Опыт построения системы психологического изучения профессиональной деятельности
§ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ Историко-теоретический анализ принципов и методов психологического изучения профессиональной деятельности и применение их при решении задач психологии труда в условиях производства [73; 105] 106; 108; 112—118] позволили подойти к созданию целостного инструментально-методического арсенала средств организации исследования в практике. Было установлено, что можно построить систему психологического изучения профессиональной деятельности, используя современные принципы и методы анализа деятельности, а также основные принципы и методы профессиографии, организовав их применение с позиций системного подхода. Такая система должна обеспечить изучение внешних и внутренних составляющих структуры профессиональной деятельности в их взаимодействии для того, чтобы выявить закономерности регуляции процессов формирования, протекания и изменения профессиональных навыков, а также для установления характера влияния возникающих взаимосвязей между внешними и внутренними составляющими профессиональной деятельности на эффект работы человека. Изучение профессиональной деятельности как целостного объекта строилось нами на основании положений, развиваемых в целом ряде работ [24; 94; 100; 155; 161; 251 и др.], согласно которым чело-век-профессионал, будучи сложной системой, функционирует в системе («человек—машина» или «человек—машина—производственная среда»), состоящей из ряда подсистем со сложными взаимосвязя-ми между ними. Человек-профессионал в этих си- стемах рассматривается как «звено», «организующее систему, направляющее ее на достижение определенного, заранее им же самим заданного результата и обеспечивающего пластичность ее функционирования. Таким образом, психологический анализ профессиональной деятельности человека может проводиться и «по линии анализа объекта как элемента более широкого целого, и по линии анализа отдельных элементов самого объекта» [251, с. 152].
В качестве «объекта» мы рассматривали профессиональную деятельность, включенную в конкретный процесс труда, а в качестве «элемента самого объекта" - психологическую структуру профессиональной деятельности человека. Подходя с позиций современной психологии к изучению профессии как «некоей объективной и притом совершенно регламентированной организации деятельности личности» [67, с. 19], мы считаем, что профессиональную деятельность необходимо исследовать как динамическую, полиструктурную много-уровневую иерархическую систему. Это означает раскрытие всего многообразия взаимоотношений личности с предметами, средствами, и продуктами труда, с людьми, с целым рядом специфических и неспецифических явлений, сопровождающих трудовой процесс, и определение влияния этих взаимоотношений на функционирование актуализируемых деятельностью психических процессов. В связи с вышеизложенным исследование различных видов профессиональной деятельности должно охватывать разнообразные стороны процесса труда, его организацию и данные об осуществлении этого труда человеком не только по внешним показателям, но и по показателям, раскрывающим регуляцию протекания данной деятельности. Поэтому психологический анализ профессиональной деятельности осуществляется как бы на двух взаимосвязанных уровнях, раскрывающих внешние взаимосвязи и взаимоотношения, которые складываются между простыми моментами процесса труда: целесообразной деятельностью или самим трудом, предметом труда, средствами труда [1, т. 23, с. 189], и человеком.
