Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава III . Результаты исследования и их обсуждение

 

Сравнение программ обучения, используемых в гимназии и в школе, и организации образовательного процесса в учебных заведениях позволило выявить, что в гимназии осуществляется более углубленная программа знаний. Дети поверхностно затрагивают материал, который в школе изучается в средних и старших классах. Содержание учебного материала более развернуто (много дополнительной литературы), нежели в школе. В гимназии на уроках дети сами определяют цели и задачи данного занятия, много рассуждают, высказывают свое мнение, ведут дискуссию. Поэтому в гимназии дети более общительны, имеют большой словарный запас, речь поставлена хорошо, соответствует детям данной возрастной группы. Также в гимназии в начальных классах изучаются некоторые учебные дисциплины, которые не предусмотрены учебным планом школы - английский язык (2 часа в неделю) и информатика (1 час в неделю). И в школе, и в гимназии уроки проходят в различных формах, с использованием различных методов обучения: группового, индивидуального, фронтального, что способствует лучшему усвоению материала.

Процесс обучения, как в школе, так и в гимназии способствует развитию всех психических процессов: мышлению, вниманию, памяти, воображению, речи. Школьный психолог раз в неделю проводит работу с учащимися: определяет уровень развития психических процессов, эмоционального состояния детей, их отношения со сверстниками и семьей и т.д. В гимназии эту работу проводят со всеми детьми, а в школе - только с теми, кто в этом наиболее нуждается или имеет проблемы в данной области.

Сравнение организации образовательного процесса в школе и в гимназии кроме этого, позволило выявить, что учебная нагрузка в обоих образовательных учреждениях одинакова по количеству учебных часов в неделю. Разница же состоит в трудности обучения. В гимназии преподаются более сложные учебные дисциплины, такие как информатика и иностранный язык, в школе это же количество часов отводится на проведение урока природоведения и дополнительного урока физической культуры, которые не представляют большой сложности для детей (таб. 1). Кроме этого, урок физической культуры способствует увеличению объема двигательной активности школьников, что может оказывать благотворное влияние на состояние их здоровья.

 

Таблица 1

Показатели трудности обучения в школе и в гимназии

 

  Школа Гимназия
Недельный балл трудности 155 175

 

Таким образом, образовательный процесс в школе и в гимназии регламентируется программами, имеющими различную направленность и определяющими различную сложность в освоении учебных дисциплин. Следовательно, можно предположить, что нагрузка на организм учащихся в процессе обучения будет различной и окажет разное влияние на изменение состояния здоровья учащихся школы и гимназии.

Результаты педагогических контрольных испытаний позволили выявить, что во всех классах количественные и качественные показатели умственной и физической работоспособности улучшаются от первого измерения к последнему, что характеризует процесс врабатывания (рис. 1, 2).

Рис. 1.Показатели объема выполненной работы

 

Рис. 2. Показатели коэффициента продуктивности


Таблица 2

Качественные показатели умственной работоспособности

(в %)

 

Уровни

Измерения

1 2 3 4 5 6 7 8
высокий 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0
выше среднего 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0 2/0 1/0
средний 10/12 15/10 20/16 25/25 35/30 45/32 48/35 49/40
ниже среднего 75/78 80/84 77/73 75/75 65/70 55/68 50/65 50/60
низкий 5/5 5/4 3/1 0/0 0/0 0/0 0/0 0/0

 

Примечание: в числителе данные учащихся школы, в знаменателе - гимназии.

Проведенное исследование позволило выявить, что школьники быстрее врабатываются в учебный процесс, чем учащиеся гимназии, демонстрируя при этом лучшее качество выполняемых заданий. Обучающиеся в школе допускают меньше ошибок, чем учащиеся гимназии при одинаковой продуктивности умственной работы.

Показатели физической работоспособности, также свидетельствуют в пользу учащихся школы (рис. 3).

