Влияние учебных нагрузок на изменение умственной и физической работоспособности младших школьников
Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, и особенно, детского организма. В настоящее время установлено, что здоровье определяется не только отсутствием заболеваний, но и гармоничным, соответствующим возрасту развитием, нормальным уровнем основных функциональных показателей (1). По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья людей: рост смертности в младенчестве, увеличение хронических заболеваний в школьном возрасте, сокращение числа здоровых выпускников по окончанию школы (15). Несмотря на успехи в охране и укреплении здоровья детей, сегодня среди них значительно распространены различные хронические заболевания и функциональные нарушения. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья учащихся начальных классов, особенно начинающих обучение с шести лет. У детей, поступающих в первый класс, уже отмечаются различные отклонения в состоянии здоровья - от функциональных расстройств до хронических заболеваний. Исследования показывают также, что в заболеваемости школьников преобладают болезни опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, зрения, нервно-психические расстройства (4). Из совокупности факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников, наиболее выделяются те, которое связаны с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса (30). Изменчивость функциональных систем организма ребенка обеспечивает успешную адаптацию его к множеству воздействующих на него факторов внешней среды. Однако незавершенность развития физиологических функций и регуляторных механизмов детей, часто обусловливают неадекватное реагирование на экстремальные и продолжительные воздействия: чрезмерные учебные нагрузки, недостаточная двигательная активность в режиме дня и др. приводят к функциональным отклонениям в состоянии здоровья. Особенно влияет на здоровье детей нарастающий дефицит времени, отведенный на усвоение чрезмерно большого объема информации (13).
Учеба - тяжелый и универсальный труд, который должен быть организован в оптимальном режиме сочетания умственной активности и разрядки, смены видов деятельности, учета индивидуальных особенностей учащихся. В процессе обучения основное напряжение испытывает нервно-психическая сфера человека, его гормонально активные системы, в рефлекторные изменения вовлекаются дыхание и сердечно-сосудистая системы. При неправильной организации учебного процесса снижаются защитные и адаптивные возможности организма, отмечается рост психоневрологических отклонений (18). Учебная нагрузка школьников определяется действующим учебным планом и программами. Вместе с тем, значительная продолжительность самостоятельных учебных занятий часто обусловлена не только большим объемом программных заданий, но и отсутствием у учащихся умения правильно организовывать свою деятельность. на данное обстоятельство указывают физиолого-гигиенические исследования и аналитическая справка по материалам республиканского исследования отмечая, что формированию у детей умения правильно работать с первого ода поступления в школу недостаточно уделяют внимания (21). Возникновению утомления способствует и такой компонент, как позное напряжение: дети вынуждены проводить за учебным столом треть суток. Охрана здоровья детей требует строгого нормирования различных видов их деятельности и правильной организации режима суток. Это не означает, однако, что школьники вообще не должны утомляться. Наоборот, до определенного предела напряжения функционального состояния, временного снижения полноценности функций - утомление необходимо. Без этого не будет происходить совершенствование функциональных систем, их становление на новый уровень регулирования, долговременной адаптации учащихся к умственным и физическим нагрузкам. Важно оградить учащихся от чрезмерного утомления, рационально организовать учебное занятие, повысить двигательную активность и обеспечить активный отдых (19).
Рядом исследователей установлено, что чем выше учебная нагрузка, тем чаще диагностируются среди учащихся отклонения в состоянии здоровья. Усугубляют это информационные перегрузки мозга в сочетании с постоянным дефицитом времени. Простое увеличение учебной нагрузки в день, в неделю, увеличение потока информации, скорее всего не решают проблему эффективности образования, но совершенно очевидно, ухудшают физическое и часто психическое самочувствие школьников. Все педагогические новации и эксперименты, основанные на простом увеличении часов и информации, чреваты ухудшением физического и психического здоровья детей (22). Содержание учебного процесса в обычной массе школ также имеет достаточно факторов, которые отрицательно влияют на состояние здоровья учащихся. Основными видами школьной работы учащихся начальной школы являются письмо и чтение. Отмечается, что данные виды работы предъявляют повышенные требования к коре головного мозга, зрительному анализатору, к мышцам тела, удерживающим рабочую позу. При письме особенно напряженно работает опорно-двигательный аппарат руки (мелкие мышцы, связки, суставы), еще не закончивший своего развития. Зрение ребенка также напрягается, а морфофункциональное созревание зрительного анализатора еще не закончено, оно продолжается до 10-12 лет. Поэтому длительность непрерывного письма для детей первого класса не должна превышать 3-5 минут. Процесс чтения для первоклассников на начальном этапе обучения, когда навык непрочен и владение техникой несовершенно, является напряженным и утомительным. Показатели работоспособности детей после уроков чтения ниже, чем после математики и русского языка.
