Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание на лабораторную работу




 

1. Написать программу, распознающую символы по методу шаблонов. В качестве эталонных символов использовать символы из соответствующего варианта (таблица 5.1), шаблонный метод по варианту. При обучении на вход программы должны поступать BMP-файлы, в каждом из которых находится по одному символу. При тестировании на вход программы поступает BMP-файл, а программа выдает результат – распознанный символ.

2. Тестирование должно проводиться по следующим выборкам (наборам BMP файлов):

а) эталонная;

б) эталонная, но с изменением масштабов;

в) те же символы, но набранные другим шрифтом;

г) наклоненные вглубь символы (например, с помощью Paint: рисунок → растянуть → наклон → по горизонтали);

д) случайным образом зашумленные (некоторое количество разноцветных точек на изображении).

3. Проанализировать полученные результаты, построив таблицы результатов распознавания для каждого варианта тестирования.

 

Варианты заданий

 

Варианты заданий для выполнения лабораторной работы представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Варианты заданий для выполнения лабораторной работы №5

Номер варианта Символы Тип шаблона (рисунок 5.5) Шрифт Размер шаблона (X × Y)
1 Q, W, E, R, T, Y А Arial 5 × 7
2 U, I, O, P, A, S Б Times 10 × 10
3 D, F, G, H, J, K П Verdana 10 × 14
4 L, Z, X, C, V, B Б Cambria 6 × 10
5 N, M, 1, 2, 3, 4 А Courier 5 × 10
6 5, 6, 7, 8, 9, 0 Б Tahoma 12 × 12
7 Ц, У, К, Е, Н, Г А Impact 5 × 7
8 Ш, Щ, З, Х, Ъ, Ф Б Arial 10 × 10
9 Ы, В, А, П, Р, О А Times 10 × 14
10 Л, Д, Ж, Э, Я, В Б Verdana 6 × 10
11 С, М, И, Т, Ь, Б А Cambria 5 × 10
12 1, 2, 3, 4, 5, 6 Б Courier 12 × 12
13 A, B, C, D, E, F А Tahoma 5 × 7
14 I, J, K, L, M, N Б Impact 10 × 10
15 O, P, R, S, T, Q А Arial 10 × 14
16 X, Y, Z, 0, 1, 2 Б Times 6 × 10
17 А, Е, И, О, У, Ю А Verdana 5 × 10
18 А, Б, В, Г, Д, Е, Ж Б Cambria 12 × 12
19 З, И, К, Л, М, Н А Courier 5 × 7
20 О, П, Р, С, Т, У Б Tahoma 10 × 10

 

  5.5 Контрольные вопросы

 

1. Что такое бинаризация?

2. Чем отличается пороговая бинаризация от адаптивной бинаризации?

3. В чем суть шаблонного метода распознавания символов?

4. Какие методы оптимального определения порогового значения бинаризации вы знаете?

5. Какие помехи накладываются на реальные символы?

 


Лабораторная работа № 6. Ситуационный принцип в задаче распознавания образов

Цель работы: освоить принципы построения системы ситуационного распознавания образов

 

Теоретическая часть

Подход «ситуация управляет системой» закономерно возник в экономической отрасли, как инструмент оперативного контроля и управления экономическими субъектами в условиях быстроменяющихся финансовых ситуаций. Возможность применения данного подхода не ограничивается только социально-экономическими системами, например, ситуационное управление используется в поисковой системе Google, в менеджменте персонала, при управлении сложными техническими, эргатическими и организационными системами. Сложность задачи ситуационного управления распознаванием образов заключается в сравнительной оценке большого количества признаков (от нескольких десятков – до нескольких сотен) для выбора наиболее вероятных под лидирующие классы образов [7].

Модель системы распознавания образов имеет следующий вид: «значения признаков → ассоциативные оценки мер близости → коды сигнатур образов → коды ситуаций → оптимальные признаки».

Для формализации задачи использованы следующие условные обозначения [1, 7]: qx – неизвестный образ, подлежащий распознаванию; Q * – класс образов, к которому отнесен qx; < si > – зарегистрированное значение i -го признака, i = 1, m; < Sx > – вектор зарегистрированных значений признаков qx; V { qx, Qj } – мера близости между qx и j -ым образом из множества эталонов Q; vij {< si >, Qj } – частный параметр оценки ассоциативности значения < si > признака si из множе­ства S для всех клас­сов образов из Q,   j = 1, n; Ф{< Sx >, Qj } – функционал для вы­числения меры близости V { qx, Qj }; P (s) – множество функций оценок распределений значений признаков из S для всех классов образов Q; wij { vij, Qj } – коэффициент сигнатуры значения vij для j -го образа из множества эталонов Q; W { qx, Qj } – совокупность коэффициентов сигнатур, характеризую­щих ситуацию распознавания j -го образа из множества эталонов Q; Ф{ qx, si } – функционал для нахождения оптимальных (наибо­лее вероятных) признаков si из множе­ства S для образа qx, исходя из ситуации распознавания; Rj – сумма попаданий < si > для i -го признака j -го класса образов.

В общем случае в теории и практике ситуационного управления распознаванием образов в качестве правил отбора образов из множества Q могут быть использованы:

- доминирующий стиль (выбор оптимальных признаков только для одного лидера, набравшего максимальное количество баллов);

- тандемный стиль (выбор оптимальных признаков для двух лидеров);

- командный стиль (лояльный выбор оптимальных признаков сразу для нескольких классов образов, лидирующих в “эстафете” распознавания Qj).

По способу выбора признаков в алгоритме существуют следующие:

- рулеточный (кольцевой перебор признаков si из множе­ства S);

- вероятностный (выбор оптимальных признаков с учетом их рейтингов, исходя из вероятностей появления лидирующих образов).