 

Рис. 3 Показатели физической работоспособности

 

На протяжении всего периода обучения показатели физической работоспособности, как школьников, так и учащихся гимназии повышаются, однако абсолютные значения выше у обучающихся в школе (прил.).

Таким образом, умственная и физическая работоспособность у школьников выше, чем у учащихся гимназии. Полученные результаты, вероятно, стали возможны из-за различной организации образовательного процесса в школе и в гимназии. Сохранению работоспособности, очевидно, способствует несколько меньшая сложность учебных дисциплин при сохранении общего объема учебной нагрузки в школе и введения в расписание дополнительного урока физической культуры.

Для более полного изучения изменения состояния здоровья учащихся младших классов проводилось сравнение количества пропущенных по болезни уроков. Исследования показали, что наибольшая заболеваемость детей приходится на II и III четверти (таб.2). Вероятно, это может быть связано со вспышками инфекционных заболеваний в этот период времени (в частности, с эпидемией гриппа).


Таблица 3

Количество пропущенных учебных дней на 1 учащегося школы и гимназии

 

Четверть I II III IV
Школа 2 3 3 2
гимназия 3 5 7 6

 

Проведенное исследование также позволило выявить, что учащиеся гимназии болеют больше, чем школьники. Умственная деятельность, связанная с обучением, является трудной для детей. Нервные клетки их головного мозга, обладая относительно низкими функциональными возможностями, под влиянием учебной нагрузки могут приходить в состояние истощения. Кроме этого, вынужденная статическая поза, преобладающая в течение урока, является дополнительным существенным фактором, способствующим нарушению функции нервных процессов. Таким образом, при интенсивной или длительной учебной работе у школьников развивается утомление, а иногда и переутомление. Обучаясь в гимназии, дети сильнее утомляются, большую часть времени, проводя за учебниками. Утомляемость же школьников меньше, к тому же в расписание их учебных занятий введен дополнительный урок физической культуры, который позволяет снять напряжение, накопившееся во время занятий в классе.

Таким образом, в результате исследования выявлено, что организация и содержание образовательного процесса, изменение показателей умственной и физической работоспособности и состояния здоровья школьников связаны между собой. Через обучение в школе проходит абсолютное большинство населения страны. И, исходя из вышеизложенного, можно достаточно уверенно говорить о том, факторы риска, связанные с содержанием и организацией образовательного процесса, играют немаловажную роль в изменении соматического и психического здоровья школьников. Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья, позволит реально управлять здоровьем школьников в современных условиях.


ВЫВОДЫ

 

Проведенное исследование, в целом подтвердив гипотезу, позволило сделать ряд общих выводов.

1. В результате теоретического исследования установлено, что учебная нагрузка младших школьников определяется действующим учебным планом и программами.

2. Специфическими патогенными факторами для детей являются факторы риска, связанные с организацией их учебно-воспитательного процесса. В процессе обучения основное напряжение испытывает нервно-психическая сфера человека, его гормонально активные системы, в рефлекторные изменения вовлекаются дыхание и сердечнососудистая система. При неправильной организации учебного процесса снижаются защитные и адаптивные возможности организма, отмечается рост психо-неврологических отклонений. Возникновению утомления способствует и такой компонент умственной деятельности, как позное напряжение: дети вынуждены проводить за учебным столом в школе и дома треть суток.

3. Исследование позволило выявить разницу в организации образовательного процесса учащихся школы и гимназии. При сохранении общего объема учебной нагрузки сложность преподаваемых дисциплин в школе ниже, чем в гимназии. Кроме того, в расписание учебных занятий школьников введен дополнительный третий урок физической культуры.

4. Проведенное исследование показало, что учащиеся школы быстрее врабатываются в учебный процесс, чем обучающиеся в гимназии. В ходе исследования выявлено, что школьники допускают меньше ошибок при выполнении заданий, чем гимназисты при одинаковой продуктивности умственной работы.

