Правовые основы возрождения потребительской кооперации
Возрождение потребительской кооперации - это ее восстановление, подъем после частичного разрушения, некоторого упадка. Необходимость возрождения вызвана главным образом условиями и последствиями функционирования кооперации в до-рыночный период: тотальным огосударствлением кооперативных обществ и союзов, игнорированием общепринятых ценностей и принципов кооперации, искажением ее целей, деформацией имущественных отношений, принижением самодеятельных начал. В конце 1980-х годов в направлении возрождения кооперации были сделаны лишь первые робкие шаги. В частности, кое-где восстанавливались ранее ликвидированные (путем слияния) сельские потребительские общества, появились отдельные демократические элементы в процедуре выборов органов управления и контроля потребительских обществ (выдвижение большего числа кандидатур, чем имеется мандатов, и др.), обозначились некоторые признаки расширения гласности и т. п. Однако в советское время вопрос о возрождении кооперации был лишь поставлен, но не решен; а впоследствии, когда крайне обострилась политическая и экономическая ситуация в стране и началось свертывание "новой кооперации", этот вопрос был отодвинут на задний план и почти забыт. Таким образом, проблема возрождения кооперации не исчезла, а перекочевала после 1991 г. в новую эпоху, в условия рыночных преобразований, сохранив свою общественную значимость. И в трудной обстановке последних лет кооператоры России, делая все для сохранения системы потребительской кооперации, приняли ряд мер для ее возрождения на демократической основе. Важное значение для возрождения потребительской кооперации имело обновление правовых основ ее деятельности. Закон СССР о кооперации в СССР 1988 г. при своей относительной прогрессивности был несовершенен, а после 1991 г. он частично устарел, и возникла надобность в специальном законе о потребительской кооперации.
Им стал Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", принятый Верховным Советом Российской Федерации в июне 1992 г. Он состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использования ее хозяйственного (предпринимательского) потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения. В соответствии с указанным Законом были приняты новые уставы потребительских обществ и потребсоюзов. Имущество каждого потребительского общества стало принадлежать его пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; работники кооперации тоже начали закреплять за собой выделяемую, согласно уставу, часть имущества1. Закон предусматривал, что взаимоотношения между потребительскими обществами и союзами, а также между союзами впредь строятся на договорной основе. Уже к началу 1993г. почти все потребительские общества России тайным голосованием пайщиков на общих собраниях приняли решение о вступлении в местные союзы и Центросоюз, превратившийся теперь в союз кооперативов2. В ходе осуществления Закона в Краснодарском, Красноярском краях, Кировской, Костромской областях потребительские общества были реорганизованы в акционерные общества, но вскоре в первых трех из этих регионов пайщики свои кооперативы восстановили. В целом же Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", несмотря на свои существенные изъяны, спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственность — от полного и форсированного "раскооперирования".
Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., предоставляет каждому право на объединение (статья 30). Это означает право граждан создавать и свои кооперативные общества, включая потребительские. Кооператоры связывают свою надежду на возрождение потребительской кооперации со смыслом провозглашения Российской Федерации социальным государством, с гарантией свободы экономической деятельности, с признанием и равной защитой всех форм собственности, с иными положениями Конституции. Жизнь подтверждает, что для такой надежды есть веские основания. Например, когда потребительские общества, потребсоюзы, их предприятия переживали самый глубокий с начала рыночных преобразований хозяйственный и финансовый кризис, им на помощь пришло Правительство Российской Федерации, принявшее 24 января 1994 г. постановление "Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации". Во-первых, постановление положило начало цивилизованным отношениям сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Центросоюзом Российской Федерации. Правительство признало необходимым строить эти взаимоотношения на основе ежегодно заключаемых между ними соглашений. Во-вторых, постановление рекомендовало местным органам исполнительной власти также строить свои взаимоотношения с организациями потребительской кооперации в соответствии с ежегодно заключаемыми с ними соглашениями. В-третьих, постановление предусматривало оказание организациям потребительской кооперации финансовой помощи и поддержки путем предоставления кредитов, налоговых льгот, льгот по тарифам и др. Ежегодно заключаемые соглашения вошли с тех пор в практику и позволили относительно устойчиво обеспечивать товарами и услугами не только пайщиков, но и остальное сельское население, а на этой основе сохранить организационную сеть потребительской кооперации, значительную часть ее материальной и технической базы, квалифицированных работников. Эта политика государственной поддержки потребительской кооперации нашла подтверждение в Указе Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г. "О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами". Ключевым вопросом Указа было восстановление нарушенных прав пайщиков, в том числе граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 гг., а восстановление их имущественных прав объявлялось одним из направлений государственной политики в деле выравнивания условий жизни сельских и городских жителей.
