Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часто встречающиеся сокращения




Государственное Образовательное Учреждение Высшего профессионального образования

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

КАФЕДРА ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Уч. год

Ы Вёрстка. Формат « ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ » мне неизвестен; вероятно, как тесты по гистология. В книге нет ни единой иллюстрации, только текст. Обложка мягкая, поскольку книжка разовая.

Ы ВЁРСТКА Символы из гарнитуры SYMBOL ЗАчёркнуты и даны красным цветом. Других ЗАчёркиваний в тексте НЕТ. По окончании вёрстки не забыть снять зачёркивание символов гарнитуры SYMBOL.

Ы Вёрстка. В задачах (сами задачи из нескольких параграфов, также ВОПРОСЫ из нескольких параграфов) крайне нежелательно разбивать текст самих задач и параграфы ВОПРОСЫ между страницами.

Ы Вёрстка В текст введён символ неразрывного пробела ():

Ы Вёрстка В тексте местами введён символ неразрывного дефиса (‑)

Ы Вёрстка Формат « ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ » пока стоит тот же, что и учебник ПАТОФИЗИОЛОГИЯ, что заведомо будет не так. Формат уточнить у Зарифе. ЭГ

Ы ВЁРСТКА. Оформить входные данные по образцу прочих начал книг

ЗАДАЧИ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПАТОФИЗИОЛОГИИ

Под редакцией

Члена-корр. рамн, профессора П.Ф. Литвицкого

 

Министерство науки и образования РФ

Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия для

Студентов учреждений высшего профессионального образования,

Обучающихся по специальностям 060101.65 «Лечебное дело»,

Педиатрия», 060104.65 «Медико-профилактическое дело»,060105.65 «Стоматология» дисциплины «Патофизиология»

Москва

Уч. год

 

Авторы:

Литвицкий Пётр Францевич (автор и редактор); сотрудники кафедры патофизиологии Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова: Войнов Владимир Антипович, Пирожков Сергей Викторович, Болевич Сергей Бранкович, Падалко Владимир Васильевич, Новиков Алексей Алексеевич, Сизых Александр Сергеевич.

Аннотация

Задачи и тестовые задания по патофизиологии является основным дидактическим компонентом учебно‑методического комплекса.

Содержание сборника соответствует современным программам по патофизиологии и клинической патофизиологии, квалификационным характеристикам выпускников медицинского вуза, требованиям Государственных стандартов послевузовской профессиональной подготовки врача специалиста по разделу «Подготовка по фундаментальным дисциплинам».

Ы Вёрстка: Вставить справа УДК и ББК

Ы ВЁРСТКА: слева вставить ISBN (должен прислать Камиль <Saitkoulov@yandex.ru>)


Ы ВЁРСТКА: слева вставить ISBN (должен прислать Камиль <Saitkoulov@yandex.ru>)

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Сборник клинико‑патофизиологических и экспериментальных ситуационных и клинико‑лабораторных задач, а также тестовых заданий – основной дидактический компонент учебно‑методического комплекса «Патофизиология».

Указанные материалы подготовлены с учетом Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, квалификационных характеристик выпускников медицинских вузов, современных Программ по патофизиологии и клинической патофизиологии.

Цель сборника задач и тестов – обучить умению эффективно решать профессиональные задачи врача на основе результатов патофизиологического анализа реальных данных о патологическом процессе, состоянии, реакции, заболевании и/или пациенте в целом.

Проведение патофизиологического анализа таких данных моделирует «поведение» врача (построение схемы диагностического поиска по выявлению причин и факторов риска заболевания, механизмов его возникновения и развития, обоснование лечебных и профилактических мероприятий) при работе с пациентом.

Решение задач на основе патофизиологического анализа конкретных данных является вариантом весьма тонкого и своеобразного – интеллектуального моделирования действий врача при решении им профессиональных задач.

Сборник ситуационных и клинико‑лабораторных задач и тестов предназначен для трёх категорий обучающихся:

– студентов 3 курса, осваивающих базисные положения патофизиологии;

– студентов‑выпускников, изучающих курс клинической патофизиологии (посвящённый наиболее частым, «типовым» клиническим синдромам и неотложным состояниям);

– врачей, повышающих квалификацю в системе послевузовского профессионального образования и непрерывного профессионального развития в рамках междисциплинарного учебного курса по патофизиологии (или патологии), посвящённого анализу наиболее часто встречающихся у человека синдромов и заболеваний.

Помимо этого, сборник может использоваться для самостоятельной работы в системе дистанционного (очно‑заочного) образования.

Условия большинства ситуационных задач могут быть предметом проведения патофизиологического анализа по нескольким тематическим модулям курса (например, задача, согласно условию которой пациент страдает и сахарным диабетом, и системным атеросклерозом, и коронарной недостаточностью и одной из форм иммунодефицитного состояния.

