5. Какая часть фоторецептора регистрирует фотоны?
5. Какая часть фоторецептора регистрирует фотоны? (А) наружный сегмент; (Б) связующий отдел; (В) внутренний сегмент; (Г) перикарион; (Д) аксон. 6. Источник развития канала улитки: (А) мезенхима; (Б) эктодерма плакод; (В) нейроэктодерма для слухового ганглия; (Г) энтодерма вентральной стенки глотки; (Д) мезодерма головного отдела. 7. Слуховое пятно (макула) органа равновесия содержит все структуры, КРОМЕ: (А) стереоцилий; (Б) отолитовой мембраны; (В) покровной мембраны; (Г) кристаллов карбоната кальция; (Д) киноцилий. 8. Волосковые клетки органа равновесия. Верно всё, КРОМЕ: (А) содержат киноцилию и несколько десятков стереоцилий; (Б) стереоцилии имеют 1 пару центральных и 9 пар периферических микротрубочек; (В) чувствительны к направлению действия стимула; (Г) образуют синаптические контакты с эфферентными нервными волокнами; (Д) расположены в эпителии пятен мешочков и гребешков. 9. Роговица глаза: Ответ: А - если верно 1, 2, 3; (1) покрыта многослойным эпителием; Б - если верно 1, 3; (2) задняя поверхность выстлана эндотелием; В - если верно 2, 4; (3) не имеет кровеносных сосудов; Г - если верно 4; (4) собственное вещество содержит Д - если верно 1, 2, 3, 4. нервные окончания и капилляры. 10. Наружные сегменты фоторецепторных нейронов содержат. (1) зрительный пигмент Ответ: А - если верно 1, 2, 3; (2) митохондрии; Б - если верно 1, 3; (3) мембранные диски; В - если верно 2, 4; (4) базальное тельце. Г - если верно 4;
Д - если верно 1, 2, 3, 4. 11. Рецепторная клетка обонятельного эпителия: (1) центральный отросток через Ответ: А - если верно 1, 2, 3; решётчатую кость проникает в полость черепа; Б - если верно 1, 3; (2) центральный отросток образует В - если верно 2, 4; обонятельный нерв; Г - если верно 4; (3) периферический отросток направляется Д - если верно 1, 2, 3, 4. к поверхности эпителия; (4) постоянно обновляется за счёт клеток-предшественниц. 12. Волоски нейросенсорных обонятельных клеток: (1) типичные реснички; Ответ: А - если верно 1, 2, 3; (2) отходят от базальных телец Б - если верно 1, 3; в обонятельной булаве; В - если верно 2, 4; (3) участвуют в процессе хемовосприятия; Г - если верно 4; (4) погружены в слизь. Д - если верно 1, 2, 3, 4. 13. Хемочувствительные сосочки языка: Ответ: А - если верно 1, 2, 3; (1) грибовидные; Б - если верно 1, 3; (2) желобоватые; В - если верно 2, 4; (3) листовидные; Г - если верно 4; (4) нитевидные. Д - если верно 1, 2, 3, 4. 14. Вкусовая почка: Ответ: А - если верно 1, 2, 3; (1) расположена в толще Б - если верно 1, 3; эпителиального пласта; В - если верно 2, 4; (2) состоит из сенсоэпителиальных, Г - если верно 4; поддерживающих и базальных клеток; Д - если верно 1, 2, 3, 4. (3) рецепторные белки встроены в мембрану микроворсинок; (4) клетки относятся к обновляющейся популяции. 15. Рецепторные клетки органа равновесия расположены: (1) в перепончатом канале улитки Ответ: А - если верно 1, 2, 3;
(2) в ампулярных расширениях Б - если верно1, 3; полукружных каналов; В - если верно 2, 4; (3) на медиальной стенке барабанной полости; Г - если верно 4; (4) в пятнах мешочков. Д - если верно 1, 2, 3, 4.
Правильные ответы: 1 – Г, 2 – В, 3 – Б, 4 – Г, 5 – А, 6 – Б, 7 – В, 8 – Б, 9 – А, 10 – Б, 11 – Д, 12 – Д, 13 – А, 14 – Д, 15 – В. Ситуационные задачи 1. У человека нарушено сумеречное зрение («куриная слепота»). Функции каких клеток нарушены и с чем это связано? 2. У человека повреждена слизистая оболочка, покрывающая верхнюю часть средней раковины носовой полости. Периферическая часть какого анализатора при этом разрушается? 3. Какой анализатор повреждается у человека при травме затылочной области коры больших полушарий. 4. В эксперименте животному нанесена травма эпителия роговицы. Возможен ли процесс регенерации? Если возможен, то за счет каких клеток? 5. У экспериментльного животного в результате хронического воспалительного процесса поражен спиральный ганглий. Какие функциональные изменения отмечены у животных? 6. У человека поражены клетки спирального органа нижних отделов улитки. Восприятие каких звуков будет нарушено?
