Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное регулирование кредитных отношений




 

Международные кредитные отношения, как и ва­лютные, служат объектом не только рыночного, но и государственного регулирования в стране. Степень вмешательства государства в международные кредит­ные отношения различна, но формы его в большинстве стран одинаковы. Государство является активным уча­стником международных кредитных отношений, вы­ступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя часть национального дохода, аккумулиро­ванного через госбюджет, государство предоставляет правительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим странам. Прямое государственное кре­дитование на двухсторонней или многосторонней ос­нове до 60-х годов было характерно для США. Ныне государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся странам.

В Западной Европе традиционно государство вы­ступало как гарант международных кредитов. В на­стоящее время это характерно для США и Японии, так как формы участия государства в кредитовании и фи­нансировании экспорта теперь унифицированы. Госу­дарство поощряет внешнеэкономическую деятельность предприятий с помощью субсидий, кредитов, налого­вых, таможенных льгот, гарантий, субсидирования про­центных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным кре­дитам). Государственные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в виде акцептно-авальных опе­раций превращают тратты экспортеров в первоклас­сное платежное средство.

Государство, освобождая экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует снижению цен вывозимых товаров, повышая их конку­рентоспособность. В соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут осво­бождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ запреща­ет субсидирование экспорта, государство активно воз­действует на размеры и условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах разрыв между ставками по экспорт­ным и иным кредитам достигал 1,5—2 пункта Государ­ство удлиняет срок кредитования экспортеров, облегча­ет и упрощает процедуру получения кредитов. Префере­нциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и валютных ограничениях в стране.

Для поощрения экспансии монополий на внешних рынках созданы государственные или полугосударст­венные экспортно-импортные (внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредитование и страхование внешнеторговых операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ) США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты долгов царс­кого и Временного правительств привели к прекраще­нию его деятельности. На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью стимулирования экспорта американских товаров и услуг. Правление банка состо­ит из министров и высших должностных лиц. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на более длительный срок, чем конкуренты США. ЭИБ выступает от имени американского прави­тельства. Поэтому кредитные соглашения подписы­ваются и гарантируются правительством страны-заем­щика. Предоставление кредита обусловлено, как пра­вило, обязательной закупкой товаров в США («связан­ные» кредиты). В соответствии с уставом ЭИБ не конкурирует с частным капиталом, а дополняет его, делая ставку на совместное стимулирование экспорта. На долю ЭИБ приходится до 40% общей суммы кредитов правительства США иностранным государст­вам. ЭИБ предоставляет кредиты иностранным поку­пателям американских товаров и услуг через финан­совые институты в разных странах. Кредиты ЭИБ, выдаваемые совместно с частным сектором, стимули­руют экспорт товаров. ЭИБ выполняет следующие функции:

1) долгосрочное кредитование иностранных правительств и фирм сроком 5—10 и более лет в основном для закупки оборудования в США. Эти опе­рации составляют 60—80% кредитов ЭИБ. Предвари­тельно банк направляет в соответствующую страну экспертов для анализа экономического положения заемщика. Типичный образец сделки включает налич­ный платеж покупателя (15% контрактной цены), кре­диты ЭИБ (42,5%), частные кредиты, гарантированные ЭИБ (42,5%);

2) средне- и долгосрочное кредитование американских экспортеров (до 70% суммы сделки) пу­тем учета векселей в пользу коммерческих банков;

3) краткосрочное кредитование американских экспор­теров сырьевых товаров (пшеницы, хлопка и др.);

4) гарантирование и страхование кредитов американ­ских экспортеров иностранным покупателям. Опера­ции ЭИБ обеспечивают увеличение американского экс­порта. Основной регион деятельности ЭИБ — разви­вающиеся страны. Их доля в операциях банка возрос­ла с 37% в 1945—1955 гг. до 90% в настоящее время.

С 70-х годов произошли изменения в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредит­ных на гарантийные и страховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено уве­личением частных экспортных кредитов и возросшим риском в международных кредитных отношениях. Банковские гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их «домашними банками» сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии дифференцируется с учетом предполагаемого риска. ЭИБ осуществляет страховые операции совместно с Ассоциацией страхования внешних кредитов. Она включает ряд американских компаний (морских, страховых, кредитных учреждений), клиентами которых являются иностранные покупатели. Ассоциация страху-т экспортные частные кредиты от коммерческих рисков, а ЭИБ перестраховывает их против чрезмерного коммерческого риска и берет на себя политический риск.

