Студент должен ознакомиться:
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА СТОМАТОЛОГИИ №4 СТОМАТОЛОГИЯ: ДЕТСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов стоматологического факультета Курс VIII семестр ВЛАДИКАВКАЗ 2016
Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по детской терапевтической стоматологии
СОСТАВИТЕЛИ: к.м.н, доц.,Дзуцева Ф.А., к.м.н., к.м.н.,доц.,Гацалова А.О., Тибилова Ф.Л.
Содержание
1. Закладка и сроки прорезывания зубов.
2. Сроки и порядок прорезывания зубов.
3. Некариозные поражения у детей.
4. Кариес у детей.
5. Осложнения кариеса: пульпит и периодонтит в детском возрасте, влияние на состояние здоровья и развитие ребенка.
6. Травма зубов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1 Тема занятия: Закладка и сроки прорезывания зубов. Цель занятия. Студент должен знать: Развитие зуба в клинико-рентгенологическом аспекте.Этапы развития зуба.
Студент должен уметь: Научиться соотносить клиническую и рентгенологическую картину с этапами формирования зубов.
Студент должен ознакомиться: С оснащением,оборудованием,инструментами,рентгенограммой детей разного возраста. 3. Содержание обучения: Зубы являются производным слизистой оболочки полости рта эмбриона. Из эпителия слизистой оболочки развиваются эмалевые органы, а из находящейся под эпителием мезенхимы — дентин, пульпа, цемент, окружающие зуб твердые и мягкие ткани (пародонт). В развитии зубов выделяют 3 стадии:
I стадия — закладка зубов и их зачатков; II стадия — дифференцировка зубных зачатков; III стадия — образование зубов. I стадия: на 6-7-й неделе эмбрионального развития на верхней и нижней поверхностях ротовой полости возникает утолщение эпителия — зубная пластинка (lamina dentalis), врастающая в подлежащую мезенхиму. На обращенной к губе или щеке поверхности зубной пластинки в результате дальнейшего развития эпителия формируются колбовидные выпячивания, превращающиеся затем в эмалевые органы (organum enamelum) молочных зубов. В каждой зубной пластинке образуется по 10 выпячиваний соответственно числу молочных зубов. На 10-й неделе эмбрионального развития в эмалевые органы, выпячиваясь внутрь их стенки, врастает мезенхима, которая является зачатком зубного сосочка (papilla dentalis). К концу 3-го месяца развития эмалевые органы частично обособляются от зубной пластинки, оставаясь в соединении с ней посредством эпителиальных тяжей — шейки эмалевого органа (рис. 1).
Рис. 1. Развитие эмалевого органа. (Пластическая реконструкция): 1 — эпителий полости рта; 2 — зубная пластинка; 3 — эмалевый орган; 4 — зачаток зубного сосочка; 5 — шейка эмалевого органа Рис. 2. Развитие молочных зубов: 1 — зубная пластинка; 2 — зачатки зубов; 3 — эмалевые органы; 4 — нижняя челюсть; 5 — зубная пластинка в нижней челюсти; 6 — слой наружных эмалевых клеток; 7 — пульпа эмалевого органа; 8 — слой внутренних эмалевых клеток; 9 — зубной мешочек; 10 — зубной сосочек II стадия: изменяются как зачатки зубов, так и окружающие их ткани. Происходит разделение однородных клеток эмалевого органа на отдельные слои. В центре эмалевого органа образуется пульпа, а по периферии — слой наружных эмалевых клеток и слой внутренних эмалевых клеток, дающих начало клеткам-амелобластам, участвующим в образовании эмали. По краю эмалевого органа внутренние эмалевые клетки переходят в наружные эмалевые клетки. Часть клеток пульпы, прилежащая к слою амелобластов, становится промежуточным слоем эмалевого органа.
III стадия: начинается с конца 4-го месяца эмбрионального периода. Возникают зубные ткани: дентин, эмаль и пульпа зуба. Образование дентина происходит за счет одонтобластов, которые синтезируют тонкие преколлагеновые волокна. Эти волокна в дальнейшем формируют наружный, плащевой, и внутренний, околопулъпарный, слои предентина. Одонтобласты в состав предентина и дентина не входят, а остаются в наружных слоях зубного сосочка (пульпы). В конце 5-го месяца внутриутробного периода начинаются процесс обызвествления предентина и формирование окончательного дентина. Однако полного обызвествления не происходит, и внутри зуба остается слой необызвествленного околопульпарного дентина. В начале 5-го месяца амелобласты на вершине зубного сосочка образуют эмаль. Развитие корня зуба совершается в постэмбриональном периоде, при этом в связи с образованием коронки зуба верхний отдел эмалевого органа редуцируется, а нижний, наоборот, пролиферирует и превращается в корневое эпителиальное влагалище (vagina radicularis epithelialis), состоящее из двух рядов эмалевых клеток — внутреннего и наружного. Корневое эпителиальное влагалище глубоко врастает в подлежащую мезенхиму и охватывает ее участок, из которого будет образовываться корень зуба. Мезенхимные клетки, заключенные в корневые эпителиальные влагалища, превращаются в одонтобласты, образующие дентин корня зуба. Как только дентин корня сформируется, корневые эпителиальные влагалища прорастают мезенхимой, их большая часть рассасывается, вследствие чего мезенхимные клетки зубного мешочка начинают непосредственно соприкасаться с дентином корня и преобразовываться в цементобласты, которые откладывают цемент по поверхности дентина корня зуба. Часть клеток зубного мешочка, окружающая корень зуба, дает начало плотной соединительной ткани — периодонту. Пучки коллагеновых волокон, образующих периодонт, внутренними концами «впаиваются» в цемент, а их наружные концы переходят в костные зубные альвеолы, обеспечивая тем самым плотную фиксацию корня к окружающим тканям. В многокорневых зубах образуется несколько корневых эпителиальных влагалищ и соответственно им несколько корней. Из мезенхимы зубных сосочков развивается пульпа зуба.
4. Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО: Таблицы, фильмы, муляжи, рентгенограммы детей.
5. Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний: 1. Для чего детский стоматолог должен знать стадии развития зуба?
2. Перечислите стадии развития зуба,части зубного зачатка.
6. Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний: 1.Укажите сроки закладки зубной пластинки. 2. Какие вредные факторы и в какие сроки могут оказывать неблагоприятное влияние на различные стадии формирования зуба. 3.Какими признаками характеризуется нормальный процесс прорезывания зубов 8. Самостоятельная работа студентов: 1. Указать основные методы диагностики. 2. Этапы развития зуба. 3. Сроки прорезывания зубов. 4. Составить тестовые задания по теме.
9.Перечень учебной литературы к занятию: 1. Атлас по стоматологическим заболеваниям у детей. Т.Ф.Виноградова. 2. Стоматология детского возраста.Колесов,Н.Н.Каспарова,В.В.Жилина. 3. Детская терапевтическая стоматология «Руководство к практическим занятиям» 4. Л.П.Кисельникова, С.Ю.Страховая. 5. Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16. 6. Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|