Глава II . Задачи, методы и организация исследования
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения данной проблемы в ходе исследования решались следующие задачи: 1. Определить исходный уровень умственной и физической работоспособности первоклассников. 2. Определить динамику умственной и физической работоспособности первоклассников, обучающихся а различных условиях. 3. Определить динамику состояния здоровья младших школьников.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы. 1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы. 2. Педагогические наблюдения. 3. Методы педагогических контрольных испытаний. 4. Методы математической статистики. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы. Анализ и обобщение литературных источников проводился путем изучения научно-методических пособий, статей из сборников научных трудов, материалов периодической печати. В ходе исследования было проанализировано 44 источника литературы. При анализе литературы основное внимание уделялось выяснению таких вопросов, как выявление особенностей и анализ вариантов образования в современной педагогической практике. Кроме этого рассматривались понятия умственной и физической работоспособности и влияние учебных нагрузок на их изменение. Педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения применялись с целью выявления условий обучения детей младшего школьного возраста в различных образовательных учреждениях. Определялось количество учебных предметов, недельная учебная нагрузка, количество дополнительных учебных предметов (факультативов). Для определения учебной нагрузки изучалось расписание уроков, чередование более сложных и более простых предметов, дневная и недельная учебная нагрузка школьников.
Для сравнения содержания и организации обучения младших школьников был проведен анализ действующих учебных программ в муниципальной средней школе № 76 и гимназии № 1 (прил.1). Педагогические контрольные испытания. Педагогические контрольные испытания проводилось с целью определения динамики умственной работоспособности и утомляемости учащихся начальных классов. Для определения умственной работоспособности испытуемым предлагалась работа с фигурными таблицами (прил. 2). Работа с помощью этих таблиц выполняется детьми в течение 2-х минут. Предварительно дается указание: "Просмотрите внимательно фигурки, отыщите среди них треугольник, кружок, флажок. Ставьте в треугольнике черточки (минус), в кружочке - крестики (плюс), во флажки - точку". Задание рисуется на доске. Выясняется, поняли ли дети задание. Для этого предлагается 2 - 3 учащимся повторить его содержание. После этого все нарисованное с доски стирается и подается команда: "Начали работу". Через 2 минуты работа останавливается, таблицы с выполненными заданиями собираются. Оценка результатов. Оценка выполненного задания проводилась по объему (количеству просмотренных фигур) и качеству работы (количеству допущенных ошибок в пересчете на 100 просмотренных фигур: X = d*100 / n, где n - количество просмотренных знаков; d - количество ошибок. Помимо этого рассчитывался коэффициент продуктивности умственной работоспособности (Q) по формуле: Q = c / c + d, где c - количество просмотренных строчек; d - количество ошибок. Каждая пропущенная строчка исключалась из общего числа, но считалась за одну допущенную ошибку и прибавлялась к общему числу ошибок (5). После обработки результатов проводилось распределение индивидуальных показателей умственной работоспособности о качественным градациям:
· средний уровень - М + 0,67 σ; · выше среднего - от М + 0,67 σ до М + 1,5 σ; · ниже среднего - от М - 0,67 σ до М - 1,5 σ; · высокий уровень - М + 1,5 σ и выше; · низкий уровень - М - 1,5 σ и ниже (). Выявление изменения уровня работоспособности проводилось в период с 1 сентября по 20 мая в начале и в конце каждой учебной четверти в начале 3 урока. При определении динамики умственной работоспособности соблюдались следующие условия: условия проведения были одинаковыми (время и место проведения, проводящий). Для определения физической работоспособности проводился Гарвардский степ-тест. Испытуемые в течение 2 минут выполняли работу в виде восхождения на ступеньку высотой 35 см. с частотой 30 раз в минуту. Темп движений задавался звуковыми сигналами метронома. Подъем и спуск состоял из четырех движений, каждому из которых соответствовал один сигнал. При подъеме и спуске руки выполняют обычные для ходьбы движения, в положении стоя на скамейке ноги прямые, туловище находится в вертикальном положении. Во время выполнения теста допускалось несколько раз сменить ногу, с которой начинался подъем. Результаты оценивались следующим образом. После окончания физической нагрузки испытуемый отдыхал в положении сидя. Начиная со второй минуты трижды (по 30-секундным отрезкам времени) подсчитывалось число пульсовых ударов: с 60-й по 90-ю сек., со 120-й по 150-ю и со 180 по 210 секунды восстановительного периода. Результаты тестирования выражались в условных единицах в виде индекса (ИН). ИН рассчитывался по формуле: ИН= ; Оценка результатов. · очень плохо - ИГ 50 и ниже; · плохо - ИГ от 51 до 60; · достаточно - ИГ от 61 до 70; · хорошо - ИГ от 71 до 80; · очень хорошо - ИГ от 81 до 90; · отлично - ИГ от 91 и выше (40). Методы математической статистики. При обработке цифрового материала исследования применялись общепринятые методы математической статистики. При этом определялись следующие параметры: средние арифметические величины – «Х», среднее квадратическое отклонение «s», ошибки средних арифметических – «m» (3). Кроме того, определялось процентное соотношение отдельных показателей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследовательская работа проводилась в период с сентября 2002 года по май 2004 года на базе муниципальной средней школы № 76 и многопрофильной гимназии № 1 г. Белова и включала в себя несколько этапов. На первом этапе теоретически изучалось состояние проблемы. Задачей первого этапа также являлось выявление особенностей обучения школьников. Второй этап посвящен изучению динамики показателей умственной и физической работоспособности, состояния здоровья учащихся школы и гимназии. Контрольные педагогические испытания, по результатам которых определялось влияние учебных нагрузок на изменение изучаемых показателей, проводилось в начале ив конце каждой учебной четверти. В исследовании приняло участие 52 школьника. Третий этап включал в себя обработку и интерпретацию экспериментальных данных, уточнение теоретических и практических выводов, оформление результатов исследования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|