Примерный перечень вопросов для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену
1. Мотивация деятельности. Процессуальные теории мотивации. 2. Сущность и основные принципы управления качеством. Содержание системного и процессного подхода в управлении качеством. 3. Понятие дисконтирования и выбор ставки дисконтирования проекта. 4. Внешняя среда организации и ее основные характеристики. 5. Место и роль решения в системе управления и деятельности менеджера. Составляющие управленческого решения и его структура. 6. Закон самосохранения. Самосохранение как поддержание и воспроизводство внутренних взаимосвязей организации. Инструменты сохранения организации. 7. Экспертные оценки в исследовании систем управления. 8. Понятие менеджмента и его содержание. Элементы системы менеджмента и их взаимодействие. 9. Выбор и оценка стратегии организации. Матрица выбора стратегии (Томпсона-Стрикланда), SWOT-анализ, портфельный анализ. Матрица Мак-Кинзи и Бостонской Консультативной Группы. 10. Понятие себестоимости продукции. Виды себестоимости продукции. Элементы себестоимости и классификация затрат. 11. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. Развитие управления в России. 12. Роль исследования в развитии систем управления. Состав и выбор методов исследования систем управления. 13. Сущность, состав и классификация оборотных средств. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств. Источники формирования оборотных средств, пути ускорения их оборачиваемости. 14. Сущность и виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Регулирование конфликтных ситуаций в системе менеджмента. 15. Нормативная база управления качеством. Основы технического регулирования и стандартизации.
16. Принципы статического и динамического состояния организации. Общие принципы организации. 17. Миссия и стратегические цели предприятия. Анализ внешней среды как исходный пункт стратегического планирования предприятия. Анализ ситуации в отрасли. 18. Понятие маркетинга. Цели и задачи маркетинговой деятельности. 19. Конкурентные силы в отрасли. Модель пяти сил конкуренции М. Портера. Карта стратегических групп и ее значение для выработки стратегии предприятия. 20. Структура организации. Сущность и виды структурного деления. Традиционная структура управления организацией. 21. Сущность понятия «оценка качества». Виды контроля качества. Факторы обеспечения качества продукции. Сертификация систем менеджмента качества. 22. Закон синергии. Понятие синергии. Механизм образования эффекта синергии. 23. Принципы структуризации. Типы организаций по взаимодействию структурных подразделений. Дивизиональная структура управления организацией. 24. Подходы к разработке стратегии. Уровни экономических стратегий предприятия: корпоративные стратегии, стратегии бизнеса, функциональные стратегии. 25. Конъюнктура рынка. Сегментация рынка. Позиционирование товара на рынке. 26. Модель оптимального размера заказа и сфера ее применения. 27. Сущность, цели и роль ценовой политики и ценовых стратегий. Ценовые стратегии. Методы ценообразования. 28. Основные средства: понятие, состав, структура. Основные производственные и непроизводственные фонды. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация и методы ее исчисления. 29. Закон развития (онтогенеза) – закон индивидуального развития системы. Неравномерность развития, факторы ускорения и торможения. 30. Цели, задачи и принципы корпоративного менеджмента, его роль в обеспечении конкурентоспособности корпораций. 31. Внешняя и внутренняя среда менеджмента. Прямое и косвенное воздействие внешней среды на менеджмент.
32. Конкурентные преимущества и основные типы конкурентных стратегий фирмы. Стратегии лидерства по издержкам, дифференциации и фокусирования. 33. Портфель проектов. Особенности управления портфелем проектов. 34. Делегирование полномочий. Факторы, определяющие степень децентрализации полномочий. Ответственность в контексте делегирования полномочий. 35. Понятие и сущность бизнес-планирования. Участники бизнес-планирования. Требования к бизнес-планам. Организация бизнес-планирования на предприятии. 36. Проектная структура. Матричная структура управления организацией. Преимущества и недостатки. 37. Системный анализ в исследовании управления. 38. Рентабельность предприятия. Виды рентабельности. Резервы повышения рентабельности. 39. Природа управления и исторические тенденции его развития. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента. 40. Основные разделы, включаемые в бизнес-план. Факторы, влияющие на структуру бизнес-плана. Подготовка резюме. 41. Сущность, функции и виды прибыли. Источники формирования прибыли и факторы, определяющие ее величину. Распределение и использование прибыли. 42. Этапы и школы в истории менеджмента. 43. Ключевые факторы успеха в отрасли и оценка конкурентной позиции фирмы. 44. Организационное и социально-психологическое содержание функций менеджмента. Регулирование и контроль. 45. Проект как объект управления. Основные особенности различных видов проектов. Жизненный цикл проекта. 46. Содержание и методика расчета основных показателей разделов бизнес-плана. 47. Закон пропорциональности: необходимые соотношения между элементами системы, обеспечивающие ее целостность. 48. Поведение и стили лидеров. Формирование поведения лидеров. Лидерство и управление. 49. Объект и предмет исследования. Логический аппарат исследования систем управления. 50. Создание и развитие предприятий малого и среднего бизнеса как необходимое условие демонополизации производства и развития конкуренции. 51. Типы социальной организации: механистическая, органическая, корпоративная, индивидуалистская организации. 52. Условия неопределенности и риска при разработке решений. Источники и виды неопределенности. Разработка решений при неопределенности ситуаций. Риск и его разновидности. Анализ и оценка последствий риска.
