Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ознакомление детей с Филимоновским промыслом




Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 «Белоснежка» город Мирный Архангельской области

(МКДОУ № 3)

 

Ознакомление детей с Филимоновским промыслом

                                                                 Шатолина

Татьяна Юрьевна

воспитатель высшей кв. к.

 

г. Мирный

История возникновения промысла

Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом. В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново. В глубокой древности в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки. При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня Филимоновскую игрушку. Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на Филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи Филимоновской игрушки.

Филимоновской игрушке более 700 лет. Об истории создания Филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков. Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории Филимоновской игрушки.
В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил. Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.
Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Она занималась именно игрушкой, потому что хотела детей позабавить, а лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.
Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка, потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала, как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что, начиная с 7 лет, уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

В Филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом» соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения». Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А. Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л. Г. Зайцевой, ласковых зверей А. Г. Карповой, свистульки Е. К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...