Математическая модель распознавания qx имеет следующий вид [1, 7]:

(6.1)
(6.2)
(6.3)
(6.4)
(6.5)
(6.6)
(6.7)
(6.8)
(6.9)

В матрице (6.5) каждый столбец соответствует частным мерам близости vij множе­ства < Sx > для каждого класса образов по всем признакам. Сумма элементов каж­дой строки соответствует сумме в выражении (6.2). Выраже­ние (6.6) описывает раз­деляющее правило, при котором отнесение qx к одному из классов образов-этало­нов Q * производится на основе сигнатурного подхода и по максимальной величине меры бли­зости, соответствую­щей сумме элементов в каждой строке матрицы (6.5). При обу­чении модели произ­водится вычисление элементов матрицы (6.5) по выражениям (6.1) – (6.9).

Процесс рас­познавания qx сводится к вычислению суммы элементов мат­рицы по каждой строке, соответствующих < sx > и < Sx >, и выбору искомого класса образа по мак­симальной сумме. Принятие решения по максимальной сумме эле­ментов строки матрицы с учетом сигнатурного подхода позволяет реа­лизовать мажо­ритарный принцип и повышает достоверность распознавания обра­зов. Достоинством представленной модели распознавания образов яв­ляется высокая производительность, обусловленная простотой алгоритма вычис­ления разделяю­щей функции и реализации разделяющего правила. Аппаратная и программная реализация алгоритма на порядок проще и быстрее аналогичного ал­горитма рас­познавания, работающего, например, по методу Байеса.

На рисунке 6.1 представлена схема алгоритма выбора оптимальных (наиболее вероятных) признаков среди множества S для лидирующих образов Q * на основе ситуационного принципа.

Входными данными алгоритма является: множество лидирующих классов образов Q * и множество неопрошенных признаков S Y. Выходными – матрица оптимальных признаков S P в порядке убывания приоритетов для лидирующих классов образов Q *.

 

Рисунок 6.1 – Схема алгоритма выбора оптимальных признаков

 

В ходе работы алгоритма осуществляется формирование двумерного динамического массива, представленного в таблице 6.1, в ячейки (столбцы № 2 – 4) которого записываются вероятности P (Qj *) появления j -го лидирующего образа для i -го неопрошенного признака Si Y. В пятый столбец массива записывается сумма вероятностей P (Q *) для i -го неопрошенного признака Si Y. После заполнения матрицы осуществляется поиск максимальной вероятности max P (Qj *) появления j -го лидирующего образа для i -го неопрошенного признака Si Y.

Таблица 6.1 – Пример динамического массива, содержащего вероятности P (Qj *) появления j -го лидирующего образа для i -го признака Si Y

Код признака P (Q 1*) P (Q 2*) P (Q 4*) S P (Q *) D1 = max P (Qj *) – P (Q 1*) D2 = max P (Qj *) – P (Q 2*) D4 = max P (Qj *) – P (Q 4*) Значение приори­тета
1 2 3 4 5 6 7 8 9
A 5/20 6/20 4/20 15/20 1/20 0 2/20 0,6
B 7/20 4/20 1/20 12/20 0 3/20 6/20 0,15
C 3/20 1/20 4/20 8/20 1/20 3/20 0 0,20
D 8/20 0/20 3/20 11/20 0 8/20 5/20 -0,1

 

Темным цветом в таблице 6.1 выделены вероятности P (Q *), которые являются максимальными max P (Qj *).

Далее формируются вектора (см. таблицу 6.1, столбцы № 6 – 8), содержащие разницу D между max P (Qj *) и остальными P (Q *). Полученные D последовательно вычитаются из S P (Q *) и формируют значение приоритета (см. таблицу 6.1, столбец №9). После вычисления значений приоритетов для всех неопрошенных признаков Si Y, массив сортируется по убыванию. На выходе алгоритма (см. рисунок 6.1) содержится список наиболее вероятных кодов признаков Si P в порядке убывания приоритетов.

Далее алгоритм программы осуществляет опрос соответствующего признака, который получил наибольшее значение приоритета. В режиме идентификации на адресные входы ассоциативного ЗУ последовательно поступают значения признаков исследуемого образа. В подсистеме принятия решений передаются меры близости vij множе­ства < Sx > для каждого класса образов по всем признакам. На основании этих данных в подсистеме принятия решений формируется совокупность коэффициентов сигнатур W { qx, Qj }, характеризую­щих ситуацию распознавания j -го образа из множества эталонов Q. Через функционал Ф{ qx, si } алгоритм программы определяет оптимальные (наибо­лее вероятные) коды признаков si из множе­ства S для лидирующих образов, исходя из ситуации распознавания.

Эффективность ситуационного алгоритма распознавания графических образов в среднем выполняется за три шага (итерации), тогда как для сигнатурного или классического ассоциативно-мажоритарного подхода требуется 5 – 6 итераций.

Таким образом, сигнатурный и ситуационный подходы позволяют оценить ситуацию по совокупности кодов сигнатур для выбора наиболее вероятных признаков под лидирующие классы образов и повысить оперативность принятия решения по распознаваемому классу образов.

 

Порядок выполнения работы

 

1. Запустить программу «Эмулятор системы ситуационного распознавания образов».

2. Используя теоретический материал, представленный в пункте 6.1, разобраться в ситуационном и сигнатурном принципах в задаче распознавания образов.

3. Изучить представленный программный эмулятор:

- режим настройки объема ассоциативного ЗУ;

- режим распознавания образов в соответствии с вариантом задания;

- режим пост обработки журнала вычислительного эксперимента.

4. В процессе работы эмулятора пользователь должен определить достоинства сигнатурного и ситуационного подходов, которые следует указать в отчете о проделанной работе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...