Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы психологического изучения профессиональной деятельности и структура их использования




 

Одним из необходимых условий психологического изучения профессиональной деятельности является использование целого комплекса методов: информационных, аналитических и интерпретационных. Но, как показали исследования, эффективное использование этого комплекса возможно при определенном его построении. В связи с этим была, осуществлена систематизация всех методов на основе «рабочей классификации методов», предложенной Б. Г. Ананьевым [7, с. 296—297] для проведения современного психологического исследования. Из четырех групп методов, включенных о классификацию, мы применили только те три группы, в которые включены методы, применяемые при изучении профессиональной деятельности. К, ним относятся эмпирические методы (изучение документации, наблюдение, опрос, биографический метод, метод изучения продуктов деятельности, трудовой метод, метод эксперимента); методы обработки эмпирических данных: качественные (метод экспертной оценки, метод анализа ошибок, сравнительный анализ эмпирических данных) и количественные (статистические методы: дисперсионный, корреляционный, факторный, графический анализы); интерпретационные методы опытных данных: структурно-системный анализ для описания морфологии психологической структуры профессиональной деятельности; функционально-структурный анализ для изучения функциональных взаимосвязей операционно-технологической (внешней) и психологической (внутренней) структур деятельности. Эти группы были сведены в схему (сх. 6), которая наглядно отражает взаимосвязи методов и последова-

тельность их использования. Применение методов по этой схеме показало, что работа исследователя улучшается и ускоряется. Это обусловлено тем, что представленная структура методов задает их взаимообо-

гащающее использование. Так, данные, собранные методами одной группы, в дальнейшем являются основанием для получения новых данных, но уже при помощи методов другой группы. Например, собранная технологическая информация об операциях и способах их исполнения подвергается качественном анализу, а результаты, последнего становятся объектом наблюдения с целью получить-качественную и количественную информацию о характере протекания этих операций в процессе осуществления профессиональной деятельности. Данные, полученные в результате наблюдения (например, ошибки в работе: становятся объектом экспериментального исследования путем использования одного из способов peги-страции и т. п.

Данная схема является только ориентированой основой, ее применение требует творческого подхода, адекватного целям и условиям исследования. Также необходимо и. представление об особенностях и целях применения каждого метода. Поэтому даете краткая характеристика целей использования каждого метода в отдельности и взаимосвязанно.

Эмпирические методы

Сбор данных о профессии проводится посредстве использования эмпирических методов по заранее подготовленным схемам или таблицам. Построение схем и таблиц обусловливается спецификой изучаемого трудового процесса и задачей исследования.

Метод изучения документации используется для сбора объективной информации о процессе труда, об авариях, браке, о составе работающих, их профессиональной подготовке и состоянии здоровья. Эта информация извлекается из следующей документации:

технологической (технологические карты) —сведения об изготовлении изделия: технологические операции, последовательность и способы их исполнения; требования к качеству исполнения операций и к качеству готового изделия;

технической («спецификации», расчетные записки, карты и др.)—расчетные параметры, знание о которых необходимо для определения специфической

психологической нагрузки на сенсорные и мопализаторы, на эмоционально-волевую сферу и для определения требований, предъявляемых к процессам восприятия, внимания, мышления, памяти и сенсорным процессам; по оборудованию (орудиям труда) выясняется назначение различных технических устройств (индикаторов, органов управления, механических и «ручных» инструментов и др.), с которыми взаимодействует человек в процессе деятельности, устанавливается последовательность и цикличность работы с ними. по кадрам—собираются сведения о возрасте, стаже работы общем и по данной специальности, профессиональной подготовке и квалификации работников, текучести кадров и ее причинах и др.; по авариям и браку—сведения о причинах аварий и брака, частоте их. возникновения, а также лица, более часто их допускающих; по планированию задания, производительности и оплате труда—формальные сведения о планировании работы администрацией в течение дня, недели и, месяца и" года и ее фактической реализации. Сведения о производительности труда ежедневной и месячной, формах морального поощрения, оплате медицинской—сведения о частоте обращений в медпункт в течение дня, недели, месяца; причины обращений и состав обращающихся. Диагнозы заболеваний и частота заболеваний работников. Травмы, их причины, частота возникновения, работники, подверженные травмам, и т. д.

Из перечисленной документации изучается только та, которая необходима для решения поставленной задачи.

Так, например, если документация техническая, технологическая, по оборудованию, составу работающих, авариям и браку необходима во всех случаях, то медицинская документация изучается лишь при решении задач профутомления, а также при решении задач профтравматизма, профориентации и профконсультации.

