Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схемы изучения внутреннего психологического строения профессиональной деятельности




Построение схем изучения макро- и микроструктур исполнительной профессиональной деятельности осуществлялось на основе концептуальной схемы психологического анализа деятельности А. Н. Леонтьева [150] и метода микроструктурного анализа исполнительной деятельности [59] с учётом результатов их применения в практике [107, 109]. Было установлено, что нужно рассматривать взаимосвязанно признаки, раскрывающие психологическую сущность исследуемой деятельности и с объективной и с субъективной сторон. На макроуровне к объективным были отнесены признаки, характеризующие ее предметное содержание и организацию деятельности, которые влияют, в определенной мере, на формирование у субъекта труда отношения к данной деятель-

ности и представления о ней и способах ее исполнения. Это форма, способы осуществления, пространственные и временные характеристики, напряженность труда профессиональные задачи, орудия труда. К субъективным признакам были отнесены те характеристики, которые отражают осознание субъектом груда как отдельных объективных признаков, заданных в трудовой деятельности, так и их совокупности. К ним относятся: побудительные и направляющие мотивы личности, обусловливающие мотивообразующую - основу деятельности субъекта труда его отношение к ней; представление о цели деятельности и способах ее достижения; овладение способами исполнения деятельности (сх. 4).

Изучение исполнения осознаваемых субъектом труда профессиональных целенаправленных действий, обеспечивающих «жизнь» исследуемой деятельности, проводится посредством рассмотрения характера взаимосвязи между трудовой задачей и представлением человека о процессе и результате ее решения. Это раскрывает «интенциональный аспект действия» т. е. «что должно быть достигнуто» [150, с. 107]. Изучение же «операционного аспекта действия" выявляет способы достижения цели — операции, исполнение которых обусловлено, с одной стороны орудиями труда («орудийные действия»), а с другой стороны теми «внутренними» средствами (образно-концептуальной моделью, знаниями, приемами, навыками и т. п.), которыми осознанно и целенаправленно владеет субъект труда.

Исследование функциональной структуры деятельности рабочих на макроуровне показало, что взаимоотношения, складывающиеся между действия-ми и операциями, действительно раскрывают, но в определенной мере то, как представляет себе субъект труда процесс и результат исполнения деист вия - в целом или «мозаично»; выступает ли для субъекта труда исполняемая им деятельность как одна или многоцелевая, и как планирует о ее осуществление. Так, если субъект труда еще не достиг необходимого профессионального мастерства, то возможно некоторое несоответствие между запланированными способами решения задачи и их исполне-наем, так как не оформилось еще представление о конечным результате в целом.

Например, у намотчиц с 5-летним стажем было установлено, что в начале каждой смены первые 1,5—2 ч они не могут осуществлять

«слияние» операций в действие и

 

каждую операцию выполняют как самостоятельные действия.

Итак, данные макроанализа раскрывают степень готовности субъекта труда к исполнению заданной профессиональной задачи.

Микроанализ функциональной структуры исполнительной деятельности необходим для определения характера регуляции протекания деятельности. Наиболее адекватными индикаторами процессов регуляции в исполнительной деятельности являются трудовые движения (действия и операции). Но данным известных исследователем (И. М. Сеченова [208], П. К. Анохина [10], Н. Л. Бернштейна [22], А. В. Запорожца |90] и др.), движения можно рассматривать как один и.ч индикаторов сонастроенной (согласованной) работы психических процессов, актуализируемых в конкретных видах труда. А также как индикаторы внутренних процессом управления и регуляции, как «организационные единицы» деятельности, отражающие 'изменения функционального состояния или развития утомления (Ф. Бартлет [15, 258], Н. А. Бернштейн [23], А. Т. Велфорд [266], Г. Шмидтке [264] и др.).

Исходя из вышеизложенного для изучения процессов регуляции формирования и протекания деятельности станочников, мы выбрали метод микроструктурного анализа исполнительной деятельности [59, 98], позволяющий проникнуть в действие путем выделения в нем когнитивных (стадии программы и контроля) и исполнительных (стадия реализации) микро-компонентов (сх. 5). Названные микрокомпоненты раскрывают, в определенной мере, как субъект труда строит, планирует процесс исполнения действия и операций и что затрудняет его деятельность. Так, например, микроанализ показал, что у работницы с 5-летним стажем разная степень сформированное™ операций, «сливающихся» в действие, поэтому-то ей трудно сразу в начале работы сонастраивать и осуществлять координированное в пространстве и времени их исполнение.

Взаимосвязанное исследование макро- и микро-компонентов в профессиональной деятельности раскрывает, в определенной мере, возможности субъекта труда в плане представления и исполнения им

профессиональных действий, необходимых для оществления деятельности. В связи с тем что наиболее типичным для целого ряда профессиональных исполнительных видов деятельности является то, что основное действие реализуется посредством сонастроенного взаимосвязанного протекания операций, в предлагаемой нами схеме микроанализа микрокомпоненты выделяются и в действии и в операциях. Причем, как показали исследования и анализ литературных данных, в такой структуре возможно выделение ведущих и вспомогательных микрокомпо-

 

59.

нёнтов действий: ведущиекогнитивные стадии (программа и контроль) действия; вспомогательные когнитивные и исполнительные стадии операций. Ведущие стадии раскрывают построение общей картины исполнения действия, а вспомогательные—только осуществление двигательного реализующего состава действия (исполнение операций).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...