Уровень креативности класса
Также использовался тест на изучение оригинальности решения задач на воображение. Подготовка исследования. Подбирались альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.). Подготавливались цветные карандаши, фломастеры. Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно проводилась вступительная беседа об умении фантазировать (вспомнить, на что бывают, похожи облака на небе и т.д.). Обработка данных. Выявлялась степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливался тип решения задач на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т.д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину). Коэффициент оригинальности находился по следующей формуле: Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей. Таким образом, выясняется уровень оригинальности всего класса в целом, а не каждого учащегося. [6, с.31] В исследуемой группе на констатирующем этапе он равнялся двум, много это или мало можно узнать только после проведения следующих этапов эксперимента и обобщения результатов. На основе изученных теоретических подходов передовых трудов педагогов и психологов к решению проблемы повышения интереса к урокам чтения у младших школьников, было сделано предположение о том, что творческие способности, которые ребёнок может применить на уроке, способствуют повышению интереса к данному предмету. Но для того чтобы развивались творческие способности, необходимо наличие на уроке приёмов их развития. С целью апробации таких приёмов в 1 "б" классе проводился формирующий эксперимент. Суть его заключалась в том, что явления и процессы изучались в строго контролируемых условиях. В процедуре исследования проводились уроки чтения в соответствии с календарно-тематическим планом учителя, на каждом уроке детям предлагались различные творческие задания. В таком случае был изменен один фактор при неизменности и контролируемости других. Даты, темы и соответствующие им творческие задания отражены в календарном плане эксперимента. Эксперимент проводился на определённом отрезке времени. Так же во время формирующего эксперимента проводилось педагогическое наблюдение.
Наблюдение - это целенаправленное систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов наблюдения. Оно является важным и наиболее распространённым видом сбора информации. Наблюдение позволяет получить "срез" знаний о наблюдаемом явлении или процессе в его динамике. В результате наблюдения можно сделать вывод о том, есть ли положительная динамика. Наблюдались в данном исследовании активность учащегося на уроке и качество выполнения творческих заданий. Это позволило пронаблюдать выполнение творческих заданий и выяснить появляется ли у младшего школьника интерес к чтению. Все результаты наблюдения заносились в протоколы. По истечении формирующего эксперимента проводился контрольный, при котором исследование проводится в двух группах для сравнения их результатов. Эти классы повторно тестировались и анкетировались. Результаты сравнивались с результатами констатирующего эксперимента. Таким образом, было отобрано четыре методики: анкетирование, тест на определение уровня креативности, тест на вычисление коэффициента оригинальности и педагогическое наблюдение. Предполагается, что выбранные методики позволят ответить на поставленные в исследовании вопросы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что условия для проведения эксперимента положительные, методика эксперимента составлена, рабочие материалы подготовлены. Можно приступать к проведению эксперимента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|