Оказание потребительской кооперации поддержки, включая перенесение срока уплаты задолженности по кредитам, полученным в 1992-1994 гг., и начисленным по ним процентам, а также предоставление ей других льгот были поставлены в зависимость от выполнения Указа в части полного восстановления нарушенных прав пайщиков. С января 1995 г. начала действовать первая часть Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 116 которого посвящена потребительским кооперативам. Возникло противоречие между статьями Закона "О потребительской кооперации в Российской Федерации" 1992 г. и положениями нового ГК РФ. Например, согласно пункту 1 статьи 5 указанного Закона имущество потребительского общества принадлежит пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности, а в пункте 2 статьи 48 ГК РФ потребительские кооперативы отнесены к таким юридическим лицам, в отношении которых их участники (члены) имеют не вещные, а обязательственные права, в силу чего собственником имущества признается сам потребительский кооператив, но не его пайщики и не его работники. Для устранения таких принципиальных противоречий в законодательстве и в связи с принятием ГК РФ в июле 1997 г. издан Закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации в Российской Федерации". В новой редакции это Закон Российской Федерации "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации". Основной дух Закона — признание пайщика самой важной фигурой не только в своем потребительском обществе, но и в системе потребительской кооперации. Правовые акты прежней, социалистической формации принуждали потребительскую кооперацию обеспечивать товарами "своих членов и обслуживаемое население". А в этом постсоветском Законе "обслуживаемое население" (или "остальное население") даже не упоминается. Зато через весь Закон красной нитью проходит одна основная идея: организации потребительской кооперации созданы пайщиками и должны верно служить интересам этих пайщиков.
Закон состоит из преамбулы, 9 глав, 40 статей. В преамбуле определены основные задачи потребительской кооперации. Записано, что Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим, лицам, создающим эти общества и союзы, государственную поддержку. В главе первой - "Общие положения" — раскрыты использованные в Законе основные понятия, определены взаимоотношения государства и системы потребительской кооперации, сформулированы важнейшие принципы создания и деятельности потребительского общества, его правомочия как юридического лица, особенности трудовых отношений в обществах и их союзах. Глава вторая - "Образование потребительского общества" - определяет порядок учреждения потребительского общества, его государственной регистрации и круг сведений, которые должны содержаться в уставе общества. Глава третья - "Членство в потребительском обществе" - содержит статьи о приеме в потребительское общество, о правах и обязанностях пайщиков, случаях прекращения членства в обществе, возврате паевого взноса пайщику, выходящему или исключенному из общества. В главе четвертой - "Органы управления потребительского общества" - дана структура этих органов, определены полномочия общего собрания общества, собрания пайщиков кооперативного участка, общего собрания уполномоченных общества, совета общества и ревизионной комиссии общества. Устанавливается также порядок принятия решений на указанных собраниях. Глава пятая - "Имущество потребительского общества" - устанавливает источники формирования имущества, содержит перечень создаваемых в потребительском обществе фондов, определяет порядок распределения доходов, а также имущественную ответственность общества и его членов. В главе шестой - "Основы деятельности потребительского общества" - речь идет о бухгалтерском учете и финансовой отчетности общества, порядке ведения документов и самих документах, которые должны храниться по месту нахождения совета потребительского общества.
