Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ показателей рентабельности и деловой активности




 

Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Как правило, к этой группе относятся различные показатели оборачиваемости. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств, т.е. скорость превращения их в денежную форму оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота средств при прочих равных условиях отражает повышение производственного потенциала фирмы.

В общем случае скорость оборота активов предприятия принято рассчитывать с помощью формулы:

, (3.23)

где КОА - коэффициент оборачиваемости активов;

ВР - выручка от реализации;

- средняя величина активов.

Он характеризует эффективность использования фирмой всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения, т.е. показывает, сколько раз в год (или другой отчетный период) совершается полный цикл производства и обращения, приносящий соответствующий эффект в виде прибыли.

Соответственно, оборачиваемость текущих активов будет определяться как:

, (3.24)

где КОТА - коэффициент оборачиваемости текущих активов;

- средняя величина текущих активов.

Средняя величина активов по данным баланса определяется по формуле:

, (3.25)

где АН, АК - величина активов на начало и на конец периода.

Затем определяется продолжительность одного оборота в днях:

, (3.26)

где Т - продолжительность анализируемого периода.

Если продолжительность оборота текущих активов увеличивается, то для продолжения производственно-коммерческой деятельности хотя бы на том же уровне необходимо дополнительное привлечение средств в оборот (СПО), которое рассчитывается по формуле:

, (3.27)

где П1 и П0 - соответственно период оборота отчетного и базисного годов.

Особое значение для стабильной деятельности предприятия имеет скорость движения денежных средств. Одним из основных условий финансового благополучия предприятия является приток денежных средств, обеспечивающий покрытие его текущих обязательств.

Одним из способов оценки достаточности денежных средств является определение длительности периода оборота (ПДС). С этой целью используется формула:

, (3.28)

где - средние остатки денежных средств;

ОП - оборот за период.

Для расчета средних остатков денежных средств привлекаются внутренние учетные данные (ОДn - остатки на начало n-го месяца) и формула:

(3.29)

где n - количество месяцев в периоде.

Для того, чтобы раскрыть реальное движение денежных средств на предприятии, оценить синхронность поступления и расходования денежных средств, а также увязать величину полученного финансового результата с состоянием денежных средств на предприятии, следует выделить и проанализировать все направления поступления (притока) денежных средств, а также их выбытия (оттока).

Указанные направления движения денежных средств принято рассматривать отдельно в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Приток денежных средств в рамках текущей деятельности связан с получением выручки от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также авансов от покупателей и заказчиков; отток - с уплатой по счетам поставщиков и прочих контрагентов, выплатой заработной платы работникам, производственными отчислениями в фонды социального страхования и обеспечения, расчетами с бюджетом по причитающимся к уплате налогам. К текущей деятельности принято также относить и выплаченные (полученные) проценты по кредитам.

Движение денежных средств в разрезе инвестиционной деятельности связано с приобретением (реализацией) имущества, имеющего долгосрочное использование (в первую очередь - поступление (выбытие) основных средств и нематериальных активов).

Финансовая деятельность предприятия связана в основном с притоком средств вследствие получения долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов и их оттоком в виде выплаты дивидендов и погашения задолженности по полученным ранее кредитам.

Анализ движения денежных средств проводится прямым и косвенным методом.

Прямой метод имеет недостаток: он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения величины денежных средств на счетах предприятия (предприятие получает чистую прибыль, а его денежные средства сокращаются). При анализе движения денежных средств косвенным методом преобразуется величина чистой прибыли в величину денежных средств, т.е. исправляется недостаток прямого метода анализа.

В отличие от других подходов к оценке финансового состояния, анализ движения денежных средств дает возможность сделать более обоснованные выводы о том, в каком объеме и из каких источников были получены поступившие на предприятие денежные средства и каковы основные направления их использования; достаточно ли собственных средств предприятия для осуществления инвестиционной деятельности; чем объясняются расхождения величины полученной прибыли и наличия денежных средств и т.д.

Для оценки оборачиваемости дебиторской задолженности используется следующая группа показателей.

1. Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОДЗ).

, (3.30)

где - средняя дебиторская задолженность,

, (3.31)

где ДЗН и ДЗК - соответственно дебиторская задолженность на начало и на конец периода.

По значению этого коэффициента судят, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение отчетного периода.

В том случае, если в течение периода величина выручки от реализации значительно изменялась по месяцам, то применяют уточненный способ расчета средней величины дебиторской задолженности, основанный на ежемесячных данных. Тогда:

(3.32)

где ОДЗn - величина дебиторской задолженности на конец n-го месяца.