53. Полномочия и ответственность. Виды полномочий. Линейные полномочия. Штабные (аппаратные) полномочия. 54. Система органов управления акционерного общества, их компетенция, процедура избрания совета директоров. 55. Сущность коммуникаций и их виды. Коммуникационный процесс. Внутриорганизационные коммуникации. 56. Основные характеристики качества управленческого решения: обоснованность, своевременность, непротиворечивость, реальность, конкретность. 57. Корпоративная социальная ответственность в системе управления социальным развитием организации 58. Сущность и значение концепции социальной ответственности бизнеса 59. Социальная политика государства и ее влияние на организацию 60. Корпоративная социальная ответственность в США 61. Корпоративная социальная ответственность в Европе 62. Особенности социальной политики в РФ 63. Система социальной защиты населения 64. Характеристика социального партнерства как особого типа социально-трудовых отношений 65. Коллективный договор как инструмент социального партнерства 66. Уровни участия бизнеса в социальной сфере 67. Влияние социально ответственного поведения организации на показатели ее деятельности 68. Сущность и значение внутренней социальной политики организации 69. Условия и охрана труда как фактор внутренней социальной среды организации. 70. Организационная культура как фактор социального развития 71. Кадровый потенциал организации и методы его оценки. 72. Маркетинг в управлении организацией. Основные концепции маркетинга. 73. Управление маркетинговой деятельностью. 74. Маркетинговая среда организации. 75. Комплекс маркетинга: товарная политика, ценовая политика, политика распределения, маркетинговые коммуникации и стимулирование сбыта. 76. Маркетинговые стратегии. 77. Сравнительный анализ статических и динамических организаций.
78. Принципы рационализации организационной деятельности. 79. Методы проектирования и корректировки организационных структур. 80. Основы и принципы организационной культуры. 81. Сетевые организационные системы. 82. Организация управления торговой сетью. 83. Сочетание «жестких» и «гибких» структур управления. 84. Кадровое обеспечение системы управления человеческими ресурсами. 85. Устойчивое развитие организационных систем. 86. Влияние цели и стратегии на жизнедеятельность организации. 87. Закон информированности и упорядоченности. 88. Закон единства анализа и синтеза. 89. Принципы декомпозиции. 90. Закон композиции и стремление организаций к объединению. 91. Специфические законы, обеспечивающие эффективное функционирование организаций. 92. Развитие идей тейлоризма в трудах Г. Гантта, Ф. и Л. Гилбрет, Г.Эмерсона, Г.Форда. 93. Система знаний о законах рационализации труда Ф.У.Тейлора. 94. Административная теория А. Файоля. 95. Развитие бихевиористского направления в менеджменте. 96. Возникновение и развитие школы «человеческих отношений» (Э.Мэйо, М.Фоллет, Г.Мюнстерберг, Ф.Ротлисберг). 97. Содержание и значение Хоторнского эксперимента в истории менеджмента. 98. Исследование потребностей и мотивационного поведения людей в организации (А.Маслоу, Р.Лайкерт, Д.Макклелланд, Ф.Герцберг, К.Арджирис). 99. Становление и развитие школы «науки управления» (количественный подход). 100. Процессный подход в менеджменте. 101. Системный подход в управлении. 102. Ситуационный подход в менеджменте 103. Производительность и эффективность труда в организации. 104. Формы и системы оплаты труда, используемые в организации. 105. Основные фонды: понятие, структура. Требования, предъявляемые к основным фондам. 106. Предпринимательская деятельность: сущность, задачи и принципы. 107. Виды предпринимательской деятельности и их содержание. 108. Основные преимущества и недостатки малого предпринимательства. 109. Государственная поддержка развития малого предпринимательства. 110. Современные организационно-правовые формы малых предприятий. 111. Малое предпринимательство и инновации. Формы стимулирования инновационной активности малого предпринимательства. 112. Этапы разработки управленческих решений. 113. Требования к управленческим решениям и условия их выполнения. 114. Информационное обеспечение процесса разработки управленческих решений. 115. Сущность, цели и задачи, предмет и объекты экономического прогнозирования. Особенности и необходимость прогнозирования и планирования в современных условиях. 116. Этапы общего планирования деятельности предприятия.
117. Методы планирования. Требования, предъявляемые к эффективному планированию. Оценка эффективности планирования. 118. Понятие и сущность плана производства. Производственная программа, ее базовая основа. Основные разделы производственной программы. 119. Цели и задачи планирования продаж. Прогнозирование величины продаж. 120. Цели, задачи и содержание планирования потребности в материально-технических ресурсах. Порядок разработки плана материально-технического обеспечения. 121. Методы планирования и прогнозирования прибыли. Планирование технического развития.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|