Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовые основы возрождения потребительской кооперации




 

Возрождение потребительской кооперации - это ее вос­становление, подъем после частичного разрушения, некоторого упадка. Необходимость возрождения вызвана главным образом условиями и последствиями функционирования кооперации в до-рыночный период: тотальным огосударствлением кооперативных обществ и союзов, игнорированием общепринятых ценностей и принципов кооперации, искажением ее целей, деформацией иму­щественных отношений, принижением самодеятельных начал.

В конце 1980-х годов в направлении возрождения коопера­ции были сделаны лишь первые робкие шаги. В частности, кое-где восстанавливались ранее ликвидированные (путем слияния) сельские потребительские общества, появились отдельные де­мократические элементы в процедуре выборов органов управле­ния и контроля потребительских обществ (выдвижение больше­го числа кандидатур, чем имеется мандатов, и др.), обозначились некоторые признаки расширения гласности и т. п.

Однако в советское время вопрос о возрождении коопера­ции был лишь поставлен, но не решен; а впоследствии, когда крайне обострилась политическая и экономическая ситуация в стране и началось свертывание "новой кооперации", этот вопрос был отодвинут на задний план и почти забыт. Таким образом, проблема возрождения кооперации не исчезла, а перекочевала после 1991 г. в новую эпоху, в условия рыночных преобразова­ний, сохранив свою общественную значимость. И в трудной об­становке последних лет кооператоры России, делая все для со­хранения системы потребительской кооперации, приняли ряд мер для ее возрождения на демократической основе.

Важное значение для возрождения потребительской коо­перации имело обновление правовых основ ее деятельности. За­кон СССР о кооперации в СССР 1988 г. при своей относительной прогрессивности был несовершенен, а после 1991 г. он частично устарел, и возникла надобность в специальном законе о потре­бительской кооперации.

Им стал Закон "О потребительской кооперации в Россий­ской Федерации", принятый Верховным Советом Российской Федерации в июне 1992 г. Он состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демок­ратической основе и использования ее хозяйственного (пред­принимательского) потенциала в интересах пайщиков и обслу­живаемого населения.

В соответствии с указанным Законом были приняты новые уставы потребительских обществ и потребсоюзов. Имущество каждого потребительского общества стало принадлежать его пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; работники кооперации тоже начали закреплять за собой выделяемую, согласно уставу, часть имущества1. Закон предусматривал, что взаимоотношения между потребитель­скими обществами и союзами, а также между союзами впредь строятся на договорной основе. Уже к началу 1993г. почти все потребительские общества России тайным голосованием пай­щиков на общих собраниях приняли решение о вступлении в местные союзы и Центросоюз, превратившийся теперь в союз кооперативов2. В ходе осуществления Закона в Краснодарском, Красноярском краях, Кировской, Костромской областях пот­ребительские общества были реорганизованы в акционерные общества, но вскоре в первых трех из этих регионов пайщики свои кооперативы восстановили.

В целом же Закон "О потребительской кооперации в Рос­сийской Федерации", несмотря на свои существенные изъяны, спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственность — от полного и форсированного "раскооперирования".

Конституция Российской Федерации, принятая на рефе­рендуме 12 декабря 1993 г., предоставляет каждому право на объединение (статья 30). Это означает право граждан создавать и свои кооперативные общества, включая потребительские. Кооператоры связывают свою надежду на возрождение потре­бительской кооперации со смыслом провозглашения Российс­кой Федерации социальным государством, с гарантией свободы экономической деятельности, с признанием и равной защитой всех форм собственности, с иными положениями Конституции.

Жизнь подтверждает, что для такой надежды есть веские основания. Например, когда потребительские общества, пот­ребсоюзы, их предприятия переживали самый глубокий с на­чала рыночных преобразований хозяйственный и финансовый кризис, им на помощь пришло Правительство Российской Фе­дерации, принявшее 24 января 1994 г. постановление "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации".

Во-первых, постановление положило начало цивилизо­ванным отношениям сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Центросоюзом Российской Федера­ции. Правительство признало необходимым строить эти вза­имоотношения на основе ежегодно заключаемых между ними соглашений.

Во-вторых, постановление рекомендовало местным орга­нам исполнительной власти также строить свои взаимоотно­шения с организациями потребительской кооперации в соот­ветствии с ежегодно заключаемыми с ними соглашениями.