2. Период погашения дебиторской задолженности (ППДЗ).

Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск её непогашения.

3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов (ДДЗ).

(3.33)

4. Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности (ДСЗ):

, (3.34)

где СДЗ - сомнительная дебиторская задолженность.

Этот показатель характеризует "качество" дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.

Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:

- контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) задолженностям;

- по возможности ориентироваться на большее число покупателей с целью уменьшения риска неуплаты одним или несколькими крупными покупателями;

- следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников финансирования;

- использовать способ предоставления скидок при досрочной оплате.

Оценка оборачиваемости товарно-материальных запасов проводится по каждому их виду (производственные запасы, готовая продукция, товары т.д.). Поскольку производственные запасы учитываются по стоимости их заготовления (приобретения), то для расчета коэффициента оборачиваемости запасов используется не выручка от реализации, а себестоимость реализованной продукции. Для оценки скорости оборота запасов (ОЗ) используется формула:

, (3.35)

где СР - себестоимость реализованной продукции;

- средняя величина запасов,

При этом:

, (3.36)

где ЗН и ЗК - соответственно остатки запасов на начало и на конец периода.

В ходе анализа этого показателя необходимо учитывать влияние оценки материально-производственных запасов, особенно при сравнении данного предприятия с конкурентом. В целом, чем выше показатель оборачиваемости запасов, тем меньше средств связано в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более ликвидную структуру имеют оборотные средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия. Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. Следует отметить, что в некоторых случаях увеличение оборачиваемости запасов отражает негативные явления в деятельности компании, например, в случае повышения объема реализации за счет реализации товаров с минимальной прибылью или вообще без прибыли.

Срок хранения запасов (СХ) определяется по формуле:

(3.37)

Используя приведенные выше формулы, рассчитаем коэффициенты деловой активности для ООО «Заячья усадьба», а результаты расчетов сведем в таблицу 3.6.

Таблица 3.6.

Коэффициенты деловой активности ООО «Заячья усадьба»

Показатель 1997 год 1998 год Индексы
1. Коэффициент оборачиваемости активов 4,26 3,92 0,92
2. Продолжительность одного оборота, дней     1,08
3. Длительность периода оборота денежных средств 0,95 1,50 1,58
4. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 1,57 1,97 1,25
5. Период погашения дебиторской задолженности     0,79
6. Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов 0,58 0,59 1,02
7. Скорость оборота товарно-материальных запасов 4,03 3,99 0,99
9. Срок хранения запасов   67,7 1,01

 

Как видно из результатов таблицы, период погашения дебиторской задолженности в 1998 году уменьшился по сравнению с 1997 и составил 137 дней против 172, что, безусловно, является положительной тенденцией. Скорость оборота товарно-материальных запасов в среднем составляет около 4 дней, что является очень хорошим показателем.

Еще раз следует напомнить, что для финансового анализа важно знать, как распределяются денежные средства по этапам основной деятельности предприятия: сколько денежных средств связано в производстве и на складе, сколько продано продукции, но еще не оплачено покупателем. Поэтому состав показателя «материально-производственные запасы» включает во все те ресурсы предприятия, которые еще не нашли покупателя, т.е. сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и прочие статьи, которые попадают под эту категорию средств предприятия. Как следует из наших расчетов, условия, на которых предприятия получают поставки, несколько лучше, чем условия, предоставляемые предприятием покупателям своей продукции. В целом это положительно характеризует финансовое положение компании, поскольку приток денежных средств от дебиторов более интенсивен, чем их отток кредиторам.

Функционирование предприятия зависит от его способности приносить необходимую прибыль. При этом следует иметь в виду, что руководство предприятия имеет значительную свободу в регулировании величины финансовых результатов. Так, исходя из принятой финансовой стратегии, предприятие имеет возможность увеличивать или уменьшать величину балансовой прибыли за счет выбора того или иного способа оценки имущества, порядка его списания, установления срока использования и т.д.

К вопросам учетной политики, определяющим величину финансового результата деятельности предприятия, в первую очередь, относятся следующие:

- выбор способа начисления амортизации основных средств;

- выбор метода оценки материалов, отпущенных и израсходованных на производство продукции, работ, услуг;

- определение способа начисления износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам при их отпуске в эксплуатацию;

- порядок отнесения на себестоимость реализованной продукции отдельных видов расходов (путем непосредственного их списания на себестоимость по мере совершения затрат или с помощью предварительного образования резервов предстоящих расходов и платежей);

- состав затрат, относимых непосредственно на себестоимость конкретного вида продукции;

- состав косвенных (накладных) расходов и способ их распределения и др.

