Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Какая часть фоторецептора регистрирует фотоны?




5. Какая часть фоторецептора регистрирует фотоны?

(А) наружный сегмент; (Б) связующий отдел;

(В) внутренний сегмент; (Г) перикарион; (Д) аксон.

6. Источник развития канала улитки:

(А) мезенхима; (Б) эктодерма плакод;

(В) нейроэктодерма для слухового ганглия;

(Г) энтодерма вентральной стенки глотки;

(Д) мезодерма головного отдела.

7. Слуховое пятно (макула) органа равновесия содержит все структуры, КРОМЕ:

(А) стереоцилий; (Б) отолитовой мембраны;

(В) покровной мембраны;

(Г) кристаллов карбоната кальция; (Д) киноцилий.

8. Волосковые клетки органа равновесия. Верно всё, КРОМЕ:

(А) содержат киноцилию и несколько десятков стереоцилий;

(Б) стереоцилии имеют 1 пару центральных и 9 пар периферических микротрубочек;

(В) чувствительны к направлению действия стимула;

(Г) образуют синаптические контакты с эфферентными нервными волокнами;

(Д) расположены в эпителии пятен мешочков и гребешков.

9. Роговица глаза:                                           Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

(1) покрыта многослойным эпителием;        Б - если верно 1, 3;

(2) задняя поверхность выстлана эндотелием;      В - если верно 2, 4;

(3) не имеет кровеносных сосудов;                         Г - если верно 4;

(4) собственное вещество содержит            Д - если верно 1, 2, 3, 4.

нервные окончания и капилляры.

10. Наружные сегменты фоторецепторных нейронов содержат.

(1) зрительный пигмент                 Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

(2) митохондрии;                                      Б - если верно 1, 3;

(3) мембранные диски;                                       В - если верно 2, 4;

(4) базальное тельце.                                Г - если верно 4;

            Д - если верно 1, 2, 3, 4.

11. Рецепторная клетка обонятельного эпителия:

(1) центральный отросток через        Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

решётчатую кость проникает в полость черепа; Б - если верно 1, 3;

(2) центральный отросток образует       В - если верно 2, 4;

обонятельный нерв;                                  Г - если верно 4;

(3) периферический отросток направляется    Д - если верно 1, 2, 3, 4.

к поверхности эпителия;

(4) постоянно обновляется за счёт клеток-предшественниц.

12. Волоски нейросенсорных обонятельных клеток:

(1) типичные реснички;                      Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

(2) отходят от базальных телец                Б - если верно 1, 3;

в обонятельной булаве;                                 В - если верно 2, 4;

(3) участвуют в процессе хемовосприятия;   Г - если верно 4;

(4) погружены в слизь.                                   Д - если верно 1, 2, 3, 4.

13. Хемочувствительные сосочки языка: Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

(1) грибовидные;                                       Б - если верно 1, 3;

(2) желобоватые;                                       В - если верно 2, 4;

(3) листовидные;                                            Г - если верно 4;

(4) нитевидные.                                 Д - если верно 1, 2, 3, 4.

14. Вкусовая почка:                                        Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

(1) расположена в толще                               Б - если верно 1, 3;

эпителиального пласта;                                В - если верно 2, 4;

(2) состоит из сенсоэпителиальных,       Г - если верно 4;

поддерживающих и базальных клеток;       Д - если верно 1, 2, 3, 4.

(3) рецепторные белки встроены в мембрану микроворсинок;

(4) клетки относятся к обновляющейся популяции.

15. Рецепторные клетки органа равновесия расположены:

(1) в перепончатом канале улитки              Ответ: А - если верно 1, 2, 3;

(2) в ампулярных расширениях              Б - если верно1, 3;

полукружных каналов;                             В - если верно 2, 4;

(3) на медиальной стенке барабанной полости;   Г - если верно 4;

(4) в пятнах мешочков.                         Д - если верно 1, 2, 3, 4.

 

Правильные ответы: 1 – Г, 2 – В, 3 – Б, 4 – Г, 5 – А, 6 – Б, 7 – В, 8 – Б,

9 – А, 10 – Б, 11 – Д, 12 – Д, 13 – А, 14 – Д, 15 – В.

Ситуационные задачи

1. У человека нарушено сумеречное зрение («куриная слепота»).

Функции каких клеток нарушены и с чем это связано?

2. У человека повреждена слизистая оболочка, покрывающая верхнюю часть средней раковины носовой полости. Периферическая часть какого анализатора при этом разрушается?

3. Какой анализатор повреждается у человека при травме затылочной области коры больших полушарий.

4. В эксперименте животному нанесена травма эпителия роговицы. Возможен ли процесс регенерации? Если возможен, то за счет каких клеток?

5. У экспериментльного животного в результате хронического воспалительного процесса поражен спиральный ганглий. Какие функциональные изменения отмечены у животных?

6. У человека поражены клетки спирального органа нижних отделов улитки. Восприятие каких звуков будет нарушено?

