Апробация эффективных приёмов развития творческих способностей в начальной школе
Этот этап исследования включает работу по развитию воображения, оригинальности и креативности, рассчитан на подключение творческого потенциала ребёнка. Апробация приемов развития творческих способностей учащихся проводилась в 1 "б" классе, в соответствии с календарно-тематическим планом учителя по литературному чтению. К данному исследованию с целью планомерного внедрения заданий и контроля над их выполнением, был составлен календарный план эксперимента (таблица№3).
Таблица№3 Календарный план эксперимента
Творческий пересказ (М. Коршунов "Дом в Черёмушках"). При чтении рассказа дети выяснили (с помощью учителя) что это отрывок из повести, а значит, у истории должно быть продолжение. Учащимся было предложено придумать продолжение рассказа, т.е. побывать в роли автора. Данное задание предполагает развитие воображения детей, которое, в свою очередь, играет большую роль в творческом воспитании личности. Для активизации фантазии детей была проведена предварительная беседа, в которой учащиеся высказали свои предположения о дальнейших событиях, но связать их в один связный рассказ получилось лишь у одной ученицы (Ольги Бобровской). В результате её творчества главные герои отмыли оранжевую краску, хотели есть арбуз, но так и не достали его из колодца. Остальные дети повторяли затем тоже самое, изменив лишь последовательность событий и реплики героев. С данным заданием класс справился частично, одна ученица полностью (приложение 2).
В целом этот вид деятельности показал, что детям пока ещё трудно подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. Графическое рисование (Г. Граубин "Окно"). В этом задании детям было необходимо не только изобразить действия, описанные в стихотворении, но и создать оригинальный образ. Рисование одно из любимых занятий детей и это задание вызвало у них интерес. В стихотворении говорится о том, как мама мыла окна и ей помогали дети. Рисунки детей были интересны тем, что большинство учащихся изобразили не действие (женщину и детей, моющих окна), а само окно, в котором видны руки героев. (приложение 3) Возможно, это связанно с отсутствием у детей навыков изображения человека (выбрали более лёгкий путь), но решение можно назвать оригинальным. В каждом рисунке детей присутствовали различные элементы, но сюжет оставался общим. Можно предположить, что автор хотел передать именно этот образ. Лишь две ученицы (Лиза Шинкаренко и Люда Антропова) изобразили просто окно. Возможно, на такой путь их натолкнуло название произведения, воображение они не подключили. Словесное рисование (Б. Заходер "Мохнатая азбука"). В стихотворении "Мохнатая азбука" автор к букве ю не смог подобрать животное и придумал южного ктототама. По ходу чтения детям было предложено описать, как могло бы выглядеть это животное. Учащиеся описывали животное, как кого-то похожего на обезьяну, лошадь, с большим хвостом или клыками, т.е. в описании присутствовали черты знакомых детям животных. Создать описание животного, которое не было бы похоже ни на какое другое детям было очень сложно. С учётом сложности в протоколах было зафиксировано, что задание выполнено (приложение 4).
Творческий пересказ (М. Коршунов "Рисунок с натуры"). Учащиеся 1 "Б" с простым пересказом справлялись без затруднений, предполагалось, что и творческий пересказ не вызовет трудностей, но без подготовительной работы нельзя было обойтись, т.к. такой тип пересказа давался детям впервые. В качестве подготовительной работы было проведено первичное восприятие текста, затем учащиеся самостоятельно его прочитали и при повторном чтении читали от лица кошки. Затем дети рассказали историю так, как могла бы её рассказать кошка. Предположение подтвердилось, дети справились с заданием. Один из учащихся (Вова Зуев) добавил, что возможно кошка обиделась на братьев, когда они назвали её портрет "колбасой с рогами". Это высказывание вызвало эмоциональный отклик у класса, что подтверждает влияние творчества, как своего собственного, так и творче5ства чужого, на психоэмоциональное состояние детей. Чтение по ролям (Е. Чарушин "Томкины сны"). Чтение по ролям требует от детей внимательного прочтения, значит, развивает ни только творческие возможности, но и внимание ребёнка. Перед тем как дети начали читать по ролям, они выяснили и отметили в учебнике реплики героев. Благодаря этому с данным заданием справились все учащиеся. К тому же оно вызвало у них интерес, многие были активны. Пантомима (Ю. Коваль "Дик и черника"). По ходу чтения выяснили и показали как автор ел чернику пригоршнями, что такое пригоршня, как он ел с куста, стоя на четвереньках. Затем дети показали эту сцену из рассказа при помощи одних только движений (пантомима). Ребятам не хватало артистичности, но с заданием они справились, класс смог определить какие моменты из рассказа показали одноклассники. Выполнение этого задание прошло в виде увлекательной игры и вызвало положительные эмоции у учащихся.
Озаглавливание (В. Вересаев "Братишка"). Работа над этим текстом происходила следующим образом: предварительный анализ текста по иллюстрации, самостоятельное прочтение учащимися, повторное чтение первой части, озаглавливание первой части и аналогично все четыре главы. Дети предлагали свои заголовки, из которых выбиралось самое лучшее и оригинальное. Таким образом, задание выполнялось в конкурсной форме, что вызвало у учащихся активность, соревновательный интерес. Выбор в пользу одного предложенного заголовка сделать было сложно, т.к. дети справились с заданием хорошо. Таким образом можно сделать вывод о том, что использованные в исследование приёмы вызывают интерес у учащихся, активность на уроке и не вызывают трудностей в организации. Так же все приёмы требуют от учащихся активизации воображения, внимания, креативности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|