В-третьих, постановление предусматривало оказание ор­ганизациям потребительской кооперации финансовой помощи и поддержки путем предоставления кредитов, налоговых льгот, льгот по тарифам и др.

Ежегодно заключаемые соглашения вошли с тех пор в прак­тику и позволили относительно устойчиво обеспечивать това­рами и услугами не только пайщиков, но и остальное сельское население, а на этой основе сохранить организационную сеть потребительской кооперации, значительную часть ее матери­альной и технической базы, квалифицированных работников.

Эта политика государственной поддержки потребитель­ской кооперации нашла подтверждение в Указе Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г. "О мерах по стаби­лизации обеспечения сельского населения товарами и услу­гами". Ключевым вопросом Указа было восстановление нару­шенных прав пайщиков, в том числе граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг., а восстановление их имущественных прав объявлялось одним из направлений го­сударственной политики в деле выравнивания условий жизни сельских и городских жителей.

Оказание потребительской кооперации поддержки, вклю­чая перенесение срока уплаты задолженности по кредитам, полученным в 1992-1994 гг., и начисленным по ним процентам, а также предоставление ей других льгот были поставлены в за­висимость от выполнения Указа в части полного восстановле­ния нарушенных прав пайщиков.

С января 1995 г. начала действовать первая часть Граж­данского кодекса Российской Федерации, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло проти­воречие между статьями Закона "О потребительской коопера­ции в Российской Федерации" 1992 г. и положениями нового ГК РФ. Например, согласно пункту 1 статьи 5 указанного Закона имущество потребительского общества принадлежит пайщи­кам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собс­твенности, а в пункте 2 статьи 48 ГК РФ потребительские коо­перативы отнесены к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) имеют не вещные, а обязатель­ственные права, в силу чего собственником имущества призна­ется сам потребительский кооператив, но не его пайщики и не его работники.

Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве и в связи с принятием ГК РФ в июле 1997 г. издан Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребитель­ской кооперации в Российской Федерации".

В новой редакции это Закон Российской Федерации "О пот­ребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Основной дух Закона — признание пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской ко­операции. Правовые акты прежней, социалистической форма­ции принуждали потребительскую кооперацию обеспечивать товарами "своих членов и обслуживаемое население". А в этом постсоветском Законе "обслуживаемое население" (или "ос­тальное население") даже не упоминается. Зато через весь За­кон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.

Закон состоит из преамбулы, 9 глав, 40 статей.

В преамбуле определены основные задачи потребитель­ской кооперации. Записано, что Закон гарантирует потреби­тельским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим, лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку.

В главе первой - "Общие положения" — раскрыты ис­пользованные в Законе основные понятия, определены вза­имоотношения государства и системы потребительской коо­перации, сформулированы важнейшие принципы создания и деятельности потребительского общества, его правомочия как юридического лица, особенности трудовых отношений в обще­ствах и их союзах.

Глава вторая - "Образование потребительского обще­ства" - определяет порядок учреждения потребительского общества, его государственной регистрации и круг сведений, которые должны содержаться в уставе общества.

Глава третья - "Членство в потребительском обще­стве" - содержит статьи о приеме в потребительское обще­ство, о правах и обязанностях пайщиков, случаях прекраще­ния членства в обществе, возврате паевого взноса пайщику, выходящему или исключенному из общества.

В главе четвертой - "Органы управления потребительско­го общества" - дана структура этих органов, определены пол­номочия общего собрания общества, собрания пайщиков коопе­ративного участка, общего собрания уполномоченных общества, совета общества и ревизионной комиссии общества. Устанавлива­ется также порядок принятия решений на указанных собраниях.

Глава пятая - "Имущество потребительского обще­ства" - устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых в потребительском обществе фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов.

В главе шестой - "Основы деятельности потребитель­ского общества" - речь идет о бухгалтерском учете и финансо­вой отчетности общества, порядке ведения документов и самих документах, которые должны храниться по месту нахождения совета потребительского общества.

Глава седьмая - "Реорганизация и ликвидация пот­ребительского общества" - определяет порядок слияния,

присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок ис­пользования имущества ликвидируемого общества.

В главе восьмой - "Союз потребительских обществ" - рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления в союз, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец, порядок реорганизации и ликвидации союза.

