Проблемы участия Украины в мировых интеграционных процессах.
Формируя собственную интеграционную политику, Украине необходимо определить соответствующие интеграционные приоритеты своего развития, исходя из современных условий функционирования экономики и в условиях глобализации мирохозяйственных связей. Следует выделить три группы таких приоритетов, а именно: внешнеэкономические приоритеты, геоэкономические приоритеты, производственно-отраслевые приоритеты. Рассмотрим каждую из этих групп более подробно. К группе внешнеэкономических приоритетов относятся: – утверждение открытой экономики. До середины 90-х годов экономика Украины была закрытой, можно даже сказать изолированной. Не было открытого движения инвестиций, товаров, рабочей силы и т.д., обмена ими с экономиками других стран почти не было. Большими темпами усиливался импорт на украинский рынок, не было развития экспортных производств. Из-за отсутствия правовой базы на территории Украины она не была готова к заключению внешнеэкономических контрактов, также не было правовой защиты зарубежных инвестиций, продукция была не конкурентоспособной на мировом рынке, не было мощного частного сектора в эконом, налоговая система работала не эффективно. Всё это не стимулировало национальное производство, а наоборот тормозило его. Также всё это отражалось на развитии делового партнерства со странами Европы и других континентов. Открытость экономики благоприятствует потоку инвестиций в страну и ускорению интеграции Украинской экономики в мировое хозяйство. Поэтому в Украине понимают, что важной задачей внешнеэкономической деятельности является открытость экономики; – ликвидация платежного дефицита. В период экономической и политической самостоятельности быстро ухудшался платежный баланс Украины, то есть платежи за границу были больше чем платежи из-за границы в течении всего этого периода. Платежный баланс является наиболее распространенным видом балансов международных расчетов и наиболее хорошо отображает состояние внешнеэкономических отношений между странами. Состояние платежного дефицита влияет на валютный курс и на валютную политику. Рост сальдо платежного баланса приводит к снижению курса национальной валюты к увеличению займов и задолженности. Причиной роста платежного баланса в Украине стала проблема энергоносителей, 90% которых Украина вынуждена покупать за границей. До конца 1994 года например, по словам Президента Украина должна была заплатить России и Туркменистану только за газ более одного миллиарда долларов. Таких средств на то время у Украины не было. Было два варианта: или расплачиваться за долги основными фондами и национальным богатством, или обратиться к иноземным кредиторам. Второй путь не угрожал украинской суверенности. Поэтому президент выступил инициатором интенсивных переговоров с международными финансовыми организациями по поводу выдачи соответствующих кредитов;
– правовая основа привлечения зарубежных инвестиций. Хотя в Украине и приняты законы про внешнеэкономическую деятельность и зарубежные инвестиции все равно нужного толчка к привлечению инвестиций они не дали. Дело в том, что в Украине нет соответствующего баланса между частной и нечастной собственностью, не ликвидирован государственный бюджет, не остановлена инфляция и спад производства нет необходимого воздействия государства на экономику. Зарубежные инвесторы определяют свои вклады в украинскую экономику двумя условиями: стабилизация экономических процессов и обеспечением правовых механизмов защиты инвестиций и доходов инвесторов;
– возврат в Украину капиталов в твердой валюте. В Украине считают, что трудно будет привлечь инвестиции, пока украинский капитал в твердой валюте не вернется в Украину. Капитал, который находится в стране, не работает на ее экономику, так как государству не доверяют его граждане и предприниматели; – экспортно-ориентированная стратегия развития экономики. Одним из важнейших приоритетов внешнеэкономической деятельности является обеспечение перехода к активной экспортно-ориентированной стратегии экономического развития на базе целенаправленного формирования и активной реализации экспортного потенциала Украины в приоритетных отраслях экономики. Именно такая стратегия должна стать материальной основой постепенной интеграции Украины в мировое экономическое пространство, стать одним из «локомотивов», которые вытягивают украинскую экономику из кризиса и обеспечивают структурную перестройку экономики; – либерализация сферы внешнеэкономических отношений. Одной из важнейших особенностей приоритетной внешнеэкономической политики должна стать последовательная либерализация сферы внешнеэкономических связей, создание равных возможностей для субъектов внешнеэкономической деятельности всех видов и форм собственности и управление с эффективной регулирующей ролью государства в этой сфере с рыночными способами такого регулирования; – усовершенствование регионального направления внешнеэкономической деятельности. Пользуясь геоэкономическими реалиями, которые сложились после распада СССР, Украина развивает экономическое сотрудничество со странами бывшего Союза. В этом направлении следует использовать методы восстановления политически разорванных хозяйственных связей, ликвидировать таможенные и платежные барьеры для осуществления экспертно-импортных операций. Вместе с этим осуществлять радикальную перестройку нынешней системы сотрудничества с этими странами, чтобы все это происходило на основах взаимной выгоды и экономической эффективности. Большое внимание придавать производственной и научно-технической кооперации, созданию совместных предприятий, финансово-промышленных структур, развитию совместных объектов инфраструктуры, взаимодействие на рынках третьих стран.
