Действия по получении сообщения о пожаре
В соответствии с законодательством и ведомственными нормативными актами, при получении сообщения о возникновении пожара на его ликвидацию и проведение спасательных работ первыми по сигналу «тревога» выезжают сотрудники службы пожаротушения. Наиболее предпочтительно, чтобы сотрудник государственного пожарного надзора в качестве дознавателя прибыл на место еще в процессе тушения пожара. Работу по сбору сведений о пожаре целесообразно начинать уже во время тушения, любая задержка с началом действий уменьшает шансы на успех расследования этого дела. Это связано с тем, что многие материальные следы после пожара невозможно восстановить, вследствие чего осложняется выяснение всех обстоятельств развития пожара во времени и пространстве. Поэтому необходимо умело и грамотно использовать технические способы и приемы фото- и видеосъемки для фиксации характерных явлений, сопровождающих пожар (интенсивность горения, разрушения элементов строения или сооружения), особенностей тушения (в частности, последовательности подачи огнетушащих средств), поведения людей (потерпевших, свидетелей, должностных лиц). В основном закрепляются те специфические особенности, которые определяют своего рода «материальную основу» описания пожара. Естественно, процессуальное оформление таких сведений в обстановке пожара подчас затруднено, но это не снижает их ценности. Практика показывает, что наблюдение полной картины пожара дает возможность более объективно оценить создавшуюся обстановку и оперативно принять меры к дальнейшим действиям по выяснению обстоятельств его возникновения и развития. При проведении первоначальных действий по сбору и фиксации фактов весьма важно фиксировать обстановку в период пожара:
- время сообщения о пожаре, прибытия пожарных подразделений и границы (площадь) горения, затем время локализации и ликвидации пожара; - состояние погодных условий: видимость, направление и скорость ветра; - характер, цвет дыма, пламени, искр и запах продуктов термического разложения, по специфическим признакам определить примерный состав горючего вещества; - специфику объекта (технологию производства, характеристику строительных конструкций сооружения, здания, помещения, участка с его планировкой), на котором возник пожар; - условия теплообмена и горения (вспышки, хлопки, взрывы, выброс пламени и другие явления) в процессе пожара, состояние строительных конструкций; - основные направления распространения горения; - степень угрозы обрушения строительных конструкций зданий и сооружений; - выяснить данные о пожарной нагрузке, ее размещение, количество и склонность к самовозгоранию; - определить состояние электрооборудования и электрозащиты, признаки работающих приборов и оборудования; - выяснить взаимное расположение смежных с горящим объектом зданий, построек и др. строений, на которые может распространиться горение; - следить когда и какие работы, особенно по разборке строительных конструкций (сооружений), производятся пожарными; - составить схему расстановки сил и средств пожаротушения; - провести визуальный осмотр территории окружающей место пожара, в целях обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств и следов преступления; - осмотреть состояние ограждений, сохранившихся запоров дверей, окон в целях обнаружения признаков взлома; - установить и опросить первых очевидцев событий и обстоятельств, предшествовавших возникновению пожара, а также лиц, имеющих отношение к данному событию; - фиксировать подозрительных лиц (с неадекватными действиями, поведением и т.п.), присутствующих на пожаре;
- фиксировать обстановку с помощью фото- видеосъемки, аудиозаписи, а также выполнения схем, чертежей, эскизов и т.п.; - привлечь специалистов для проведения предварительного исследования обстановки пожара и построения следственных версий возникновения пожара, исходя из специфики объекта. Несомненно, работа на пожаре требует опыта, высокой оперативности, умения сосредоточить внимание на главном направлении. Поэтому эти рекомендации в первую очередь адресованы руководителю тушения пожара (РТП), функции которого, на месте происшествия в большинстве случаев осуществляет начальник дежурного караула пожарной части. Присутствие на месте пожара дознавателя позволяет существенно повысить полноту и результативность этой работы за счет совместных скоординированных действий его и РТП. В соответствии со ст. 22 Закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, где осуществляются боевые действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара. Первым РТП является, как правило,начальник дежурного караула, который получает у диспетчера пункта пожарной связи сведения о пожаре и выезжает на место во главе боевых расчетов. Личный состав караула, выполняя боевые задачи, проводит необходимые мероприятия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидации пожара, а также принимает другие необходимые меры, согласно сложившейся обстановке. РТП также обязан организовать охрану места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы (СОГ), затем оказать содействие сотрудникам СОГ. В соответствии с положениями Боевого устава пожарной охраны[28] и совместного приказа МВД и МЧС России от 31.03.2003 г. №163/208[29] на РТП возложена обязанность обращать внимание на подозрительные следы, предметы и повреждения, которые свидетельствуют о характере пожара, указывают на причастность к этому определенных лиц, принимать меры к выявлению места и причины возникновения пожара. РТП также обязан принимать меры к сохранению от уничтожения и повреждения (по возможности) материальных ценностей, финансово-хозяйственной документации, технических средств контроля объекта, а также следов (носителей информации), могущих быть признанными в установленном порядке вещественными доказательствами. При необходимости, для изучения физико-химических процессов горения, приемов тушения и исследования последствий пожара РТП вправе вызывать специалистов испытательной пожарной лаборатории (ИПЛ) УГПС. На период боевых действий по ликвидации пожара и его последствий РТП принимает и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. РТП также возглавляет комиссию при составлении акта о пожаре.
