория европейской Категория американской, гостиницы гостиницы *****....................................... Super deluxe ****......................................... Deluxe i ***........................................... Expensive **........................................... Moderate *........................................... Inexpensive В разных странах категорию гостиницы определяют по следующим основным параметрам: площадь номеров, наличие коммунальных удобств в номерах и на этажах, комфортность номеров, оборудование и оформление интерьера, информационное обеспечение, в том числе связь; наличие лифта, характеристика общественных помещений, наличие и характеристика предприятий питания, обеспечение возможности дополнительных услуг бытового обслуживания, содержание здания и подъездных путей, развитие инфраструктуры, обустройство прилегающих территорий.
По месту расположения бывают гостиницы, расположенные в центре города; придорожные (малой этажности с от- крытыми автостоянками); в окрестностях города и в аэропортах; плавучие отели - плавсредства, оборудованные под гостиницы, для размещения и отдыха туристов у берега моря, реки или озера. Вместимость гостиницы определяется числом постоянных спальных мест. Различают крупные, средние и малые гостиницы. ВТО рекомендует считать малой гостиницей - с количеством номеров до 30. Другая точка зрения заключается в том, что малая гостиница - это гостиница, которая может обслуживаться и управляться членами одной семьи. В большинстве своем малые гостиницы, как правило, являются независимыми. В разных странах вместимость гостиниц определяют следующим образом: в Швейцарии и Австрии гостиницы, имеющие менее 100 мест, считаются малыми, 100...200 мест - средними, более 200 мест - крупными; в Чехии - до 120 мест - малыми, до 500 мест - средними, свыше 500 мест - большими; в США - до 100 номеров - малыми, до 500 номеров - средними, свыше 500 - крупными. В РФ нет официальной классификации гостиниц по их вместимости. По продолжительности пребывания клиентов бывают гостиницы для длительного и для кратковременного пребывания клиентов. По продолжительности функционирования в течение года гостиницы подразделяются на: работающие круглогодично и работающие в сезон (летом, зимой). По способу предоставления п и т а н и я клиентам гостиницы подразделяются на обеспечивающие полный пансион, предоставляющие только завтрак, и вовсе не предлагающие питания (как правило, ввиду отсутствия предприятия питания). По этажности здания гостиниц бывают: малоэтажные (1... 2 этажа); средней этажности (3...5 этажей); повышенной этажности (6...9 этажей); многоэтажные (первой категории - 10... 16 этажей; второй категории - 17...25 этажей; третьей категории - 26...40 этажей); высотные (более 40 этажей). По уровню комфорта и стоимости услуг бывают гостиницы дешевые, которые предлагают минимум услуг (наличие предприятий питания при таких гостиницах не обязательно), и гостиницы люкс, построенные по индивидуальным проектам, с высококачественной мебелью, хорошо оборудованными помещениями и хорошо обученным персоналом. По форме собственности бывают гостиницы муниципальные, государственные, частные и арендованные. Инфраструктура питания туристов. Питание не является обязательной услугой при проведении туристского тура. Туристские предприятия питания можно классифицировать следующим образом: • по типу предприятия - рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, фабрики-кухни; • виду собственности - собственные и арендованные; «месту расположения - в составе туристского гостиничного комплекса, в составе гостиниц, в составе других средств размещения; автономные; • способу обслуживания - обслуживание официантами, самообслуживание, смешанное обслуживание; • классу - люкс, высший, первый, вне категории; • ассортименту - блюда широкого выбора, комплексные блюда, блюда национальной кухни, экзотические блюда; • режиму обслуживания - завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол (буфет), специальное питание (диетическое, вегетарианское и т.д.), детское питание. Рассмотрим основные типы предприятий питания, используемые в практике организации туристских путешествий*. Ресторан - общедоступное предприятие питания обычно с разнообразным, широким ассортиментом блюд сложного приготовления, с кондитерскими и винно-водочными изделиями, фруктами, минеральной водой, соками, мороженым, десертом. В ресторанах широко практикуется изготовление блюд по индивидуальным заказам, а также фирменных и национальных блюд, предусмотренных в меню. По количеству посадочных мест существуют как очень маленькие рестораны (10... 