Аналогичные государственные экспортно-импортные банки и агентства экспортного страхования существуют в Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, 1идерландах, Канаде, Италии, Норвегии, Финляндии, Е>РГ, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах, французский банк для внешней торговли (создан в 919 г.) предоставляет льготные долгосрочные кредиты, краткосрочные кредиты на рыночных условиях, гарантии по кредитам, получаемым экспортерами в коммерческих банках и по векселям. В Великобритании кредитование и финансирование внешней торговли осуществляются коммерческими банками при под­держке Департамента Гарантий Экспортных Кредитов ДГЭК). Деятельность экспортно-импортных банков тесно связана с операциями институтов по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

Одной из форм государственного регулирования кредита является регламентация основных показателей 1еждународной деятельности банков по линии: 1) ограничения круга их операций за рубежом; 2) нейтрализация последствий взаимного влияния внутренних и заграничных операций; 3) регулирования участия наци­ональных банков в международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования являются «джентльменские соглашения» между государственным органом надзора и контроля и филиалами национальных банков за рубежом.

Формы межгосударственного регулирования междун­ародного кредита. Противоречие между уровнем интернационализации хозяйственной жизни и ограничен­ностью национальных форм регулирования привело к развитию межгосударственного регулирования между­народного кредита. Оно преследует следующие основ­ные цели: 1) регулирование международного движения ссудного капитала для воздействия на платежный ба­ланс, валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные межгосударственные меры по преодоле­нию кризисных явлений; 3) согласование кредитной политики по отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также странам Во­сточной Европы и бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование международ­ного кредита осуществляется в различных формах:

координация условий экспортных кредитов и га­рантий;

согласование размера помощи развивающимся странам;

регламентация деятельности международных и регио­нальных валютно-кредитных и финансовых организаций; рециклирование нефтедолларов и др. Межгосударственное регулирование международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастает. Государство стремится встроить рыночные силы, конку­ренцию в сфере международного кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость. Попытки координации условий экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был органи­зован Союз страховщиков международных кредитов — Юньон д'ассюранс де креди энтернасьональ со штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании более 20 стран, предназначен для обмена информацией и составления рекомендаций отно­сительно условий государственного страхования экспорт­ных кредитов. Этот совещательный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его членов. Бернский союз не является межправительственной орга­низацией, так как входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои правите­льства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кредитам на срок свыше 5 лет, на практике крупные экспортеры добились государствен­ных гарантий по кредитам на более длительные сроки. С формированием ЕС регулирование международ­ного кредита поднялось на межгосударственный уро­вень и осуществляется через региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об условиях кредитования экспорта, минимальных про­центных ставках и максимальных сроках кредитов.

С целью ограничения государственного стимулиро­вания экспорта товаров в условиях обострения кон­куренции на мировых рынках регламентация междуна­родного кредита осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о предварительных консультациях по кредитам сроком более 5 лет и организован обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются межгосу­дарственные меры по ограничению субсидирования эк­спорта как средства конкурентной борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о единых условиях экспортных кредитов, субсидируемых государством, между США, Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и рас­пространено почти на все страны члены ОЭСР. До­говоренность стран ОЭСР об условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой, на­зывается консенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия креди­тов по трем условным группам стран (богатые, средние, бедные), определяемые исходя из В НИ на душу населе­ния; максимальный срок погашения; минимальные про­центные ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки при условии пред­варительной информации участников соглашения (на­пример, при снижении стоимости кредита).

С середины 70-х годов до 1982 г. активно прак­тиковалось межгосударственное регулирование движе­ния ссудного капитала путем рециклирования нефте­долларов из нефтедобывающих стран. Региональное рециклирование осуществляли страны члены ОПЕК путем использования валютной выручки от экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развевающимся странам, прибыльных инвести­ций в промышленно развитых странах. Промышленно развитые страны производили рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита платежных балансов; 2) перераспределения нефтедолла­ров через банки в пользу развивающихся стран — им­портеров нефти в целях расширения национального эк­спорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующего их использования в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в частности нефтяной фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного регулирования международного кредита являются международные сове­щания в верхах, на которых делаются попытки вырабо­тать совместные мероприятия по этим проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных креди­тов, передачи технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений Восток—Запад.

С конца 60-х годов сложилась своеобразная форма сотрудничества банков на многосторонней основе — международные банковские клубы — с целью коор­динации их деятельности. Например, Форекс клаб объ­единяет 1600 банкиров, представляющих мировые фи­нансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуальным проблемам международных валютно-кре­дитных и финансовых отношений.

Межгосударственное регулирование кредита испы­тывает влияние противоречивых тенденций — партне­рство и разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых центров — США, За­падной Европы, Японии. Каждый центр силы стремит­ся перенести последствия нестабильности националь­ной экономики на своих партнеров.

Ведущие корпорации и банки активно используют государственное регулирование международного кре­дита, когда им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осуществляют международные кредитно-финансовые операции.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...