При этом учитывать, что Украина не сможет вернуться в рублёвую зону, то есть в зону финансового воздействия России. Такой шаг был бы не только бесперспективным, но и угрожал бы потерей государственности. В свою очередь, Украина последовательно проводит политику географической диверсификации своих внешнеэкономических связей. Этого требуют интересы экономической безопасности страны, которая не может быть надежно гарантирована от односторонней зависимости от других стран или рынков сбыта и поставок. Экономическая безопасность должна опираться не на хозяйственную самоизоляцию, а на более равномерное развитие экономических связей со странами мира. В отношениях со странами с развитой рыночной экономики и со странами, которые развиваются, Украина ведет поиск новых источников критического импорта и новых рынков сбыта продукции. Приоритет отдается тем странам, которые видят в Украине равноправного партнера в сотрудничестве в отраслях высоких технологий, которые проявляют готовность к инвестированию в приоритетные отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт, связь и другие отрасли. Следующей группой приоритетов являются геоэкономические приоритеты. Для внешней и внутренней стратегии Украины неотложным стал вопрос об отношении Украины к тем или иным международным экономическим объединениям и кооперационным, интеграционным процессам. Очевидно, что оставшись в стороне от региональных и мировых интеграционных процессов, объективно ведущих к уменьшению соответствующих расходов, Украина, как и любое другое государство, была бы неспособна в стратегической перспективе поддерживать международную конкурентоспособность, использовать преимущества активного участия в международных кооперации и разделении труда. В настоящее время становиться вопрос о соотношении двух стратегических направлений для Украины - в сторону хозяйственного пространства СНГ и за его пределы. Однако считаем, что все актуальнее становится более детальный раздел «остального мира». Это поможет лучше проанализировать кооперационный потенциал сотрудничества Украины с отдельными регионами и странами. Для Украины кардинальное значение приобретает учет тенденций международного экономического развития. Тем более, что эти тенденции указывают на перспективы и резервы, которые могут быть использованы в ходе отечественной реформы. Влиятельной международной экономической тенденцией является регионализация. Наиболее заметной среди региональных интеграционных тенденций в современном мире является евроцентризм, который, по очевидным географическим и историческим причинам, не может не касаться жизненных интересов Украины.
Интересной находкой с точки зрения перспектив интеграции Украины в Европейское экономическое пространство, является «Карпатский Еврорегион». Декларация о его создании и Устав были подписаны 14 февраля 1993 г. в Дебрецене (Венгрия) министрами иностранных дел Украины, Польши, Венгрии и Словакии при участии Генерального секретаря Совета Европы. «Карпатский Еврорегион» - это субрегиональная организация сотрудничества приграничных территорий с созданием свободной экономической зоны. Задачей чрезвычайного значения для Украины является выработка наиболее широких комплексных евро-региональных подходов, взаимоувязанное рассмотрение интеграционных проектов, в частности «Карпатского Еврорегиона» и «Вышеградского», созданного Польшей, Венгрией и в то время еще Чехословакией. При этом со стороны Украины важно найти пути подключения к данному процессу всего национального воспроизводственного комплекса страны, а не только ее закарпатского района. В качестве более масштабной и перспективной цели, которая будет стимулировать процесс включения экономики Украины в континентальные хозяйственные структуры и взаимосвязи, является тесное взаимодействие с организацией ЕС, ее отдельными специализированными образованьями. Чрезвычайно важным шагом навстречу Европе должны стать такие акции, как присоединение Украины к соответствующим научно-техническим (например, аэрокосмической, конструирования новых материалов), информационным и другим программам. Происходящие в группе стран ЕС процессы дальнейшего становления субконтинентальных, континентальных, макроэкономических объединений представляют собой живой практический интерес, особенно с учетом особенностей современной социальной, хозяйственной жизни Украины, целей ее независимого развития.