Глава седьмая - "Реорганизация и ликвидация потребительского общества" - определяет порядок слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, ликвидации потребительского общества, а также порядок использования имущества ликвидируемого общества. В главе восьмой - "Союз потребительских обществ" - рассматриваются основные принципы создания и деятельности союза, порядок вступления в союз, источники его имущества, полномочия органов управления и контроля союза и, наконец, порядок реорганизации и ликвидации союза. Глава девятая - "Переходные положения" - содержит требование к потребительским обществам, союзам потребительских обществ, их организациям и учреждениям, созданным до вступления в силу настоящего Закона, привести свои уставы в соответствие с ним в течение 12 месяцев. В апреле 2000 г. данный Закон Российской Федерации был еще раз обновлен и дополнен. В результате в Законе расширен перечень задач потребительской кооперации; уточнены вопросы, относящиеся к компетенции советов и правлений потребительских обществ и их союзов; зафиксирована норма о праве союза осуществлять контрольные и распорядительные функции в отношении как потребительских обществ, которые являются членами данного союза, так и созданных потребительскими обществами соответствующих союзов потребительских обществ, и т.д. Закон "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" является правовой базой возрождения потребительской кооперации, ее реформирования в соответствии с проводимыми в стране преобразованиями. Закон открыл новый этап в развитии кооперативного движения потребителей в России, расширил возможности для свободного развития потребительской кооперации. Весьма непростая задача - претворить возможности в действительность. Ведь даже самый хороший закон не осуществляется автоматически, сам по себе; его положения реализуют конкретные люди, причем это требует немалой настойчивости, напряженного труда. Решающее значение для обеспечения "работы" Закона имеет активное и последовательное сотворчество пайщиков и работников кооперации одновременно во всех звеньях системы, особенно в потребительских обществах. Центросоюз России, региональные потребсоюзы и большая часть потребительских обществ, опираясь на Закон, в последние годы проделали значительную работу. Усилия были направлены на то, чтобы вывести потребительскую кооперацию из экономического кризиса, выработать и осуществить систему мер, обеспечивающих подъем кооперативного хозяйства, уточнить социальное предназначение потребительской кооперации с учетом современных условий, строить ее внутреннюю жизнь в соответствии с нравственными ценностями и принципами международного кооперативного движения. Эти усилия стали приносить положительные результаты. И, тем не менее, задачу возрождения потребительской кооперации страны пока нельзя признать до конца решенной. В каких основных направлениях для возрождения потребительской кооперации следует действовать в дальнейшем? Все еще в потребительских обществах зачастую не хватает сосредоточенности на пайщиках, нередко не принимаются во внимание их мнение, запросы. Предстоит осознать, признать самоценность пайщиков и исходя из этого на удовлетворение их материальных и иных потребностей, на предоставление ощутимых преимуществ именно им нацеливать всю деятельность потребительской кооперации, использовать ее ресурсы1. Тогда можно рассчитывать на рост доверия населения к кооперации и расширение ее социальной базы. Сегодня каждый третий пайщик фактически не участвует в кооперативном самоуправлении, так как в прошлом в деле управления было много бюрократического формализма и лицемерия. Нужно от "относительной демократии" перейти к демократии действительной, а формы самоуправления наполнить демократическим содержанием. Только заинтересованное участие самих пайщиков способно превратить потребительское общество в живой организм. Сегодня наши потребительские общества обладают большей степенью самостоятельности, чем в дорыночные времена. Но самостоятельность должна уравновешиваться с ответственностью, прежде всего перед пайщиками. А еще самостоятельность потребительских обществ должна стать необратимой. Лишь тогда можно говорить об автономности, независимости самой кооперации как системы. Сегодня части работников потребительской кооперации еще недостает предприимчивости. Хозяйствовать же себе в убыток в рыночной экономике нельзя. Отмеченную выше самостоятельность потребительских обществ необходимо постоянно подтверждать успешной предпринимательской деятельностью. Только при хозяйственном успехе возможно улучшение обслуживания пайщиков, усиление очень важной — социальной — функции потребительского общества. Сегодня уже нет прежней опеки государственных структур над потребительской кооперацией, командования ее организациями. Формируется современная кооперативная политика Российского государства, которая во многом определит судьбу и возрожденной потребительской кооперации XXI века. Кооператоры призваны участвовать в выработке этой политики, стать не только ее главным объектом, но и деятельным субъектом. Возрождение потребительской кооперации — задача не сиюминутная, а стратегическая. Для ее решения недостаточно одного порыва и даже прорыва. Здесь требуется долгая, целенаправленная, упорная работа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|