Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешнеторговая стратегия




 

Международная торговля продолжает быть одной из ведущих форм мирохозяйственных связей.

Важнейшим обобщающим показателем значения международной торговли является ее роль в формировании ВВП, или экспортно-импортная квота ВВП. Причем эта квота постоянно возрастает.

Внешнеторговая стратегия включает в себя различные виды и направления. В зависимости от формы внешней торговли различаются два основных вида такой стратегии:

– стратегия, стимулирующая внешнюю торговлю, в т.ч. экспортную и импортную;

– стратегия ограничения, сдерживания внешней торговли, в т.ч. экспортной или импортной.

Внешнеторговая стратегия преследует различные цели, которые целесообразно разделить на две категории – экономические и политические.

К группе экономических целей внешнеторговой стратегии относятся следующие.

Во-первых, повышение эффективности функционирования национальной экономики. Подобное повышение должно происходить за счет осуществления определенных структурных изменений, углубления разделения труда, специализации производства с учетом конъюнктуры на мировых рынках.

Во-вторых, решение проблемы торгового баланса и накопления валютных резервов.

В-третьих, закрепление и расширение позиций на мировых рынках на основе нахождения своих «ниш» на этих рынках и повышения степени конкурентоспособности страны в целом и каждого из ее экономических субъектов, участвующих во внешнеторговых операциях.

В четвертых, достижение рационального соотношения (количественного и качественного) между объемом и структурой реализуемой продукции на внутренних и зарубежных рынках.

Экономические цели внешнеторговой стратегии страны находятся в определенной связи, взаимосвязи, взаимозависимости с политическими целями.

К политическим целям внешнеторговой стратегии следует относить следующие.

Во-первых, сохранение рабочих мест и защита определенных отраслей и сфер национальной экономики от внешней конкуренции.

Во-вторых, защита потребителей от недоброкачественных импортных товаров, угрожающих их здоровью.

В-третьих, достижение определенных внешнеэкономических целей. Государство использует те или иные средства (инструменты) торговой политики для давления или наказания стран, которые нарушают общепринятые международные нормы и законы. В частности, США под угрозой торговых санкций удалось заставить власти Китая обеспечить четкое выполнение законов о защите интеллектуальной собственности.

В-четвертых, стремление повлиять на определенные изменения в социально-экономической и политической системах зарубежных стран, связанные, в частности, с нарушением прав человека.

В-пятых, использование торговой политики с целью охраны окружающей среды. В частности, многие страны подписали Соглашение по Киотскому протоколу, т.е. международное соглашение об уменьшении выбросов парниковых газов в атмосферу.

Виды, направления и цели внешнеторговой стратегии предопределяют инструменты ее осуществления.

Рассмотрим структуру инструментов стратегии экспортной торговли. В этой структуре выделяются две категории: инструменты, стимулирующие экспорт и инструменты, ограничивающие экспорт. Стратегия стимулирования экспортной торговли в настоящее время осуществляется на двух уровнях – на государственном и на корпоративном.

Государственное стимулирование экспорта товаров и услуг включает в себя административно-правовые инструменты и экономико-административные. К административно-правовым инструментам относятся такие, как: периодические изменения в системе государственных законов, указов, постановлений, правил, норм, стимулирующих экспортную торговлю; обеспечение национальных экспортеров необходимой информацией о состоянии и перспективах развития мировых рынков; содействие налаживанию торговой рекламы за рубежом; учреждение специальных институтов, комитетов (в т.ч. при посольствах в различных странах), экспортно-импортных банков, страховых организаций, обслуживающих экспортную торговлю;* участие государственных институтов в организации и проведении международных торговых ярмарок, выставок, международных семинаров, конференций по проблемам международной торговли;* создание свободных экономических зон;** учреждение государственных учебных заведений, специализированных курсов по подготовке специалистов в области внешней торговли;

Ко второй группе инструментов государственного стимулирования экспорта, т.е. к экономико-административным инструментам относятся:

– государственная финансовая поддержка национальных компаний-экспортеров на основе предоставления льготных экспортных кредитов;

– предоставление различных налоговых льгот, режима ускоренной амортизации национальным компаниям, которые экспортируют свыше 50% создаваемой продукции;

– государственное страхование национального экспорта от различных рисков, в т.ч. особенно от политических, финансовых, валютных;

– предоставление субсидий национальным производителям определенной продукции.

