15. Эмбриональный источник развития волокнистых соединительных тканей, тканей со специальными свойствами
15. Эмбриональный источник развития волокнистых соединительных тканей, тканей со специальными свойствами (А) эктодерма; (Б) мезодерма; (В) энтодерма; (Г) мезенхима.
Правильные ответы: 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 – В, 5 – Г, 6 – В, 7 – Б, 8 – Д, 9 – В, 10 – Д, 11 – Б, 12 – Б, 13 – В, 14 – Б, 15 – Г. Ситуационные задачи 1. Предложены электронные микрофотографии трех фибробластов. На одной изображен фибробласт с дисперсным хроматином ядра, большим числом свободных рибосом и полисом в цитоплазме, относительно слабо развитыми мембранными органеллами. На другой – фибробласт с хорошо развитыми гранулярной цитоплазматической сетью и комплексом Гольджи. На третьей – фибробласт с компактным хроматином ядра и небольшим объемом очень бедной органеллами цитоплазмы. Фибробласты каких типов изображены на микрофотографиях? 2. Предложены электронные микрофотографии трех макрофагов. На одной изображен макрофаг с дисперсным хроматином ядра, со слабо развитыми органеллами цитоплазмы, на другой – мкрофаг, в цитоплазме которого присутствует значительное число лизосом и микропиноцитозных везикул, а на поверхности клетки видно множество микроворсинок цитоплазмы. Контур поверхности третьего макрофага относительно гладкий, в цитоплазме присутствуют в большом количестве вторичные лизосомы и остаточные тельца, в том числе и миелиноподобные тельца. Какой из этих макрофагов мноцитарный, какой – зрелый с высокой активностью поверхности и какой - перегруженный фагоцитированным материалом? 3. Плазматические клетки очень редко встречаются в подкожной соединительной ткани слизистой оболочки, а в соединительной ткани слизистой оболочки кишечника многочисленны. Почему?
4. В гистологическом препарате рядом с тучными клетками видно большое число гранул. Какие вещества выделяются из клеток и как называется этот процесс? 5. В месте внедрения инородного тела в организм возникает воспаление с участием клеток крови и рыхлой волокнистой соединительной ткани. Какие клетки крови и соединительной ткани будут обнаружены в очаге воспаления. Количество каких клеток будет наибольшим в различные фазы воспаления? Задания для самостоятельной работы и УИРС Подготовьте реферативный доклад на одну из следующих тем: 1. Основные характеристики клеток соединительной ткани и крови в очаге асептического воспаления. Участие нейтрофилов, лимфоцитов, моноцитов, макрофагов и фибробластов в воспалительной и репаративной реакциях организма в ответ на травму или внедрение инородного тела. 2. Участие макрофагов в реакциях естественного и специфического иммунитета и значение секреции макрофагами лизосомальных ферментов. 3. Приготовьте парафиновый срез соединительной ткани кожи, окрасьте его азур 2-эозином. Найдите и опишите основные клеточные элементы.
Практическое занятие. Тема: «Скелетные ткани (хрящевые и костные ткани)». 1. Актуальность темы Скелетные ткани выполняют опорную, защитную, механическую функции, участвуют в водно-солевом обмене. Хрящевые и костные ткани образованы клетками и межклеточным веществом. 2. Цель занятия. Изучить строение и развитие различных видов хрящевой и костной тканей, строение их клеточных элементов и особенности организации межклеточного вещества. Студент должен уметь: 1. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат - гиалиновый, эластический и волокнистый хрящи и дифференцировать клетки и межклеточное вещество. 2. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат пластинчатой костной ткани (надкостница (наружный и внутренний слои), наружные и внутренние общие (генеральные) пластинки, остеоны (гаверсовые системы), вставочные пластинки).
Для реализации учебных целей студент должен знать: - развитие и строение и функции хондробластов, хондроцитов. Межклеточного вещества (коллагеновые, эластические волокна и основное вещество); - развитие, строение и функции остеобластов, остеоцитов и остеокластов. 3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин. 4. Место проведения самоподготовки читальный зал библиотеки, кабинет самоподготовки кафедры. 5. Оснащение: микроскопы, микропрепараты, таблицы, электронные микрофотографии, методические пособия, атласы. Контрольные вопросы: 1. Общая морфо-функциональная характеристика хрящевой ткани. Хрящевые клетки: хондробласты, хондроциты. Межклеточное вещество. 2. Классификация и общая характеристика хрящевой ткани (гиалиновый, эластический и волокнистый). Функция, локализация. 3. Надхрящница, строение, значение в питании, росте и регенерации хряща. 4. Гистогенез хрящевой ткани. 5. Костная ткань. Характеристика остеобластов, остеоцитов и остеокластов. Межклеточное вещество костной ткани, его физико-химические свойства и строение. 6. Классификация костной ткани. Морфо - физиологические особенности грубоволокнистой и пластинчатой костной ткани. Топография. 7. Кость как орган. Понятие о губчатом и компактном веществе. Микроскопическое строение диафиза трубчатой кости. Строение и значение надкостницы. 8. Развитие кости. Прямой и непрямой остеогенез. Развитие кости из мезенхимы. Развитие кости на месте хряща. 9. Возрастные изменения скелетных тканей. 10. Регенерация костных тканей. 11. Развитие кости на месте хряща. 12. Соединительная ткань, процессы воспаления и регенерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|