Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, задачи и методы проведения анализа финансовых результатов




 

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризу­ются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, - тем эф­фективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансо­вое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рента­бельности — одна из основных задач в любой сфере бизнеса, большая роль в выявлении которых отводится экономическому анализу.

Основные задачи анализа:

1. Систематический контроль за формированием финансовых результатов.

2. Определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты.

3. Выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины.

4. Оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности.

5. Разработка рекомендаций по освоению выявленных резервов увеличения прибыли.

Основные источники информациидля анализа: данные аналитичес­кого бухгалтерского учета по счетам результатов, «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2), «Отчет об изменениях капитала» (форма № 3), а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

В процессе анализа используются разнообразные показатели при­были, которые можно классифицировать следующим образом:

-по видам хозяйственной деятельностиразличают прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие внереализационные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.

- по составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль от реализации продукции, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.

Маржинальная прибыль это разность между выручкой (нетто) и пря­мыми производственными затратами по реализованной продукции.

Прибыль от реализации продукции это разность между маржи­нальной прибылью и постоянными затратами предприятия.

Брутто-прибыльвключает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).

Прибыль до налогообложения— это результат после выплаты процентов кредиторам.

Чистая прибыль это та сумма прибыли, которая остается в рас­поряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономичес­ких санкций и прочих обязательных отчислений.

- в зависимости от характера деятельности предприятиявыде­ляют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.

- по характеру налогообложенияразличают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соот­ветствии с налоговым законодательством, которое периодически пе­ресматривается.

- по степени учета инфляционного фактораразличают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп ин­фляции в отчетном периоде.

- по экономическому содержаниюприбыль делится на бухгалтер­скую и экономическую.

Бухгалтерская прибыльопределяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов.

Экономическая прибыльотличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).

- по характеру использованиячистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.

Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.

Потребляемая прибыль та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.

Механизм формирования данных показателей прибыли представлен на рисунке 2. Использование того или иного показателя прибыли зависит от цели анализа. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная при­быль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой маржи — прибыль от реали­зации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки до­ходности совокупного капитала — общая сумма прибыли от всех ви­дов деятельности до выплаты процентов и налогов, для оценки рен­табельности собственного капитала — чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия — капитализированная (реинвести­рованная) прибыль и т.д.

             
 
 
   
Потребленная прибыль
   
 
 

 

 


Рисунок 2 – структурно – логическая модель формирования показателей прибыли

Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или ино­го показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый ре­зультат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде диви­дендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятель­ности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после упла­ты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источ­ником поступления денег в бюджет. Поэтому желательно, чтобы внут­ренняя и внешняя финансовая отчетность давала сведения о финан­совых результатах именно в таком разрезе.

Прибыль от реализации продукции (услуг)
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выпол­нение плана прибыли от реализации продукции и определяются фак­торы изменения ее суммы (рисунок 3).


Рисунок 3 – Стуртурно – логическая модель факторного анализа прибыли

Как видно из рисунка 3 прибыль от реализации отдельных видов продукции зависит от сле­дующих факторов первого порядка:объема реализации продукции; уровня среднереализационных цен, переменных затрат на единицу продукции себестоимости и суммы постоянных затрат отчетного периода, относящейся к данному виду продукции и рассчитывается по формуле:

 
 
  П = VРП х (ц – b) – А,    


(1)

 

где П – прибыль от реализации отдельных видов продукции, рубли;

VРП – объем реализации продукции, штук;

ц – уровень среднереализационных цен, рубли;

b – сумма переменных затрат на 1 единицу продукции, рубли;

А – сумма постоянных затрат отчетного периода, относящаяся к продукции, рубли.

Изменение объема реализации продукцииможет оказать и положи­тельное, и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж при положительной ставке маржи покрытия на еди­ницу продукции приводит к увеличению общей суммы маржи покрытия, а соответственно, и размера прибыли. Напротив, при от­рицательной ставке маржи покрытия, увеличение объема реализации приводит к уменьшению суммы прибыли.

Уровень среднереализационных цени величина прибыли находят­ся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Себестоимость продукции (переменные и постоянные затраты)и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: сни­жение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепной подстановки.

При анализе прибыли в целом по предприятиюнеобходимо кроме данных факторов учитывать еще влияние структуры реализованной продукции, изменение которой может также оказывать и положитель­ное, и отрицательное влияние на ее величину. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме продаж, то сум­ма прибыли возрастет. Напротив, увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции вызовет уменьшение общей суммы прибыли.

После расчета влияния факторов па изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью при­ема цепной подстановки определяется сумма прибыли при изменении общего объема продаж, но при сохранении структуры продаж, отпускных цен, удель­ных переменных затрат и общей суммы постоянных затрат на уровне базисного периода. Для этого маржу покрытия базисного периода нужно умножить на индекс объема продаж в целом по предприятию и из полученной ее суммы вычесть постоянные затраты базисного периода.

После этого надо определить, сколько прибыли получило бы пред­приятие при изменении объема и структуры продаж, но при базис­ной величине остальных факторов.

После произведенных расчетов необходимо изменить и уровень отпускных цен по каждому виду про­дукции, оставляя на прежнем уровне удельные переменные и посто­янные затраты периода.

Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между общей суммой брутто – прибыли и суммой выплаченных процентов и налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательств, покрываемых за счет прибыли.

Рентабельность — это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характери­зуют эффективность работы предприятия в целом, доходность раз­личных направлений деятельности (производственной, коммерчес­кой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, харак­теризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потреб­ленными ресурсами.

Рентабельность продукции, или коэффициент окупаемости затрат(R3),исчисляется путем отношения прибыли от реализации (Прп) к сумме затрат по реализованной продукции (Зрп):

 
 
Прп R3 = ---------------, Зрп


(2)

 

где R3 - коэффициент окупаемости затрат;

Прп - прибыль от реализации продукции;

Зрп - затраты от реализованной продукции.

Коэффициент окупаемости затрат показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого руб­ля, затраченного на производство и реализацию продукции. Он может рассчитываться по отдельным видам продукции и в целом по пред­приятию. При определении его уровня в целом по предприятию целесообразно учитывать не только реализационные, но и внереализа­ционные доходы и расходы, относящиеся к основной деятельности.

Рентабельность продаж (оборота)рассчитывается делением при­были от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (Врп). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Этот показатель рассчитывается в целом по предприя­тию и отдельным видам продукции:

 
 
Прп Rп = ---------------, Врп


(3)

 

где Rп – рентабельность продаж (оборота);

Прп - прибыль от реализации продукции;

Врп – выручка от реализации продукции.

В процессе анализа изучается динамика данных показателей, вы­полнение плана по их уровню, проводятся межфирменные сопостав­ления и рассчитывается влияние факторов на изменение их величины.

Уровень рентабельности затрат по отдельным видам продукцииза­висит от следующих факторов первого порядка: изменения объема продаж, цены реализации, усеченной себестоимости единицы про­дукции и суммы постоянных затрат, отнесенных на данный вид про­дукции. Факторная модель данного показателя выглядит следующим образом:

 
 
VРПi х (цi– bi) - Ai Рi = ------------------------------, VРПi х bi + Ai


(4)

 

 

где VРПi - объем реализации i – продукции;

цi – уровень среднереализационных цен i – продукции;

bi – переменные затраты на единицу i – продукции;

Аi - сумма постоянных затрат, относящаяся к i – продукции

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду товарной про­дукции для определения: какие виды продукции на пред­приятии более доходные, как изменился уровень рентабельности икакие факторы на это повлияли.

Для анализа рентабельности продукции в целом по предприятию можно использовать следующую факторную модель:

 
 
П ∑[VРПi х (цi– bi)] - Ai R = ----- = ------------------------------, З ∑VРПi х bi + Ai


(5)

 

 

где R – рентабельность продукции в целом по предприятию;

П - прибыль от реализации продукции;

З - затраты от реализованной продукции;

VРПi - объем реализации;

Аi - сумма постоянных затрат, относящаяся к продукции;

цi – уровень среднереализационных цен продукции;

bi – переменные затраты на единицу продукции;

Аi - сумма постоянных затрат, относящаяся к продукции.

Аналогичным образом производится анализ рентабельности продаж (оборота), для чего можно использовать следующие факторные мо­дели:

- для одного вида продукции:

 
 
Прпi VРПi х (цi– bi) - A Rобi = ----- = ------------------------------, Зрпi VРПi х цi


(6)

 

где Rобi – рентабельность продаж (оборота) i – вида продукции;

Прпi - прибыль от реализации i – вида продукции;

Зрпi - затраты от реализованной i – вида продукции;

VРПi - объем реализации i – вида продукции;

Аi - сумма постоянных затрат, относящаяся к i – вида продукции;

цi – уровень среднереализационных цен i – вида продукции;

bi – переменные затраты на единицу i – вида продукции;

Аi - сумма постоянных затрат, относящаяся к i – вида продукции

- в целом по предприятию:

 
 
Прп ∑[VРПi х (цi– bi)] - A Rоб = ----- = ------------------------------, Зрп ∑(VРПi х цi)


(7)

 

где Rоб – рентабельность продаж (оборота);

Прп - прибыль от реализации;

Зрп - затраты от реализованной;

VРПi - объем реализации продукции;

Аi - сумма постоянных затрат, относящаяся к продукции;

цi – уровень среднереализационных цен продукции;

bi – переменные затраты на единицу продукции;

Аi - сумма постоянных затрат, относящаяся к продукции.

Последняя модель кроме объема, цены, удельных переменных и общей суммы постоянных затрат учитывает еще и влияние структу­ры продаж на изменение рентабельности оборота.

При углубленном анализе показателей рентабельности необходи­мо изучить влияние факторов второго уровня, от которых зависит изменение среднереализационных цен, удельных переменных затрат и постоянных расходов периода.

В результате проведенного исследования теоретических аспектов анализа финансовых результатов предприятия можно сделать вывод, что методика анализа включает в себя проведение анализа показателей прибыли (факторного анализа прибыли от продаж, анализ бухгалтерской прибыли, анализ чистой прибыли), а также проведение анализа показателей рентабельности (рентабельность продукции, рентабельность продаж, экономическая рентабельность).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...