15 мест), так и большие (500 мест и более). Часто в ресторанах высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. В ресторанах проводят обслуживание семейных торжеств, официальных вечеров, приемов, конференций, тематических вечеров. Кафетерий - предприятие, в ассортименте напитков которого обязательно присутствует кофе нескольких наименований, а также спиртные напитки, такие как ром, ликер, коньяк, которые подаются к кофе. В кафетерии приготовляют и реализуют для потребления на месте горячие и холодные напитки, хлебобулочные и кулинарные изделия несложного приготовления в ограниченном ассортименте. В меню включаются горячие и холодные напитки, мучные изделия, горячие блюда. В меню обязательно имеется широкий выбор минеральной воды, соков, фруктов. Обслуживание осуществляется официантом. Кафе бывает нескольких типов. Например, в кафе-кондитерской кроме кофе представлен широкий ассортимент (до 15 наименований и более) кондитерских изделий. Посетителям предлагаются свежие газеты и журналы. В таких кафе горячие блюда обычно не предлагаются. В ассортименте кафе-мороженого много видов мороженого, горячие напитки, фруктово-ягодные соки, минеральная вода, спиртное (коньяк, ром, ликер, шампанское). Возможно как обслуживание с помощью официанта, так и самообслуживание. В витринах кафе, как правило, представлены кондитерские изделия, которые можно выбрать самим. Это используется, когда в кафе есть большой ассортимент кондитерских изделий. Столовая - предприятие питания, на котором приготовляется и реализуется продукция в основном собственного производства. Столовые обычно организуются в гостиницах первого класса, иногда на курортах, на предприятиях, в учебных учреждениях. Это довольно большие по своей вместимости предприятия питания. В столовых часто организуется питание туристов, например при посещении ими каких-то промышленных предприятий. Могут предлагаться комплексные меню. Нередко используется цикличное меню, а также полный рацион: завтрак, обед, ужин; закуски предлагаются по принципу «шведского стола», а одно основное блюдо можно выбрать на раздаче. Пиццерия - предприятие питания, специализирующееся по приготовлению и реализации для потребления на месте пиццы. Итальянская пицца получила столь широкое распространение, что многочисленные пиццерии, где туристы могут недорого поесть, стали активно открываться по всему миру. Пиццерия может быть организована по принципу ресторана, т.е. с обслуживанием официантом и индивидуальным приготовлением блюда, либо по типу самообслуживания, когда весь ассортимент представлен на раздаче. Ассортимент включает несколько видов пиццы, минеральную воду, соки, вино. Буфет является по сути небольшой закусочной, представляющей собой длинный стол или стойку. Основное назначение буфета - быстрое обслуживание посетителей, которые могут приобрести холодные закуски, бутерброды, горячие и охлажденные напитки, хлебобулочные, кондитерские изделия. В буфете реализуются также горячие блюда несложного приготовления (котлеты, сосиски). Подобные буфеты организуются как в гостиницах, так и при бензозаправочных станциях. Кофейная лавка, или кофейня, - предприятие питания с ограниченным ассортиментом, специализирующаяся главным образом на приготовлении кофе. В ассортименте кофейни большой выбор кофе, чая, а также выпечки и кондитерских изделий. Не исключены спиртные напитки. Выпечка и кондитерские изделия могут приготовляться на месте или заказываться у поставщика. Иногда могут приготовлять несложные блюда, например бутерброды и сэндвичи. Бары - специализированные предприятия быстрого обслуживания, предназначенные для реализации смешанных напитков в широком ассортименте. В баре могут реализовываться кондитерские изделия, а иногда даже закуски и горячие блюда. Главное назначение бара - дать гостям возможность отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку или посмотреть футбольный матч. Бары бывают расположены и в центре города, и на побережье, если речь идет о курорте. Бары в зависимости от ассортимента подразделяются на пивные (знаменитые английские пабы), винные, а также коктейль-холлы и коктейль-бары, различающиеся по размеру и разнообразию оборудования. Как правило, туристы любят посещать бары. В ряде стран, например в Великобритании, посещение баров может входить в туристскую программу. Предприятия быстрого обслуживания становятся в мире все более популярными. Туристы посещают их как индивидуально, так и в составе тургрупп при организованных групповых поездках. Ассортимент обычно ограничен несколькими блюдами: холодные и горячие блюда, бутерброды, напитки, мороженое и т.д. На таких предприятиях применяют самообслуживание со свободным выбором блюд с раздаточной стойки. Эти предприятия имеют высокую пропускную способность и размещаются в оживленных местах на пути движения интенсивных покупательских потоков. Кейтеринг - это обслуживание чаще всего вне помещений предприятий питания. В странах Восточной Европы ему соответствует комплексное обслуживание. Различают кейтеринг в помещении, кейтеринг вне помещения, индивидуальный кейтеринг, разъездной кейтеринг, розничную продажу. К кейтерингу можно отнести продажу прохладительных напитков и бутербродов на спортивной арене, а также продажу через автоматы сигарет, печенья, соков в пакетах и газированных напитков.