 

 

Задания для самостоятельной работы и УИРС

1. Общий план строения анализаторов и классификация органов чувств по строению рецепторного аппарата.

2. Гистофизиология нейросекреторных и сенсоэпителиальных рецепторных клеток.

3. Ультраструктура вкусовых луковиц и механизм восприятия вкуса.

Подготовьте реферативный доклад на одну из следующих тем:

1. Развитие и морфофункциональные особенности фоторецепторных клеток и млекопитающих и человека.

2. Развитие и морфофункциональные особенности рецепторных клеток органа слуха у млекопитающих и человека.

Практическое занятие.

Тема: «Эндокринная система (гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околощитовидная железа, надпочечник)».

1. Актуальность темы. В процессе эволюции с появлением многоклеточных организмов возникла необходимость в координации деятельности различных органов, выполняющих специализированные функции. Эта необходимость послужила предпосылкой к возникновению и становлению регуляторных механизмов, ответственных за взаимосвязь отдельных частей сложного организма, обеспечивающие его целостности, приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды.

К таким регуляторным механизмам относится система желез внутренней секреции. В эндокринную систему входят высокоспециализированные секреторные органы и гормонпродуцирующие клетки неэндокринных органов – пищеварения, дыхания, выделения. Для всех компонентов эндокринной системы характерна способность синтезировать и выделять непосредственн6о в кровь и лимфу гормоны – биологически активные, строгоспецифические вещества, которые совместно с нервной системой регулируют уровень обмена и функциональную активность клеток, органов и систем организма.

Эндокринная система совместно с нервной системой осуществляет регуляцию и координацию функций организма. Одновременно органы эндокринной системы взаимосвязаны и взаимозависимы, несмотря на строгую специфичность каждого из них. Периферические железы вырабатывают гормоны, которые оказывают определенное воздействие на обменные процессы и функции органов.

2. Цель занятия. Изучить развитие, строение и гистофизиологию центральных органов эндокринной системы – гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, а также взаимодействия различных звеньев эндокринной системы.

Знать эмбриональные источники и процесс развития, микроскопическое строение и функциональную характеристику щитовидной, паращитовидной желез и надпочечника; особенности взаимодействия их с гипофизом; возрастные изменения.

Студент должен уметь:

1. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат гипофиза, при этом находить и дифференцировать в препарате переднюю долю аденогипофиза, промежуточную долю аденогипофиза и заднюю долю нейрогипофиза (питуициты).

2. Находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза.

3. Находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза (капсулу и прослойки соединительной ткани, дольки эпифиза, пинеалоциты).

4. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат «щитовидная железа» и дифференцировать следующие структурные образования (капсула, соединительнотканные прослойки, фолликулы, интерфолликулярные островки, коллоид).

5. Определить на рисунках гистопрепаратов:

- гиперфункцию железы;

- гипофункцию железы.

6. Выделить при микроскопировании гистопрепарата «паращитовидная железа» (капсулу, трабекулы, паратироциты).

7. Прочитать под микроскопом гистопрепарат «надпочечник» и дифференцировать структуры - капсула, корковое и мозговое вещество паренхимы, зоны коркового вещества (клубочковая, пучковая и сетчатая), кровеносные капилляры мозгового вещества.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- тканевой состав и гистоструктуру гипоталамуса с определением нейросекреторных клеток и знанием их функционального назначения;

- тканевой состав и гистологическое строение аденогипофиза, нейрогипофиза и эпифиза;

- ультраструктуру и функции хромофобных и хромофильных эндокриноцитов аденогипофиза, базофильных эндокриноцитов промежуточной части аденогипофиза, питуицитов, пинеалоцитов;

- особенности кровообращения гипофиза;

- классификацию эндокринных желез;

- общую характеристику желез внутренней секреции;

- развитие и строение щитовидной железы;

- развитие и строение паращитовидной железы;

- развитие и строение надпочечника;

- название гормонов данных желез и их действие на организм человека;

- возрастные особенности данных желез.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин.

4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, кабинеты самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, учебные пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Морфо-функциональная характеристика желез внутренней секреции.

2. Классификация эндокринных желез.

3. Строение и функция гипоталамуса.

4. Гипофиз, развитие его различных отделов.

5. Строение передней, средней и задней долей гипофиза.

6. Функция гипофиза и его взаимосвязь с другими железами внутренней секреции.

7. Эпифиз: пинеалоциты, интерстициальные клетки их функция.

8. Эмбриональные источники и развитие щитовидной и паращитовидной желез.

9. Развитие и строение щитовидной железы. Морфофункциональные изменения при гипер- и гипофункции щитовидной железы.

10. Морфофункциональная характеристика паращитовидной железы, возрастные особенности.

11. Эмбриональные источники и развитие надпочечника.

12. Морфофункциональная характеристика коркового и мозгового вещества надпочечника, возрастные особенности.

13. Понятие о диффузной эндокринной системе, определение роли гормон продуцирующих клеток в регуляции функций органов и систем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...