Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и значение прибыли в деятельности предприятий




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему: «Учет и анализ финансовых

результатов»

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Ягодкин А.А.

Исполнитель дипломной работы:

Семакина Л.П.

 

Саранск, 2000

Содержание

 

Введение...................................................................................................................................... 4

1. Экономическая сущность прибыли в условиях перехода к рыночным отношениям............................................................................................................................ 7

1.1. Роль и значение прибыли в деятельности предприятий...................................... 7

1.2. Анализ финансовых результатов в системе экономического анализа..... 15

1.3. Международный опыт учета и анализа финансовых результатов.............. 19

1.4. Технико-экономическая характеристика исследуемого предприятия..... 25

2. Действующий порядок учета финансовых результатов ООО «Заячья усадьба».................................................................................................................................... 32

2.1. Учет финансовых результатов от реализации продукции............................... 32

2.2. Учет и распределение прибыли.................................................................................. 39

2.3. Учет расчетов по налогам на прибыль.................................................................... 41

3. Методические основы анализа прибыли и резервов ее повышения 53

3.1. Общая оценка финансовых результатов................................................................ 53

3.2. Анализ основных факторов, влияющих на прибыль.......................................... 63

3.3. Прогнозирование прибыли на предприятии........................................................... 70

3.4. Анализ показателей рентабельности и деловой активности......................... 78

Заключение............................................................................................................................ 94

Список использованных источников......................................................... 100

Приложения......................................................................................................................... 103

 

 


Введение

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.

Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. Следующая функция анализа - контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа - поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Анализом финансового состояния предприятия, организации занимаются руководители и соответствующие службы, а также учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов. Банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей предприятия. Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использование средств предприятия. Эти сведения представляются в балансе предприятия. Основными факторами, определяющими финансовое состояния предприятия, являются, во-первых, выполнение финансового плана и пополнение по мере возникновения потребности собственного оборота капитала за счет прибыли и, во-вторых, скорость оборачиваемости оборотных средств (активов). Сигнальным показателем, в котором проявляется финансовое состояние, выступает платежеспособность предприятия, под которой подразумевают его способность вовремя удовлетворять платежные требования, возвращать кредиты, производить оплату труда персонала, вносить платежи в бюджет. В анализ финансового состояния предприятия входит анализ бухгалтерского баланса, пассив и актив, их взаимосвязь и структура; анализ использование капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности и кредитоспособности предприятия и т.д.

Таким образом, анализ финансового состояния предприятия является одной из самых актуальных задач, а применение его на практике, на мой взгляд, способно в полной мере показать уровень полученных за время обучения знаний.

Предметом данной дипломной работы является исследование организации учета и анализа финансовых результатов на примере ООО «Заячья усадьба», выполненное на основе финансово-экономического анализа деятельности фирмы в течение 1997-98 гг.

В рамках данной работы произведено:

- обобщение теоретических взглядов на роль и значение прибыли в современных условиях хозяйствования, а также анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

- изучение действующего на ООО «Заячья усадьба» порядка учета финансовых результатов деятельности;

- изложение методических основ анализа прибыли и резервов ее повышения.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, акты Государственной Думы, постановления Правительства РФ, нормативно-правовые документы порядка учета и анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Исходной информацией для написания дипломной работы послужили отчетные материалы ООО «Заячья усадьба».

 

 


Экономическая сущность прибыли в условиях перехода к рыночным отношениям

Роль и значение прибыли в деятельности предприятий

 

Самофинансирование как принципиальная черта рыночных отношений возможно лишь если валовой доход превышает текущие затраты, т.е. при условии положительного финансового результата хозяйственной деятельности (дохода). Только тогда предприятие может за счет собственных ресурсов финансировать оплату труда своих работников, собственное производственное и социальное развитие. Коммерческая прибыль - это непреложное условие самого существования торговых предприятий, поскольку они полностью отвечают за результаты своей хозяйственной деятельности.

Коммерческая прибыль торговых предприятий выражает стоимость необходимого и прибавочного продукта, созданного на данных предприятиях. Говоря о необходимом и прибавочном продукте применительно к торговле, следует учитывать, что в доходах торговли реализуется часть стоимости продукта, создаваемого в других производящих отраслях. Эта часть передается торговле в уплату за ее услуги непроизводительного характера.

Поэтому в торговле часть прибыли, которая идет на оплату труда, частично формируется за счет прибавочного продукта, созданного в отраслях, производящих товары. Однако всякая хозяйственная деятельность, отвечающая потребностям рыночной экономики, будь то производство товаров или предоставление услуг, в рамках общественно необходимых затрат должна приносить коммерческую прибыль.

В условиях рыночной экономики коллектив торгового предприятия непосредственно заинтересован в увеличении дохода, от которого зависят размеры оплаты труда и возможности дальнейшего экономического развития.

Коммерческая прибыль представляет собой разницу между доходом предприятия и общей суммой его отчислений и платежей. В свою очередь прибыль торгового предприятия образуется как разность валовой прибыли и материальных и приравненных к ним затрат.

Основной источник прибыли в торговле - это торговая деятельность, т.е. реализация товаров. Степень эффективности торговой деятельности измеряется показателем ее рентабельности, который непосредственно связан с прибылью и характеризует ее относительный уровень. Рентабельность торговли определяется как процентное отношение прибыли к показателю, характеризующему объем этой деятельности.