6.5. Туристские объекты, комплексы, и учреждения
Туристские объекты. Туристский объект - особое градостроительное образование, ориентированное на предоставление туристам заданного объема услуг и реализацию специализированных туристских программ. Существует множество типов туристских объектов в зависимости от характеризующих их признаков, таких как вместимость, стационарность, сезонность эксплуатации и др. Эти признаки названы у ряда авторов и являются основой классификаций, представленных в специальной литературе (табл. 6.2). Туристские объекты бывают стационарными и нестационарными. Такой признак туристских объектов, как вместимость, выражается количеством мест ночлега или числом отдыхающих в пик сезона. Вместимость туристских объектов самым заметным образом влияет как на саму структуру, систему обслуживания, организацию транспортной связи, так и на характер и масштабы преобразования природного окружения. Стационарные объекты - это неперемещаемые объекты, к которым принадлежат все капитальные здания, рассчитанные на постоянную эксплуатацию до момента полной амортизации. Нестационарные объекты можно перемещать на другое место, к ним относят все транспортабельные сооружения для ночлега и обслуживания отдыхающих: палатки, автоприцепы, сборно-разборные домики и т. п. В свою очередь нестационарные туристские объекты подразделяют на стабильные (палатки, домики и пр.) и мобильные (автоприцепы, туристское судно и т.д.). В зависимости от сезонности эксплуатации туристские объекты бывают круглогодичной и сезонной (скажем, только летней или, наоборот, только зимней) эксплуатации. Круглогодичными и сезонными могут быть как стационарные, так и нестационарные объекты. Стационарные и нестационарные туристские объекты в разных своих комбинациях вместе с сопутствующими сооружениями и инженерной инфраструктурой формируют туристские комплексы (центры), где концентрируются основные массы отдыхающих. Туристские комплексы. Туристские комплексы представляют собой строительные образования различного функционального профиля, состоящие из туристских учреждений, объединенных единым архитектурно-планировочным решением, общей пространственной композицией и организацией обслуживания. Под туристским комплексом также понимают совокупность разных (в зависимости от выполняемых функций) туристских учреждений вместимостью более 1 000 мест, объединенных одной функциональной программой (лечение, оздоровление, отдых, деловые встречи и мероприятия). По функциональному профилю туристские комплексы следует подразделить на полифункциональные (совмещены функции курортного лечения и отдыха, или отдыха и туризма, или отдыха взрослых и детей) и специализированные (центры детского отдыха, спортивно-рекреационные комплексы, центры курортного лечения и др.). Существуют различные рекомендации по оптимальной вместимости туристских комплексов. Так, для приморских территорий с обширными пространствами акваторий и большими пляжами вместимость туристских комплексов в пределах от 2 до 10 тыс. мест. Туристские центры, сформированные на основе использования для отдыха озер и рек, где туристские ресурсы ниже, имеют обычно меньшую вместимость и подразделяются на малые - до 0,5 тыс. мест, средние - 0,5...2,5 тыс. мест и большие - более 2,5 тыс. мест. Для северных районов рекомендуется следующая вместимость туристских центров: для центров круглогодичного использования - 2... 15 тыс. человек, для центров сезонного (зимнего или летнего) использования - 1...7 тыс. человек, для специализированных центров - 0,5...2 тыс. человек. По числу отдыхающих туристские комплексы допустимо классифицировать на миникомплексы вместимостью до 500 человек, комплексы вместимостью 500...2000 человек, макрокомплексы вместимостью 2 000...5 000 человек и мегакомплексы вместимостью свыше 5000 человек. Термин «туристский центр», который часто можно встретить в литературе в качестве синонима слова «комплекс», относится к макро- и мегакомплексам. Одной из ведущих тенденций в мировой, в том числе и отечественной, практике строительства в последнее время стала тенденция к снижению популярности больших туристских комплексов в пользу малых, в частности таких, как некрупные пансионаты и дома отдыха, туристские базы и приюты, кемпинговые поселки. Это свидетельствует о предпочтительности формирования в сети туристских объектов небольших туристских комплексов, соподчиненных по масштабу природному окружению. Туристские комплексы - это не только совокупность туристских объектов, но и сама территория со всеми особенностями ее природного ландшафта. При этом именно качество ландшафта является побуждающей причиной выбора места для размещения туристского комплекса. Местоположению туристских