Предложения по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации
Анализ, проведенный в предыдущих разделах настоящей работы, позволяет выделить следующие основные тенденции формирования выручки и прибыли предприятия. Наибольшую выручку ООО «Водоканал-сервис» получает от торговых операций. За 2005г. удельный вес выручки от перепродажи товаров в общей сумме выручки ООО «Водоканал-сервис» составил 81,94%, а за 2006г. – 81,17%. Структура выручки ООО «Водоканал-сервис» представлена на рис. 3.
Рис. 3. Структура выручки ООО «Водоканал-сервис» за 2005-2006гг. Как было отмечено выше, в составе себестоимости более высокими темпами растет себестоимость работ и услуг. Один процент прироста выручки от реализации работ и услуг вызывает рост себестоимости их реализации на 1,17%, тогда как 1% прироста реализации покупных товаров влечет за собой рост их себестоимости на 1,06%. Подобная структура выручки ООО «Водоканал-сервис» обусловлена тем фактом, что на нижегородском рынке предприятие является одним из основных поставщиков химикатов для очистки воды – это объясняет высокий удельный вес в выручке сумм, полученных от перепродажи товаров. Услуги же, оказываемые ООО «Водоканал-сервис», эксклюзивными не являются – ремонт, техническое обслуживание и модернизацию водяных насосов в Нижнем Новгороде осуществляют еще несколько предприятий (в т.ч. и таких крупных, как ОАО «РУМО», ОАО «Гидромаш» и пр.). Активная торговая деятельность предприятия не может не сказываться на структуре активов баланса, в частности, внимание на себя обращает чрезвычайно высокий удельный вес дебиторской задолженности.
По состоянию на 01.01.2006г. дебиторская задолженность составляет 54,99% всех активов ООО «Водоканал-сервис», на 31.12.2006г. – 65,92%. Динамика изменения удельного веса дебиторской задолженности в общей сумме активов предприятия представлена на рис. 4.
Рис. 4. Динамика изменения удельного веса дебиторской задолженности в общей сумме активов ООО «Водоканал-сервис» Отмеченные тенденции позволяют следующим образом определить область поиска резервов увеличения предприятия: 1) основное внимание должно быть сосредоточено на оптимизации торговой деятельности ООО «Водоканал-сервис»; 2) в рамках улучшения эффективности торговой деятельности один из наиболее существенных резервов повышения прибыли состоит в перестройке системы контрагентских отношений предприятия (как с поставщиками - кредиторами, так и с покупателями – дебиторами). Конечно, теоретически существует еще возможность увеличения прибыльности предприятия за счет его диверсификации в родственные отрасли бизнеса, но аналитиками ООО «Водоканал-сервис» как реально возможная она не рассматривается. Как хорошо известно из теории финансового менеджмента, прибыль может быть получена предприятием за счет: а) выведения на рынок принципиально нового продукта либо услуги; б) за счет изменения одной из составляющих правой части уравнения Прибыль = Выручка – Суммарные затраты Повышение прибыли происходит за счет: · увеличения выручки при неизменных суммарных затратах (или увеличивающихся более медленными темпами, чем выручка) Наиболее простой путь реализации этого способа – повышение продажной цены товара при неизменной закупочной цене. Возможно только в том случае, когда это позволяет сделать ценовая ситуация рынка, или когда предприятие является полным монополистом. Для ООО «Водоканал-сервис» это нереально ввиду более быстрого темпа роста затрат, чем выручки и отсутствия монопольной позиции.
