Задание на лабораторную работу
1. Изучить прикладную программу «Эмулятор системы ситуационного распознавания образов». 2. Оценить длительность работы алгоритма распознавания образов в соответствии с вариантом задания. 3. Оформить отчет о проделанной лабораторной работе. Варианты заданий
Варианты заданий для выполнения лабораторной работы представлены в таблице 6.2.
Таблица 6.2 – Варианты заданий для выполнения лабораторной работы №6
6.5 Контрольные вопросы
1. Назовите преимущества ситуационного распознавания образов. 2. Назовите факторы, влияющие на достоверность распознавания образов. 3. Что такое порог распознавания и разделяющая функция? 4. Назовите критерии оценки эффективности систем распознавания образов. 5. Назовите достоинства сигнатурного подхода? Лабораторная работа № 7. Ассоциативно-мажоритарная модель распознавания образов Цель работы: освоить технологию оперативной оценки состояния протяженного объекта на основе ассоциативно-мажоритарной модели распознавания образов
Теоретическая часть Распознавание состояния протяженных в пространстве объектов, например, автомобильных дорог является одним из основных процессов в системе управления качеством автомобильных дорог, требующих больших материальных и временных затрат [8]. Результаты распознавания состояния дорожного полотна (ДП) должны служить надежной информационной базой для решения управленческих задач. На рисунке 7.1 представлены схема протяженного в пространстве объекта на примере автомобильной дороги.
Рисунок 7.1 – Схема дорожного полотна и маршрут движения «Оренбург – Исянгулово» по трассам P-314 и P-336
Каждый участок Ci дороги длиной l и шириной s характеризуется следующими показателями, влияющими на безопасность дорожного движения: продольным α и поперечным β уклоном, радиусом виража конкретной категории качества ДП r, шероховатостью γ и коэффициентом продольного сцепления φ. К исходным данным задачи идентификации относится [8]: множество классов образов Q = { q 1, q 2 ,…, qj,…, qn }, характеризующих категорию ДП; множество информативных признаков S = { s 1, s 2 ,…, si,…, sm } с известными распределениями значений P (s). Для формализации задачи распознавания использованы условные обозначения, представленные в лабораторной работе № 6.
Математическая модель распознавания qx представлена в лабораторной работе №6 формулами (6.1) – (6.9). Представленная модель универсальна и может быть использована для распознавания состояний сложных объектов при различных постановках задачи, в частности: при контроллинге и отборе персонала в социально-экономических системах; при определении категории дорожного полотна и соответствующей безопасной скорости транспорта по принятой в РФ классификации категорий автомобильных дорог согласно ГОСТ Р 52398-2005; в подсистемах мониторинга состояний региональных транспортных систем. При этом изменяется лишь выражение для вычисления частных параметров оценки ассоциативности значения < si > признака si из множества S. На рисунке 7.2 представлена структурная схема высокопроизводительной системы идентификации на основе ассоциативно-мажоритарной модели распознавания образов, позволяющей оценивать состояние ДП во время движения автомобиля. Входными данными для системы оценки являются: - вектор параметров регистрации R= { S, n, m }; - режим работы системы U (обучение или распознавание). Потоки измерительной информации определяются перечнем датчиков и режимами работы средств регистрации и первичной обработки данных. Эффективность данной системы в основном определяется временем (производительностью) H проведения диагностирования и достоверностью D принимаемых решений. Подсистема регистрации и первичной обработки данных о ДП формирует информационные потоки для подсистемы обучения ассоциативной модели и подсистемы идентификации ровности ДП. Рисунок 7.2 – Структурная схема системы идентификации состояния ДП
Формирование базы распределений информативных признаков P основано на принципе работы амплитудных анализаторов сигналов, что обеспечивает высокое быстродействие, обусловленное простотой алгоритма формирования произвольных распределений. На этапе обучения ассоциативной модели подсистема управления последовательно выбирает соответствующий признак дорожного полотна и организует регистрацию его распределения в системе. По окончании регистрации подсистема формирования ассоциативных признаков по полученным оценкам распределений формирует базу ассоциативных признаков. В результате идентификации система относит диагностируемое состояние ДП к одному из семи классов ровности ДП по международной классификации индексов ровности.
Применение предложенного подхода позволяет снизить затраты на проведение эксперимента . Ассоциативная модель распознавания образов реализована в виде аппаратно-программного устройства и пакета программ [4]. Представленный подход может также найти применение в системах технической диагностики сложных промышленных объектов металлургического, нефтегазодобывающего профиля, а также в системах контроля и управления доступом в АСУ ТП. Порядок выполнения работы
1. Войти в объектно-ориентированную среду программирования «Borland Delphi 7». Разработать общий вид экранной формы прикладной программы так, как показано на рисунке 7.3.
Рисунок 7.3 – Общий вид экранной формы в процессе работы программы
2. Используя теоретический материал, представленный в пункте 7.1, реализовать алгоритм оценки состояния ДП на основе ассоциативно-мажоритарной модели распознавания образов. 3. В программе должна быть предусмотрена возможность настройки следующих параметров: количества информативных признаков и классов образов-эталонов; объема памяти (диапазона адресов), приходящегося на каждую страницу ассоциативного ЗУ; ведение журнала вычислительного эксперимента. 4. В программе должна быть предусмотрена возможность постобработки результатов вычислительных экспериментов и формирования диаграммы распределений значений информативных признаков. Прикладная программа должна иметь гибкую структуру и возможность модификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|