Глава девятая - "Переходные положения" - содержит требование к потребительским обществам, союзам потреби­тельских обществ, их организациям и учреждениям, создан­ным до вступления в силу настоящего Закона, привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев.

В апреле 2000 г. данный Закон Российской Федерации был еще раз обновлен и дополнен. В результате в Законе расширен перечень задач потребительской кооперации; уточнены вопро­сы, относящиеся к компетенции советов и правлений потреби­тельских обществ и их союзов; зафиксирована норма о праве союза осуществлять контрольные и распорядительные фун­кции в отношении как потребительских обществ, которые яв­ляются членами данного союза, так и созданных потребитель­скими обществами соответствующих союзов потребительских обществ, и т.д.

Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране пре­образованиями. Закон открыл новый этап в развитии коопера­тивного движения потребителей в России, расширил возмож­ности для свободного развития потребительской кооперации.

Весьма непростая задача - претворить возможности в действительность. Ведь даже самый хороший закон не осущест­вляется автоматически, сам по себе; его положения реализуют конкретные люди, причем это требует немалой настойчивос­ти, напряженного труда. Решающее значение для обеспечения "работы" Закона имеет активное и последовательное сотворчество пайщиков и работников кооперации одновременно во всех звеньях системы, особенно в потребительских обществах.

Центросоюз России, региональные потребсоюзы и боль­шая часть потребительских обществ, опираясь на Закон, в пос­ледние годы проделали значительную работу. Усилия были на­правлены на то, чтобы вывести потребительскую кооперацию из экономического кризиса, выработать и осуществить систему мер, обеспечивающих подъем кооперативного хозяйства, уточ­нить социальное предназначение потребительской кооперации с учетом современных условий, строить ее внутреннюю жизнь в соответствии с нравственными ценностями и принципами международного кооперативного движения. Эти усилия стали приносить положительные результаты.

И, тем не менее, задачу возрождения потребительской коо­перации страны пока нельзя признать до конца решенной.

В каких основных направлениях для возрождения потре­бительской кооперации следует действовать в дальнейшем?

Все еще в потребительских обществах зачастую не хвата­ет сосредоточенности на пайщиках, нередко не принимаются во внимание их мнение, запросы. Предстоит осознать, признать самоценность пайщиков и исходя из этого на удовлетворение их материальных и иных потребностей, на предоставление ощутимых преимуществ именно им нацеливать всю деятель­ность потребительской кооперации, использовать ее ресурсы1.

Тогда можно рассчитывать на рост доверия населения к коопе­рации и расширение ее социальной базы.

Сегодня каждый третий пайщик фактически не участ­вует в кооперативном самоуправлении, так как в прошлом в деле управления было много бюрократического формализма и лицемерия. Нужно от "относительной демократии" перейти к демократии действительной, а формы самоуправления напол­нить демократическим содержанием. Только заинтересованное участие самих пайщиков способно превратить потребительское общество в живой организм.

Сегодня наши потребительские общества обладают боль­шей степенью самостоятельности, чем в дорыночные времена. Но самостоятельность должна уравновешиваться с ответствен­ностью, прежде всего перед пайщиками. А еще самостоятель­ность потребительских обществ должна стать необратимой. Лишь тогда можно говорить об автономности, независимости самой кооперации как системы.

Сегодня части работников потребительской кооперации еще недостает предприимчивости. Хозяйствовать же себе в убыток в рыночной экономике нельзя. Отмеченную выше само­стоятельность потребительских обществ необходимо постоян­но подтверждать успешной предпринимательской деятельнос­тью. Только при хозяйственном успехе возможно улучшение обслуживания пайщиков, усиление очень важной — социаль­ной — функции потребительского общества.

Сегодня уже нет прежней опеки государственных струк­тур над потребительской кооперацией, командования ее орга­низациями. Формируется современная кооперативная поли­тика Российского государства, которая во многом определит судьбу и возрожденной потребительской кооперации XXI века. Кооператоры призваны участвовать в выработке этой поли­тики, стать не только ее главным объектом, но и деятельным субъектом.

Возрождение потребительской кооперации — задача не сиюминутная, а стратегическая. Для ее решения недостаточно одного порыва и даже прорыва. Здесь требуется долгая, целе­направленная, упорная работа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...