· снижения суммарных затрат при неизменной цене реализации Способ предполагает оптимизацию управления затратами, в частности, - изыскание возможности закупать перепродаваемый товар по более низким ценам и снижать собственные издержки обращения. Таким образом, для повышения финансовых результатов деятельности предприятия руководству ООО «Водоканал-сервис» можно предложить: (а) улучшить систему управления дебиторской задолженностью предприятия, разработав и внедрив новую политику кредитования покупателей (дебиторов) и усилив контроль за состоянием дебиторской задолженности; (б) ООО «Водоканал-сервис» целесообразно рассмотреть возможность пересмотра условий сотрудничества со своим основным поставщиком - ООО «Аква-реагент», поскольку его отпускная цена на сернокислый алюминий выше среднерыночной. При этом следует учитывать, что украинские и белорусские производители, заинтересованные в масштабном выходе на российский рынок, уже сейчас готовы вести переговоры о прямых поставках сульфата алюминия по ценам, указанным на рис. 5. Объем реализации ООО «Водоканал-сервис» сульфата алюминия в натуральном выражении составил за 2006г. 11000 тонн.
Рис. 5.Цена сульфата алюминия за 1 тонну (руб.)
1. ООО «Реахим – Самара» (Самара); 2. ООО «Химком – Свет» (СПб.); 3. ООО «Аква-реагент» (Дзержинск); 4. ЗАО «Самарское предприятие Химпром» (Самара); 5. Химический завод им. П.Л. Войкова ОАО «Аурат» (Москва); 6. ДП «Завод "Коагулянт"» (Украина); 7. ОАО «Пигмент» (СПб.); 8. АО «Белакватрейд-сервис» (Белоруссия) Снижение закупочной цены на 40 руб. / тонну при сохранении ООО «Водоканал-сервис» отпускной цены неизменной теоретически способно принести предприятию дополнительно 580 тыс. руб. валовой прибыли ежегодно. Однако при этом необходимо учитывать, что в случае переориентации предприятия на сотрудничество с белорусскими поставщиками у ООО «Водоканал-сервис» во-первых, существенно возрастут транспортные издержки, а во-вторых, повысится риск поставок (поскольку товар будет поступать из-за рубежа, возможные различные накладки в связи с изменениями таможенных режимов и т.д.). В этой связи возможность заключения договоров с зарубежными поставщиками должна быть пристально рассмотрена финансово-экономическими службами предприятия с точки зрения введения в договор условий, минимизирующих риски ООО «Водоканал-сервис».
(в) еще одним существенным резервом повышения прибыли предприятия является возможность выведения ООО «Водоканал-сервис» на рынок химических реактивов принципиально нового высокотехнологичного и экологически эффективного коагулянта титана. Данный реактив был разработан еще в середине 90-х годов Санкт-Петербургским Научно-исследовательским центром экологической безопасности РАН (НИЦЭБ РАН). По сравнению с используемым ныне сульфатом алюминия (в настоящее время на территории России в водоочистке практически используется только он), титановый коагулянт обладает целым рядом преимуществ. Применение титанового реагента при очистке различных водных объектов (реки, озера, подземные воды) показало его несомненное преимущество по сравнению со всеми известными реагентами. Это преимущество состоит, прежде всего, в том, что нет необходимости во введении дополнительных реагентов (щелочи, флокулянтов) для повышения качества очистки воды, и резко, в 10 раз или более, сокращается расход хлора. Очистка от тяжелых металлов при применении титанового коагулянта достигает 90–95% (против 60–80% при использовании алюминиевых коагулянтов). Очистка от органических соединений составляет 90–100% (против 60–70%). Очистка от микроорганизмов, бактерий, фито- и зоопланктона достигает 100%. Именно поэтому для обеззараживания воды много хлора и не требуется. Еще одним из преимуществ титанового реагента является способность эффективно очищать воду при низких температурах природной воды. Испытания показали, что при снижении температуры до 4°С интенсивность образования хлопьев практически не снижается. Это его свойство особенно ценно для таких северных стран, как Россия. Особо необходимо отметить низкий уровень вторичного загрязнения компонентами применяемых реагентов. Остаточное содержание ионов титана в очищенной воде даже при передозировке не превышает 0,03 мг/л, в то время как допустимое содержание титана в воде составляет 0,1 мг/л (в 30 раз больше). Известно, что в воде многих рек содержание титана выше 0,1 мг/л. По данным ВОЗ, титан не представляет опасности для живых организмов и человека. Специальные медицинские исследования показали, что титановый реагент по своим санитарно-гигиеническим свойствам удовлетворяет требованиям к качеству реагентов для очистки питьевой воды.
