Перспективное планирование в разных возрастных группах.
Примерная тематика занятий.
Младший возраст
Месяц
Название занятий
Программное содержание
январь
Узор в полосе «Дорожка»
Познакомить с новым видом народно – прикладного искусства – Филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии двух цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти.
Развивать интерес к народному творчеству.
февраль
Филимоновская игрушка «Ёлочка»
Познакомить детей с Филимоновской игрушкой, элементами ее росписи, цветовой гаммой узоров и способами их выполнения. Учить рисовать прямые и наклонные лини, длинные и короткие. Учить составлять узор на силуэте, используя новый элемент – елочку.
Развивать интерес к народному творчеству.
Средний возраст
Месяц
Название занятий
Программное содержание
январь
Узор в полосе «Дорожка»
Продолжать знакомить с новым видом народно – прикладного искусства – Филимоновской игрушкой. Учить рассматривать глиняные игрушки, называть цвета элементов росписи. Учить составлять узор, чередуя вертикальные линии нескольких цветов, рисовать прямые линии неотрывным движением кисти.
Формировать понятие об особенностях узора: чередовании.
Развивать интерес к народному творчеству.
февраль
«Филимоновские цветы»
Учить рисовать традиционный элемент филимоновской росписи – «цветок».
Формировать последовательность рисования каждого цветка.
Воспитывать интерес к народному творчеству.
март
«Укрась фартук для куклы филимоновским узором»
Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать тремя красками знакомые элементы.
Формировать чувство ритма в сочетании цветов.
Воспитывать интерес к глиняным игрушкам.
апрель
«Укрась фигурку коня филимоновским узором»
Закреплять умения детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах.
Развивать самостоятельность, творческую активность.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
май
Лепка «Птица»
Продолжать знакомить с филимоновской игрушкой. Учить лепить из целого куска, видоизменяя конус, передавать в лепке некоторые признаки: клюв, хвост.
Старший возраст.
Месяц
Название занятий
Программное содержание
октябрь
«Филимоновский конь»
Закреплять умение детей расписывать силуэт филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора в различных формах. Учить составлять узор из знакомых элементов на готовых силуэтах. Закреплять умение рисовать кистью, ватными палочками. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.
ноябрь
«Укрась фартук для куклы филимоновским узором»
Продолжать знакомить детей с филимоновскими узорами, различными видами орнаментов. Учить рисовать знакомые элементы, ритмично чередуя их и цвета. Развивать самостоятельность и творческую активность.
декабрь
«Филимоновская барыня»
Совершенствовать умение детей украшать филимоновским узором силуэт барыни, используя цветовую гамму и элементы узоров данной росписи. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.
Художественное слово
Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой Называется оно.
Сильно вытянуты шеи,
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало.
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
Расскажите нам, откуда
Появилось это чудо?
Кто придумал эти краски,
Словно взятые из сказки.
Покупают люди сушку,
А на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша,
До чего же хороша
Поглядите, каковы!
И нарядны, и новы!
Пёстрые, яркие,
Словно подарки!
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
-Филимоновская я!
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у них видны.
Игрушки эти добрые и разные,
Веселые, и каждая свистит.
Полоски желтые, зеленые и фасные.
Посмотришь - как от солнышка рябит!
Есть барыни и бравые солдаты,
Коровушки, олени полосатые.
Слепили все игрушки эти здорово
Нам мастера деревни Филимоново.
Стоят все на стройных ножках,
Вся краса в рожках.
Свистульки – петушки,
Глиняные зайчики,
Кони вороные
Гривы расписные.
Всем по нраву
Глиняные забавы!
Конспект НОД по декоративной лепке «Конь»
Старшая группа
Цель и задачи:
Закреплять навыки владения глиной – сглаживание неровностей фигуры, лепка комбинированным способом: выполнение туловища скульптурным, а уши, ноги, хвост – конструктивным.
Показать особенности Филимоновской игрушки «Конь» - длинная шея, короткий хвост.
Продолжать формирование у детей представления о многообразии народных промыслов, традиций.
Материал и оборудование: поделки детей, игрушки Дымковский конь и Филимоновский конь, технологическая карта выполнения лепки Филимоновского коня, сундучок, глина, стеки, тканевые салфетки, баночки с водой, дощечки, фартуки, нарукавники, аудиозапись русская народная плясовая – «Весёлая Ярмарка».
Предварительная работа: познавательная беседа о творчестве Филимоновских мастеров, рассматривание элементов Филимоновской росписи, прорисовывание и разучивание элементов росписи, НОД «Роспись бумажных силуэтов Филимоновских игрушек», индивидуальная и подгрупповая работа по лепке Филимоновской игрушки, рассматривание картин русских художников на тему «Ярмарка».