Комплексное исследование потребительских предпочтений на рынке косметической продукции
Тенденции в поведении и предпочтении покупателей можно оценить различными способами, первый из которых – воспользоваться статистическим ежегодником за 2014г. В таблице 2.5 представлены потребительские расходы домашних хозяйств по группам населения с различным уровнем располагаемых ресурсов в 2014 г.
Таблица 2.5 - Потребительские расходы домашних хозяйств по группам населения с различным уровнем располагаемых ресурсов в 2015 г.
Продолжение таблицы 2.5
*Источник: по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств; в процентах к итогу (сайт gks.ru)
Из анализа таблицы 2.5 видно, что расходы на приобретение косметической продукции у населения в среднем за 2015 г. составляют 1,7 % от всего объема расходов на потребление. Согласно приведенной выше статистике на косметическую продукцию в нашей стране люди тратят больше средств, чем на образование (1 % всех расходов). Средства личной гигиены и средства по уходу можно отнести к товарам первой необходимости. Это значит, что при повышении цен на данную продукцию, потребители не перестанут покупать ее, но возможно, объем расходов на косметическую продукцию снизится. Сегодня ввиду экономических явлений в экономике (рост инфляции до 16% в год, удорожание сырья и материалов ввиду снижения курса рубля по отношению к доллару и евро, рост процентных ставков, а следовательно удорожание кредитов, снижение покупательской способности, отсутствие госнадзора за ценовой политикой розничных сетей и производителей косметической продукции) мы наблюдаем повсеместный рост цен и снижение спроса, в частности на косметическую продукцию. В таблице 2.6 представлена динамика показателя качества отечественной и импортной косметики, поступившей на потребительский рынок.
Таблица 2.6 - Динамика показателя качества отечественной и импортной косметики, поступившей на потребительский рынок
*в процентах от количества отобранных образцов (проб) товаров За 14 последних лет, доля косметической продукции ненадлежащего качества сократилась в десятки раз. Потребительские мотивы за 14 лет сильно изменились. До 2015 г. в экономике наблюдался рост реальных располагаемых доходов населения, объемы потребления и производства выросли, покупатели больше были склонны переплачивать за качественную косметику.
Так было до 2016 г. – сегодня, как видно из таблицы 2.6, доля некачественных товаров на рынке косметической продукции низкая (0,7 % по отечественной линии косметики и 3,3% по импортной). Когда на прилавках в точках продаж или в Интернет-магазинах превалирует качественная косметика, покупатель может смело выбирать косметическую продукцию из разных ценовых категорий, в зависимости от мотивов покупки, не опасаясь за ее потребительские свойства и качество. В приложении А представлена стандартная анкета опроса о предпочтениях шампуней у потребительниц города Орска. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что косметикой пользуется 89,1 % опрошенных женщин (см. рисунок 2.6).
Рисунок 2.6 – Соотношение женщин пользующихся и не пользующихся косметикой
Что касается возрастной структуры, то наибольшее количество женщин, пользующихся косметикой наблюдается в возрастной группе 35-44 года (28,1 %) и в группе 25-34 года (22,8 %). При этом наименьшее количество потребительниц косметики среди людей пожилого возраста – от 65 лет и старше – всего 0,9 %. На рисунке 2.7 представлена структура потребительниц, пользующихся косметикой по возрасту. Рисунок 2.7 - Структура потребительниц, пользующихся косметикой по возрасту
На рисунке 2.8 представлена структура потребителей косметики по доходу на одного члена семьи. Рисунок 2.8 - Структура потребителей косметики по доходу на одного члена семьи Наибольшее количество потребительниц косметики имеют среднедушевой доход в семье 20001-25000 руб. (25,4 %). 21,9 % потребительниц косметики имеют доход на одного члена семьи 25001-30000 руб. Результаты свидетельствуют о том, что наибольшее количество потребителей данного рынка – активные потребители – те, кто пользуется косметикой каждый или почти каждый день (89,1 %). Частота пользования косметикой в течение последнего месяца представлена на рисунке 2.9. Рисунок 2.9 - Частота пользования косметикой в течение последнего месяца
Средняя активность пользования косметикой наблюдается у 11,5 % опрошенных, а низкая активность – у 3,5 % - это те, кто косметикой пользуется примерно раз в неделю. Коме того 2,7 % опрошенных вообще не пользовались косметикой в течение последнего месяца.
Если посмотреть посегментно структуру пользователей косметики по возрасту и уровню дохода на одного члена семьи, то можно заметить, что в группе активных пользователей преобладают лица в возрасте 25-34 и 35-44 года. Также довольно большое количество активных потребительниц косметики в возрастной группе 18-24 года. Уровень дохода на одного члена семьи у потребителей данной категории находится в основном в пределах 20000-30000 руб. Среднеактивные потребители, пользующиеся декоративной косметикой несколько раз в неделю, представлены в основном возрастными группами 35-44 и 55-64 года. Уровень дохода данной категории 16001-20000 и 25001-30000 руб. А среди малоактивных потребителей – в основном женщины в возрасте 45-54 года с уровнем дохода 20000-25000 руб. На рисунке 2.10 представлена сумма, потраченная за последний месяц на покупку косметики. Рисунок 2.10 - Сумма, потраченная за последний месяц на покупку косметики
Из рисунка видно, что до 1000 руб. тратят на косметику 26,2% потребительниц, от 1000 до 3000 руб. – 29,8%, следовательно, 56% покупательниц тратят на косметику до 3000 руб. в месяц. Таким образом, определим особенности поведения покупателей на рынке косметической продукции: - переход от дорогих брендов косметической продукцию к более доступным; - главным фактором при выборе и процессе принятия решения о покупке косметической продукции становится экономический фактор (доступность по цене, желание сэкономить); - покупатели чаще обращают внимание на скидки и акции торговых сетей. При отдельном рассмотрении влияния косметики Faberlic на организм человека, мы обнаружили множество статей, которые описывали в подавляющем большинстве положительные стороны косметики Faberlic. Однако, в сети есть материал, в котором утверждается, что были прецеденты у покупателей косметики Faberlic, касаемые негативных отзывов об этой косметики, но как правило такие случае входили в разряд «индивидуальной непереносимости некоторых компонентов», используемых в косметике Faberlic.
Пример одной из статей, описывающих положительные стороны косметики Faberlic представлен в приложении Б. Таким образом, сегодня для большинства потребительниц косметики (89,1 %) важно, чтобы в ее состав входили натуральные ингредиенты. Наибольшее количество потребителей данного рынка – активные потребители – те, кто пользуется косметикой каждый или почти каждый день. Уровень дохода на одного члена семьи у потребителей данной категории находится в основном в пределах 20001-30000 руб. Потенциальными потребителями косметической продукции являются жители города в возрасте 30 – 45 лет, их сегмент составляет 42274 чел., на втором месте находятся люди в возрасте 15 – 30 лет (36421 чел.). Далее идут люди в возрасте 45 – 60 лет (7945 чел.) и на последнем месте 60 – 75 лет (8002 чел.). на рынке косметической продукции в городе Орске по состоянию на октябрь 2015 г. функционирует 45 организаций, крупнейшими игроками из которых являются ЗАО «Тандер», ООО «Семья» (сеть магазинов «Семь+Я»), сеть магазинов «Одна цена», сеть магазинов «Л’Этуаль». По широте ассортимента среди основных игроков на рынке косметической продукции лидирует ЗАО «Тандер». Расходы на приобретение косметической продукции у населения в среднем за 2014 г. составляют 1,7 % от всего объема расходов на потребление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|