Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ показателей прибыли




 

Основными факторами, влияющими на размер прибыли от продаж в ОАО «Ейский станкозавод» являются: объем реализации продукции, цена на изделия и их себестоимость (см. таблица 6).

Проведение факторного анализа прибыли от продаж целесообразно проводить по всем видам продукции, выпускаемым анализируемым предприятием. Так как на предприятии ОАО «Ейский станкозавод» широкий ассортиментный перечень выпускаемой продукции (станки, запчасти к станкам, элеваторное оборудование, товары народного потребления, сельхозтехника, услуги по ремонту станков, услуги по предоставлению теплоэнергии городу и т.д.) факторный анализ прибыли от продаж будет проведен только по основным видам изделий, которые явились целью создания данного предприятия (станки токарные – полуавтоматы и станки токарные универсальные).

Таблица 6 – Данные для факторного анализа прибыли от продаж токарных станков ОАО «Ейский станкозавод» в период с 2004 по 2006 гг.

Показатель Станки токарные - полуавтоматы Станки токарные универсальные Итого
       
Объем продаж, штук      
2004 год      
2005 год      
2006 год      
Цена, тыс. руб.      
2004 год     -
2005 год     -
2006 год     -
Продолжение таблицы 6
       
Переменные затраты, тыс. руб.      
2004 год     -
2005 год     -
2006 год     -
Постоянные затраты на весь объем продаж, тыс. руб.      
2004 год      
2005 год      
2006 год      
Прибыль от продаж, тыс. руб.      
2004 год      
2005 год      
2006 год      

Рассчитаем влияние факторов используя данные таблицы 6 и формулу 1 методом прямой подстановки.

Сначала рассчитаем сумму прибыли в анализируемом периоде:

в 2004 году: 7*(242-90)+25*(238-88)-3405=1409 тыс. рублей;

в 2005 году: 6*(315-159)+29*(300-151)-4294 =963 тыс. рублей;

в 2006 году: 3*(410-186)+48*(238-88)-4842 = 5766 тыс. рублей.

Затем определим сумму прибыли от продаж при изменении общего объема продаж:

в 2005 году:(6*(315-159)+29*(300-151)-4294)*35/32 = 1053 тыс. рублей;

в 2006 году: (3*(410-186)+48*(238-88)-4842)*51/35 = 8402 тыс. рублей.

После этого определим, сколько прибыли получило бы предприятие при изменении объема продаж, но с базисной величиной остальных факторов:

в 2005 году: 6*(242-90)+29*(238-88)-3405 = 1857 тыс. рублей;

в 2006 году: (3*(315-159)+48*(300-151)-4294) = 3326 тыс. рублей.

Далее изменяем и уровень отпускных цен по каждому виду продукции, оставляя на прежнем уровне переменные и постоянные затраты периода:

в 2005 году: 6*(315-90)+29*(300-88)-3405 = 4093 тыс. рублей;

в 2006 году: (3*(410-159)+48*(377-151)-4294) = 7307 тыс. рублей.

После изменения переменных затрат на единицу продукции получим следующую сумму прибыли:

в 2005 году: 6*(315-159)+29*(300-151)-3405 = 1852 тыс. рублей;

в 2006 году: (3*(410-186)+48*(377-170)-4294) = 6314 тыс. рублей.

Таким образом, общее изменение суммы прибыли от продаж составляет:

В 2005 году: 963 – 1409 = -446 тыс. рублей;

В 2006 году: 5766 – 963 = 4803 тыс. рублей.

В том числе за счет изменений:

А) общего объема продаж:

В 2005 году: 1053-1409 = -356 тыс. рублей;

В 2006 году: 8402-963 = 74039 тыс. рублей.

Б) структуры продаж:

В 2005 году: 1857-1053 = 804 тыс. рублей;

В 2006 году: 3326-8402 =-5076 тыс. рублей.

В) отпускных цен:

В 2005 году: 4093-1857 =2236 тыс. рублей;

В 2006 году: 7307-3326 = 3981 тыс. рублей.