С технической точки зрения, применение титанового реагента позволяет повысить пропускную способность станций водоподготовки, что снизит затраты на производство питьевой воды. Одновременное снижение расхода реагентов и/или исключение дополнительных реагентов не только уменьшит уровень вторичного загрязнения, но даст существенную экономию. Образующийся осадок легко фильтруется и может быть направлен на регенерацию или утилизацию. Руководству ООО «Водоканал-сервис» следует рассмотреть указанную возможность, тем более, что этому благоприятствуют как минимум два существенных фактора: во-первых, рентабельность продаж титанового коагулянта на 25-30% выше рентабельности сернокислого алюминия; во-вторых ООО «Водоканал-сервис» контролирует достаточно серьезный сегмент рынка химикатов для очистки воды в Нижегородской области, имея хорошее лобби в администрациях городов Нижегородской области. ООО «Водоканал-сервис» является основным поставщиком реагентов для муниципальных предприятий водоснабжения Нижнего Новгорода, Арзамаса, Выксы, Павлова и пр. Акцент в маркетинговой компании по продвижению титанового коагулянта может быть с успехом сделан на лучшую, нежели чем у сернокислого алюминия, экологичность нового продукта.
Заключение Подводя краткие итоги работы, можно следующим образом выделить ее основные моменты. Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые, вероятно, будет контролировать организация в будущем при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов при обосновании эффективности, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Информация о финансовых результатах деятельности организации обеспечивается главным образом отчетом о прибылях и убытках.
Анализ финансовых результатов деятельности конкретного субъекта хозяйствования – ООО «Водоканал-сервис» (г. Н.Новгород) за 2006г., проведенный в работе, позволил сделать следующие ключевые выводы: (а) валовая прибыль предприятия в абсолютном значении увеличилась на 2096 тыс. руб. (темп роста – 123,83%), хотя ее удельный вес в выручке достаточно серьезно снизился (на 6,71%); (б) прибыль предприятия от продаж по сравнению с предшествующим периодом уменьшилась по абсолютному значению на 108 тыс. руб., удельный вес данного показателя в выручке также снизился – на 0,66%; темп снижения составил 78,40%; (в) за 2006г. чистая прибыль ООО «Водоканал-сервис» составила 343 тыс. руб., что на 115 тыс. руб. меньше, чем за 2005г. Удельный вес чистой прибыли предприятия в выручке снизился на 0,62% и составил в отчетном периоде 0,42%. Темп снижения показателя – 74,89%. Факторный анализ валовой прибыли, проведенный в настоящей работе, показал, что изменение структуры выручки привело к росту суммы валовой прибыли на 90 тысяч рублей или на 0,5%. Это обусловлено ростом удельного веса выручки от реализации работ и услуг, имеющих более высокий уровень прибыли по сравнению с уровнем прибыли по реализации товаров. Снижение уровня валовой прибыли в выручке (рентабельности) привело к снижению суммы валовой прибыли на 5585 тысяч рублей или на 33,9%. Таким образом, рост валовой прибыли достигнут за счет количественного (экстенсивного) фактора и, частично, за счет структурных сдвигов выручки. Качественный (интенсивный) фактор оказал отрицательное влияние на изменение суммы валовой прибыли. Выявленные в ходе анализа тенденции формирования финансовых результатов ООО «Водоканал-сервис» в анализируемом периоде позволили следующим образом определить область поиска резервов увеличения предприятия: (а) основное внимание должно быть сосредоточено на оптимизации торговой деятельности ООО «Водоканал-сервис»; (б) в рамках улучшения эффективности торговой деятельности один из наиболее существенных резервов повышения прибыли состоит в перестройке системы контрагентских отношений предприятия (как с поставщиками - кредиторами, так и с покупателями – дебиторами). Исходя из определенной области поиска решений для повышения эффективности деятельности предприятия руководству ООО «Водоканал-сервис» было предложено: (а) улучшить систему управления дебиторской задолженностью предприятия, разработав и внедрив новую политику кредитования покупателей (дебиторов) и усилив контроль за состоянием дебиторской задолженности; (б) ООО «Водоканал-сервис» целесообразно рассмотреть возможность пересмотра условий сотрудничества со своим основным поставщиком - ООО «Аква-реагент», поскольку его отпускная цена