Решение указанных задач в подобном контексте возможно на принципе общности интересов европейских стран в обеспечении политической стабильности, создании условий для эффективного функционирования общеевропейского экономического пространства, а также решении стоящих перед всеми государствами континента экологических проблем. Нельзя не отметить и тот факт, что за последние годы именно со странами ЕС Украина установила наиболее тесные контакты по международному кооперированию производства на уровне основного хозяйственного звена в виде совместных предприятий, других форм экономического взаимодействия. В целом, в рамках последовательно проводимого курса на подключение Украины к общеевропейскому интеграционному процессу возможно наиболее быстрое улучшение жизненного уровня граждан, завоевание отечественными субъектами экономической деятельности выгодных позиций на мировом рынке. Перспективы интеграции связаны также с углублением сотрудничества Украины в Черноморском регионе. Для этого необходимо установление режима свободного передвижения товаров, капиталов и рабочей силы, создание транспортно-коммуникационной инфраструктуры. Украина располагает благоприятным геоэкономическим положением: занимает обширную территорию на востоке Европы, имеет выход к Азовскому и Черному морям, находится на пересечении торговых путей с севера на юг и с запада на восток, имеет сухопутную и морскую границу с большинством стран, заинтересованных в развитии зоны причерноморской интеграции. Для развития интеграционных процессов необходимо развивать региональное сотрудничество, базирующееся не только на прибрежной и приграничной торговле, совместном предпринимательстве, но и налаживании производственно-кооперационных и научно-технических связей. Черноморская зона экономического сотрудничества является единственным региональным международно-экономическим союзом, в который входит Украина. Поэтому она может обеспечить и политические выигрыши, например, выходить с инициативами по решению межгосударственных и внутригосударственных конфликтов. Геополитическим обеспечением эффективных и долговременных внешнеэкономических связей является участие в международных организациях. Однако уже можно констатировать и определенные достижения, хотя, конечно, их можно рассматривать лишь в контексте завоевания наиболее перспективных стартовых позиций для достижения последующих результатов. Украина является членом ООН как государство-учредитель, Совета Европы, Совета Североатлантического сотрудничества, СБСЕ, ЕБРР, МВФ, наблюдателем в ГАТТ. Кроме дипломатических представительств иностранных государств и ООН в Киеве действуют представительства Всемирного Банка, Комиссии ЕС. И, наконец, третья группа – производственно-отраслевые приоритеты – включает в себя: – высокая квалификация трудовых ресурсов; – качественная система среднего и высшего образования; – высокая концентрация научно-технических знаний и навыков (исследовательских институтов, центров и т. д.); – значительные масштабы основных производственных фондов; – соответствующая инфраструктура транспорта и связи; – выгодное географическое размещение. Экономика Украины имеет значительный потенциал для экономического роста за счет конкурентоспособности сырьевых отраслей и машиностроения. Анализируя продуктовую и географическую структуру экспорта, можно сделать вывод, что основными рынками являются: — для продукции сырьевых конкурентоспособных отраслей Украины – страны СНГ и Восточной Европы; — для продукции машиностроительных отраслей – регионы, где отсутствуют факторы производства, имеющиеся в избытке в Украине (научно-технический потенциал, квалификация труда и т. д.). Это – африканский, южноамериканский и ближневосточный регионы. Экономическая политика, направленная на интегрирование национальной экономики в мировое хозяйство, должна быть основана на создании дефицитных факторов производства при поддержке имеющихся, то есть на целенаправленной реализации национальных конкурентных преимуществ и направлена на развитие внешнего спроса на продукцию конкурентоспособных национальных отраслей. Приоритетными отраслями развития внешнеэкономических связей Украины являются энергетика, транспорт, приватизация, развитие предпринимательства и структурная перестройка промышленности.
Читайте также: I. ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|