Вполне понятно, что предприятие, раз выбрав тот или иной способ формирования себестоимости реализованной продукции и прибыли, будет придерживаться его в течение всего отчетного периода (не менее года), а все дальнейшие изменения в учетной политике должны иметь веские основания и непременно оговариваться.

В целом, результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с помощью абсолютных или относительных показателей.

Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность компании. Эти коэффициенты рассчитываются как отношение полученной прибыли к затраченным средствам, либо как отношение полученной прибыли к объему реализованной продукции.

Существует и используется система показателей эффективности деятельности, среди них коэффициент рентабельности активов (имущества).

, где (3.38)

Пр - прибыль в распоряжении предприятия,

- средняя величина активов.

Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. Этот показатель является одним из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности предприятия. Уровень конкурентоспособности определяется посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом.

В аналитических целях определяется как рентабельность всей совокупности активов, так и рентабельность текущих активов.

Показателем, отражающим эффективность использования средств, инвестированных в предприятие, является рентабельность инвестиций (Ри):

, где (3.39)

П - прибыль (до уплаты налога);

В - валюта баланса;

КО - краткосрочные обязательства.

Показатель рентабельности инвестиций рассматривается в зарубежной практике финансового анализа как способ оценки "мастерства" управления инвестициями. При этом считается, что, поскольку руководство компанией не может влиять на величину уплачиваемого налога на прибыль, для более точного расчета показателя в числителе используется величина прибыли до уплаты налога.

Инвесторы капитала (акционеры) вкладывают в предприятие свои средства с целью получения прибыли от этих инвестиций, поэтому, с точки зрения акционеров, наилучшей оценкой результатов хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал. Показатель прибыли на вложенный капитал, называемый также рентабельностью собственного капитала (Рск), определяется по формуле:

, где (3.40)

Исс - источники собственных средств.

Он позволяет определить эффективность использования собственного капитала, инвестированного собственниками и сравнить этот показатель с возможным получением дохода от вложения этих средств в другие ценные бумаги. В западных странах он оказывает существенное влияние на уровень котировки акций компании. С точки зрения наиболее общих выводов о рентабельности собственного капитала большое значение имеет отношение чистой прибыли (т.е. после уплаты налогов) к среднегодовой сумме собственного капитала. В показателе чистой прибыли находят отражение действия предпринимателей и налоговых органов по урегулированию результатов деятельности компании.

Другой важный коэффициент - рентабельность реализованной продукции (Ррп) - рассчитывается по формуле:

, где (3.41)

Вр - выручка от реализации.

Значение этого коэффициента показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля реализованной продукции. Тенденция к его снижению позволяет предположить сокращение спроса на продукцию предприятия. Различаются два основных показателя рентабельности реализации: из расчета по валовой прибыли от реализации и из расчета чистой прибыли. Первый показатель отражает изменения в политике ценообразования и способность предприятия контролировать себестоимость реализованной продукции, т.е. ту часть средств, которая необходима для оплаты текущих расходов, возникающих в ходе деятельности предприятия, выплаты налогов и т.д. Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за использованием МПЗ. Наиболее значимым в этой части анализа финансовой информации признается рентабельность реализованной продукции, определяемая как отношение чистой прибыли после уплаты налога к объему реализованной продукции.

Снижение коэффициента рентабельности реализованной продукции может быть вызвано изменениями в структуре реализации, снижение индивидуальной рентабельности изделий, входящих в реализованную продукцию, и др.

Анализ влияния рентабельности отдельных изделий на общую рентабельность продукции проводится в следующей последовательности:

1) определяют удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации;

2) рассчитывают индивидуальные показатели рентабельности отдельных видов продукции;

3) определяют влияние рентабельности отдельных изделий на её средний уровень для всей реализованной продукции. Для этого значение индивидуальной рентабельности умножают на долю изделия в общем объеме реализованной продукции. При этом рентабельность реализованной продукции определяется по формуле:

(3.42)

где: Pi - рентабельность i-го вида продукции;

Qi - доля i-го вида продукции в общем объеме реализации;

n - количество выпускаемых изделий.

Отмечу, что анализ рассчитанных коэффициентов рентабельности имеет практическую полезность лишь в том случае, если полученные показатели сопоставляются с данными предыдущих лет или аналогичными показателями других предприятий.