Г) переменных затрат на единицу продукции:

В 2005 году: 1852-4093 = -2241 тыс. рублей;

В 2006 году: 6314-7307 = -993 тыс. рублей.

Д) общей суммы постоянных затрат:

В 2005 году: 963-1852 = -889 тыс. рублей;

В 2006 году: 5766-6314 = -548 тыс. рублей.

Итого изменение прибыли от продаж под влиянием факторов:

В 2005 году:-356+804+2236-2241-889=-446 тыс. рублей или 963-1409=-446 тыс. рублей;

В 2006 году: 7439-5076+3981-993-548=4803 тыс. рублей или 5766-963=4803 тыс. рублей.

Обобщим полученную информацию в схеме (см. рисунок 8).

Рисунок 8 – Прибыль от продаж под влиянием факторов на предприятии ОАО «Ейский станкозавод» в период с 2004 по 2006 гг.

Данные проведенных расчетов и рисунка 8 показывают, что рост прибыли от продаж на предприятии ОАО «Ейский станкозавод» металлорежущих станков обусловлен в 2005 году изменением уровня цен, а в 2006 году - изменением уровня цен и увеличением объема продаж.

Основными факторами, влияющими на балансовую прибыль, являются объем выручки от реализации продукции, уровень себестоимости, размер прочих доходов и расходов.

Таблица 7 – Анализ балансовой прибыли ОАО «Ейский станкостроительный завод» в период с 2004 по 2006 гг.

Показатель 2004 год 2005 год 2006 год Изменения 2005 года к 2004 Изменения 2006 года к 2005
тыс. руб. % тыс. руб. %
               
Выручка от продаж, тыс. руб.         128.61   129.56
Себестоимость продукции, тыс. руб.         123.91   129.99
В % к выручке 89.91 86.63 86.92 -3.28 96.35 0.29 100.34
Валовая прибыль, тыс. руб.         170.44   126.74
Коммерческие расходы, тыс. руб.         0.00   171.58
Прибыль от продаж, тыс. руб.         159.42   123.64
Прочие доходы, тыс. руб.       -47 20.34   700.00
Прочие расходы, тыс. руб.         108.10   119.31
Балансовая прибыль, тыс. руб.         227.42   131.39
Прибыль в % к выручке 4.08 7.21 7.31 - - - -

Материал таблицы 7 показывает, что за анализируемый период балансовая прибыль в 2005 году выросла по сравнению с 2004 годом на 987 тыс. рублей (с 671 тыс. рублей до 1526 тыс. рублей) или 59,42%,а в 2006 году по сравнению с данными 2005 года на 626 тыс. рублей (с 1526 тыс. рублей до 2005 тыс. рублей) или на 23,64% соответственно.

Это явилось результатом взаимодействия следующих факторов:

1.Рост выручки от реализации продукции на 4710 тыс. рублей (с 16465 тыс. рублей до 21175 тыс. рублей) или на 28,61% в 2005 году по сравнению с 2004 годом, а в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 6259 тыс. рублей (с 21175 тыс. рублей до 27434 тыс. рублей) или на 29,56% увеличил прибыль предприятия.

2. Изменения уровня себестоимости повлекли изменения суммы прибыли. Так увеличение себестоимости в 2005 году в сравнении с 2004 годом на 3,28 % (с 89,91% до 86,63%) снизил сумму прибыли на 3540 тыс. рублей, а в 2006 году увеличение расходов на продажу по сравнению с показателями 2005 года на 0,29% (с 86,63% до 86,92%) повысило сумму затрат на 5502 тыс. рублей, что соответственно также снизило сумму прибыли.

Сумма коммерческих расходов, сформированных по данным бухгалтерского учета на 1 января 2006 года уменьшила прибыль предприятия на 183 тыс. рублей, в 2007 году такое уменьшение прибыли произошло на сумму 131 тыс. рублей.