Акт о пожаре – служебный документ, который составляется сразу же после ликвидации пожара во всех случаях и юридически констатирует факт каждого пожара. В комиссию, составляющую акт о пожаре, помимо РТП, также входят представители объекта, на котором произошел пожар, и другие граждане. В акте о пожаре указываются: дата и адрес объекта происшедшего пожара; наименование и ведомственная принадлежность пострадавшего объекта; время обнаружения, кто обнаружил и каким способом сообщил о нем в пожарную часть; обстановка на месте пожара к моменту прибытия первых боевых расчетов; какими техническим средствами и в какое время был ликвидирован пожар; последствия пожара (погибшие или пострадавшие люди, ориентировочный материальный ущерб); какова причина пожара (предполагаемая) и кто виновен в его возникновении, несчастные случаи; замечания членов комиссии (если таковые имеются). Акт о пожаре является неотъемлемой частью материалов проверки или расследования. Однако на практике не всегда правильно понимается значение и ценность этого документа. Одни рассматривают акт о пожаре как основание для возбуждения уголовного дела, другие – как заключение эксперта. В действительности же акт о пожаре не может и не должен рассматриваться как некий итоговый документ, доказательно констатирующий истинную причину пожара. Напротив, указанная в нем причина первоначального возгорания указывается комиссией путем умозаключения и основана на непроверенных и неполных первоначальных данных. Поэтому выводы, отраженные в акте о пожаре, могут рассматриваться в дальнейшем как наиболее вероятные, но требующие детальной проверки версии. Приобщение акта о пожаре в качестве письменного документа по делу не противоречит требованиям процессуального права и может служить одним из поводов для возбуждения уголовного дела и исходным материалом для экспертного исследования.
В последующий период в распоряжении лица, осуществляющего проверку или расследование по факту пожара, могут оказаться и другие документы – источники информации о происшедшем пожаре: акт ведомственного расследования пожара (составляется комиссией специалистов предприятия, на котором произошел пожар), техническое заключение о причине пожара или описание пожара (составляются сотрудниками ГПС). Получение объяснений Пожары иногда приводят к значительному или даже полному разрушению объекта, когда огнем уничтожается практически все, что способно гореть. В этих условиях бывает очень сложно установить обстоятельства возникновения и развития пожара. Поэтому в данном случае необходимо правильно подойти к оценке показаний очевидцев и других свидетелей по установлению механизма возникновения и распространения горения. Однако не всегда первые признаки возникновения горения воспринимаются правильно, адекватно. Например, интенсивное горение сухих деревянных конструкций нередко принимают за шум сильного дождя, града; запах дыма вначале связывают с нарушением нормального действия приборов отопления и т.д. Поэтому важно установить время и место появления, указанных признаков, позицию, откуда они были замечены, продолжительность периода от их проявления до обнаружения пожара. Анализ и оценка показаний очевидцев производятся следователем или дознавателем с позиций общеизвестных знаний, специалистом – с помощью его специальных знаний, что приносит, как правило, хорошие результаты. Показания очевидцев о признаках начавшегося пожара необходимо увязывать с обстановкой, в которой возник и распространился пожар; учитывать по времени наличие, или наоборот, отсутствие определенных явлений, исходя из планировки помещений, особенностей конструкций, характера и месторасположения предметов и материалов, способных гореть с выделением характерного дыма или запаха, взрываться, деформироваться и т.п., а также реальную возможность очевидцев видеть, слышать и ощущать признаки начавшегося пожара.
