Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ основных факторов, влияющих на прибыль




 

ООО «Заячья усадьба», как и любое предприятие, стремится к получению возможно большей прибыли от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй - практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации произведенных товаров.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю. Дополнительные издержки возмещаются после продажи товаров из полученной суммы выручки. Чистые издержки обращения - издержки на торговлю (зарплата продавцов и т.д.), маркетинг (изучение потребительского спроса), рекламу, затраты на оплату персонала и т.д. Чистые издержки не увеличивают стоимости товаров, а возмещаются после продажи из прибыли, созданной в процессе производства товаров.

В центре классификации издержек - взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой продукции.

Постоянные издержки не зависят от величины производства, существуют и при нулевом объеме производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки - сумму денежных расходов на производство определенного вида продукции. Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.

Для достижения максимальной прибыли нужно определить необходимый размер выпуска продукции. Инструментом экономического анализа служит категория предельных издержек. Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции по сравнению с данным объемом выпуска. Они рассчитываются вычитанием соседних значений валовых издержек.

В конкретной практике применения расчета издержек для анализа деятельности предприятий в России и в западных странах имеются как сходства, так и различия. В России широко используется категория себестоимость, представляющая собой суммарные затраты на производство и реализацию продукции. Теоретически в себестоимость должны входить нормативные производственные затраты, но на практике к ней относят сверхнормативный расход сырья, материалов и т.д. Себестоимость определяют на основе сложения экономических элементов (однородных по экономическому назначению затрат) или путем суммирования статей калькуляции, характеризующих непосредственные направления тех или иных расходов. Для калькуляции себестоимости применяется классификация прямых и косвенных затрат (расходов). Прямые затраты - это затраты, непосредственно связанные с созданием единицы товара. Косвенные затраты необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии. Общий подход не исключает различий по конкретной классификации некоторых статей.

В реальной производственной деятельности необходимо учитывать не только фактические денежные издержки, но и альтернативные издержки. Последние возникают из-за возможности выбора между теми или иными экономическими решениями. Например, владелец предприятия может потратить имеющиеся деньги различным способом: направит их на расширение производства или израсходовать на личное потребление и т.д. Измерение альтернативных издержек необходимо не только для рыночных отношений, но и для объектов, не являющихся товарами. На нерегулируемом рынке товаров, альтернативные издержки будут равны текущей установившейся на данный момент рыночной цене. Если на рынке существует несколько разных (обычно близких между собой) цен, то альтернативные издержки продажи товара по, естественно, наивысшей из предложенных продавцу покупателями цен, будут равны наибольшей из всех оставшихся (кроме наивысшей) предложенных цен.

Составим таблицу, в которой приведем основные значения, характеризующие затраты на предприятии при реализации продукции.

Таблица 3.3.

Статьи затрат предприятия ООО «Заячья усадьба», руб.

Статьи затрат 1997 год 1998 год Индексы
Выручка (нетто) от реализации продукции     1,47
Себестоимость реализации товаров     1,43
Коммерческие расходы     1,90
Доля себестоимости в выручке нетто 0,96 0,93 0,97
Отношение коммерческих расходов к выручке нетто 0,07 0,09 1,29

 

Как видно из результатов таблицы, удельный вес себестоимости в выручке нетто предприятия снизился на 3%, следовательно, увеличилась рентабельность продукции, однако не может не настораживать тот факт, что при росте объема товарооборота на 47% коммерческие расходы за тот же период выросли на 90%. Предприятию следует уделить особое внимание этому факту и постараться максимально снизить коммерческие расходы. Впрочем, к этому надо подходить с известной осторожностью, чтобы не снизить эффективность коммерческой деятельности предприятия.

На уровень доходов оказывает влияние и изменение структуры розничного товарооборота, так как доходность (размеры торговых надбавок) от реализации отдельных групп товаров неодинаковая. Однако широчайший ассортимент продукции, реализуемой ООО «Заячья усадьба», не позволяет выполнить подобный анализ в рамках данной работы. Пользуясь данными бухгалтерии предприятия, следует лишь заметить, что средний уровень доходов в базисном году составил 26,87% к обороту, а исходя из структуры товарооборота отчетного года - 26,55%. Следовательно, изменение структуры товарооборота явилось фактором снижения доходов на 0,32% к обороту (26,55-26,87).

Под влиянием изменения издержкоемкости вносятся коррективы и в размеры торговых надбавок по отдельным группам товаров. Для расчета влияния этого фактора учитываются размеры торговых надбавок за ряд периодов и структура товарооборота базисного периода.

Издержкоемкость зависит от источников поступления товаров (местные предприятия, оптовые базы, собственные промышленные предприятия, отдаленные поставщики). Поэтому изменения источников доставки товаров являются фактором изменения уровня доходов.

При оценке динамики доходности торговли учитываются факторы, повлиявшие на изменение уровня доходов. Определенный аналитический интерес представляют показатели изменения состава доходов (таблица 3.4.).

 

 

Таблица 3.4.

Состав доходов по торговле ООО «Заячья усадьба» (в процентах к итогу).

 

  Состав доходов     +/-
  Прибыль от прочей реализации 1,42 0,65 -0,77
  Внереализационные доходы 1,11 0,83 -0,28
  Внереализационные расходы -1,80 -1,76 +0,04
  Прибыль от реализации по факту 99,27 100,28 +1,01
  Балансовая прибыль 100,0 100,0  

 

Данные таблицы 3.4 показывают, что уменьшилась прибыль от прочей реализации и внереализационные доходы, что является отрицательной тенденцией, но в то же время несколько уменьшились внереализационные расходы, что является положительной тенденцией.

Наибольший удельный вес в общей прибыли занимает прибыль от реализации товаров. На отклонение этой прибыли от плана влияют следующие основные факторы:

- отклонения в себестоимости

- изменение цен против запланированных в объеме реализованных товаров

- изменение объема и структуры реализованной продукции

Приведем в таблице 3.5. значения этих факторов влияния.

 

Таблица 3.5.

Основные факторы, влияющие на прибыль ООО «Заячья усадьба»

Факторы Изменение Методика расчета
  в млн.руб % к общ.приб.  
Объем реализации -10,14 -1,22 hт прироста реал= (сумма Цпл * объем факт.реал. / суммаЦпл * объем план.реал.) * 100%=-0,045 % *доля изменения прибыли= 22423 * (-0,045%)/100=-10,14 т.р.
оптовые цены +345 +41,42 hдоля изменения цены = сумма Цфакт.*объем факт.реал.-суммаЦплан*объем факт.реал = 84330-83985=345 т.р.
Себестоимость -390 -46,82 hдоля изменения себестоимости= сумма сс факт.*объем факт.реал.-сумма сс план*объем факт.реал. = 62740-62350=390 т.р.
структура -778 -93,4 hдоля изменения структуры= сумма (Цплан-сс план)*объем факт.реал-сумма(Цплан-сс план)* объем план.реал.*(100+r) / 100 = -778 т.р.

 

Основной причиной недополучения прибыли от реализации в отчетном году стало увеличение доли менее рентабельных товаров в структуре (в общем объеме реализации). Это изменение структуры уменьшило прибыль на 93,5% от общей суммы снижения прибыли. За счет увеличения себестоимости товаров на 390 т.р. на эту же сумму понизилась и прибыль от реализации. Недовыполнение плана по объему реализации на 0,045% вызвало соответствующее понижение прибыли, но незначительное (10,14%).

Также важен фактор цен, который оказал положительное влияние на прибыль. Под его влиянием прибыль увеличилась на 345 т.р.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...