Работа с учебником отличается от чтения художественной литературы: материал, данный в учебнике, надо запомнить, иногда пересказать, поэтому один и тот же текст приходится перечитывать несколько раз. Как показали исследования, школьники во время чтения не устраивают никаких перерывов (9). Длительные однообразные раздражители вызывают у детей младшего школьного возраста смену процессов возбуждения торможением, поэтому нецелесообразно в начальной школе делать сдвоенные уроки по одному предмету. Полезно иметь ввиду результаты исследований, показывающие, что трудность предмета и его утомляющее воздействие не всегда совпадают. Так, математика относится к числу трудных предметов, однако наиболее утомительными являются уроки чтения и музыки (6). Исследования гигиенистов показали, что наиболее благоприятные условия для выполнения смены умственного труда и физической нагрузки создаются в группах продленного дня. Сравнение состояния здоровья детей, посещающих и непосещающих группы продленного дня, было в пользу первых. Соблюдение гигиенических и педагогических рекомендаций по ведению спортивных занятий, прогулок на свежем воздухе с элементами физических упражнений, подвижных игр в определенное время дня дает весьма положительные результаты. У детей легче снимается утомление, вызванное учебными занятиями, отмечается улучшение состояния здоровья, быстрее вырабатываются навыки самостоятельной работы, лучше успеваемость (20, 27, 38). Осуществляя в настоящее время широкую компьютеризацию школы, выдвигается ряд гигиенических вопросов по охране здоровья учащихся, работающих с компьютерами. С внедрением в учебный процесс средств вычислительной техники связана значительная умственная, эмоциональная и статическая нагрузка. На основе изучения влияния учебных и внеучебных занятий с использованием компьютеров на здоровье и работоспособность учащихся выявлена зависимость функционального состояния их организма от комплекса факторов, возникающих в новых условиях учебной среды: возраста учащихся, исходного состояния здоровья и работоспособности, длительности и интенсивности работы и др. (35).
В улучшении здоровья школьников большое значение имеют рекреативные формы физической культуры, которые учитывают индивидуальные вкусы, интересы, склонности и потребности учащихся. В общеобразовательных учреждениях к рекреативным формам физической культуры относятся: физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группе продленного дня, спортивные секции и кружки. Каждое образовательное учреждение в соответствии с собственными условиями должно самостоятельно разрабатывать организацию и проведение всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий (16). Одним из факторов, способствующих укреплению здоровья и побуждающих у детей интерес к сохранению собственного здоровья, должен быть урок физкультуры. Несмотря на то, что нагрузка на уроках оценивается как высокая и средняя, у большинства учащихся эти уроки не вызывают интереса к физической культуре, а значит и к потребности заниматься физическим самосовершенствованием. К сожалению, во многих школах нет спортивных залов, а имеющиеся значительно перегружены, ограничены возможности занятий детей плаванием, лыжами, туризмом (20). В повседневной жизни учащихся имеют место такие факторы риска, как сокращение дневного отдыха и ночного сна, ежедневное длительное статическое позное напряжение, низкая двигательная активность, высокие уровни стрессовых состояний. Мы не считаем целесообразным подробно останавливаться на каждом из них, как не имеющим прямого отношения к теме исследования. Через обучение в школе проходит абсолютное большинство населения страны. И, исходя из вышеизложенного, можно достаточно уверенно говорить о том, что факторы риска, связанные с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса, играют немаловажную роль в изменении соматического и психического здоровья школьников. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья, позволит реально управлять здоровьем школьников в современных условиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|