5. В исследовании показано, что заболеваемость у учащихся школы в течение учебного года ниже, чем у обучающихся в гимназии.


ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

На основании результатов исследования нам представляется возможным дать практические рекомендации преподавателям начальных классов, работающим в школе и в гимназии.

1. Проводить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся начальных классов.

2. Уделять особое внимание формам двигательной активности в режиме учебного дня: проводить гимнастику до занятий, организовывать подвижные перемены.

3. Для предупреждения утомления и снижения работоспособности во время учебных занятий проводить физкультурные паузы и минутки.

4. Осуществлять работу по сохранению и укреплению здоровья детей совместно с родителями. В планы проведения родительских собраний включать вопросы о режиме дня младшего школьника, о пользе двигательной активности для сохранения здоровья, о методах закаливания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авраменко В.А. Урок физкультуры и формирование здорового образа жизни школьников // Материалы научно-практической конференции «Физкультура и здоровый образ жизни / Под ред. П.А. Виноградова. - М., 1990. – С. 3-5.

2. Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования Новосибирск, 1996. – 26 с.

3. Антропова М.В., Манге Г.Г., Кузнецова М.М., Бородина Г.В. Здоровье школьников: результаты лонгитюдного исследования // Педагогика. - 1995. - № 2. – С. 26-31.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 222 с.

5. Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. -.М.: Высшая школа, 1980. – 456 с.

6. Богина Т. Укреплять здоровье ослабленных и часто болеющих детей // Дошкольное воспитание. - 1994. - № 6. – С. 9-15.

7. Бондаревская Е.В. Гуманистическая педагогика личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. -№ 7. – С. 11-16.

8. Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

9. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. - 1997. -№ 2. – С. 8-12.

10. Валеологические аспекты образования: Из опыта работы центров научных основ здоровья и развития в Кузбассе / Под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 1995. - 203 с.

11. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно-воспитательного процесса в школе: Учеб.-методическое пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1993. - 95 с.

12. Воленко О.И., Петракова Т.И. Как растить здоровое поколение // Педагогика. - 1995. - № 1. – С. 52-56.

13. Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардашенко. - М.: Медицина, 1980. - 440 с.

14. Гутько И.П. Азбука здоровья. - Минск: Полымя, 1988. - 173 с.

15. Ефимова Т.В. О подготовке будущих воспитателей - учителей начальных классов по дисциплинам оздоровительного цикла // Начальная школа. - 1995. - № 12. – С. 63-67.

16. Жолдак И.В. Валеологические проблемы оздоровительной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 4. – С. 58-64.

17. Зайцев Г.К. Валеологические проблемы педагогической деятельности // Валеология. - 1997. - № 2. – С. 18-22.

18. Зайцев Г.К. Валеологический анализ и обеспечение здоровья педагогическими средствами в системе образования // Валеология. - 1997. - № 4. – С. 16-20.

19. Зайцев Г.К. Валеология и современные тенденции в образовании // Валеология. - 1997. - № 4. – С. 9-12.

20. Казин Э.М., Панина Т.С. и др. Концептуальные валеологические подходы к проблеме здоровья и развития в системе образования Кузбасса. - Кемерово, 1995. - 27 с.

21. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 192 с.

22. Кардашенко В.Н. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков. - М.: Медицина, 1983. - 264 с.

23. Корчагин Е.А. Для чего нужны личностно-ориентированные технологии обучения // Специалист. - 1998. - № 3. – С. 26-28.

24. Коханович Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. - М., 1994. - 28 с.

25. Куган Б. Сохранить здоровье детей // Народное образование. - 1993. - № 1. – С. 99-103.

26. Лотоненко А.В. Физическая культура, спорт и работоспособность студентов. - Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1986. - 136 с.

27. Методические рекомендации по физиолого-гигиеническому изучению учебной нагрузки / Под ред. М.В. Антроповой. - М., 1984. - 370 с.

28. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Департ. образован., ОблИУУ, КемГУ; Под ред. Э.М. Казина. - Кемерово, 1997. - 109 с.

29. Новая парадигма психологии и практика инновационного образования // Вестник Московского университета. - 1998. - № 2. – С. 88-92.

30. Новиков В. Стратегический резерв образования // Педагогический калейдоскоп. - 1997. - № 33-34. – С. 3-5.

31.  Нормализация учебной нагрузки школьников: Экспериментальное физиолого-гигиеническое исследование / Под ред. М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

32.  Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья учащихся // Физкультура в школе. - 1996. - № 1. – С. 2.

33. Образование - залог здоровья // Российская газета. - 1997. - № 157. – С. 13.

34.  Образование. Личность, Здоровье: Коллективная монография / Под ред. М.Н. Лазутовой, Э.М. Казина. - Кемерово, 1996. - 160 с.

35. Педагогика. Учеб. пособие для студ-ов вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 600 с.

36.  Педагогика: Учеб. пособие для студ-ов пед. уч. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

37. Подласый И.П. Педагогика: Уч-к для студ-ов вузов. - М.: Просвещение, 1996. - 432 с.

38. Разумный В.А. Содержание образования: единство знаний, эмоций и веры // Педагогика. - 1998. - № 5. – С. 17-20.

39. Состояние здоровья молодого поколения России (аналитическая записка по материалам республиканского исследования) // Народное образование. - 1993. - № 5. – С. 43-52.

40. Темина С. Развитие личности учащихся в различных образовательных системах // Мир образования. - 1997. - № 11-12. – С. 35-39.

41.  Теория и методика физического воспитания: Уч-к для ИФК / Под ред. ЛП. Матвеева (в 2-х томах). - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 304 с.

42.  Теория и практика личностно-ориентированного образования: круглый стол // Педагогика. - 1996. - № 5. – С. 72-76.

43. Чурьянова М.И., Круглова И.И. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие // Здравоохранение Российской Федерации. - 1994. - № 4. – С. 25-33.

44. Щедрина А.Г. Педология - наука о детстве как фундаментальная основа валеологии и педагогики. - Новосибирск, 1996. - 43 с

Приложение 1

Анализ программ, регламентирующих учебную деятельность младших школьников

 

Наименование предмета

Описание программ

  многопрофильная гимназия № 1 муниципальная средняя школа № 76
Математика Л.Г. Петерсон. Предлагаемая программа ставит своей целью создание интересной, содержательной и значимой с позиции общих представлений об окружающем мире системы математических понятий. Одна из основных задач курса - обучение школьников построению, исследованию и применению математических моделей окружающего их мира. Серьезное внимание уделяется формированию алгоритмической, логической и комбинаторной линий, которые получают свое развитие в процессе изучения арифметических, алгебраических и геометрических вопросов программы. М.И. Моро и др. В курсе объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Основу курса составляет представление о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах. Курс предполагает формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами. Включение в программу алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления.
Русский язык Л.М. Зимина, Т.Е. Хохлова. Программа построена как органическая часть общего курса русского языка и литературы средней школы. Цель - познакомить учащихся с нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. Программа ориентирована на формирование у школьников приемов анализа языкового материала. Программа предполагает изучение родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности. Содержание учебного материала представляет собой систему понятий и правил, связанных между собой: изучение одной темы опирается на результаты усвоения предыдущих. Т.Г. Рамзаева. Задачи обучения школьников родному языку определяются той ролью, которую выполняет язык в жизни общества. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, формирование познавательных способностей, умственное и речевое развитие. Конкретные задачи обучения русскому языку тесно взаимосвязаны между собой: овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание); усвоение основ знаний из области фонетики, графики, грамматики; формирование умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме; обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов; эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.
Чтение

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Цель уроков чтения - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать.