В настоящее время многие развитые государства наряду с политикой стимулирования экспортной торговли проводят политику сдерживания, ограничения экспорта товаров и услуг по определенным причинам. Подобная политика осуществляется в форме экспортного контроля. Экспортный контроль представляет собой систему организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету вывоза тех или иных товаров, услуг в те или иные страны. Подобный контроль обусловлен различными причинами, среди которых выделяются две основные. Во-первых, ограничение экспорта товаров и услуг в страны, где существуют диктаторские режимы, нарушаются права человека и т.д. Во-вторых, ограничение или запрет на вывоз стратегических материалов, новейших технологий, вооружения и др.

Переходим к рассмотрению стратегии импортной торговли. Она также как и экспортная стратегия включает в себя две основные формы: стимулирующая стратегия и ограничительная, сдерживающая стратегия. В экономической литературе эти две формы получили определенные названия – политика свободной торговли и политика протекционизма соответственно. Каждая из них имеет свои цели и методы осуществления.

Политика протекционизма* решает две основные задачи:

– фискальную**, или финансовую, которая заключается в пополнении валютно-финансовыми средствами государственный бюджет за счет взимания импортных налогов;

– защитную, которая состоит в защите национальной экономики, внутренних рынков, отечественных производителей, компаний от иностранных конкурентов.

Для решения этих задач используются различные инструменты. По характеру их применения различаются две категории инструментов: тарифные и нетарифные.

Тарифная система в стратегии импортной торговли (или таможенные тарифы) представляет собой систематизированный свод ставок таможенных пошлин на импортируемые товары. Таможенные пошлины (customs duty) – это обязательный денежный взнос, сбор или налог, взимаемый государственными таможенными органами с импортируемой продукции.

С развитием международной экономики, с образованием межгосударственных организаций, регулирующих внешнеторговые отношения, наблюдается тенденция к снижению таможенных пошлин.

Но в условиях обострения конкурентной борьбы на мировых рынках, включения в эту борьбу все новых участников каждая страна начинает использовать так называемые нетарифные инструменты протекционизма, которые условно можно представить как «неденежные». Мировая практика свидетельствует, что во внешнеторговой стратегии (в частности, импортной стратегии) все большее предпочтение отдается нетарифным инструментам (методам) протекционизма. Это во многом объясняется тем, что в отличие от таможенных тарифов, не являются дополнительным налоговым бременем для населения страны-импортера. Важно и то, что нетарифные ограничения импорта почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются ВТО.

Важно заметить, что торговый протекционизм – это не только экономическая категория, но и социальная и политическая. По существу, протекционизм это средство перераспределения мировых доходов между странами, между экономическими субъектами внутри страны.

И все же жизнь, новые условия, порождаемые процессом экономической глобализации, усилением экономической взаимозависимости стран мирового сообщества, заставляет многие страны (в первую очередь развитые) осуществлять либерализацию внешнеторговой политики, более широко использовать инструменты свободной торговли.

Политика свободной торговли сопровождается значительными позитивными последствиями для страны-импортера.

Во-первых, снижаются цены на импортную продукцию.

Во-вторых, сокращаются издержки производства продукции, связанного с использованием более дешевого импортного сырья, материалов и т.д. Особенно это касается развитых стран, зависимых от импорта сырья, в т.ч. нефти, газа. В частности США владеют всего 3% мировых запасов нефти, а потребляют четверть от мирового потребления нефти. При этом США покрывают более 50% своих потребностей в нефти за счет импорта. Это ставит США в значительную зависимость от роста цен на нефть и нестабильности поставок нефти [22, 44].

В-третьих, политика свободной торговли дает возможность получать на более выгодных условиях новую технику, технологию.

Внешнеторговая стратегия непосредственно связана с международным движением капитала в форме прямых инвестиций.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...