комплексов специалисты придают исключительно важное значение, тем более, если речь идет о размещении элитных туристских комплексов. Туристские учреждения и их типы. К туристским учреждениям прежде всего относятся учреждения для лечебно-оздоровительного отдыха, спортивного, природного и познавательного туризма. К учреждениям для лечебно-оздоровительного отдыха относятся санатории, санатории-профилактории, пансионаты с лечением, пансионаты и дома отдыха, базы отдыха. Санатории имеют самую развитую материальную базу и, как правило, наибольшую территорию. Территория санаторно-курортного учреждения делится на три основные функциональные зоны: лечебную, хозяйственную и селитебную (заселенную). Самая обширная зона - лечебная, в которой размещаются спальные и лечебный корпуса, зимний и летний спорткомплексы, столовая, досуговый центр, климатосооружения и обширный санаторный парк. Спальные корпуса представляют собой гостиничный комплекс со всем необходимым оснащением. Столовая отличается от ресторана обязательным предоставлением отдыхающим соответствующего диетического питания. Хозяйственная и селитебная зоны должны быть удалены от лечебной зоны на значительное расстояние и отделены от последней густой полосой зеленых насаждений. В хозяйственной зоне находятся котельная, гаражи, мастерские, прачечные и складские помещения. Селитебная зона предназначена для проживания обслуживающего персонала. В санатории самое большое количество обслуживающего персонала по отношению к другим туристским учреждениям: врачи-курортологи различных специальностей; медсестры; специалисты по диетическому питанию; горничные; аниматоры, занимающиеся организацией досуга отдыхающих; гидрогеологи, следящие за работой скважин с минеральной водой; работники бухгалтерии и др. Санатории создавались в основном как предприятия круглогодичного отдыха. Цикл лечения в них составлял от 21 до 24 дней. В настоящее время сроки лечения более разнообразны. Возможно сокращение лечения до одной - двух недель. Медицинское оснащение санаториев зависит от двух причин: основных природных лечебных факторов, которые применяются в здравнице, и от ее профиля. По доминирующему природному лечебному ресурсу санатории подразделяются на климатические, где основным лечебным фактором выступает биоклимат, бальнеологические, в которых лечение основывается на применении минеральных вод, и грязевые. Возможно сочетание различных природных ресурсов: климато-бальнеологические или климатогрязевые, климатобальнеогрязе-вые. Профиль санатория определяется заболеваниями, которые в нем лечат: туберкулезные, нервные, желудочно-кишечные, кардиологические, органов дыхания. Санатории-профилактории организовывались при предприятиях и были ориентированы на оздоровление сотрудников в утреннее и вечернее нерабочее время. Следовательно, их отличительной особенностью является приближенность к предприятиям: они не могут быть удалены от производства более чем на одночасовую доступность. Как правило, для их размещения выбирались озелененные территории в ближайшей окрестности. Территория санаториев-профилакториев и их вместимость существенно меньше, чем санаториев. Пансионаты с лечением имеют несколько меньшую лечебную базу по сравнению с санаториями, но если они находятся в крупных курортных зонах, располагающих поликлиниками, то могут обогащать курс лечения отдыхающих прикреплением к этим поликлиникам. Сеть учреждений отдыха включает дома отдыха, пансионаты и базы отдыха. Пансионаты и дома отдыха рассчитаны прежде всего на отдых людей. Дома отдыха появились в 20-х гг. XX в., сразу после Октябрьской революции, а пансионаты - после Великой Отечественной войны. Эти учреждения ориентированы на оздоровительный отдых населения. Как и санатории, дома отдыха и пансионаты имеют достаточно развитую материально-техническую базу, состоящую из спальных корпусов, столовой, кино-концертного и танцевального залов, игротеки, библиотеки, спорткомплекса и нескольких врачебных кабинетов (терапевтического, стоматологического, массажа, аэросолярия). Многие дома отдыха и пансионаты располагают бассейнами, саунами, теннисными кортами, лодочными станциями, пунктами проката спортинвентаря. По их территории прокладываются дорожки здоровья, а в окрестностях - маршруты ближнего туризма. Базы отдыха - материально наименее оснащенные учреждения отдыха, как правило, принадлежащие различным предприятиям и предназначенные в основном для семейного отдыха. Чаще всего они функционируют в летний период. Большая часть баз отдыха принимает отдыхающих на выходные дни или на срок от 1 недели до 12 дней. Правда, в настоящее время срок проживания на базах отдыха неограничен.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|