Не следует упускать и то обстоятельство, что некоторые лица (в том числе очевидцы и пострадавшие) могут быть заинтересованы в исходе дела и поэтому вполне возможно не только их уклонение от дачи правдивых показаний, но и намеренный пропуск определенных деталей своего рассказа, дача заведомо ложных сведений. Это особенно существенно потому, что такие сведения используются дознавателем при обосновании вывода о причине происшествия, связанного с пожаром, и о виновных лицах. Достоверность показаний очевидцев и пострадавших должна быть проверена. Хороший результат можно получить при проведении их опроса непосредственно на месте происшествия с участием специалиста. Для получения максимальной информации и наглядности об очаге пожара вычерчивается в масштабе план, фасад, вид сбоку и изометрический рисунок сгоревшего объекта. Все чертежи и рисунки размножаются (при возможности) в количестве, требуемом для каждого опрашиваемого лица. Всем им предлагается нанести на рисунки зоны горения и задымления, которые они наблюдали при обнаружении пожара, предлагается также указать, с какого места и в какое время были обнаружены эти зоны. Большое значение имеют показания личного состава пожарных подразделений и других участников тушения пожара. Именно они имеют возможность наблюдать первоначальное местонахождение использованных подручных средств пожаротушения, которые могут свидетельствовать о месте возникновения пожара. Такими ориентирами могут быть остатки сгоревших пожарных рукавов, проложенных персоналом объекта от внутренних пожарных кранов в направлении очага пожара, пожарные стволы, брошенные при попытке ликвидировать горение своими силами. В таких случаях не составляет труда следственным путем найти очевидцев пожара. Специальное обучение личного состава подразделений службы пожаротушения предусмотрено ведомственными нормативными документами ГПС МЧС России[30]. Сопоставление показаний очевидцев с объективными данными о признаках очага пожара помогает восстановить условия и особенности распространения горения. Сведения об условиях, в которых происходило горение, позволяет проверить показания очевидцев и объяснить динамику и последствия пожара. Истребование документов Истребование и приобщение к делу различного рода документов является важным этапом в расследовании пожаров, особенно пожаров на предприятиях и в организациях. С введением в 2002 г. нового уголовно-процессуального законодательства порядок выполнения этих действий изменился и в определенной степени усложнился. Статья 70 действовавшего ранее УПК РСФСР предусматривала истребование от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан документов, которые помогают установить необходимые по делу фактические данные. В соответствии с этим указанием лицам направлялся запрос со ссылкой на ст. 70 УПК РСФСР (о предоставлении документов, характеризующих материальный ущерб, техническое состояние объекта, о метеорологических условиях и т.д.). Документы, полученные в ответ на запрос, приобретали статус допустимых доказательств. В соответствии с действующими в настоящее время уголовно-процессуальными нормами, документ так же, как и вещественное доказательство, может быть получен и приобщен к делу в ходе досудебного производства только следующими способами: - изъятие в ходе обыска, выемки (ст. 182,183 УПК РФ); - изъятие в процессе осмотра (ст. 177 УПК РФ); - представление подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями (ст. 86 УПК РФ). Можно также рекомендовать приобщение к делу подобных документов, полученных на основании запросов с ответными сопроводительными письмами, имеющими все требуемые реквизиты, если эти документы предоставлены добровольно. Следует заметить, что все указанные способы получения документов возможны только после возбуждения уголовного дела. На стадии проверки по пожару, получение каких-либо материалов, документов возможно лишь путем изъятия в ходе осмотра либо посредством направления письма на предоставление необходимых документов (в добровольном порядке) без ссылок на какие-либо статьи УПК РФ. Документами, которые следует приобщать к делу при расследовании пожаров, могут быть: - строительные чертежи и планы; - принципиальные и монтажные схемы электрических сетей; - схемы расстановки оборудования; - паспорта на оборудование, приборы; - справка о наличии и сумме материального ущерба (в необходимых случаях в качестве приложения запрашиваются сметы, акты ревизии); - приказы (копии приказов) о назначении лиц, ответственных за соблюдение ППБ; - должностные инструкции; - журналы оперативного обслуживания оборудования (систем автоматической противопожарной защиты и др.); - журналы инструктажа персонала по мерам ПБ; - журналы прихода-ухода сотрудников и сдачи помещений под охрану; - журналы выдачи разрешений на проведение огневых работ; При необходимости могут быть истребованы заверенные копии договора аренды, найма (поднайма) жилых помещений, правоустанавливающий документ собственника и др. Полезная информация о пожаре, его обстоятельствах, возможной причине и виновных лицах может содержаться в акте ведомственной комиссии, создаваемой на предприятии, учреждении, в организации. Он также может быть затребован, а затем приобщен к материалам по пожару. При получении травм или гибели людей запрашиваютсясправки: - справка о смерти (из органов регистрации гражданского состояния); - справка о характере полученных травм (из медицинского учреждения).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|