Алгоритм работы с каждой задачей предполагает проведение патофизиологического анализа конкретных данных о пациенте или результатов эксперимента. При этом дается характеристика причин и условий, вызывающих заболевание или патологический процесс; ключевых звеньев их патогенеза, проявлений и механизмов их развития, исходов патологии.

Этот этап решения задачи моделирует одно из важных действий врача – постановку и обоснование диагноза, а также прогноз развития патологии.

На следующем этапе формулируются (там где это необходимо) и обосновываются принципы этиотропной, патогенетической и симптоматической терапии, а также профилактики синдрома, заболевания, болезненного состояния или иной формы патологии.

Такой (или подобный) алгоритм работы с задачами определяют примерные вопросы, сформулированные после описания каждой ситуации. Они могут быть изменены или дополнены (преподавателем либо партнёром по ситуационной «игре») с целью упрощения или усложнения задания.

Ситуационные задачи, приведённые в сборнике, могут использоваться либо как «типовые», стандартные, либо как нетиповые, требующие умения применить знания в новых нестандартных условиях; либо как «непредвиденные» ситуации, для решения которых необходим творческий подход.

Решение задач и тестовых заданий даёт возможность для обучаемого оценить уровень своей подготовки, а для преподавателя – определить эффективность процесса обучения и (при необходимости), скорректировать его.

Использование задач позволяет оценить, с одной стороны, объём и качество знаний студента, а с другой – уровень умения анализировать им данные о пациенте и принимать решение в стандартных и нестандартных условиях (т.е. определить уровень профессиональной подготовленности будущего врача).

В качестве примера проведения патофизиологического анализа и формулирования заключения по его результатам для отдельных – типовых задач (номера их помечены «звёздочкой») в сборнике приводятся алгоритмы их решений.

Возможны и иные варианты решения (в зависимости от дополнительных данных или вопросов, поставленных преподавателем либо коллегой по решению ситуационной задачи).

Заведующий кафедрой патофизиологии
Первого МГМУ им. И.М. Сеченова член-корр. РАМН, профессор П.Ф. Литвицкий.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Ы Вёрстка: Оглавление (СОДЕРЖАНИЕ).

Ы ВЁРСТКА: Оглавление составлено, СПРАВА проставить реальные номера страниц:

Часто встречающиеся сокращения

Часть 1:


Клинико‑патофизиологические и экспериментальные ситуационные задачи …………………………………….... 12

 

 

Часть 2:


Клинико‑патофизиологические лабораторные задачи ….. 122

Гипоксия

Типовые нарушения кислотно-основного состояния

Типовые формы патологии системы крови

Типовые формы патологии почек

Типовые формы патологии печени. Желтухи

 

 

Часть 3:

 

Алгоритмы и варианты решения задач…………………….. 145

Задачи, рекомендуемые в качестве типовых по модулям… 195

 

 

Часть 4:


Тестовые задания …………………………………………….… 196

 

Общая нозология

Повреждение клетки

Наследственность и патология

Воспаление

Типовые нарушения теплового баланса организма. Лихорадка

Типовые нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет

Типовые нарушения липидного обмена. Атеросклероз

Типовые нарушения водно - электролитного обмена. Отёк

Типовые нарушения кислотно-основного состояния

Гипоксия

Типовые нарушения иммуногенной реактивности организма (иммунодефициты, патологическая толерантность, реакция «Трансплантат против хозяина»)

Типовые нарушения иммуногенной реактивности организма (аллергия)

Типовые нарушения тканевого роста. Опухоли

Токсикомании. Наркомании. Алкоголизм

Адаптация. Стресс. Экстремальные состояния

Гиперволемии, гиповолемии, кровопотеря

Типовые формы патологии системы эритроцитов

Типовые формы патологии системы лейкоцитов

Типовые формы патологии системы крови: гемобластозы; лейкемоидные реакции

Типовые формы патологии системы тромбоцитов. Нарушения гемостаза

Типовые формы патологии сердца: коронарная недостаточность; аритмии

Типовые формы патологии сердца: сердечная недостаточность

Типовые формы нарушения системного уровня артериального давления

Типовые формы патологии регионарного кровообращения

Типовые формы нарушения микроциркуляции

Типовые формы патологии газообменной функции лёгких

Типовые формы нарушения пищеварения в желудке и кишечнике

Типовые формы патологии печени. Желтухи

Типовые формы патологии почек

Общая этиология и патогенез эндокринных расстройств

Типовые формы патологии гипоталамуса и гипофиза

Типовые формы патологии надпочечников

Типовые формы патологии щитовидной железы

Общая патология нервной системы

Типовые формы нейрогенных расстройств движения,

чувствительности и трофики

Патофизиология боли

Неврозы

 

 

Эталоны ответов к тестовым заданиям ………………….. 382
ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ СОКРАЩЕНИЯ