В торговле наиболее распространено исчисление рентабельности в процентах к объему товарооборота. Это одно из отличий торговли от других отраслей экономики, где этот показатель определяется как отношение прибыли к стоимости основных и оборотных фондов. В торговле такой метод расчета пока не распространен из-за различия предприятий по доле собственных и арендованных помещений. Вместе с тем по мере расширения хозяйственной самостоятельности предприятий и установления подлинных рыночных отношений измерение рентабельности в торговле по отношению к фондам должно постепенно распространиться, поскольку именно этот метод правильно выражает суть показателей экономической эффективности как отношения результатов к вложенным средствам.

Для оценки рентабельности относительно вложенных средств и сейчас в торговле применяются некоторые модификации показателей рентабельности, такие, как отношение дохода к торговой площади, к издержкам обращения, к фонду оплаты труда, к среднесписочной численности работников. Каждая из таких модификаций в известной мере характеризует эффективность использования отдельных видов ресурсов или текущих затрат, однако не дает представления об эффективности коммерческой деятельности в целом. Показатель рентабельности в процентах к товарообороту позволяет косвенно судить об этой эффективности с учетом специфики торговли, где свыше 80% средств вкладывается в закупку товаров для их последующей реализации.

Рентабельность торговых предприятий, как и прибыль, зависит от ряда факторов. Главные из них - динамика товарооборота, рациональность использования средств, система ценообразования, экономические нормативы.

Прибыль торговых предприятий используется для финансирования оплаты труда, расширения собственных основных и оборотных фондов, погашения долгосрочных кредитов, уплаты обязательных отчислений в бюджеты всех уровней и в централизованные отраслевые фонды.

Распределение прибыли основывается на соблюдении трех принципов: обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; накопление собственного капитала; выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством. В рыночной экономике значительная часть прибыли (38-45% валовой прибыли) изымается в форме налогов, которые государство направляет на пополнение доходов бюджета.

 

 


Рис. 1.1. Распределение

прибыли

Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предоставляется право предприятиям направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на получение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшать фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учета этой льготы, не более чем в 2 раза.

Одно из направлений распределения прибыли - погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его возврата.

Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свидетельствует о предкризисном состоянии.

Самоокупаемость и самофинансирование торговых предприятий требуют, прежде всего, получения валовой прибыли от хозяйственной деятельности и превышения этой прибыли над текущими затратами.

Валовая прибыль предприятия в общеэкономическом смысле - это выручка от реализации продукции и услуг вместе с различными доходами, получаемыми помимо основной хозяйственной деятельности. Продукция торговой деятельности - услуги по обеспечению товарного обращения и доведению товаров до потребителей - оплачивается торговле за счет части розничной цены товаров. Следовательно, валовая прибыль торгового предприятия представляет собой общую сумму выручки от реализации торговых услуг как разницы между товарооборотом и покупной стоимостью товаров, а также доходов от других хозяйственных операций, непосредственно не связанных с продажей товаров.

 

 


Рис.1.2. Распределение полученного дохода.

Валовая прибыль - источник средств для возмещения текущих затрат, расчетов с бюджетом; формирование хозрасчетного дохода торговых предприятий - не является прямым показателем экономической эффективности деятельности торговых предприятий. Она отражает в первую очередь долю торговли в сумме цен товаров народного потребления, объективно зависящую от степени развития рынка и его роли, а также от уровня развития инфраструктуры сферы товарного обращения и потребления. По мере активизации товарно-денежных отношений и формирования зрелых рыночных отношений будут возрастать роль и значение услуг торговли, валовая прибыль, необходимая для хозрасчетного финансирования ускоренного развития торгового сервиса.

Для оплаты торговых услуг служат торговые наценки. Они играют роль цены этих услуг и составляют разницу между продажной и покупной стоимостью товаров для торгового предприятия. Таким образом, основной источник валовой прибыли в торговле - это торговые наценки на розничную цену товаров. Именно поэтому от системы торговых наценок в решающей степени зависят показатели коммерческой деятельности и интересы торговых предприятий. Правильное экономическое обоснование наценок и достаточно гибкий порядок их формирования являются важнейшим условием рыночных отношений в торговле.

К неторговым хозяйственным операциям относятся производственная деятельность торговых предприятий (ателье индивидуального пошива одежды и обуви), ведение подсобных сельских хозяйств, оказание платных услуг покупателям (комплектование и доставка индивидуальных заказов, раскрой тканей, сбор стеклотары у покупателей и др.), получение доходов от реализации тары, ненужного имущества.

Доходы от неторговой деятельности занимают незначительную долю в общей сумме валовой прибыли предприятий. Однако по мере развития платных услуг покупателям в торговой сети, а также появления различных форм интеграции производства, торговли и бытового обслуживания населения весомость этих источников доходов торговых предприятий возрастает.

Хотя валовая прибыль на торговых предприятиях планируется, некоторые доходы могут возникать в результате непредвиденных или даже нежелательных обстоятельств, наносящих ущерб нормальной коммерческой деятельности. Это, например, штрафы, полученные от нарушителей договоров, излишки товарно-материальных ценностей, причины которых неизвестны. Торговые предприятия несут и незапланированные потери от уплаты штрафов, списания дебиторской задолженности, стихийных бедствий. Превышение непланируемых доходов над непланируемыми потерями увеличивает сумму не валового дохода торгового предприятия, а его коммерческого дохода, т.е. такие увеличения не планируются, учитываются лишь в итоговых фактических показателях коммерческой деятельности. Так же учитываются доходы от оказания платных услуг покупателям.

Конкретные пропорции распределения валовой прибыли имеют большое значение для экономического регулирования коммерческой деятельности торговых предприятий, поскольку от абсолютных размеров и соотношения различных фондов и отчислений зависят финансовые возможности и интересы коллективов торговых предприятий.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...