Метод наблюдения — метод изучения трудового поведения работника и организации его деятельности, который позволяет выявить характер протекания профессиональной деятельности. В результате

 

наблюдения трудовой процесс разбивается на от дельные операции для осуществления пооперационного анализа деятельности, который является основанием для психологической «расшифровки» операций.

В зависимости от задачи исследования наблюдение проводится непрерывно или выборочно. Н епрерывное наблюдение проводится в тех случаях, когда необходимо составить полную картину протекания конкретного процесса труда с целью выявить специфические и неспецифические особенности его протекания. Выборочное наблюдение проводится в тех случаях, когда требуется изучить какой-либо элемент или этап процесса труда, чтобы определить его напряженность, сложность, длительность и характер исполнения, а также причины и частоту возникновения ошибочных действий и т. п.

Метод наблюдения включает непосредственное и опосредствованное наблюдения. Непосредственным является наблюдение, проводимое визуально, без вспомогательной аппаратуры, а опосредствованным — наблюдение, осуществляемое с помощью различной аппаратуры: секундомера, фото- и киноаппарата, различных регистрирующих устройств (самописцев, магнитофонов, видеомагнитофонов), на которые сигналы поступают с датчиков, установлении: па органах управления, фотодатчиков, установленных над регистрируемым объектом, и др.

Любому опосредствованному наблюдению предшествует непосредственное, которое позволяет выделить то, что следует регистрировать.

Непосредственное наблюдение проводится по за ранее подготовленным схемам (таблицам), состав ленным на основе данных технологической и технической документации для наблюдения за исполнением технологических операций. Графы данных таблиц включают технологическое название операций, сгруппированных по назначению в подготовительные, исполнительные и контрольные, способы их исполнения, приемы работы и помехи, возникающие в процессе труда. На основании документации по оборудованию составляются схемы-таблицы для наблюдения за использованием индикаторов, органов управления и описания индивидуальной организации ра-

бочих мест. Каждая таблица дополняется графой "примечание», в которую вносятся данные, не предусмотренные в таблице, но существенные для анализа процесса труда.

Наряду с табличными способами фиксации собираемых данных существует символическая фиксация внешних действий [185] и так называемый алгоритмический или операциоино-структурный метод описания трудового процесса, заимствованный из кибернетики [34, 185]. Алгоритмический способ фиксации трудового процесса применяется после пооперационного описания деятельности и только в том случае, когда порядок выполнения операций точно определен и регламентирован. Выделенные при пооперационном описании последовательно исполняемые операции (называемые операторами) и условия их выполнения (логические условия) изображаются в той последовательности, в которой они протекают, отражая в компактной форме типичный алгоритм исследуемой профессиональной деятельности.

Применение алгоритмического способа фиксации трудового процесса позволяет: установить частоту повторения операторов и логических условий; выделить логические условия, затрудняющие нормальное течение трудовой деятельности человека; выделить возможные варианты решения профессиональных задач, осуществить сравнительный анализ индивидуальных способов работы; прогнозировать наиболее оптимальный алгоритм работы и автоматизацию некоторых трудовых процессов, а также строить учебно ориентировочный материал и др.

Таким образом, непосредственное наблюдение позволяет описывать, как протекает деятельность профессионала на основе пооперационного анализа процесса труда, способов и приемов исполнения операций; индивидуальной и общей организации рабочих мест; оперативных сенсорных и моторных зон деятельности; помех и сбоев, возникающих в процессе работы, и их причин; ошибок, Допускаемых во время работы; сложных, критичных моментов работы; поведения работников в процессе деятельности в типичных и усложненных условиях; взаимоотношений с другими работниками при выполнении работы.

Опосредствованное наблюдение проводится по схемам-таблицам, составленным по данным, зафиксированным путем непосредственного наблюдения. Регистрируются те элементы трудового процесса, которые должны характеризоваться качественно, и количественно. К. ним относятся следующие элементы: операции, длительность выполнения которых определяется посредством пооперационного хроно-метража; планирование работы, определяемое путем «фотографии рабочего дня», в которой фиксируется время, распределяемое самим работником, и время, затрачиваемое на устранение технологических и технических помех; оперативная сенсорная и моторная нагрузка, определяемая регистрацией зрительных и кинестетических фиксации и движений, которые выполняются в определенный, выделенный для регистрации отрезок времени; помехи и ошибки, периодичность их возникновения и длительность устранения; критичные и наиболее сложные моменты работы, периодичность и длительность их протекания.