Существует взаимосвязь между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции, которая может быть представлена в виде формулы:

(3.43)

Иными словами, прибыль предприятия, полученная с каждого рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости средств и от того, какова доля чистой прибыли в выручке от реализации.

Рассмотрим коэффициенты рентабельности для предприятия ООО «Заячья усадьба».

 

Таблица 3.7.

Коэффициенты рентабельности ООО «Заячья усадьба»

Показатель 1997 год 1998 год
1. Коэффициент рентабельности активов 0,0167 0,0172
2. Коэффициент рентабельности реализации 0,00365 0,00418
3. Коэффициент рентабельности собственного капитала 0,295 0,304

 

Для оценки уровня коэффициентов оборачиваемости и рентабельности полезно сопоставить эти показатели между собой. Например, сравнить рентабельность всех активов с рентабельностью собственного капитала, рассчитанных по чистой прибыли. Разница между этими показателями обусловлена привлечением компанией внешних источников финансирования. Положительной оценки в этом случае будет заслуживать такая ситуация, при которой компания посредством привлечения заемных средств получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов на этот заемный капитал.

В нашем случае сразу видно, что за счет привлечения заемного капитала компания получает больше прибыли, чем должна уплатить процентов.

Дробление рентабельности активов на две составляющие позволяет выявить, что является причиной недостаточно высокого уровня этого показателя: рентабельность реализации, скорость оборачиваемости или оба эти коэффициента вместе. По результатам анализа финансовый менеджер может принять решение об увеличении рентабельности реализации, скорости оборота активов или же повысить оба эти показателя.

Видим, что в данном случае недостаточным является рентабельность реализации. Увеличение рентабельности реализации может быть достигнуто уменьшением расходов, повышением цен на реализуемую продукцию, а также превышением темпов роста объема реализованной продукции над темпами роста расходов.

Сравнение величины рентабельности в 1997 и 1998 годах показывает, что все значения коэффициентов имеют некоторую тенденцию к росту, однако рост этот настолько незначителен, что пока нельзя говорить о сколько-нибудь существенных изменениях в ситуации на предприятии, связанной с рентабельностью. В то же время нельзя не признать, что в любом случае это является хорошим признаком в деятельности фирмы.

 

 


Заключение

 

Одной из самых главных задач предприятия является оценка финансового положения предприятия, которая возможна при совокупности методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени. Цель этого анализа - получение информации о его финансовом положении, платежеспособности и доходности.

В ходе выполнения настоящей дипломной работы было рассмотрено состояние учета и анализа финансового состояния ООО «Заячья усадьба». Основным источником информации для анализа явился баланс предприятия за первые три квартала 1997 и 1998 года, а также отчет о прибылях и убытках за соответствующие периоды.

Анализируя полученные показатели, отметим, что скорость товарооборота в ООО «Заячья усадьба» в отчетном периоде по сравнению с базисным снизилась на 7% при увеличении времени обращения на 8%. Очевидно, что это в определенной степени было связано с глубоким экономическим кризисом 1998 года, который крайне отрицательно повлиял на деятельность большинства российских предприятий.

Отметим, что средний оборот на одного работника увеличился на 39% при увеличении среднесписочной численности в 1,06 раза (в сопоставимых ценах средний оборот на одного работника увеличился на 11%).

Удельный вес себестоимости в выручке нетто предприятия снизился на 3%, следовательно, увеличилась рентабельность продукции, однако не может не настораживать тот факт, что при росте объема товарооборота на 47% коммерческие расходы за тот же период выросли на 90%. Предприятию следует уделить особое внимание этому факту и постараться максимально снизить коммерческие расходы. Впрочем, к этому надо подходить с известной осторожностью, чтобы не снизить эффективность коммерческой деятельности предприятия.

Уменьшилась прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы, что является отрицательной тенденцией, но в то же время несколько уменьшились внереализационные расходы, что является положительной тенденцией.

Наибольший удельный вес в общей прибыли занимает прибыль от реализации товаров. На отклонение этой прибыли от плана влияют следующие основные факторы:

- отклонения в себестоимости

- изменение цен против запланированных в объеме реализованных товаров

- изменение объема и структуры реализованной продукции

В целом на основании анализа можно заключить, что состояние ООО «Заячья усадьба» в настоящее время такое же, как и у большинства российских предприятий - фактически неудовлетворительное.

Подводя итог данной дипломной работе, можно сделать следующие выводы о финансово-экономической деятельности предприятия.