на сернокислый алюминий выше среднерыночной; (в) еще одним существенным резервом повышения прибыли предприятия является возможность выведения ООО «Водоканал-сервис» на рынок химических реактивов принципиально нового высокотехнологичного и экологически эффективного коагулянта титана. В заключение остается добавить, что результаты дипломной работы и выработанные в ходе ее написания предложения по повышению прибыльности организации в настоящее время доведены до руководства ООО «Водоканал-сервис» с целью изучения возможности их внедрения в производственно-коммерческую практику предприятия. Список использованной литературы 1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006г. № 230-ФЗ (в ред. на 6 декабря 2007г.) 2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (в ред. на 6 декабря 2007г.) 3. Федеральный закон от 14 июня 1995г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. на 2 февраля 2006г.) (утратил силу) 4. Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. на 3 ноября 2006г.) 5. Федеральный закон от 8 февраля 1998г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. на 18 декабря 2006г.) 6. Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (в ред. на 26 марта 2007г.) 7. Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998г. № 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (в ред. на 30 декабря 1999г.) 8. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (в ред. на 27 ноября 2006г.) 9. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" (в ред. на 27 ноября 2006г.) 10. Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999г. № 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99" (с изменениями от 18 сентября 2006г.) 11. Приказ Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (в ред. на 18 сентября 2006г.) 12. Постановление Госстандарта РФ от 6 ноября 2001г. № 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД" 13. Приказ Минфина РФ от 19 ноября 2002г. № 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02" 14. Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. на 18 сентября 2006г.) 15. Аликаева М.В. Источники финансирования инвестиционного процесса // Финансы, 2003, № 5. 16. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и М.С. Сапрыкина. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 17. Ануфриев В.Е. Учет формирования финансового результата и распределения прибыли организации // Бухгалтерский учет, 2001, № 10. 18. Гусева Т.М., Шеина Т.Н. Самоучитель по бухгалтерскому учету. М.: ТК Велби, Проспект, 2006. 19. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2004. 20. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. М.: СПС ГАРАНТ, 2003. 21. Корепанова Н.Б. Расчет налога на прибыль по данным бухгалтерского учета. М.: Альфа-Пресс, 2005. 22. Липчиу Н.В., Шевченко Ю.С.·Проблемы формирования конечных финансовых результатов деятельности организаций // Экономический анализ. Теория и практика, 2007, № 7. 23. Пласкова Н., Тойкер Д. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2002, № 35. 24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие. 6-е изд., перераб. и доп. Мн.: Новое знание, 2001. 25. Справочник финансиста предприятия. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 1999. 26. Станиславчик Е. Основы инвестиционного анализа. Анализ риска инвестирования // Финансовая газета, 2004, № 11. 27. Теория экономического анализа: Учебно-методический комплекс / Под ред. проф. Н.П. Любушина. М.: Юристъ, 2002. 28. Филобокова Л. Финансовый анализ в малом бизнесе // Финансовая газета. Региональный выпуск, 2001, № 28. 29. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2000. 30. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Ф. Самсонова. М.. Финансы, ЮНИТИ, 2001. 31. Финансы предприятий (организаций): Учеб. пособие / Под ред. проф. Н.В. Липчиу. 3-е изд., перераб. и доп. Краснодар: ЮИМ, 2005. 32. Финансы предприятий: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.В. Колчиной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 33. Финансы. Учебник / Под ред. проф. В.В. Ковалева. М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. 34. Хорин А.Н., Михалева Ж.Г. Принцип временной определенности // Аудит и финансовый анализ, 2003, № 4. 35. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 36. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1999. Приложение 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|