При опосредствованном наблюдении в зависимости от целей наблюдения и условий его осуществления можно использовать различные регистрационные методики. Достаточно много методик разработано для регистрации различных характеристик трудовых действий и операций Так, хронометраж времени выполнения действия позволяет определить длительность, скорость и ритмичность их исполнения [82; 91; 185]. Циклография [20} киносъемка с последующим анализом кадров [11; 82; 143; 167; 174] позволяют зафиксировать траекторию, амплитуду и скорость трудовых действий, их ритм и силу. Методы регистрации кинематических трудовых действий (механические и электромеханические) позволяют определить их пространственные координаты, скорость, ускорения, усилия, прикладываемые к инструментам при исполнении действий н их отклонении от заданной траектории [28; 82; 174; 189].

Нами также был разработан и применен к изучению деятельности намотчиц катушек трансформаторов метод непрерывной регистрации координированных трудовых движений, позволяющий регистрировать сенсомоторные действия станочников, совершаемые в процессе деятельности [72]. Данный метод

 

позволил провести достаточно совершенную в условиях производства запись движений станочников и выделить в них отдельные


действия и операции по преобразованию предмета труда, а также движения по подготовке к исполнению действия и операции, их реализации и контролю за ними.

Метод опроса используется в форме непосредственного опроса работников психологом, который ведется как беседа или интервью по специально разработанным опросникам или заранее составленному плану, содержание которых обусловлено задачей исследования.

|..-К HOC 111) пи

С одной стороны, метод позволяет дополнить и пояснить информацию наблюдаемых в трудовом процессе явлений о причинах ошибок, брака и аварий, сложности и напряженности работы, неудобствах, раздражительности, неадекватного поведения; об ощущении усталости и т. п.; дополнить информацию, полученную из документации о содержании труда, его особенностях; о причинах обращения в медпункт, о Причинах текучести и др. С другой стороны, метод позволяет получить информацию, которую трудно выявить не только наблюдением и изучением документации, но и экспериментальной проверкой. К этой информации относится следующая: оценка работниками условий и организации труда; оценка собственной работы; отношение к профессии, работе, коллективу, в котором протекает деятельность; мотивы выбора профессии; неудовлетворенность работой и ее причины; предложения по совершенствованию работы и др. Но следует учитывать, что «высказывания субъекта — показания его самонаблюдения должны быть взяты не как совокупность положений, заключающих в себе готовую истину о субъекте, а как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователем в результате их со-поставления с соответствующими объективными данными.Объективный анализ высказываний испытуемого приводит нередко к результатам, отличным или даже прямо противоположным их непосредственному содержанию» [201, с. 171].

 

Метод изучения продуктов деятельности позволяет по результатам труда определить качество выполненной человеком работы посредством сопоставления продукта труда и требований, предъявляемых к его изготовлению. В результате такого сопоставления выясняется не только эффективность деятельности субъекта труда, но и некоторые причины, снижающие ее. Этот метод чаще применяется в тех случаях, когда осложнено наблюдение за протеканием процесса труда, или в тех случаях, когда требуется дополнительная информация о деятельности субъекта труда к данным, полученным методом наблюдения, опроса, эксперимента, изучения доку ментации в целях постановки вопросов, требующих решения.

Трудовой метод представляет собой метод, включающий одновременно и элементы сбора материала, и элементы его анализа.

Сущность метода заключается в том, что психолог, изучая профессиональную деятельность непосредственно на конкретном рабочем месте, совмещает в одном лице и исследователя и рабочего, осуществляя самонаблюдение. Самонаблюдению предшествуют изучение технической и технологической документации и 'наблюдение за исполнением трудового процесса. Эти данные служат основанием для построения протоколов самонаблюдения, т. е. для проведения исследования трудовым методом.

Ценность трудового метода определяется тем, что в ходе изучения профессии этим методом достигалось «... доскональное знание профессии или вида деятельности», что «крайне обостряет наблюдатель-«ость по отношению к стороннему человеку, не говоря уже о том, что позволяет полностью ориентироваться, заметить в этой деятельности нечто практически важное, самое главное, необходимое для достижения успеха» {124„ с. 56—57]. При изучении профессии трудовым методом выделяются сложные элементы профессиональной деятельности, неоптимальные приемы работы, обусловленные нерациональной организацией обучения и рабочего места, которые у профессионалов обнаружить трудно, так как они к ним уже приспособились, и тут же намечаются пути их оптимизации, рационализации и усовершенствования.

 

Кроме того, метод позволяет выделить некоторые психологические функции, актуализируемые данной профессиональной деятельностью.