Задания для самостоятельной работы и УИРС 1. Общий план строения анализаторов и классификация органов чувств по строению рецепторного аппарата. 2. Гистофизиология нейросекреторных и сенсоэпителиальных рецепторных клеток. 3. Ультраструктура вкусовых луковиц и механизм восприятия вкуса. Подготовьте реферативный доклад на одну из следующих тем: 1. Развитие и морфофункциональные особенности фоторецепторных клеток и млекопитающих и человека. 2. Развитие и морфофункциональные особенности рецепторных клеток органа слуха у млекопитающих и человека. Практическое занятие. Тема: «Эндокринная система (гипоталамус, гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, околощитовидная железа, надпочечник)». 1. Актуальность темы. В процессе эволюции с появлением многоклеточных организмов возникла необходимость в координации деятельности различных органов, выполняющих специализированные функции. Эта необходимость послужила предпосылкой к возникновению и становлению регуляторных механизмов, ответственных за взаимосвязь отдельных частей сложного организма, обеспечивающие его целостности, приспособляемость к меняющимся условиям внешней среды.
К таким регуляторным механизмам относится система желез внутренней секреции. В эндокринную систему входят высокоспециализированные секреторные органы и гормонпродуцирующие клетки неэндокринных органов – пищеварения, дыхания, выделения. Для всех компонентов эндокринной системы характерна способность синтезировать и выделять непосредственн6о в кровь и лимфу гормоны – биологически активные, строгоспецифические вещества, которые совместно с нервной системой регулируют уровень обмена и функциональную активность клеток, органов и систем организма. Эндокринная система совместно с нервной системой осуществляет регуляцию и координацию функций организма. Одновременно органы эндокринной системы взаимосвязаны и взаимозависимы, несмотря на строгую специфичность каждого из них. Периферические железы вырабатывают гормоны, которые оказывают определенное воздействие на обменные процессы и функции органов. 2. Цель занятия. Изучить развитие, строение и гистофизиологию центральных органов эндокринной системы – гипоталамуса, гипофиза, эпифиза, а также взаимодействия различных звеньев эндокринной системы. Знать эмбриональные источники и процесс развития, микроскопическое строение и функциональную характеристику щитовидной, паращитовидной желез и надпочечника; особенности взаимодействия их с гипофизом; возрастные изменения. Студент должен уметь: 1. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат гипофиза, при этом находить и дифференцировать в препарате переднюю долю аденогипофиза, промежуточную долю аденогипофиза и заднюю долю нейрогипофиза (питуициты). 2. Находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза. 3. Находить и дифференцировать под микроскопом составные элементы эпифиза (капсулу и прослойки соединительной ткани, дольки эпифиза, пинеалоциты).
4. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат «щитовидная железа» и дифференцировать следующие структурные образования (капсула, соединительнотканные прослойки, фолликулы, интерфолликулярные островки, коллоид). 5. Определить на рисунках гистопрепаратов: - гиперфункцию железы; - гипофункцию железы. 6. Выделить при микроскопировании гистопрепарата «паращитовидная железа» (капсулу, трабекулы, паратироциты). 7. Прочитать под микроскопом гистопрепарат «надпочечник» и дифференцировать структуры - капсула, корковое и мозговое вещество паренхимы, зоны коркового вещества (клубочковая, пучковая и сетчатая), кровеносные капилляры мозгового вещества. Для реализации учебных целей студент должен знать: - тканевой состав и гистоструктуру гипоталамуса с определением нейросекреторных клеток и знанием их функционального назначения; - тканевой состав и гистологическое строение аденогипофиза, нейрогипофиза и эпифиза; - ультраструктуру и функции хромофобных и хромофильных эндокриноцитов аденогипофиза, базофильных эндокриноцитов промежуточной части аденогипофиза, питуицитов, пинеалоцитов; - особенности кровообращения гипофиза; - классификацию эндокринных желез; - общую характеристику желез внутренней секреции; - развитие и строение щитовидной железы; - развитие и строение паращитовидной железы; - развитие и строение надпочечника; - название гормонов данных желез и их действие на организм человека; - возрастные особенности данных желез. 3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин. 4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, кабинеты самоподготовки кафедры. 5. Оснащение: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, учебные пособия, атласы. Контрольные вопросы: 1. Морфо-функциональная характеристика желез внутренней секреции. 2. Классификация эндокринных желез. 3. Строение и функция гипоталамуса. 4. Гипофиз, развитие его различных отделов. 5. Строение передней, средней и задней долей гипофиза. 6. Функция гипофиза и его взаимосвязь с другими железами внутренней секреции. 7. Эпифиз: пинеалоциты, интерстициальные клетки их функция. 8. Эмбриональные источники и развитие щитовидной и паращитовидной желез. 9. Развитие и строение щитовидной железы. Морфофункциональные изменения при гипер- и гипофункции щитовидной железы. 10. Морфофункциональная характеристика паращитовидной железы, возрастные особенности. 11. Эмбриональные источники и развитие надпочечника. 12. Морфофункциональная характеристика коркового и мозгового вещества надпочечника, возрастные особенности.
13. Понятие о диффузной эндокринной системе, определение роли гормон продуцирующих клеток в регуляции функций органов и систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|