Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование эффективных приёмов развития творческих способностей младших школьников
Методика опытно-экспериментального исследования эффективности приёмов развития творческих способностей младших школьников
Базой для исследования послужили 1 "б" и 1 "а" классы МОУ гимназии № 39 "Классическая" Комсомольского района города Тольятти. Условия школы благоприятны для обучения и воспитания детей. Оба класса обучаются по программе "Школа 2100". Классы не являются академическими. Возраст детей 7-8 лет. Исследование проводилось по следующему плану: 1. Констатирующий эксперимент: а) Составление анкет, тестов и тестовых заданий; б) Проведение анкетирования, тестирования; в) Обобщение результатов. 2. Формирующий эксперимент: а) Календарное планирование эксперимента; б) Апробация творческих заданий; в) Составление протоколов наблюдения; в) Педагогическое наблюдение; г) Анализ результатов. 3. Контрольный эксперимент: а) повторное проведение анкетирования, тестирования, сравнение его результатов с результатами констатирующего эксперимента; б) Анализ результатов и выводы. Констатирующий эксперимент проводился с целью получения представления об уровне исследуемого предмета. В частности, был направлен на определение интереса учащихся к урокам чтения, наличия на уроках творческих заданий и отношения к ним учащихся, а также направлен на изучение уровня креативности класса и определение коэффициента оригинальности. Констатирующий эксперимент проводился в обоих классах на основе анкетирования и тестирования. Анкета - это объединённая исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Анкета отвечала следующим требованиям:
· вопросы были чётко сформулированы и понятны респондентам; · вопросы не вызывали отрицательных эмоций; · вопросы не навязывали чужое мнение; · не допускалась слишком большая вариативность ответов. Для данного исследования была выбрана анкета открытого типа, с прямыми вопросами о фактах сознания (направленными на выявление мнений, пожеланий, суждений). Анкета содержала следующие вопросы: Какой твой самый любимый предмет в школе? Ты любишь читать? Ты любишь рисовать? Ты любишь сочинять? Тебе нравиться участвовать в постановках? Какое задание, которое даёт учитель на уроке чтения тебе нравиться больше всего? Ты бы хотел выполнять его чаще? Данные вопросы позволили определить отношение младшего школьника к уроку чтения и его читательскую активность, а так же нравиться ли детям выполнять творческие задания. Опрос показал, что в исследуемой группе (1 "б") из 25 опрошенных урок чтения назвали любимым уроком 9 (36%) учащихся, читать любят 12 (48%) учащихся, рисовать 17 (68%) детей, сочинять нравиться 5 (20%) учащимся (таблица 1). Таблица 1 Ответы детей исследуемой группы
Таким образом, в школе существует проблема снижения интереса к обучению, в частности, к чтению. Кроме анкетирования на констатирующем и контрольном этапе проводилось тестирование. Для этого был выбран тест на определение уровня креативности. Он был основан на педагогическом наблюдении. Предлагалось оценить возможности каждого учащегося по следующим критериям: 1-никогда; 2-редко; 3 - иногда; 4 - часто; 5 - постоянно. Оценивались следующие способности воспитанников: 1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость). 2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость). 3. Предлагать дополнительные идеи, детали, версии и решения (находчивость). 4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность). 5. Демонстрировать неожиданное, оригинальное, но полезное для решения проблемы (оригинальность). 6. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость). 7. Проявлять уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, независимость). Все результаты фиксировались и оценивались. Для оценки подсчитывалось общее количество баллов по семи пунктам: 35-28 баллов - высокий уровень креативности; 27-17 - средний; 16-0 - низкий. [8, с.312] На констатирующем этапе данная диагностика позволила выявить уровень креативности исследуемой группы (таблица 2). Учащимся были предложены: творческий пересказ, словесное рисование, пантомима, но они не справились с заданием. Проведённое тестирование показало, что учащиеся класса имеют низкий уровень развития творческих способностей.
Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|