Как показали наши исследования, применение трудового метода особенно полезно при решении задач организации или оптимизации профессионального обучения [118] и рабочего места, распределении функциональной нагрузки между работниками бригады на конвейере [113].

Однако этот метод применим лишь к профессиям средней квалификации, не требующим предварительной длительной теоретической и практической подготовки и не связанным с особо опасными условиями работы.

Биографический метод воссоединяет в себе методы опроса и изучения документации об общем и специальном образовании, профессиональном продвижении и т. п. Опрос проводится не только с исследуемым рабочим, у которого выясняются его интересы, потребности, мотивы выбора профессии, отношение к труду и т. п., но и с теми лицами, которые связаны с ним неформально, в быту (родные, друзья) и формально, на работе (руководители, товарищи по работе и др.).

Биографический метод позволяет выяснить условия формирования личности профессионала, формирование трудового пути рабочего, рационализатора, а также причины, усложняющие его адаптацию в профессиональной среде.

Производственный эксперимент проводится в реальных производственных условиях для проверки гипотезы, например, о влиянии каких-либо факторов организации труда (скорость работы, количество и частота предъявления информационных сигналов, организация различных элементов рабочего места и др.) на функциональное состояние работника и на эффект его труда. Он заключается в том, что реальные условия работы изменяются на условия, гипотетически предполагаемые оптимальными. Так, нами был проведен производственный эксперимент для изучения влияния скорости на работоспособность намотчиц катушек трансформаторов [115], в результате установлено, что снижение скорости работы станка на 18—20% приводит к повышению производительности труда работниц на 7—10%.

Кроме того, производственный эксперимент позволяет проверить выделенные в процессе психологического исследования профессии психические функции их свойства, актуализируемые деятельностью, и установить характер их формирования и функционирования посредством использования методик исследования различных психических и психофизиологических функций, модифицированных соответственно. исследуемой профессиональной деятельности: кольца Лондольта, корректурные таблицы, методики тремора, КГР, КЧСМ и др. Также возможно и использование метода дополнительных задач [74] Сущность этого метода заключается во введении в естественное протекание деятельности дискретной сенсорной информации, на которую человек должен реагировать. Одним из главных условий успешного проведения такого эксперимента является формирование адекватной мотивации у работника к исполнению дополнительных задач.

Так, например, нами был применен метод дополнительных задач при исследовании деятельности операторов-резчиков трансформаторной стали [112], в результате были получены данные о динамике устойчивости внимания у работников в процессе их труда.

Таким образом, производственный эксперимент включает в себя целую группу различных методов и приемов: непрерывное наблюдение, выборочное наблюдение, методы регистрации трудовых действий и операций, метод дополнительных задач, методики исследования различных психических и психофизиологических функций.

Организация экспериментального исследовании должна соответствовать следующим условиям: сохранению однородности в выборе испытуемых по возрасту, социальному положению, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, стажу работы и успешности в труде.

Методы обработки эмпирических данных (качественные и количественные)

Метод экспертной оценки предполагает анализ не обходимой информации о специфических особенностях профессии и возможных факторах, отрицатель-

но воздействующих на субъекта труда, на основе опроса группы квалифицированных специалистов данной профессии и изучения психологами документации, адекватной задаче исследования. Сравнительный анализ документации проводится с целью составления общей ориентировочной картины процесса труда, его организации, эффективности протекания,, состава работающих и влияния работы на их состояние здоровья. Данная картина вырисовывается на основании сравнительного анализа следующей документации: технологической, технической и по оборудованию для формирования у психолога общего представления о взаимодействии человека с предметом и средствами труда, которое реализуется в процессе трудовой деятельности при изготовлении продукта труда; документации по кадрам и производительности для выделения однотипных групп работников на основании таких показателей, как возраст, профессиональная подготовка, стаж работы по данной специальности и производительность труда; документации по браку, его классификации; медицинской документации для выявления профессиональных травм и заболеваемости. С равнительный анализ результатов непосредственного наблюдения производится для составления качественной характеристики отдельных элементов процесса труда и выделения элементов, подлежащих опосредствованному наблюдению, на основе сравнимого анализа следующих данных: пооперационного анализа процесса труда и способов исполнения операций, в результате которого операции группируются по их значению (подготовительные, исполнительные и контрольные) и по способам исполнения (ручные, машинно-ручные, автоматизированные и т. п.). Выделяются также опера-ции, подлежащие регистрации;индивидуальной организации рабочих мест и приемов работы, на основе которых оценивается оптимальность организации труда и, ориентировочно, организации профессиональной подготовки рабочих; расположения органов управления, индикаторов

и других устройств, с которыми работает профессионал, и использование их в процессе труда, в результате которого оценивается оптимальность их расположения и удобства применения;

по авариям, браку, ошибкам и сбоям, происходящим в процессе работы, и причинам их возникновения, в результате которого проводится классификация причин их возникновения: «технических» и «человеческих» (психофизиологических).