Задачи: формирование техники чтения и приемов понимания текста; приобщение детей к литературе через введение элементов литературоведческого анализа; развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей; знакомство через литературу с миром человеческих отношений, формирование личности.

Программа включает следующие разделы:

· тематика чтения;

· формирование приемов понимания прочитанного;

· эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста;

· практическое знакомство с литературоведческими понятиями;

· речевое развитие.

Природоведение

А.А. Плешаков. Приоритетеной задачей курса является формирование у учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей и всего живого.

Содержание курса охватывает вопросы от элементарных правил личной гигиены до знаний о планете, о странах и народах мира. В курсе раскрываются доступные для учащихся взаимосвязи, существующие природе и общественной жизни.

История Н.И. Ворожейкина. Проргамма отражает одну и сторон "окружающего мира" - "обществознание". Основное содержание программы курса дается в хронологической последовательности - с древности до современности. Изучение материала курса способствует формированию у учеников историко-временных представлений и помогает им преодолеть присущее их возрасту сближение прошлого и настоящего. Е.В. Саплина, А.И. Саплин. Пропедевтический курс начального исторического образования ставит целью подготовить учащихся к учвоению систематического материала истории в старших классах. Задачи: ввести ребенка в мир истории через вещественно-матариальную среду; научть детей видеть историю "вокруг себя"; помочь понять, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Курс активизирует мыслительную деятельность младших школьников, способствует формированию образного мышления, учит эмоциональному восприятию окружающего мира.
Риторика

Т.А. Ладыженская. Центральное место в программе занимают коммуникативные умения: умения оценивать и анализировать общение, созданный текст; формирующие умения говорить, слышать, писать, читать, умения общаться.

Трудовое обучение Т.М. Геронимус. Трудовое обучение ставит своей целью сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т.е. учебная трудовая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. В задачу учителя входит не столько помочь ребенку в осознании и изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Главной задачей учителя, проводящего уроки труда, должна быть забота о развивающем характере обучения. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером. Трудовое обучение - составляющая часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся. В процессе трудового обучения решаются следующие задачи: воспитание трудолюбия, уважения к людям труда; нравственное, этическое и физическое воспитание; развитие творческих способностей. Важным условием обучения является органическая связь уроков трудового обучения со всеми учебными предметами в начальных классах.
Физическая культура

В программе предусматривается решение взаимосвязанных оздоровительных, образовательных и воспитательных задач: содействие гармоническому развитию, укрепление здоровья, закаливание организма; воспитание нравственных и волевых качеств; вооружение учащихся необходимыми знаниями по физической культуре, обучение важнейшим двигательным умениям и навыкам; развитие у учащихся основных физических качеств, привитие интереса к повседневным занятиям физическими упражнениями, спортом.

Основное требование к уроку физической культуры - высокая двигательная плотность, динамичность, эмоциональность в сочетании общеобразовательной направленностью.

На уроках необходимо осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся.

Приложение 2

Сложность учебных предметов (в баллах)

 

Учебный предмет Балл
Математика, русский язык 11
Иностранный язык 10
Физика, химия 9
История 8
Родной язык, литература 7
Естествознание, география 6
Физкультура 5
Труд 4
Черчение 3
Рисование 2
Пение 1

Приложение 3

Количественные показатели умственной работоспособности

 

Показатели

Измерения

1 2 3 4 5 6 7 8

Объем работы

200±20 220±25 220±20 240±25 243±15 263±18 270±20 250±18
196±12 202±16 210±30 236±20 250±20 250±20 254±19 230±25

Коэффициент продуктивности

15±0.2 14±0.5 15±0.3 14±0.3 15±0.2 16±0.5 18±0.5 16±0.1
13±0.3 12±0.4 13±0.1 16±0.5 16±0.1 16±0.2 17±0.3 14±0.6

 

Примечание: в числителе данные учащихся школы, в знаменателе - гимназии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...