Изучение на внешнем уровне взаимосвязей между целесообразной деятельностью человека, предметами и средствами труда является исследованием взаимоотношений, складывающихся в системе "человек—машина», обусловленных конкретным технологическим процессом и внешними средствами его реализации. При этом исследуются и внешние условия данного профессионального труда, которые заложены в его организации (производственная среда), и характер их воздействия на человека в процессе деятельности. Таким образом, в целом исследуется система «человек—машина—производственная среда», «целостность которой создают так называемые человеческие факторы в технике» [168, с. 45J. "Человеческий фактор» —это сложное динамическое «образование», функционирующее при взаимодействии специфических социальных, психологических и психофизиологических регуляторов, обусловливающих деятельность субъекта труда, включенного в систему трудового процесса в качестве ее главного преобразующего, регулирующего и оценивающего компонента. Отличительной особенностью данного компонента является осознанное целенаправ-ленное исполнение объективно заданных трудовых действий заданными орудиями труда, а также поиск новых способов и приемов достижения необходимых профессиональных результатов. Изучение «человеческого фактора как компонента системы «человек—машина—производственная среда», включенного в процесс труда, осуществляется посредством профессиографии. Она вскрывает причины (объективные и субъективные) неуспешности и затруднений субъекта труда при выполнении работы, а также способы его адаптации к профессиональной деятельности и позволяет выявить требования, предъявляемые профессией к личностным особенностям, психологическим способностям и психофизиологическим возможностям человека. Исследование «человеческого фактора» в структуре трудового процесса как самостоятельной системы, функционирование которой обусловлено взаимодействием специфических мотивационных, когнитивных и операторных компонентов деятельности, строится на основе положений, разработанных А. Н. Леонтьевым в теории деятельности, которые рассматривались нами как руководство к выбору объекта исследования, к выделению «единиц» макроструктуры деятельности и ее анализу [150]
В качестве «единиц» анализа структуры профессиональной деятельности на макроуровне были определены следующие. Отдельная деятельность», которая «выделяется из общего потока деятельности» по различным признакам: форме, способам осуществления, эмоциональной напряженности, временным и пространственным характеристикам, физиологическим механизмам и т.д. [150, с. 102]. В зависимости от того, какое значение приобретает тот или иной признак для субъекта и выступает ли этот признак или совокупность аналогичных признаков для субъекта как основной предмет деятельности, побуждающий человека мобилизовать все свои возможности (волю, внимание, знания, умения и т. п.), выделяется деятельность, психологическая структура которой подлежит изучению. "Действия" выделяемые по конкретным задачам, которые должен решать cубъект труда, заранее представляя способы их достижения и конечный результат. Задача рассматривается как цель деятельности, данная в определенных условиях. Операции», выделяемые по способу осуществления действия, представляющие собой как бы чисто технический» состав действия. Выделенные «единицы» взаимосвязаны между собой и при изучении деятельности рассматриваются во взаимодействйи как целостный процесс, который характеризуется постоянно происходящими трансформациями. «2. СХЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Общая схема психологического анализа профессиональной деятельности При разработке схемы особое внимание уделялось подбору такого методического инструмента, который позволил бы задавать единые линии анализа внешних (производственных) и внутренних (субъектных составляющих профессиональной деятельности. Адекватными для данной цели оказались предложенные Э. Г. Юдиным принципы изучения объекта системного исследования на трех уровнях анализа: «параметрическом», «морфологическом» и «функциональном» [251, с. 101]. Первый уровень был переименован в нормативно-параметрический для более точного определения анализа заданных нормативов профессиональной деятельности. Данная схема (Сх. 1)
1. Нормативно-параметрическое описание профессиональной деятельности 2.Описание внешней профессиональной деятельности 3. Описание внешнего функционального строения профессиональной деятельности (функциональное строение) 4. Оценка эффективности функционирования исследуемого объекта на внешнем уровне. 5. Описание внутренней психологической структуры профессиональной деятельности (морфология) 6.Описание внутренний функции 7. Оценка влияния взаимодействия внешних и внутренних составляющих деятельности на эффективность труда Схема 1 - представляет собой программу системного психологического изучения профессиональной деятельности, так как включает в себя сразу несколько общих оснований его проведения в целом: 1) нормативно-параметрическое описание профессиональной деятельности (сх. 1, п. 1) является начальным этапом изучения и внешнего (сх. 1, пп. 2—4) и внутреннего строения деятельности (сх. 1, пп. 5-7); 2) оценка эффективности исполнения деятельности необходима при изучении и внешнего (сx. 1, п. 4) и внутреннего (сх. 1, п. 7) ее строения; 3) на морфологическом и функциональном уровнях анализа деятельности должно изучаться ее внешнее и внутреннее строение. Наряду с этим в схеме задана последовательность целостного изучения профессиональной деятельности (сх. 1, пп. 1-7) и последовательность самостоятельного исследования ее внешнего и внутреннего строения как систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|