4. Уменьшение поступлений от прочих доходов на 47 тыс. рублей (с 59 тыс. рублей в 2004 году до 12 тыс. рублей в 2005 году) снизило бухгалтерскую прибыль на 47 тыс. рублей. Увеличение прочих доходов в 2006 году по сравнению с данными 2005 года повлекли рост бухгалтерской прибыли предприятия на 72 тыс. рублей (с 12 тыс. рублей до 84 тыс. рублей).

5. Рост расходов от прочих операций в течении исследуемого периода повлек уменьшение прибыли на 85 тыс. рублей в 2005 году или на 8,1% и на 219 тыс. рублей в 2006 году или на 19,31%.

Итого изменения по бухгалтерской прибыли в 2005 году:

4710 тыс. рублей - 3540 тыс. рублей – 183 тыс. рублей – 47 тыс. рублей – 85 тыс. рублей = 855 тыс. рублей.

Итого изменения по бухгалтерской прибыли в 2006 году:

6259 тыс. рублей – 5502 тыс. рублей – 131 тыс. рублей + 72 тыс. рублей – 219 тыс. рублей = 479 тыс. рублей.

На чистую прибыль предприятия ОАО «Ейский станкозавод» в период с 2004 по 2006 годы повлияли следующие факторы:

- налог на прибыль, уплачиваемый в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской федерации;

- отложенные налоговые активы и обязательства, сформированные в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденный Приказом Минфина РФ от 18 ноября 2002 года № 114н.

Таблица 8 - Анализ чистой прибыли ОАО «Ейский станкозавод» в период с 2004 по 2006 гг.

Показатель 2004 год 2005 год 2006 год Изменения 2005 года к 2004 Изменения 2006 года к 2005
тыс. руб. % тыс. руб. %
               
Брутто-прибыль, тыс. руб.         227.4   131.4
Налог на прибыль, тыс. руб.         285.2 -448 38.9
В % к прибыли 38.3 48.0 14.2 9.733 125.4 -33.82 29.6
Отложенные налоговые активы, тыс. руб.           -11 54.2
Продолжение таблицы 8
               
Отложенные налоговые обязательства, тыс. руб.       -186 27.9   637.5
Чистая прибыль, тыс. руб.         539.1   257.6

 

Данные таблицы 8 показывают, что сумма чистой прибыли в период с 2004 по 2006 года растет: в 2005 году прирост составил 685 тыс. рублей (с 156 тыс. рублей до 841 тыс. рублей) или 439,1%; в 2006 году прирост составил 1325 тыс. рублей (с 841 тыс. рублей до 2166 тыс. рублей) или на 157,6%.

На изменения чистой прибыли ОАО «Ейский станкозавод» в первую очередь повлияли обязательные налоговые отчисления в бюджет. Сумма налога на прибыль, которая увеличилась в 2005 году в сравнении с 2004 годом на 476 тыс. рублей или на 185,2%, а в 2006 году по сравнению с данными 2005 года снизилась до уровня 2004 года на 448 тыс. рублей или 63,1% и составила 285 тыс. рублей. Доля налога на прибыль в общей сумме бухгалтерской прибыли составила: в 2004 году 38,3%, в 2005 году 48%, что значительно выше ставки налога на прибыль организаций (24%), а в 2006 году доля налоговых отчислений от прибыли составила 14,2%.

На сумму налога на прибыль повлияли показатели отложенных налоговый обязательств и отложенных налоговых активов, а также сумма балансовой прибыли. Уменьшение суммы налоговых обязательств в 2005 году по сравнению с данными 2004 года на 186 тыс. рублей или 72,1% способствовало увеличению налоговой базы (налогооблагаемой прибыли) на эту сумму, в результате произошел рост налоговых обязательств в бюджет. И наоборот, увеличение суммы налоговых обязательств в 2006 году в сравнении с 2005 годом на 387 тыс. рублей или 537,5% повлекло снижение налогового бремени ОАО «Ейский станкозавод» в 2006 году. Однако, следует иметь в виду, что в следующих налоговой периодах (календарный год) возможно опять повышение налоговых обязательств перед государством по налогу на прибыль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...