Регулирование международных миграционных процессов
С развитием международного движения рабочей силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками. Для таких развитых стран как США и Канада основной проблемой, связанной с эмиграцией является приток как легальных, так и нелегальных мигрантов (из соседних менее развитых стран Карибского бассейна, Латинской Америки), в большинства низкоквалифицированных, или неквалифицированных вообще, которые требуют финансовых расходов или для материальной поддержки, или для депортации. По оценкам, в США постоянно находится почти 4 млн. нелегальных эмигрантов. Проблемы, которые несет с собой международная трудовая миграция, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании международной торговли. Уже в конце XVIII в. в Англии были приняты законы, которые запрещали промышленным рабочим эмигрировать за границу. На протяжении ХІХ в. много европейских стран принимали законы, которые ограничивали въезд нежелательных лиц. В то же время страны начали подписывать двусторонние конвенции, которые регулировали миграцию, часть из которых действует и до сих пор. Государственная миграционная политика делится на два вида: иммиграционную и эмиграционную, которые имеют разные цели и методы регулирования. Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда. Законодательства большинства стран, которые регулируют въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое отличие между иммигрантами – лицами, которые переезжают в страну на постоянное местожительство, и не иммигрантами – лицами, которые приезжают в страну временно и/ли не претендуют на постоянное местожительство. Несмотря на то, что не иммигранты чаще всего могут находиться и делать в принимающей стране на протяжении длительного периода, наиболее важной с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции.
Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его значение состоит в том, что государство не препятствует въезду тех категорий рабочих, которые необходимы в данной стране, ограничивая въезд всем другим. Перечень желательных иммигрантов изменяется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий: – рабочие, которые готовые за минимальную оплату выполнять трудную, вредную, грязную и неквалифицированную работу, – строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие; – специалисты для новых и перспективных областей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие; – представители редких профессий – гранильщики алмазов, реставраторы картин, врачи, которые практикуют нетрадиционные методы лечения; – специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели; – большие бизнесмены, которые переносят свою деятельность к принимающей стране, инвестируют капитал и создают новые рабочие места. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие программ, которые финансируются из бюджета и направленные на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) или на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Проблемами трудовой миграции занимаются государственные институты принимающих стран, которые функционируют на основании национального законодательства, а также заключенных двусторонних и многосторонних соглашений. Обычно в решении проблем иммиграции принимают участие как минимум три государственных ведомства:
– министерство иностранных дел, которое регулирует через свое консульское управление выдачей въездных виз; – министерство юстиции через службу иммиграции или другие органы пограничного контроля, которые непосредственно выполняют определенный законом режим въезда; – министерство труда, которое следит за использованием рабочей силы. В США согласно к закону “Об иммиграции” проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в рамках которого функционирует Бюро по консульским вопросам, которое определяет визовый режим; министерство юстиции через свое подразделение – Службу иммиграции и натурализации, главная задача которого – воплощать в жизнь все положения иммиграционного законодательства; министерство труда, которое определяет соответствие трудоустройства иммигрантов интересам сокращения безработицы среди граждан своей страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально разработанной методике. Иммигрант должен на протяжении последних пяти лет, предшествовавших его приезду в США, иметь минимум два года стажа работы по специальности, которая требует минимум двух лет подготовки. Минимальный уровень образования иммигрантов должен отвечать уровню американской школы (12-годовой курс обучения). В США не допускаются наркоманы, лица, которые страдают психическими заболеваниями. Состояние здоровья может быть подтверждено справкой сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также довольно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз выдается иностранцам, которые вложили в экономику США больше 500 тыс. долл. Однако даже это не гарантирует получения вида на жительство. Например, в 1996 г. из 225 подобных заявлений от эмигрантов, которые были готовы инвестировать свои средства, 140 было отклонены. Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена большим количеством законов и подзаконных актов. Основными чертами иммиграционного законодательства являются следующие.
