Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выдвижение общих и частных версий




Версией называется научно обоснованное предположение, дающее определенное возможное объяснение события преступления в целом или отдельных его обстоятельств, характеристику подозреваемого в совершении данного преступления и др. Версии выдвигаются следователем (дознавателем) на основе установленных фактов, отраженных в собранных им материалах по делу. С помощью версий планируется работа по расследованию преступления.

При проведении проверки и расследовании пожара проверка версий о причине его возникновения позволяет установить действительную причину возникновения пожара и наступления его последствий, выяснить наличие и характер причинной связи факта и последствий пожара с действиями (бездействием) людей, установить виновников возникновения пожара. При этом рассматриваются как правовые аспекты происшествия, так и те его стороны, для исследования которых применяются специальные знания. В связи с этим различаются, соответственно, следственные версии и исследовательские версии специалиста или эксперта.

Следственные версии проистекают из предмета доказывания, который подробно охарактеризован выше, в разделе 1. Следственная версия определяет, во-первых, факт совершения преступного деяния и, во-вторых, состав преступления, включая и причину возникновения пожара и наступления его последствий, исходя из диспозиции соответствующей статьи УК РФ.

Общие следственные версии причины пожара отражают правовые аспекты происшествия и подразделяются на 4 группы:

1. Поджог.

2. Нарушение правил пожарной безопасности.

3. Неосторожное обращение с огнем.

4. Природные явления (проявления атмосферного электричества, интенсивное излучение Солнца, экзотермические эффекты фотосинтеза и др.).

Последняя из выделенных групп версий отражает, как правило, форс-мажорные обстоятельства, при которых лицо, виновное в возникновении пожара, установить невозможно. Из практики известно, что доля таких пожаров весьма невелика и не представляет практического интереса

Первые же три группы общих следственных версий являются наиболее важными. Каждая из таких общих версий предусматривает ряд частных версий по соответствующим частным признакам.

Частные следственные версии отражают:

— мотив (варианты мотивов) совершения преступления субъектом;

— конкретные виды использованных средств и способов противоправного деяния (с учетом механизма возникновения пожара, других обстоятельств);

— субъект (конкретное лицо или лица), от деяний (действий, бездействия) которого возник пожар;

причины наступления последствий пожара (анализ возможных противоправных деяний, повлекших развитие и распространение пожара, увеличение размеров материального ущерба, причинение вреда здоровью людей и др.).

В этих направлениях, в частности, и идет работа при выдвижении и проверке версий. Частные следственные версии объясняют происхождение и содержание отдельных сторон события, его обстоятельства и факты, связь между отдельными фактами или явлениями. По делу о пожаре это могут быть условия и обстоятельства, в результате которых возникло горение, произошло распространение огня в другие помещения и на другие здания, возникли обрушения и уничтожение имущества, погибли или получили вред здоровью люди. Версии могут отражать раздельно элементы состава правонарушения, имеющие отношение как к началу пожара, так и к обстоятельствам его развития (см. также ниже – типовые вопросы, которые ставятся на разрешение эксперта).

Следователь (дознаватель) при выдвижении и проверке версий по общим и частным признакам не только собирает доказательства по делу (на стадии проверки – не доказательства, а пока только информацию). При этом он готовит исходный материал, который затем используется экспертом при установлении механизма возникновения пожара (причины первичного возгорания в очаге пожара). Применять для этого понятия получивший определенное распространение на практике термин “непосредственная (техническая) причина пожара” не следует, поскольку это приводит к путанице понятий причины пожара «технической» и юридической, называемой иногда «полной причиной».

Подобная путаница нередко приводит к тому, что эксперт, в своем заключении может написать: «причина пожара – неосторожное обращение с огнем» или что-то в этом роде, а затем по ходатайству адвоката заключение эксперта будет исключено из числа доказательств по делу.

Словосочетание «причина пожара» не должно иметь двойного толкования, двусмысленности. Некорректно, характеризуя причину пожара, оговариваться, что, мол, это причина в понимании эксперта, а это – причина в понимании следователя и суда [48-50]. Так, поджог тоже можно в принципе рассматривать как непосредственную причину пожара. С другой стороны, например, воздействие пламени спички на сено или комок бумаги бессмысленно называть “технической” причиной, поскольку тут ни о какой технике нет и речи.

Пожар, как известно, начинается с инициации горения. Поэтому с позиций специальных знаний следует начало пожара характеризовать как определенный механизм возгорания (или причину возгорания в очаге пожара). Именно этот факт устанавливают эксперт и специалист, и тут все становится на свои места: есть некоторый источник зажигания, есть определенный горючий материал, и есть результат их взаимодействия: тление или пламенное горение. Соответственно, эксперт и специалист в пределах своей компетенции выдвигают и проверяют свои – исследовательские версии, которые отличаются от следственных как по общим, так и по частным признакам.

Общие исследовательские версии механизма возникновения пожаров подразделяются на 6 групп:

1. Воздействие на горючую среду источника открытого огня (горящая спичка, пламя свечи, паяльной лампы, газовой горелки, резака и др.)

2. Аварийный режим в электросетях (короткое замыкание, перегрузка, большое переходное сопротивление).

3. Аварийный режим в технологических установках (повышение, понижение температуры, давления, перекос, заклинивание, перегрев подшипников и др).

4. Воздействие малоразмерного источника тепла (тлеющее табачное изделие, искры механического и электрического происхождения, раскаленные твердые частицы каменного и древесного угля и др.).

5. Самовозгорание веществ и материалов (тепловое, химическое, микробиологическое).

6. Воздействие на горючую среду устройства, выделяющего тепло в нормальном эксплуатационном режиме (передача тепла конвекцией, излучением, теплопроводностью).

Проводя свои исследования по общим группам исследовательских версий, эксперт (специалист) каждый конкретный проверяемый механизм возникновения пожара (причину первичного возгорания в очаге пожара) рассматривает с точки зрения ряда его частных признаков:

— по конкретному виду источника зажигания;

— по продолжительности его воздействия;

— по способу передачи тепла;

— по характеру контактирования с твердым горючим материалом;

— по мощности (запасу) тепловой энергии;

— по специфическому проявлению данного источника.

Разумеется, эксперт (также, как и специалист) вправе выдвигать и проверять исследовательские версии по другим обстоятельствам пожара, в т.ч. по оценке свойств веществ, материалов и изделий, определению их способности к возгоранию или попаданию в пожароопасный аварийный режим в определенных условиях, по способности распространять начавшееся горение или, наоборот, препятствовать этому, оценке уровня противопожарной защиты объекта действующим требованиям и т.д.

Однако такая проверка осуществляется в рамках методик экспертного исследования, которые проводятся лично экспертом (или специалистом), и только результат этой работы в виде заключения эксперта или специалиста попадает в материалы дела о пожаре (подробнее о назначении и производстве пожарно-технических исследований и экспертиз см. ниже, раздел 9).

Принципиальное отличие исследовательских версий от следственных версий заключается в том, что последние выдвигаются и проверяются в целях разрешения вопросов о правовой стороне дела, включая его правовую квалификацию, способ совершения преступления, субъективную его сторону и т. п.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...