Анализ ошибок рассматривается как анализ отклонений от нормального протекания трудового процесса, возникающих по вине человека, и осуществляется на основании сравнительного анализа информации, полученной при изучении документации по браку, авариям, травматизму; наблюдения за процессом труда, экспертной оценки и статистического анализа частоты и количества возникновения ошибок.

Анализ ошибок дает возможность проводить их классификацию и устанавливать причину их возникновения, которые могут быть обусловлены различными факторами: плохой профессиональной подготовкой; нечеткостью инструкции по работе; неисправностью оборудования; отрицательным влиянием окружающей среды на функциональное состоянии работника; несвоевременной оценкой правильности действий; напряженностью работы; безответственностью работника и т. п.

Кроме того, анализ ошибок позволяет выделять сложные, критичные и напряженные ситуации процесса труда, в которых более четко проявляются а туализация и работа специфических функций, так как именно нарушение их согласованного протекания и приводит к ошибкам.

Статистический и графический анализы ряда количественных данных проводятся с целью получи объективную информацию о закономерностях и динамике протекания профессиональной деятельности.

Статистический анализ выявляет ряд количественных изменений в деятельности в течение рабочего дня и особенно на ряде временных отрезков работы [58;66;219 и др.]. По средним арифметически, показателям, по среднему квадратичному отклонению, средним ошибкам и ранговым корреляциям.

Графический анализ дает возможность более рельефно и четко проследить те изменения, которые свойственны характеру протекания исследуемой деятельности. В частности, для определения характера динамики работоспособности широко используются графики, а для сравнительного анализа характеристик функциональной структуры деятельности—диаграммы.

Интерпретационные методы опытных данных

Структурно-системный анализ проводится, для описания морфологии как внешнего строения профессиональной деятельности, включающего операционно-технологическое описание процесса труда, так и для описания морфологии внутреннего психологического строения той же деятельности, но изучаемой в рамках концептуальной схемы анализа деятельности А.Н.Леонтьева. Эти описания проводятся на основе результатов анализа обработанных эмпирических тих, полученных при изучении конкретной профессиональной деятельности.

Функционально-структурный анализ применяется для психологического анализа операционно-технологического содержания труда при составлении психограммы профессии и при изучении внутренней функцональной структуры профессиональной деятельности. В последнем случае используется метод микроструктурного анализа исполнительной деятельности, позволяющий исследовать взаимодействие ее макро- и микрокомпонентов. В качестве этих компонентов В.П. Зинченко предлагает рассматривать локализованные в пространстве и времени активности: целесообразные действия, операции, выделенные при структурно-системном анализе, а также стадии программирования, реализации и контроля, взаимосвязанное протекание которых в пространстве и времени обеспечивает исполнение действий и операций, тленных на осуществление конкретной профессиональной деятельности. Причем данный вид качественного анализа требует и количественного подтверждения, достигаемого посредством использования статистических и

графических методик анализа данных.

Представленная в главе система психологического изучения профессиональной деятельности может применяться психологом труда как инструментарий, позволяющий проводить многостороннее системное изучение профессиональной деятельности. Она обеспечивает исследователю последовательное проникновение на различные уровни структуры профессиональной деятельности (нормативно-параметрический, операционно-технологический, психологический и психофизиологический) и осуществление «зондирования» данной структуры для выявления специфических особенностей производственной и психологической организации деятельности. Это возможно в связи с тем, что в системе последовательно, взаимосвязанно и в соответствии с логикой научной практического исследования представлены: общая схема анализа как внешнего, так и внутреннего строения профессиональной деятельности; схемы изучения' каждого уровня анализа с учетом специфики проведения исследования, обусловленной конкретной целью, а также схема применения комплекса методов, являющихся необходимым инструментом взаимосвязанного изучения особенностей профессиональной деятельности на рассматриваемых в работе уровнях анализа.

Такое построение изучения названных уровней анализа позволяет на каждом последующем уровне раскрывать, дополнять и уточнять данные, полученные на предыдущем уровне, выявлять некоторые психологические и психофизиологические регуляторы протекания деятельности.

Настоящую систему нельзя еще считать завершенной, предполагается ее дальнейшее развитие направлении изучения социально-психологического аспекта профессиональной деятельности и в плане углубления исследований процессов регуляции и протекания профессиональной деятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...