1. Профессиональная подготовка (квалификация). Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища, которое может быть подтверждено соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо переподтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, которые предъявляются к выпускнику по данной специальности в стране-экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, которые имеют как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут также быть необходимые рекомендательные письма. 2. Ограничения личного характера. То есть к иммигрантам предъявляются жесткие требования относительно состояния здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, которые зараженные вирусом ВИЧ. Иммигранты обязаны предоставить справку о состоянии своего здоровья, которая заверена консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от области промышленности, в которой они желают работать. В особенности он колеблется в границах 20-40 лет. Кроме того, очень серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному статусу иммигрантов. Обычно запрещено иммигрировать лицам, которые были раньше осуждены за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций. Например, согласно законам США въезд в страну запрещен для: – иностранцев, которые имеют заразные болезни, психические заболевания, которые представляют опасность для них самих и окружения, или являются наркоманами;
– иностранцев, которые были осуждены за криминальное преступление; имеющих две и больше судимости с общим сроком приговора больше 5 лет лишения свободы; приезжающих для занятия проституцией или которые занимались проституцией на протяжении последних 10 лет; перевозящих наркотики или когда-то совершивших преступление на территории США; – иностранцам, целью въезда которых в США является шпионаж, саботаж, нарушения правил экспорта, свержение американского правительства, участие в террористических акциях; иностранцам, которые были членами или сотрудничали с коммунистическими и другими тоталитарными партиями; иностранцам, которые совместно с нацистской партией Германии принимали участие в преследовании других лиц по расовым, национальным и политическим причинам; иностранцам, которые занимаются геноцидом. По американскому закону лица, которые были членами коммунистических и других тоталитарных партий, могут быть допущены на территорию страны лишь в случае, если докажут, что причастность к упомянутым организациям не была добровольной, имела место до достижения данным лицом 16-летнего возраста, пояснялась необходимостью заработать на жизнь, прекратилась не менее чем за два года до подачи ходатайства (для партии, которая имеет руководство в данном иностранном государстве, – не менее чем за 5 лет); – иностранцам, которые не могут содержать себя и будут бременем для американского общества (требуют выплаты бюджетной помощи); – иностранцам, которые не получили разрешения Департамента труда на занятие квалифицированной или неквалифицированной работой в США, и иностранцам, которые закончили иностранные медицинские учебные учреждения и не сдали экзамен в США на право занятия врачебной деятельностью; – иностранцам, которые были депортировано из США на протяжении последнего года; которые пытались получить визу путем подлога или перекручивания информации; которые помогали другим иностранцам въехать на территорию США с нарушением закона. 3. Количественное квотирование. Большинство стран, которые принимают иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в численности всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных областей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в численности всех занятых в данной области; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; или как ограничения на общее количество иммигрантов, которые приезжают в страну на протяжении одного года. Количественное квотирование является очень жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно регулируется определенными законами, за соблюдением которых наблюдают правоохранительные органы.
4. Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, которые обеспечивают сокращение численности иммигрантов. В некоторых странах юридические лица (фирмы) имеют право нанимать иностранную рабочую силу только при определенном объеме оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму денег, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых государств за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты должны платить. 5. Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальный срок пребывания иностранных рабочих на их территории, по окончании которого они должны либо оставить принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продолжение своего пребывания в ней. Обычно для лиц, которые имеют в принимающей стране статус стажеров или студентов, предполагаются жесткие правила, которые не разрешают продолжить свое пребывание в ней, требуя обязательного выезда на родину, пребывания там минимум несколько лет, только после чего они имеют право снова приехать в принимающее государство. 6. Географические приоритеты. Практически каждая страна, которая принимает иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, во избежание обвинений в предубежденности и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона. В США, например, географическая структура иммиграции устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на недискриминационном основании обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз. На основании статистики иммиграции за предыдущие пять лет устанавливаются страны, которые экспортировали наибольшее количество рабочей силы в США. Потом, на основании специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право принимать участие в лотерее. Чем большая была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньшая квота этой страны в лотерее. Для того чтобы принять участие в лотерее, сообщение о которой публикуется в газетах многих стран мира, довольно просто к определенному сроку прислать по указанному адресу в Национальный визовый центр письмо, в котором следует указать свое имя, год и место рождения, и такие же самые данные о жене/муже и детях, обратный адрес и страну, гражданами которой являются участники лотереи. Эти данные закладываются в компьютер, который потом и делает случайную выборку потенциальных собственников виз. Победа в лотерее не значит, что виза выдается автоматически. Необходимо подать заявление, предоставить набор документов, которые требуются по закону и необходимые для выполнения иммиграционной формальности, и заплатить государственную пошлину в размере 200 долл. 7. Запреты. Явные и скрытые запреты найма иностранной рабочей силы обычно содержатся в законах о профессиях, какими иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты непосредственно перечисляют области или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты устанавливают перечень областей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая таким образом доступ к ним иностранцам. Обычно для любых перемещений иммигранта, изменения специальности, изменения места работы необходимо получить дополнительное разрешение иммиграционной власти, которое может и отказать в его выдаче. Также естественно запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран приостанавливается полицейскими методами, которые не всегда эффективны. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех, кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Незаконное проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предполагается депортация, денежные штрафы и/или тюремное заключение. Подобное преступление, которое совершено повторно, наказывается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более продолжительными сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предполагаются настолько большие штрафы, что они могут привести к банкротству некоторых небольших фирм и предприятий. Второй вид государственной миграционной политики – эмиграционная политика – включает косвенные методы регулирования, которые призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, которые нацелены на регулирования объемов и структуры эмиграционных потоков. Группа косвенных методов включает такие, как: 1) валютная и банковская политика поощрения валютных переводов из-за границы; предоставление льгот по валютным вкладам (более высокий процент по депозитам сравнительно с внутренними вкладами, освобождение депозитов от налогов, почтовые и телеграфные тарифы на инвалютные переводы и т.п.); продажа рабочим-мигрантам ценных бумаг, которые не облагаются налогами; 2) таможенная политика, которая предусматривает таможенные льготы для работников-эмигрантов, которые возвращаются. Например, в Бангладеш правительство разрешает мигрантам ввозить в страну по льготным таможенным тарифам более 40 наименований изделий – от сырья до предметов роскоши; 3) специальные эмиграционные программы, которые дополнительно принимают в некоторых странах. К группе прямых методов относятся следующие: 1) требования к субъектам трудовой миграции: к фирмам-посредникам, работникам-мигрантам; 2) экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих мест на рынках зарубежных стран. Например, используется поощрение выезда таких специалистов, работа которых за границей будет требовать экспорта отечественной продукции; 3) структурная политика, основными элементами которой могут быть: а) лимитирование выдачи загранпаспортов (Бирма, Вьетнам, Китай, Южная Корея); б) запрет (прямой и косвенный) на выезд отдельных категорий рабочих и введение эмиграционных квот (Корея, Филиппины и Бангладеш котируют выезд нефтяников, связистов, техников по ремонту самолетов и т.д.); в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный счет. Регулированием международной трудовой миграции занимаются не только отдельные страны, но и определенные международные организации, работа которых направлена на упорядочение процессов миграции. Среди таких организаций следует отметить следующие. 1. Международная организация труда (МОТ).Была создана в 1919 г., а в 1946 г. МОТ стала специализированным учреждением ООН. Количество стран-членов сейчас достигло 180. Задачами МОТ являются: – содействие обеспечению социальной справедливости для работников; – разработка международной политики и программ, которые направлены на улучшение условий труда и жизни; – выработка международных трудовых стандартов, которые призваны служить в качестве руководящих принципов для национальной власти при проведении этой политики; – регламентация набора рабочей силы; – борьба с безработицей; – гарантии заработной платы, которая обеспечивает нормальный уровень жизни; – защита от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев; – защита детей и женщин; – регламентация вопросов социального страхования и обеспечения; – организация профессионально-технического обучения. Для реализации этой задачи в рамках МОТ функционируют Международный институт трудовых проблем в Женеве и Международный центр по технической и профессиональной подготовке повышенного типа в Турине (Италия). В структуру МОТ входят: 1) Международная конференция труда – высший орган МОТ, который выполняет законодательные функции; 2) административный совет – руководит работой разных комитетов и комиссий при МОТ; 3) Международное бюро труда – информационный и консультативный орган. МОТ является специфической среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители предпринимателей и работников имеют равное количество голосов с представителями правительств. Одной из ее наиболее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, которые устанавливают международные трудовые стандарты в таких сферах, как заработная плата, продолжительность рабочего дня и условия труда, вознаграждения работников за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда. Со времени создания МОТ были приняты 172 конвенции и 181 рекомендация. 2. Международная организация по миграции (МОМ). Основана в 1949 г. как Международная организация по делам беженцев. Позднее ее полномочия были расширены и с 1989 г. она была переименована. В МОМ сейчас входит почти 100 стран. В рамках этой организации осуществляется разработка долгосрочных программ в сфере регулирования миграционных потоков, предоставления помощи по вопросам организации миграции, технического сотрудничества, реэмиграции, предоставления экспертных услуг и т.п. Основными функциями МОМ, согласно уставу, являются: – осуществления упорядоченной и запланированной миграции граждан; – перемещение квалифицированной рабочей силы, включая членов семьи, которые могут оказывать содействие развитию принимающих стран; – организация перемещения беженцев; – создание для стран форума по обмену мнениями, опытом и сотрудничеству. Сейчас МОМ большей частью регулирует не количественную сторону миграции, а качественную (например, вербовка квалифицированных кадров, возвращение талантливых специалистов на родину). Также МОМ предоставляет помощь беженцам из Восточной Европы в Западную и т.д. В качестве основных целей международной миграции МОМ признает следующие: наем на работу; воссоединения семей; получение образования; короткие туристические, родственные, деловые визиты (сроком до 3 месяцев); поиск политического убежища (по Женевской Конвенции); возвращение граждан на родину, к своим этническим истокам; выезд на постоянное местожительство. МОМ – это единая организация, которая имеет глобальные полномочия; при этом она не входит в структуру учреждений ООН, но тесно с ними сотрудничает. 3. Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений, в первую очередь, репатриации. 4. Система постоянного надзора за миграцией при Организации экономического сотрудничества и развития, которая координирует деятельность национальных иммиграционных управлений. Итак, государственное регулирование международного рынка труда, международной трудовой миграции происходит на основании национального законодательства принимающих стран и стран, которые экспортируют рабочую силу, а также на основании межгосударственных и межведомственных соглашений между ними.
Читайте также: A) международных экономических отношений Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|