Предприятие использует неправильную кредитную политику, что видно из соотношения собственных и заемных средств, принято считать, что собственных средств должно быть не менее 30-50%, дальнейшее их увеличение не выгодно, т.к. использовать заемный капитал тоже выгодно.

В хозяйственном обороте ООО «Заячья усадьба» используется значительная доля заемных средств к общей величине собственных средств. В этой связи предприятию надо пересмотреть кредитную политику в сторону уменьшения заемных средств и увеличения собственного капитала.

В целом по анализу имущественного положения ООО «Заячья усадьба» можно сделать следующие выводы:

- положительный рост объема основных средств на предприятии, что связано с расширением структуры предприятия;

- оборотные средства фирмы имеют также тенденцию к росту, что указывает на стабильный оборот средств;

- постоянный рост дебиторской задолженности является одним из факторов, негативно влияющих на финансовое положение предприятия;

- уменьшение собственного капитала ниже допустимых пределов и постоянное снижение в динамике является отрицательной тенденцией, что напрямую связано с увеличением заемных средств;

Коэффициент обеспечения запасов собственными оборотными средствами в 1998 году несколько возрастает. Это положительная тенденция, повышающая финансовую устойчивость предприятия. Хотя отношение привлеченного капитала к собственному весьма велико, что может негативно влиять на доверие кредиторов, но ситуация смягчается при высокой оборачиваемости запасов.

По анализу предприятия можно сделать следующие выводы, что в целом предприятие имеет неустойчивое финансовое положение, и неудовлетворительную структуру баланса. Хотя у предприятия довольно высокая степень оборачиваемости капитала и это в некоторой мере компенсирует высокую кредиторскую задолженность. Кредиторская задолженность предприятия должна быть сокращена и увеличен собственный капитал, т.к. использование заемных средств в таком соотношении делает невыгодным хозяйственную деятельность предприятия. При сохранении существующей кредитной политики предприятие окончательно потеряет доверие кредиторов.

В связи с постоянно меняющейся рыночной ситуацией предприятие должно проводить анализ своей хозяйственной деятельности на регулярной основе. Для этого всего эффективней применять компьютерные программы для оперативного анализа хозяйственной деятельности. ООО «Заячья усадьба» использует программное обеспечение фирмы «1С», имеющиеся возможности которого позволяют выполнять оперативный анализ. Для программы оперативного анализа хозяйственной деятельности необходим, как правило, баланс предприятия и форма бухгалтерской отчетности № 2, то данная программа анализа пользуется результатами электронной бухгалтерии для оперативного анализа. После принятия нового закона “О банкротстве предприятий” и соответствующего Распоряжения Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р и Постановления Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" оценка неудовлетворительности структуры баланса предприятий может быть рассчитана в Государственной налоговой инспекции по методике Федерального управления по делам о банкротстве и предприятие может быть признано неплатежеспособным. Что бы избежать данной ситуации предприятию желательно производить оперативно (ежемесячно как минимум) анализ своей структуры баланса. Предприятие по анализу месячных балансов до предоставления квартального отчета в Государственную налоговую инспекцию, может посмотреть анализ структуры баланса и оперативно изменить финансовую политику предприятия. Этот способ очень удобен, так как для оперативного анализа необходимо небольшое количество показателей: коэффициенты ликвидности, оборачиваемости и рентабельности. Уже по этим показателям можно сделать грубый расчет финансового положения предприятия. Его простота заключается в использовании минимальных объемов информации для анализа.

Таким образом, торговое предприятие не полностью использует свои резервы. Резервами увеличения прибыли являются следующие:

1.Снижение себестоимости товарной продукции, в том числе:

- относительное сокращение расходов;

- относительное снижение амортизационных отчислений;

- сокращение потерь от товарных потерь и порчи продукции;

- ликвидация непроизводительных расходов;

- изменение ассортимента и структуры товаров;

- выявление убыточных и малорентабельных товаров, увеличение продажи которых повлекло за собой наибольшее повышение себестоимости и замена новыми, прибыльными и необходимыми товарами;

- повышение технологического и организационного уровней производства.

2. Изменение цен, в том числе:

- на готовую продукцию,

- на материальные ресурсы,

- тарифов на энергию,

- на грузовые перевозки.

3. Увеличение объема реализации товарной продукции.

4. Увеличение величины прибыли от реализации товаров в результате изменения их остатков.

5. Изменение величины прибыли (убытков)от прочей реализации, а также от внереализационных операций.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...