Ы Вёрстка в 2 колонки


B‑лимфоциты — В‑лимфоциты

Ca2+ — катион(ы) кальция, ион(ы) кальция; ионизированный (свободный) кальций

Cl — анион(ы) хлора

Н+ — ион(ы) водорода

Hb — гемоглобин

HbCO — карбоксигемоглобин

HbO2 — гемоглобин оксигенированный

HLA — human leukocyte antigens

Ht — гематокрит

Ig — иммуноглобулин, иммуноглобулины

K+ — катион(ы) калия

MetHb — метгемоглобин

Na+ — катион(ы) натрия

[Na+] — концентрация ионов натрия

paCO2 — парциальное напряжение двуокиси углерода в артериальной крови

pAO2 — парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе

paO2 — парциальное напряжение кислорода в артериальной крови

pCO2 — парциальное давление двуокиси углерода

pO2 — парциальное давление кислорода

pvCO2 — парциальное напряжение двуокиси углерода в венозной крови

pvO2 — парциальное напряжение кислорода в венозной крови

SaO2 — сатурация (насыщение) Hb кислородом в артериальной крови

SB — стандартный бикарбонат

SvO2 — сатурация (насыщение) Hb кислородом в венозной крови

t(х;хх) — транслокация между хромосомами

Т3 — трийодтиронин

Т4 — тетрайодтиронин, тироксин

АВ — атриовентрикулярный, также AV

Аг — антиген, антигены

АД — артериальное давление

АДГ — антидиуретический гормон (вазопрессин)

АКТГ — адренокортикотропный гормон

АЛТ — аланинаминотрансфераза

апоЛП — аполипопротеин

АПФ — ангиотензин‑превращающий фермент

АСТ — аспартатаминотрансфераза

АТ — антитело, антитела

АТФаза — аденозинтрифосфатаза

в/в — внутривенно, внутривенный

ВЖК — высшие жирные кислоты

в/м — внутримышечно, внутримышечный

ВНД — высшая нервная деятельность

ГАМК — ‑аминомасляная кислота

ГМК — гладкомышечная клетка

ГПК — глюкоза плазмы крови

ДВС — диссеминированное внутрисосудистое свёртывания (крови)

ЖЁЛ — жизненная ёмкость лёгких

ЖКТ — желудочно‑кишечный тракт

инфБ — инфекционная болезнь

ИБС — ишемическая болезнь сердца

ИВЛ — искусственная вентиляция лёгких

ИЛ — интерлейкин, интерлейкины

ИФН — интерферон, интерфероны

КТ — кетоновые тела

КЩР — кислотно‑щелочное равновесие

КФК — креатинфосфокиназа

ЛП — липопротеины

ЛПВП — липопротеины высокой плотности

ЛПЛаза — липопротеин липаза

ЛПНП — липопротеины низкой плотности

ЛПОНП — липопротеины очень низкой плотности

ЛППП — липопротеины промежуточной плотности

ЛПС — липополисахарид

ЛС — лекарственное средство

МВЛ — максимальная вентиляция лёгких

МК — молочная кислота

МОД — минутный объём дыхания

МОК — минутный объём кровообращения

МП — мембранный потенциал (покоя)

ОЁЛ — общая ёмкость лёгких

ООЛ — остаточный объём лёгких

ОПСС — общее периферическое сопротивление сосудов

ОЦК — объём циркулирующей крови

Пг — простагландин

п/к — подкожно, подкожный

ПТГ — паратиреоидный гормон

СНАДГ — синдром неадекватной секреции АДГ

СОД — супероксид дисмутаза

СОЭ — скорость оседания эритроцитов

СПОЛ — свободнорадикальное перекисное окисление липидов

ССС — сердечно‑сосудистая система

СТГ — соматотропный гормон

УЗИ — ультразвуковое исследование

ТК — титруемая кислотность (суточной мочи)

ТТГ — тиреотропный гормон

ФЖЁЛ — форсированная жизненная ёмкость лёгких

ФЖЁЛ1 — объём форсированного выдоха за 1 с

ФОЁ — функциональная остаточная ёмкость лёгких

ФСГ — фолликулостимулирующий гормон, фоллитропин

цАМФ — циклический аденозинмонофосфат

ЧСС — частота сердечных сокращений (в минуту)

ЭКГ — электрокардиограмма

ЦНС — центральная нервная система


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ:

КЛИНИКО‑ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Опыт А.

Крысу поместили в барокамеру и в течение трёх минут откачали воздух до барометрического давления в 180 мм. рт.ст. Через 3 мин пребывания в этих условиях у животного развиваются клонико-тонические судороги, редкие глубокие «вздохи» (терминальное гаспинг-дыхание), мочеиспускание, животное лежит на боку. Вскоре происходит полная остановка дыхания и животное погибает. Продолжительность жизни животного в раз­реженной атмосфере (от момента достижения барометрического давления 180 мм. рт.ст.) составляет в среднем 5 мин.

Вопросы

1. Действию каких патогенных факторов подвергли животное в ходе этого эксперимента?

2. Какие из указанных Вами патогенных факторов могли быть причиной развившегося патологического процесса (гипобарической гипоксии)?

3.Каким образом можно экспериментально проверить высказан­ные Вами предположения?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...